Так получается, что с весны 2020 г крупные европейские горнолыжные курорты фактически закрыты для основной массы россиян. И если до этого действовали ограничения по поездке в Альпы/Пиренеи/Татры по причине Covid19, то в свете последнего месяца очень похоже, что улететь раскатывать сотни километров европейского вельвета будет либо очень дорого, либо просто технически невозможно.
Наблюдая эту печальную картину из Европейской части России горнолыжному взору открываются только наши и Азиатские курорты. Про Индию, Казахстан, Киргизию, Иран, Армению, Грузию, Турцию, Сербию и некоторые иные экзотические варианты писать сейчас не буду, хочу сосредоточиться на нашей необъятной Родине.
А что остается москвичу, как и всем жителям европейской части необъятной из больших гор? Это либо Шерегеш, либо Хибины, либо Кавказ. Про Урал не хочу говорит, так как горами местные пупыри не считаю. А Камчатка – это тема для отдельной дискуссии.
Все представленные в России варианты, за исключением Поляны, имеют несколько десятков километров трасс, что абсолютно недостаточно для недельного и более недельного отдыха.
В этом году я побывал в 3х местах (Архыз, Домбай, Эльбрус), сделав одну поездку на Архыз с заездом на Домбай и вторую – 2 выходных на Эльбрусе. Пришел к выводу, что есть альтернатива Поляне – это объединение этих 3х мест катания в одну поездку, либо поездки в каждый из них в режиме выходного дня (2-3 дня катания).
Про Архыз я написал несколько недель назад большой отчет . Отбросив «особенности» Кавказского колорита и сервиса, курорт прекрасен для трассового катания на пару дней, дальше становится скучно.
От Архыза до Домбая 2-2,5 часа езды на машине, Домбай находится на пару ущелий восточнее Архыза. Домбай из себя представляет достаточно отвратительную катательную инфраструктуру, состоящую из разношерстых кабинок/креселок еще и с разными ски-пассами, а от застройки поселка хочется плакать, но подняв взгляд на Кавказский хребет ловишь дзен. Регион обладает неплохим фрирайд-потенциалом за счет 1,5 километров перепада, но для этого нужно попасть в снежный период и взять гида, так как лесные выкаты в поселок достаточно не очевидны.
Сами же трассы Домбая достаточно узкие, плохо маркированы и подготовлены отнюдь не идеально, но пару дней там покататься можно вполне с удовольствием, если не бояться быть сбитым местным горцем на лыжах в джинсах, использующим технику лома.
Далее перенесем взгляд восточнее по карте и увидим Эльбрус, вершину которого видно с Домбая.
По дороге от Домбая до Приэльбрусья 350 км или около 5 часов на авто, так как надо возвращаться к Пятигорску и ехать в другое ущелье. Если вы путешествуете компанией, то арендовав микроавтобус этот перегон встанет в пределах 2х тыс рублей с человека, что стоит того, чтобы включить третий курорт в поездку.
Настроившись на фрирайд при наличии снега, и зная маршруты (гид просто необходим, если вы не знаете региона) я, с удовольствием, могу выкатывать Эльбрус 3-4 дня. По сути 4 основных маршрута, доступных с верхней очереди канатки (Ущелье Гара-Баши, Обсерватория, Ущелье Терскол и перевал Эхо Войны) могут превратиться в десяток интересных вариантов спуска, каждый из которых занимает от часа до 3-4 часов.
Покатавшись минувшие выходные я прекрасно развеялся от происходящих в мире событий и очистил голову.
Говоря про гида, хочу обратить внимание, что немного «накосячив» на маршруте, можно дорого заплатить за свой косяк.
Первый фактор риска – это катание по леднику. Трещины никто не отменял, как мне когда-то говорил Кирилл Анисимов «никогда не катайся по леднику раньше февраля». Просто трещины еще недостаточно забиты снегом и снежные мосты недостаточно крепкие. В малоснежный год может и вообще не стоит лезть на поля с трещинами, ну а если лезете, не забудьте надеть обвязку и взять товарищей, которые умеют ставить станцию не только по видео с ютуба.
