+6

Горы и лыжи в искусстве

Lavina Лента автора 16 Августа 2012 (16:03) Просмотров: 2300 15
Горные лыжи… Скорость, драйв, белоснежные вершины, синее небо, слепящее солнце, искрящийся снег, обжигающий мороз и не менее обжигающий глинтвейн, сердце, колотящееся в груди от эмоций, улыбки, восторг…  Как все это может не вдохновлять на создание стихов, песен, фильмов? Если даже отпетые физики в горах становились непревзойденными лириками. Горы притягивают. Даже тот, кто никогда не видел их, но читал Визбора, слушал его «Домбайский вальс», наслаждался дурашливостью Битлов в «Help!», восторгался «Серенадой Солнечной долины», не сможет остаться навсегда среди «равнинных» людей. Горы зовут. И, оказавшись хотя бы раз там, высоко, освоив плуг и повороты, ты уже понимаешь – это навсегда.


Да-да, когда-то и ты сам, нынче досконально разбирающийся в углах заклона и не путающий ангуляцию с инклинацией, выглядел вот так же. И даже начинал, скорее всего, с санок. Кто еще напомнит о тех твоих попытках выглядеть великим горнолыжником, раскорячившись плугом и пытаясь не уехать задним ходом слишком далеко, как не великолепная четверка?



Позже, вспоминая  подробности съемок фильма «Help», Ринго Старр рассказывал на своей пресс-конференции, что никто из битлов не умел кататься на лыжах, так что их попросту спихнули с горки, — и всем четверым она показалась Эверестом. Знакомая ситуация, правда?

Пройдет совсем немного времени, и ты будешь внимательно вчитываться в хемингуэевские строки, пытаясь понять, что это Джордж такое вытворяет:

«Джордж съезжал, готовясь к повороту телемарк, выдвинув вперед согнутую в колене ногу и волоча другую; палки висели, словно тонкие ножки насекомого, и, задевая снег, взбивали комочки снежного пуха; и, наконец, почти скрытый тучами снега, скорчившись, выбросив одну ногу вперед, вытянув другую назад, отклонив туловище влево, он описал четкую красивую кривую, подчеркивая ее блестящими остриями палок.»
Э. Хемингуэй. Кросс на снегу.

Воодушевленный первыми успехами, просматриваешь свои фото и видео, сделанные на склоне, стараясь найти схожесть с героями если уж не спортивных репортажей с соревнований, то хотя бы с Джеймсом Бондом — чуть ли не в каждой серии знаменитым горнолыжником и даже порой сноубордистом. И вот он, тот самый миг, когда ты чувствуешь и ощущает то же самое, что описал великий Хэм.

«Впереди на белом просторе мелькал Джордж, то исчезая, то появляясь и снова исчезая из виду. Когда, внезапно попав на крутой изгиб склона, Ник стремительно полетел вниз, в его сознании не осталось ничего, кроме чудесного ощущения быстроты и полета. Он въехал на небольшой бугор, а потом снег начал убегать из-под его лыж, и он понесся вниз, быстрей, быстрей, по последнему крутому спуску. Согнувшись, почти сидя на лыжах, стараясь, чтобы центр тяжести пришелся как можно ниже, он мчался в туче снега, словно в песчаном вихре, и чувствовал, что скорость слишком велика. Но он не замедлил хода. Он не сдаст и удержится. Потом он попал на рыхлый снег, оставленный ветром в выемке горы, не удержался и, гремя лыжами, полетел кубарем, точно подстреленный кролик, потом зарылся в сугроб, ноги накрест, лыжи торчком, набрав полные уши и ноздри снега».
Э. Хемингуэй. Кросс на снегу


Любовь… Какая поездка в горы может обойтись без нее? Они словно созданы друг для друга, словно курица и яйцо — кто был раньше? Любовь и Горы. Они так тесно переплетены, что боль разлуки с ними ощущается одинаково. И каждый из нас стремится вернуть то ощущение настоящей жизни, а не просто существования, когда ты любишь. Когда ты летишь с горы на лыжах.

