Этот зимний сезон выдался в горах Сочи на редкость снежным. В марте горшочек также продолжал варить и на склонах до сих пор лежит столько снега, что только кататься и кататься. Причем именно весной это можно делать с особыми комфортом и выгодой – цены ниже, райдеров на трассах гораздо меньше. Сезон на «Роза Хутор» продлится до 22 апреля, и, хотя зон для катания все же немного меньше, снега, драйва и кайфа – более чем достаточно. Сейчас, кстати, еще хороший момент, чтобы поговорить с теми, кто обеспечивает здесь отличное катание и безопасность. Метеорологи, канатчики, лавинщики, спасатели и инструкторы – рассказываем, как устроена служба горы курорта «Роза Хутор».
- Курорт — это целый город, в котором круглосуточно взаимодействуют различные службы. Самое главное происходит ночью. Пока все спят, оснежители делают искусственный снег, ратракисты готовят трассы, слесари и механики обслуживают канатные дороги, дежурный инженер и синоптик противолавинной службы следят за метеорологическими условиями. Координирует всю ночную работу оперативный дежурный. И так 24 на семь 365 дней в году, - рассказывает заместитель генерального директора по эксплуатации горного курорта «Роза Хутор» Сергей Чернов.
Что нам снег, что нам зной…
А начинается все с погоды. От нее на горном курорте зависит практически все. Есть снег – можно кататься. Слишком много? Возможны лавины, закрываются трассы. Для мониторинга погоды на курорте «Роза Хутор» создана своя метеорологическая служба. Ее специалисты каждый день готовят погодные бюллетени, которые и определят работу курорта. Рабочий день у синоптиков начинается в 8 утра. Прежде всего – анализ насколько оправдался прогноз предыдущий, затем составление метеорологических бюллетеней. Для получения необходимых данных на курорте работают восемь станций, они установлены на высоких мачтах в 10-12 метров для защиты от снега. В зимний период, в определенных точках курорта дежурят метеорологи, снимая полевые наблюдения. После сбора всех данных синоптики приступают к картам погоды, выявлению синоптических объектов таких как вихри, циклоны, антициклоны. На высотных картах определяются области тепла, холода, атмосферные фронты.
- Наша местность для прогнозов погоды довольно сложная. Горы - своеобразные препятствия для движения воздушных течений и синоптических объектов. Подходя к горам атмосферный фронт, например, холодный, начинает замедляться, огибать, формируется аэрографическая оклюзия, то есть смыкание. Холодный воздух сжимает теплый и поднимает наверх. Этим обусловлено очень большое количество осадков в наших горах, - объясняет синоптик курорта «Роза Хутор» Адриан Коротеев.
Чаще всего необходим прогноз на ближайшие сутки. Несмотря на все шутки, что синоптики ошибаются один раз, но каждый день, точность прогнозов составляет порядка 95 процентов.
По снегу – из пушки
Информация от синоптиков передается инженерам-лавинщикам. Они ответственны за то, чтобы катание было не только приятным, но и безопасным.
- Лавинная служба курорта - это целый комплекс. У нас работают и метеорологи, и инженеры-лавинщики, и специалисты по активным воздействиям, есть геодезисты, программисты, картографы, экскаваторщики. Даже девушки свои тоже есть, например, уже несколько лет в нашей службе трудится инженер-лавинщик Татьяна Вилимович. Женщины в роли лавинщиц, все еще редкость в нашей отрасли, - рассказывает руководитель противолавинной службы «Роза Хутор» Эльдар Багов.
Специалистов лавинной службы можно сравнить с докторами. Прежде всего – собрать анамнез. Для этого проводятся специальные тесты на устойчивость снега, оценивается разница показателей до снегопада, до потепления, температура слоев снега, плотность, размер кристалла. Анализ ситуации помогают делать специальные программы, разработанные для обработки метеорологической и снеголавинной информации. Если «диагноз» - снег неустойчив, производится принудительный, контролируемый спуск лавин. Для этого применяются различные варианты воздействий. Прежде всего – стационарные пушки «Газекс», они установлены на склонах в местах зарождения лавин. На курорте «Роза Хутор» их – 64. В трубе пушки смешиваются два газа – кислород и пропан, происходит взрыв.
Также на курорте используют мобильные пушки «Аваланчер», которые «стреляют» специальными зарядами. За сезон лавинщики производят более 2000 выстрелов. Чаще всего это происходит ночью, зная количество выпавшего снега специалисты могут спокойно определить зону воздействия, а значит гарантировать безопасность.
