Самым известным и дорогим российским горнолыжным курортом на сегодняшний день является Красная Поляна. По данным Минэкономразвития, контролирующего реализацию этого проекта, в общей сложности в курорт нужно будет вложить $1,5 млрд. Тогда Красная Поляна сможет стать комплексом мирового уровня, пригодным даже для проведения зимних олимпиад. Но произойдет это только через 15 лет. Пока вложения в комплекс гораздо скромнее - порядка $150 млн. На деньги инвесторов построены отели уровня четыре-пять звезд, укреплены склоны, проложены трассы, закуплено оборудование ведущих западных фирм. Государство финансирует только прокладку современной автотрассы до курорта.
Строительство в российской горнолыжной Мекке в ближайшие годы обещает стать еще более масштабным. Сейчас государственное учреждение "Сочинский национальный парк" заключает договора на право аренды земельных участков, расположенных недалеко от Красной Поляны. Для начала будет выделено более 200 га земли, на которых расположится еще около 50 горнолыжных трасс. Какие компании будут среди арендаторов, пока держится в секрете. Но недостатка в инвесторах, вероятно, не будет, поскольку поддержка проекта осуществляется на самом высоком государственном уровне.
Строительством горнолыжных комплексов интересуются крупные российские компании. Например, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) владеет уральским комплексом "Абзаково" в Башкирии и собирается вложить $15 млн еще в один курорт неподалеку, который должен открыться 1 декабря 2003 года. Протяженность трассы составит 2,2 км, пропускная способность подъемника - 2,8 тыс. человек в час, на 75% больше, чем в "Абзакове".
У других курортов, известных еще с советских времен, - Домбая, Чегета, уральских трасс - положение не такое стабильное. Инвесторы идут сюда далеко не так охотно, как на Красную Поляну. Поэтому старые базы размещения реконструируются медленно и постепенно, новые трассы почти не прокладываются, а кое-где еще можно встретить старинные бугельные подъемники с крюками и веревками. "Во все Приэльбрусье вложено не более $20-30 млн. Конечно, кое-что делается. На Домбае, например, в прошлом году были построены две новые гостиницы. Но вообще до мирового уровня эти курорты не дотягивают. Поэтому сюда едут либо романтики, наслышанные об уникальной русской горнолыжной школе, либо туристы, привыкшие кататься здесь еще с советских времен", - объясняет Дмитрий Косарев, генеральный директор туристической компании "Дельта-тур+", специализирующейся на российских лыжных программах.
По подсчетам специалистов РСТ, строить горнолыжные комплексы сейчас гораздо выгоднее, чем, например, возводить отели на берегу моря. Однако пока в горных российских районах дела обстоят не слишком хорошо. Практически нет современных баз на Алтае, на Урале хорошо оборудованы лишь отдельные трассы, как правило, принадлежащие крупным местным компаниям. Строительство горнолыжного курорта на Сахалине, в который "Роснефть" собиралась вложить $365 млн, провалилось из-за того, что местные власти отказались содействовать реализации проекта. "Роснефть" сочла также невыгодным вкладывать $30 млн в комплекс на Домбае. Зато к этому сезону горнолыжные трассы откроются в Самаре - местная администрация вложила в строительство около 300 млн руб.
Москва также не относится к горным регионам, однако лыжные парки строятся и здесь. Подмосковным монополистом является "Волен", на строительство которого было затрачено $12 млн. Этот парк является на сегодняшний день самым комфортабельным в окрестностях столицы. Конкуренцию "Волену" сможет составить только комплекс "Сорочаны", который полноценно заработает только в этом сезоне. На строительство "Сорочан" группа "Итера" потратила около $34 млн. Еще $5 млн в прошлом году было вложено в комплекс "Турист" под Дмитровом, известный тем, что здесь катается Владимир Путин.
По словам Александра Филатова, руководителя Русской горнолыжной школы, строительство в средней полосе России обходится гораздо дешевле, чем в Европе. Качественный комплекс в Подмосковье обойдется в $5-50 млн, в зависимости от расположения склона, необходимости дополнительных работ и цены закупаемой техники. Окупаются наши парки также быстрее европейских. Доход "Волена" за один выходной зимний день составляет 1-4 млн руб., в зависимости от погодных условий. Цены на услуги здесь довольно высоки - билет на 10 подъемов стоит 250 руб. Но поток желающих покататься каждый сезон растет на 20-25%. Москвичам пока просто негде больше покататься в выходной или после работы.
Автор: Инна Коломейская Источник: Известия.Ру |