Жесткий борд, широченные лыжи для бескомпромиссного фрирайда, борзая любительская слаломка – что объединяет обладателей этого снаряжения? Ну конечно любовь к горам и снегу, и, как следствие, забота о любимой снаряге. О том, как правильно это делать нам рассказал специалист высокого класса, спортивный сервисмен Владимир, сотрудник горнолыжного проката SKI SERVICE ГОРНОЛЫЖНОГО КУРОРТА БОЛЬШОЙ ВУДЪЯВР.
Новые лыжи: точить или не точить? Вот в чем вопрос!
- Независимо от стажа катания, стиля и предпочтений каждый сноубордист или горнолыжник знает, что за приобретенным снаряжением нужен уход. Однако, мало кто понимает, на сколько это важно. В интернете кто-то советует поступать так, кто – то иначе. Отсюда домыслы и стереотипы. Давайте расставим «точки над и».
Итак, мы купили новые лыжи, нужно ли с ними что – то делать перед первым спуском? Сразу уточним, что - МЫ – это обычные любители зимнего отдыха, катающиеся в общей сложности 3-5 недель в году. Бытует мнение, что даже новые лыжи необходимо точить. Так ли это?
- Такой вопрос. – отвечает Владимир, - Спортсмен, получив новую пару лыжи, не выходя на склон, сразу вытачивает кант плюс восемь циклов парафина сразу. Плавим – циклим, плавим – циклим. И так несколько раз. Происходит так называемый «запуск лыжи». Сначала базовый парафин, потом остальные слои. Но для любителя проводить эти действия совсем не обязательно. Новые лыжи в заводской упаковке уже готовы к эксплуатации. Однако, хочу заметить, парафин лишним не бывает.
Консервация и хранение. Что правда, а что вымысел?
- Раз уж затронули тему парафина, нужно ли консервировать лыжи на лето? На форумах и в социальных сетях мнения расходятся. Одни утверждают, что это маркетинг. Типа «Хранил всегда лыжи на антресоли и ниче! Катаюсь!». Другие – наоборот. Считают, что это чуть ли не один из самых важных моментов в горнолыжном деле.
- Мое мнение таково - консервацию обязательно надо делать как минимум один раз в сезоне. Зачем это нужно? Давайте рассмотрим поверхность лыжи под увеличительным стеклом. Вы увидите, что это не однородная поверхность, а как будто бы щёточка. После нанесения мази или парафина при соприкосновении со снегом верхний слой вымывается, но внутри структуры он остается. Каждый новый слой парафина толкает предыдущий дальше, уплотняя и заделывая микротрещинки. Это не дает лыже сохнуть. Лыжа остается эластичной. Кроме того, считаю, что правильно законсервированная лыжа в начале сезона ведет себя более стабильно. Независимо от частоты катания – три раза вышли на гору или тридцать три, не важно. В конце сезона проверили царапины. Если надо – заделали и обязательно запарафинили. И не циклим. В таком виде убрали в чехол до следующего сезона. Тогда можно сказать, что это правильное хранение. Где хранить этот чехол тоже важно. Идешь иногда по городу и видишь, как на балконе стоят горные лыжи или сноуборд. Прямо на самом солнцепёке. Это недопустимо! И дело не в высокой температуре, хотя это тоже плохо. Тут страшнее всего солнечный ультрафиолет. Он пагубно воздействует на пластик, иссушает его. Черный пластик становится белесым, высушивается. Если это сноуборд, то даже одного сезона при неправильном хранении достаточно, чтобы стрепы потеряли этичность. Оптимально хранить горнолыжное снаряжение в помещении при комнатной температуре или в гараже.
Нужно ли ослаблять крепления на лето? Все говорят надо – но никто этого не делает
- По большому счету - надо, но я тоже этого не делаю (смеется). А вообще надо менять лыжи чаще (смеется). Суть этого процесса вот в чем: в голове и пятке креплений, есть пружины, которые регулируются по весу катающегося лыжника. На летний период необходимо ослаблять напряжение этих пружин, если этого не сделать возможна поломка. Они (пружины) упираются в пластик. Если хранение «балконное», то пластик иссушается, появляются трещины, которые в момент нагрузки могут окончательно разрушить пластик. Но не стоит забывать о разумности. Был случай, когда лыжник настолько увлекся «расслаблением» пружины, что просто сломал пятку. Пришлось ремонтировать. Друзья! Не надо ослаблять пружину полностью. Достаточно ослабить до значение 2-3. Для ответственного хранения этого достаточно.
Тесты на заточку: верю - не верю!
- Некоторые считают, что лыжа достаточно острая, если провести по ней ногтем и канте осталась легкая стружка. Так ли это.