Вода превращается… превращается… в снег
В сезон катания снег становится самой «твердой» валютой на горном курорте. И даже не смотря на обилие осадков, его приходится делать. Занимаются этим оснежители. Они «управляют» самой большой в Европе системой оснежения – 404 снежные пушки, которые производят до 4700 метров кубических снега в час.
- «Натуральные» снежинки имеют форму звездочки, когда они на землю ложатся, то между ними остается воздух. Такой снег быстро тает на солнце, боится тумана и дождя. А у искусственных снежинок – форма многогранного кристалла. Они друг к другу прижимаются, ложатся плотно, снег долго держится. Это позволяет продлить сезон катания и обеспечить хорошее качество трасс, - объясняет старший смены искусственной системы оснежения курорта «Роза Хутор» Константин Лаптев.
Самое главное для снега – вода. Ее получают из двух технологических озер. В них вода попадает из горного ручья. Запаса достаточно для 3-4 дней оснежения. Площадь трасс с искусственным снегом составляет более 50 гектаров, для этого необходимо от 1 000 000 до 1 700 000 кубов снега. Оптимальная температура для производства снега – минус 2,5 градуса. Из технологического озера вода поступает в градирню, где охлаждается до +1, +2 градусов, а затем через насосные станции по трубопроводам к пушкам, их по территории курорта проложено около 60 километров. Из трубы вода попадает в снегогенератор, компрессор нагнетает воздух, вода вылетает через форсунки, кристаллизуется и замерзает. Получается снег. Состояние пушек контролируется на мониторах диспетчерской, с них запускаются и регулируются параметры. А вот качество снега проверяют специалисты. Если снежинка от руки отскакивает, снег – правильный, сухой, для катания подходит, если нет, диспетчер корректирует параметры оснежения.
Снежные узоры
Снег есть! Готовим трассы! Это - работа для операторов снегоуплотнительных машин – ратраков. Машины такие, что называются космические, они в себе совмещают и электронику, и гидравлику, и механику. На «Роза Хутор» сегодня – 25 «боевых» ратраков.
- Ратракисты для нашей страны вообще профессия уникальная, появилась, только когда к Олимпиаде 2014 начали готовиться, тогда в Сочи трудилось много международных специалистов. У них и учились. Права на ратрак получают не в ГАИ, а в Ростехнадзоре, проходят специальные курсы. Очень много теоретической подготовки: основы строения двигателей, гидравлические механизмы, что это вообще за техника. Практика - на тракторах и экскаваторах, - объясняет заместитель генерального директора по эксплуатации горного курорта «Роза Хутор» Сергей Чернов.
Трассы ратрачат в основном ночью. Двигается огромная машина со скоростью 5-7 километров в час. Но в таком деле главное не скорость, а умение. Все-таки рельеф в наших горах непростой, да и климат теплый, ратраки «любят» похолоднее.
- Чтобы ратраки могли «сделать» трассы, с них снимают различные знаки. Утром служба трасс заново выставляет навигацию — знаки, растяжки, сети, вешки, их – более шести тысяч штук, и ограничительные ленты - более 13 тысяч метров, - рассказывает Сергей Чернов.
Под контролем
Первыми на свежие трассы выходят спасатели. Они проезжают по склонам и тестируют качество полотна. В течение дня спасатели проводят мониторинг состояния склонов, совершая объезды практически каждые полчаса, выставляют дополнительные информационные знаки, следят за поведением катающихся. Для этого на «Роза Хутор» создано профессиональное аварийно-спасательное формирование «Горный патруль», которое проходит аттестацию в МЧС. Учитывая количество трасс, пропускную способность курорта, в нем работает 34 спасателя, 6 оперативных дежурных, 16 патрульных.
- Как и «государственные» спасатели, наши сотрудники раз в три года подтверждают свою квалификацию. Все они не только прошли специальное обучение в МЧС, но имеют огромный опыт работы в горах, катания на лыжах. Естественно, умеют оказывать первую помощь, владеют навыками промышленного альпинизма, - говорит руководитель аварийно-спасательной службы Константин Тябин.
Вся информация о курорте поступает к оперативному дежурному, который работает круглосуточно. Если дежурный получает сообщение о пострадавшем, то он передает его на ближайший контрольный пункт, откуда спасатели выезжают на место происшествия. Спасатели имеют право оказать первую помощь, провести эвакуацию, а далее передать пострадавшего бригаде медиков из скорой помощи, которые постоянно дежурят на курорте. Врачи принимают решение о необходимости госпитализации. В распоряжении у спасателей горного курорта - все необходимое для быстрого реагирования: автомобиль повышенной проходимости, шесть снегоходов, два квадроцикла, один из них эксплуатируется в зимнее время, ставится на гусеницы, багги, специальные прицепы – сани для эвакуации, которые цепляются к снегоходу, их также шесть штук. Есть акья — специальные носилки, с помощью которых проводят эвакуацию, спускаясь на лыжах.