«Когда впервые после долгой разлуки над твоей головой жужжат  ролики  на мачтах опор, когда кресло канатной дороги ровно и мягко поднимает тебя вверх, когда мимо тебя на уровне глаз скользят вниз вершины чегетских сосен, их золотые стволы, то прямые, то  кряжистые, то разошедшиеся  надвое,  как лира, когда за этими соснами начинают проглядывать белые купола  Эльбруса — начинаешь всей душой ощущать, что ты вернулся, вернулся, вернулся  то ли  к мечтам, то ли к сожалениям, то ли к молодости, то ли к  прошлому,  к  местам ушедшей, но неутраченной радости, к свежим снеговым полям,  где  мимо  тебя, как юная лыжница, много раз пролетала несостоявшаяся любовь. Но не было ни тоски, ни тяжести в этих  мимолетных  потерях. Острый запах снега. Льды, ниспадающие с вершин как белый плащ, голубые на изломах. Над Накрой блистает золотая копейка солнца. Возвращение».

Мы влюбляемся в «свои» горы. У каждого есть место в горах, где он оставил свое сердце. И где бы мы ни оказывались, сравнивать гору будешь с той, своей любимой. Повезло Горе, если ее полюбил талантливый человек. Тогда и знакомство наше с ней начинается прелюдией еще дома, на страницах книги.

«Луна всходила из-за  пика  Андырчи.  Перевалившиеся  через  гребень облака, освещенные  луной, были  белы,  как  приведения. Над перевалом Чипер-Азау то и дело открывался  из-за  облаков  фонарь  Венеры, окруженный
светлым ореолом. На небольшой  высоте  над  горами  быстро  и  молча  прошел искусственный спутник. Ветер бродил  по  верхушкам  сосен,  шумела  река. В природе был полный порядок. Она никому не изменяла, но и никого не любила.

Для того чтобы увидеть звезды, с каждым годом все дальше и дальше надо уезжать от дома...»
Ю. Визбор. «Завтрак с видом на Эльбрус»
 
Пожалуй, сложно превзойти Визбора в описании Приэльбрусья. Столько любви, искренности, неподдельного интереса к тому, что описывает он. Ни одним горам не посчастливилось найти столь внимательного рассказчика.
 
Вот и опять между сосен открылась картина:
Путь к небесам, что стенами из камня зажат,
Здесь на рассвет золотые взирают вершины,
И ледники, как замерзшее небо, лежат.

Этот в белых снегах горнолыжный лицей —
Панацея от наших несчастий,
Мы не верим словам, но в альплагере Цей
Все мы счастливы были отчасти.


Юрий Визбор. Цейская
 
Однако ничто не может длиться вечно. Пора домой.  И ты прекрасно понимаешь хэмингуэевское лукавство в строках «Мне немного надоели лыжи. Мы слишком долго пробыли в горах. У меня во рту остался вкус талой воды, которую мы пили, собирая ее с железной крыши хижины. Я не мог отделаться от этого привкуса, когда думал о лыжах. Я радовался, что на свете существуют не только лыжи», и точно знаешь, что скоро или не очень, но вернешься. От этого наркотика нет противоядия.
 
Догорает наша песня,
Как вечерняя свеча,
И свисают два созвездья
С перевального плеча.
И заснуть нам всем не скоро
И потом еще не спать.
Кто хоть раз увидел горы, -
Тот вернется к ним опять.


Юрий Визбор. «Зимний лагерь «Алибек»
 
 А что же сноуборд? Молодой вид спорта еще не нашел такого яркого отражения у великих. Молодежная субкультура, несколько разгильдяйская, безбашенная. Пройдут годы, те, кто сейчас гоняет на досках по склонам, перенесет-таки свои впечатления «на бумагу». А пока этого не произошло, можно провести пару неплохих минут за просмотром вот этого.