- Полная ерунда. Так вы никогда не определите, достаточно ли острый кант. Профессионалу достаточно провести по канту тыльной стороной ладони, чтобы сразу почувствовать все шероховатости и определить для себя порядок работы по восстановлению лыжи.
Сам себе сервисмен
- А теперь переходим к самой наболевшей теме: «Сам себе сервисмен». С появлением на прилавках магазинов разных приспособлений для заточки и ухода за лыжами некоторые считают вполне допустимым сэкономить на профессиональном обслуживании. Ну или интересно самим попробовать себя в роли сервисмена. Как Вы относитесь к такой самодеятельности? Какие частые ошибки «самоучек» Вам приходилось исправлять?
- Давайте начнем с того, что сервисмен – это профессия, которая требует специального обучения и опыта. Конечно же любой может купить необходимый набор инструментов и приступить к ремонту, вопрос только в качестве приобретаемого оборудования и мастерстве. Например, эти тиски (показывает на несколько пар тисков, намертво закрепленные на верстаке), этот уголок, со вкладышами под разные углы заточек, утюги, парафины, пила – все это, если говорить именно как об профессиональном инструменте – стоит достаточно дорого. Приобретать профессиональный инструмент любителю для обслуживания одной пары лыж не выгодно, а произведенная замена на более дешевые аналоги может привести к более низкому результату, а то и к порче снаряжения. Но тут, как говориться – дело выбора.
Однажды к нам приезжали итальянцы. Когда осмотрели оснащение нашей мастерской, то с понимаем закивали кудряшками: «Да у вас хороший бизнес!» «Бизнес – в Газпроме! А у нас тяжелая работа!», - ответили им коллеги. Работа сервисмена - это не только накопленный годами опыт, но еще точность и сноровка. Иначе можно получить травму и даже остаться инвалидом. Я бы не рекомендовал заниматься любителям обслуживанием лыж в домашних условиях.
Почему? Давайте вспомним, как устроена лыжа: скользящая поверхность (база), металлические канты, сердечник, различные усиливающие материалы, системы виброгашения, верхнее покрытие («рубашка»), дополнительные элементы (протекторы носка, пятки, платформы и др.); современные типы конструкции: сэндвич, боковая стенка, кэп, торсионная коробка и их комбинации.
Самая частая ошибка, с которой приходилось «бороться» после неправильной заточки лыж в домашних условиях - это так называемый «завал канта» при заточке с базы. То есть если лыжи неправильно начали точить со стороны скользящей поверхности. Если это случилось, то очень сложно вывести их после «завала» в рабочее состояние.
Был однажды случай. Привозят лыжи: «поточите канты». Ну я начал с базы, все сделал. Стал точить сбоку - выводить угол. Что такое! Тупой и тупой! Я и так, сяк. Мокрый весь – а угол не выводится. И только когда сточил весь «завал», появился угол. Стоит ли говорить, что кантов на такой паре осталось существенно меньше нормы.
А вы говорите – магазинный канторез! Да это, практически, ни о чем! (смеется) Лыжу надо высушить, зафиксировать. Кроме кантореза требуется поработать каменным бруском. Если не умеете это делать то пилу можно «убить». Причем даже на одной паре лыж. Стоимость заточки канта 600 руб., а стоимость пилы 800 руб. (это грубо, конечно). Легко и быстро лыжа точится только в роликах на ютьюбе. На самом деле это кропотливая работа профессионала. Стоит ли на этом экономить решайте сами.
Приехал однажды приятель. Сын у него спортсмен-горнолыжник. И решил товарищ сделать сыну подарок: купил новую пару верхних лыж. Зашел за консультацией в мастерскую и долго смотрел, как я плавлю парафин, оплавляю лыжи утюжком. Я все объяснил – рассказал: «Понял?» «Понял!». Через неделю привозит лыжи – сжёг скользяк: «Починить сможешь?» Тут, как говорится, без комментариев!
- Угол заточки - известный ХОЛИВАР среди горнолыжников. Что, как и кому точить?
Давайте для начала выделим в отдельную группу любителей и спортсменов. Чем угол заточки острее, тем лучше сцепление лыж или сноуборда с жёстким снегом или льдом на крутом склоне, то есть в условиях, характерных для спортивных соревнований. Но чем острее угол заточки, тем быстрее тупится кант. Поэтому спортсмены и правят его практически после каждой тренировки. Частая заточка, в свою очередь, приводит к быстрому износу лыж. Поэтому, мое мнение таково: не стоит увлекаться выведением углов под спортсмена без необходимости.