Естественно, горные спасатели готовы помочь любителям горных лыж и сноубордов не только в случае травм. С любым вопросом – будь то «как проехать в библиотеку» или «помогите, найти лыжу» можно обратиться в специальные пункты, обозначенные на склонах красным крестом.
Кататься без опаски
Чтобы обращаться к спасателям не было нужды, первые шаги на лыжах лучше всего делать с инструктором. В службе курорта работают более 140 инструкторов, за сезон они проводят занятия почти для 35 тысяч гостей. Все инструктора «Роза Хутор» имеют удостоверение Национальной лиги инструкторов. В этом сезоне – первые прошли обучение и получили сертификаты по специальной детской программе, ведь половина учеников – дети.
- Инструктора учат кататься в свое удовольствие. Однако занятия с инструктором – это не только ради комфортного катания. Прежде всего это вопрос безопасности всех туристов. К безопасности на склонах нужно относиться очень серьезно. Инструктор объясняет, как следует начинать движение, как кататься, чтобы избежать собственных травм и повреждений окружающих. И, конечно, рассказывает о правилах поведения на склоне. Это как езда на машине: есть правила дорожного движения, а есть правила FIS – Международной Федерации лыжного спорта, - говорит руководитель службы инструкторов «Роза Хутор» Анна Тигушкина.
Правила поведения на курорте – не сложные. Например, «уважай окружающих», «контролируй скорость» или «надевай шлем». Они достаточно просты, но при этом действенны и помогут уберечь себя и других.
- Кстати, заниматься с инструктором полезно не только начинающим, но и тем, кто уверенно стоит на лыжах и сноубордах. У нас есть различные программы для тех, кто хочет повысить уровень катания. Например, доступна бесплатная услуга – коуч-сессия. В течение получаса можно сделать несколько заездов в компании инструктора, который будет снимать все на камеру, а затем разберет технику и подскажет какие упражнения стоит выполнять, чтобы улучшить мастерство, - объясняет Анна Тигушкина.
А еще вместе с инструктором можно встретить рассвет на трассе, научиться рисовать на склоне дуги и освоить навыки спортивного катания.
По канату
Любое катание начинается с подъема в горы на канатной дороге. На «Роза Хутор» сегодня работают 32 подъемника - гандольные с закрытыми кабинками, открытые – креселки, травалаторы и волшебные ковры. В прошлом году к ним добавилась новая канатная дорога с 10-ти местными кабинками. В зимний сезон обслуживают все это большое хозяйство 280 человек. Это дежурные по станциям, машинисты канатных дорог, инженеры-электромеханики и слесари-обходчики.
- Канатка – механизм довольно простой. Представьте два огромных колеса - шкифа, между ними натянут прочный канат, на него подвешены кабинки. Колеса движутся, канат крутится, кабинки едут, - говорит руководитель службы канатных дорог курорта Александр Третьяков.
В движение канатку приводят два мощных двигателя, их мощность более мегаватта, это примерно, 10 000 лампочек. Скорость движения канатных дорог устанавливается так, чтобы было удобно и безопасно войти или выйти с подъемника. За всеми процессами следит автоматика.
- Один из самых популярных вопросов: «Может ли оборваться канат?». Естественно, нет. Канат состоит из шести прядей, каждая из них – из 36 стальных проволок. Проволоки оцинкованы, чтобы избежать коррозии. Выдерживают такие канаты до 900 тонн. Канат на определенной высоте удерживают опоры в фундаменты которых залито от 25 до 100 тонн бетона. На каждой опоре установлены специальные датчики, они словно рентген просвечивают канат, если вдруг обнаружится какая-то неполадка, подъемник тут же остановится, - объясняет Александр Третьяков.
Профилактика подъемников на курорте «Роза Хутор» проходит два раза в год. В апреле, после завершения зимнего сезона и в конце октября. За месяц специалисты проверяются роликовые балансиры на всех опорах, а это 200-400 колесиков, и подшипники. Оцениваются канаты, нет ли на них поврежденных проволочек, в редукторах меняется масло, настраиваются кабинки, укрепляются крепления опор к фундаменту. Только после этого канатки готовы к новому, теперь уже летнему сезону.
Анатолий Кочевряг