+6
  • 212
  • 92
  • 82
0  
kuba    16 Августа 2012 (17:11)   #
а кого еще из популярных людей искуства увлекали лыжи?
  • 3
  • 2
  • 2
0  
Lavina    16 Августа 2012 (17:27)   #
Высоцкий.
  • 45
  • 7
  • 7
0  
bazil    16 Августа 2012 (22:05)   #
Ну кто увлекался... На вскидку:
- Академик Мигдал - он все зимние отпуска проводил в Домбае
- Велехов - обратно же академик - я его встречал в Гудаури ишо при совейской власти
- прекрасный наш писатель Куваев - автор бессмертной "Территории" - часто гостил в Терсколе и был большим другом Михаила Хергиани
- батюшка наш верховный - Кирилл - тоже, говорят, упертый лыжник, любитель погонять в районе Монблана... Но это он скорее под предыдущего Пантифика косит - Иоанн Павел Второй отродясь, еще до войны, зажигал в своих Карпатах, где родился и вырос, а потом уже будучи верховным католическим попом, часто катался в Итальянских Альпах...
- кроме того, среди "штаммгэсте" старинного отеля Waldhaus ("постоянные гости") - это в Санкт-Морице (тупик - деревенька Силс-Мария) значатся такие достойные люди как Томанс Манн, Радиндранат Тагор и вообще весь цвет мировой довоенной культуры - мож кто из них и катался на лыжах, но это лучше у swiss'a спросить - он наверное знает
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    16 Августа 2012 (22:56)   #
Кортнев, Фоменко, Макаревич,Малежек
  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    16 Августа 2012 (23:04)   #
Вы будете смеятся, но Сальвадор Дали ))
Гала, наша русско хохлушечная жена имела на него очень сильное влияние, и вывозила неспортивного Сальвадора пару раз в Альпы. Он очень сильно страдал и даже написал про горы и лыжи в своих дневниках что то очень неприятное..
Лавина ты уж сама докопайся до этих текстов.
  • 3
  • 2
  • 2
0  
Lavina    21 Августа 2012 (01:43)   #
про лыжи нифига не нашла. а про горы - аха.

"В последнее время я делаю ошибку за ошибкой. Гала считала, что я живу слишком замкнуто, и увезла меня в горы, в отель Тре Крочи, неподалеку от Кортина, рядом с австрийской границей. Оттуда на две недели она отправилась в Париж и оставила меня одного.
Там я получил плохие новости из Кадакеса. Анархисты расстреляли человек тридцать моих друзей и среди них трех рыбаков из Порт-Льигата. Должен ли я возвращаться в Испанию, чтобы меня постигла та же участь? Я не выходил из своей комнаты, боясь разболеться до возвращения Гала. К тому же высокие горы мне никогда не нравились, и вершины, окружающие Тре Крочи со всех сторон, стали для меня настоящим наваждением." "Тайная жизнь Дали"

далее идет описание случая ранения пальца застывшей соплей, прилипшей к кафелю в туалете )) что кагбэ намекает, что чистят туалеты там не очень)))))))))

ЗЫ. гугль забит этим джуловским постом по запросу "гала дали лыжи альпы" (( гуглобот справно трудиццо)
  • 1
0  
swissmaker    16 Августа 2012 (23:08)   #
Может и катались. Но никого из таких не припомню. Вплоть до начала 1970–х годов горные лыжи не были модным времяпровождением. В Швейцарии звезды безусловно отдыхали зимной в Санкт–Морице и Гштате. Эти куртрты были в моде у богем. Но на лыжах они там не катались. Лыжи тогда это считался спорт а не снежная забава как сейчас. Они там катались на санях, гуляли по окрестностям, дышали горным воздухом. В Швейцарии были все. Но кто из них именно катался на лыжах? Принц Чарлз был фанат и Михаэль Шумахер. Больше не помню
  • 3
  • 2
  • 2
0  
Lavina    16 Августа 2012 (23:11)   #
Цитата(jul @ 16.8.2012, 23:04)
Вы будете смеятся, но Сальвадор Дали ))
Гала, наша русско хохлушечная жена имела на него очень сильное влияние, и вывозила неспортивного Сальвадора пару раз в Альпы. Он очень сильно страдал и даже написал про горы и лыжи в своих дневниках что то очень неприятное..
Лавина ты уж сама докопайся до этих текстов.