Угол заточки выводят по базе и по грани. Любителям я бы не рекомендовал трогать базу. Я уже рассказывал, к чему это может привести. Для профессионалов угол заточки зависит от условий соревнований.
- 90° — под такой угол точат канты детских лыж. Маленькие дети 4–7 лет не катаются на высоких скоростях и не обладают достаточно большим весом для полноценной закантовки.
- 89° — этот угол используется при заточке кантов новичковых лыж, большинства сноубордов, а также широких фрирайдовых лыж с талией от 80 мм и более, на которых сложно заложить острый угол закантовки.
- 88° — наиболее распространённый угол заточки. Ориентирован на технично катающихся лыжников, способных корректно выполнять резаные повороты.
- 87° — такой угол ориентирован на экспертов, которые катаются по хорошо подготовленным склонам чистыми резаными дугами на лыжах с узкой талией (или жёстком карвинговом сноуборде) или в стиле фан-карв.
- 85–86°— наиболее агрессивные углы заточки используются в спорте высоких достижений. Подбираются очень индивидуально — в зависимости от техники спортсмена, геометрии лыж и характера склонов.
Важно! Дело не в градусе. Все дело исключительно в лыжнике. Был однажды курьезный случай: обращается в сервис клиент. «Так мол и так. Поточите.» Сморю и понимаю, что эти лыжи никогда не были в сервисе с момента покупки. Канты круглые, как моя коленка. Ну поточил все. Отдаю владельцу. И предупреждаю, что лыжи скорее всего поведут себя на горе по-другому. «Аккуратно, - говорю. - Попривыкните, не гоните!» Так что вы думаете, через час приходит обратно: «Что вы с моими лыжами сделали! На них же кататься невозможно! Срочно затупите канты обратно!» Не, говорю. «Извините, но тупить канты» - я не умею. Вот вам инструмент, пила – сами тупите канты, как вам нужно.
В таких случаях я привожу пример с машиной. Поставьте зимой на свою машину лысую резину и гоняйте на здоровье! «Не, - клиент не соглашается, - она же будет у меня туда- сюда мотаться. Так и до аварии не далеко!» Правильно! Так и канты, объясняю – то же самое. Это и ваша безопасность, и ваша скорость, и ваши тормоза. Главное – уметь всем этим пользоваться.
Какие "травмы" у лыж и бордов лечатся, а какие нет?
Мелкие, пусть и глубокие царапины на поверхности скользящей поверхности лыжи практически не влияют на скорость и управляемость. Внимание следует обратить на царапины, появившиеся непосредственно у канта. Это опасный сигнал. При повторном попадании на камень или еще какое препятствие такое повреждение может привести к выбитому канту. Такие царапины следует заделывать сразу, не дожидаясь окончания сезона. Как это сделать? Просто отнести лыжи в сервисную мастерскую.
- А если до цивилизации несколько дней пути? Предположим, мы находится далеко в горах на скитурном маршруте. Что должно быть под рукой и что делать?
- В первую очередь лыжи необходимо как следует высушить. Сутки – не меньше. Иначе при заплавке, влага внутри лыжи начнет испарятся и это не даст «заплатке» припаяться как следует. Чем плавить? Ремонтный пластик P-tex (Кофикс) вполне подойдет. Просто поджигаете его и закапываете царапину. Затем пилой срезаете лишнее. Но надо понимать, что это временная мера. Профессиональный сервис такой лыже будет просто необходим.
Вырванный кант - повод поменять лыжу?
- Не всегда. Хотя это очень серьезный ремонт и мы здесь такое в работу не берем, но есть мастера, которые готовы взяться за восстановление лыжи. Случается, что торсионная коробка разбита, кант кривой или выдран, тогда мастер вскрывает все это. Выравнивает кант, вживляет его в лыжу. Клеит в несколько этапов. Сушит. Снова клеит. Работа очень кропотливая. Если модель лыж не предусматривает левую и правую лыжи, мы просто тогда меняем лыжи местами, условно заменяя внешний пострадавший кант на внутренний. То есть если внешний кант был выбит на правой лыже, то после ремонта он стал внутренним левым. При качественном ремонте такая пара может прослужить еще не один сезон.
Большое спасибо за такой подробный экскурс в казалось бы, известную тему. Спасибо, что уделили время! Позвольте пожелать Вам удачи в будущем сезоне и поменьше работы!
И вообще "убить пилу", "лыжу надо высушить, зафиксировать" и "пружины, которые регулируются по весу катающегося".
Ну и по мелочи "Угол заточки выводя" и прочее "Вынимание следует обратить".
Резюмируя, "Дело не в градусе" и "Извините, но тупить ... я не умею ... тупите .... как вам нужно.