Второй фактор риска – это погода. Ориентирование на Эльбрусе не такое простое, так как в некоторых местах недостаточно ориентиров. Плюс идеальная погода может вас очень конкретно подставить. В минувшее воскресенье решили мы съездить в ущелье Терскол. Поднимаемся на подъемнике – ни облачка, идеальная синева. Доехали до Гара-Баши, на горизонте в районе Тырнауза че то скапливается, но это реально далеко. Поехали вниз. Добравшись до хребта обсерватории видим, как на наших глазах из ущелья поднимается только что сформировавшееся облако. Пока шли через хребет за 15 минут облако поднялось до нас. Т.е. за 30 минут из идеальной синевы мы попали в абсолютную пелену, причем ничего не предвещало. Хорошо, что слой был не очень большим и мы быстро выкатили «под облако», для людей, не очень хорошо ориентирующихся такая смена погоды может быть роковой.
Третий фактор риска – это сбросы. Ориентирование по карте на Эльбрусе до хорошего не всегда доводит. Вот прекрасный пример, когда «мажешь кулуаром»
Сначала ищешь заход
А потом попадаешь на мокрые ботинки
Ну и как это выглядит при переходе:
https://www.youtube.com/shorts/2dmppRw2zjE
Не было бы палок, ручей Гара-Баши не перейти, камни скользкие. Альтернативой был 10 метровый сброс с другой стороны скалы, но там надо вбивать станцию. Либо возврат наверх по пояс в снегу. Эльбрус долборайдинг вне видимости трасс не прощает.
Четвертый фактор риска – это лавины. Мест, где не Эльбрусе можно что-то спустить не много, но они есть. Особенно лавиноопасна восточная стенка ущелья Терскол. В миф, что на Эльбрусе нет лавин не верьте, сойти может все, где есть угол и снег, анализируйте его состояние, а если не можете – только гид и не отключайте собственную голову.
Промоины тоже никто не отменял:
Также впервые за несколько последних лет я покатался на трассе Эльбруса. Спрофилированы они так себе, но пару дней им посветить можно, если за трассу вы не ходок. Пара дней – это предел. Сделали достаточно большое количество разветвлений, ратрачат на твердую четверку. 1,5 км честного перепада или 7-8 минут спуска без остановок по утреннему вельвету.
Напротив Эльбруса есть Чегет. Чегет можно выкатывать хоть неделю подряд и не проехать по одному и тому же следу, если погода располагает, но такое редко бывает. Так как трасс нет, под подъемником свинорой, то на Чегете надо ходить на север. Ходить пешком. Но для этого должна быть соответствующая кондиция снега, физика и уровень катания. Много народа там закопало, так что без гида на север лучше не лезть. Если Вы хотите побороться с буграми, то можно кататься под опорами или на ближнем юге, после снегопада там может быть даже очень хорошо, правда не очень долго.
Теперь перейдем к финансовой стороне вопроса.
Если объединять все 3 места, то надо продумывать логистику перемещения между ними. Свой авто является идеальным вариантом, если вы готовы на нем доехать до Кавказа. Дороги нынче в хорошем состоянии, гайцы давно не свирепствуют, так что никаких проблем.
Если вы не готовы сидеть за рулем, то надо лететь до Мин Вод, оттуда трансфер выходит до каждого из мест в диапазоне 1-2тыс руб/чел в один конец, в зависимости от количества людей в машине. Легковушка 3.5-4 тысячи в один конец.
Проживание также имеет разный ценник и начинается от 1тыс/руб в каких-то треш местах далеко от подъемников, но базовый ценник около 2тыс с человека в сутки. Под подъемником на Архызе ценник конский, но это исключение из правил.
Еда стоит плюс-минус одинаково, можно найти дорогие места, но базово 300р за Шурпу или Лагман и 400-600р за горячее. Всегда можно прожить на хычинах и чебуреках.
Скипассы КСК нынче прекрасно продает онлайн со скидками по карте МИР, так что все рассчитать можно, не выходя из-за компа. Домбайские скипассы стоят че то около 2тыс в день.
Так вот, есть у нас в Европейской России альтернатива Поляне с поправкой на менталитет– это 3 курорта, между которыми нужно ехать, но их можно и нужно объединять в одну поездку, если вы хотите кататься более 2-3 дней с интересом.
Ну и засуньте ваши европейские ожидания в место, откуда солнце не выглядывает, если корчить рожу, что Кавказ не похож на Швейцарию, то лучше езжайте в Сорочаны, там вам всегда рады. Или езжайте 25й раз в Поляну, отдав 100тыс в неделю за 3* номер у горы. Увы, это реальность, с которой нам предстоит жить, стадии отрицания и гнева уже давно пройдены, я начал потихоньку выходить из депрессии к последней стадии – принятие.
И еще пару фоточек:
Непонятно, почему Казахстан экзотикой стал? На Чиме друзья отлично регулярно катаются.