от же ж хитрый) докопаюсь!
  • 13
  • 3
  • 2
0  
Ariadne    17 Августа 2012 (18:20)   #

Гала, наша русско хохлушечная жена имела на него очень сильное влияние, и вывозила неспортивного Сальвадора пару раз в Альпы. Он очень сильно страдал и даже написал про горы и лыжи в своих дневниках что то очень неприятное..


В Дневнике одного гения ни слова. Хм. Вот правда в 1965 Дали вроде как подписывал двухгодовой контракт с Jack Winter, Inc, на производство эмнэ... "fun fashions". Как  я понимаю, один из результатов выглядел вот так.



А вот чтоб ехать в Альпы...

от же ж хитрый) докопаюсь!


Будет интересно!
  • 45
  • 7
  • 7
0  
bazil    17 Августа 2012 (19:22)   #
Елки моталки, забыли:
- Хуан Карлос, гишпанский король, спокон века любил прокатнуться вроде бы в Лехе (где и принцесса Диана частенько появлялась)
- Хизер Миллз (бывшая жена сэра Пола) - она ведь даже планировала участвовать в Сочи (в параолимп-играх) - упертая лыжница!
Шварценэггер (тоже ведь человек искусства) - он однажды в Аспене даже ногу сломал... кстати там же разбился насмерть сын Джона Кэннэди, врезавшись в дерево
Кстати, про Аспен - это же вообще "зимняя спортивная площадка Голливуда", там вся богемная тусня обретается зимой вот уж где от людей искусства просто деваться некуда, а крепкий орех Брюс Уиллис в свое время лаже купил какой-то маленький американского горны курортик
  • 3
  • 2
  • 2
0  
Lavina    17 Августа 2012 (19:51)   #
кататься может и не катался, но писал)) Дали в смысле. "Альпы"
334_Alpes.jpg

http://www.doubletakeart.com/cgi-bin/dtg/d...;ai=00133*11709
  • 45
  • 7
  • 7
+1  
bazil    17 Августа 2012 (20:04)   #
Тьфу ты, совсем последние мозги пропил...
Гай Ильич же СЕВЕРИН!
Академик, ближайший соратник Королева (по космическим всяким штукам) и заодно чемпион Союза в скоростном спуске - интеллигентнейший человек, высокий, седой красавец, но при этом человек жесткий, как все королевские, пусть ему земля будет пухом... Мне с ним посчастливилось три-четыре раза кататься в мае на Капруне. До сих пор помню первое знакомство. Жара на леднике, у меня с собою было в рюкзачке - белое сухое. Ну я подъехал, говорю - может жажду утолим? Академик глянул на флакон и строго осведомился: "Спиртряга!?" - Нет, - говорю - Сушняк. - Наливай!
Выпил рюмочку и строжайшим тоном изрек: "Больше никому не наливать без моей санкции!"
Ой... Были люди...


post-34590-1345219404_thumb.jpg

post-34590-1345219424_thumb.jpg

post-34590-1345219434_thumb.jpg
0  
AWolf    18 Августа 2012 (11:54)   #
Цитата(Mr.XX @ 16.8.2012, 22:56)
Кортнев, Фоменко, Макаревич,Малежек

ну и в плюс к ним Иншаков и Ярмольник...
0  
Фёдор С    28 Августа 2012 (00:20)   #
Не, насчет Макаревича - там маленько по-другому. Его и А.Кутикова приволок в Домбай В.Ефремов (ихний ударник). А еще там катались такие люди, как Ю.Никулин и Е.Леонов!
0  
Sonalex    28 Августа 2012 (01:46)   #
Академик Коновалов Александр Николаевич, член-корр РАМН Маколкин Владимир Иванович, Татьяна Миткова, Максим Галкин