Настоящие горнолыжники начинают заботиться о зимнем отдыхе не позже августа. Иначе шанс поехать именно туда, куда хочется, становится очень небольшим. Тем более что в предстоящем сезоне любителей крутых склонов среди россиян должно стать на треть больше.
Несмотря на то, что поговорка про сани, которые нужно готовить летом, известна всем с детства, нынешние россияне очень редко следуют этой народной мудрости. Во всяком случае, в вопросах, касающихся планирования предстоящего отдыха. Это немец четко знает, что 23 декабря в 12.00 он полетит, скажем, в итальянские Альпы — билеты и номер в гостинице забронированы им еще в мае. Нашего же туриста лишь в начале декабря внезапно озаряет: неплохо было бы встретить Новый год где-нибудь вдали от дома! И начинается беготня по агентствам, мучительные поиски оставшихся мест (неважно уже — где именно), визовые проблемы.
До недавнего времени понятие «глубина продаж» было для российских туроператоров чистой абстракцией — ну нельзя же, действительно, считать настоящей глубиной две-три недели. Лето у нас до сих пор остается в основном сезоном спонтанного выбора — к немалому удивлению европейских хотельеров, упорно отказывающихся понимать, почему российские коллеги не могут сформировать для них заявки на август в марте.
Зимнему туристу приходится труднее. Решение о покупке тура в экзотические жаркие страны по-прежнему можно принимать за пару недель до поездки: в большинство из них не требуется виз, да и ожидание спецпредложений, сбивающих цену чуть ли не вдвое — занятие не бессмысленное. Но чтобы поехать кататься на горных лыжах, особенно в пики сезона — на Новый год и в феврале — билеты и гостиницу приходится бронировать уже в сентябре—октябре. Хороших горных курортов в Европе много, но все они небольшие, а на лучшие места в отелях помимо россиян претендуют еще и сотни тысяч жителей Евросоюза, привыкших все делать заранее. Именно нехватка мест и визовые проблемы приучили наконец-то россиян думать об отдыхе загодя.
Альпийская рокировка
В этом году продажи горнолыжных туров начались еще в августе. «Мы еще не успели летний сезон закончить, бархатный был на носу, а уже пошли заявки на зиму. Не придется нам осенью отдыхать! Но это хорошо, конечно. И объем продаж в итоге больше получится, и программы можно сверстать заранее», — смеется Анна Очкова, коммерческий директор компании «Конгресс-тур». Пик спроса на горные курорты, по мнению экспертов, придется на начало—середину октября, а потом нерасторопным туристам придется лишь выбирать остатки.
По прогнозам Ильи Иткина, генерального директора компании «ПАК групп», общий объем российского горнолыжного рынка в предстоящем сезоне-2006/07 вырастет примерно на 30%. Подобные результаты этот сегмент демонстрирует уже несколько лет подряд — активный отдых становится у нас все более популярным, и число горнолыжников-новичков растет с каждым годом. Кроме того, Россия пока не может похвастаться собственными интересными горнолыжными курортами, так что потребность в качественном выездном турпродукте сейчас очень велика.
Эксперты прогнозируют, что поток в грядущем сезоне будет расти по всем основным лыжным направлениям. Однако лидеры среди направлений могут поменяться. Последние несколько лет первое место в рейтинге стран, самых интересных для наших путешественников, занимала Австрия — благодаря лучшему соотношению цены и качества, а также немецкой четкости работы подъемников, снежных пушек и прочей инфраструктуры. Поток в Австрию может и в этом году вырасти почти в полтора раза. Но уже в прошлом сезоне, по словам Иткина, Италия и Франция вплотную подошли к объемам австрийского потока. По мнению участников рынка, в этом сезоне Италия имеет все шансы выйти на первое место: горы здесь очень красивые, лыжник с любым уровнем подготовки найдет свою трассу, гостиниц и развлекательных заведений хватает.
Сейчас многие фешенебельные итальянские курорты готовы стать ближе к массовому потребителю: средняя цена недельного пакета, например, в Мадонна-ди-Кампиньо в этом сезоне будет составлять около 800 евро. Операторы собираются этой зимой поднять на Италию не менее пяти длинных чартерных цепочек (прошлой зимой их было всего три), причем не только из Москвы, но и из регионов. Некоторые компании надеются увеличить объемы продаж на этом направлении аж на 50—70%.
Результаты Франции, скорее всего, будут поскромнее — рост потока составит около 25%. Популярности этого направления в последнее время сильно мешают постоянные проблемы с выдачей виз (впрочем, усложнили процедуру и австрийцы). Операторы опасаются, что если в преддверии высокого зимнего сезона консульство будет работать так же, как прошлой весной, поток горнолыжников во Францию может не вырасти вообще.
Самым модным альпийским направлением в этом году может оказаться Швейцария, которая раньше не пользовалась особой популярностью из-за довольно высоких цен. Туристы добирались до местных курортов в основном регулярными авиарейсами (существовали лишь короткие чартерные программы на новогодние даты), что увеличивало стоимость турпакета почти на 20%. В этом сезоне сразу два крупных игрока российского туррынка — компании «Джет Тревел» и «Асент Трэвел» — планируют поставить длинные цепочки на Базель и Женеву. Многие операторы сейчас стараются активно продавать Швейцарию и увеличивать поток туда. «Местные курорты по ценам вполне конкурируют с австрийскими», — утверждает Максим Приставко, коммерческий директор «Джет Тревел». Эта компания планирует в ближайшие годы увеличить свои объемы по Швейцарии в несколько раз.
Войны за потребителя
Туристы будут ездить в Альпы всегда просто потому, что это Альпы, считают эксперты. Раньше с этим сложно было спорить: восточноевропейские и скандинавские страны, давно мечтающие привлечь к себе горнолыжников, могли использовать лишь один козырь — низкие цены. Поездка, обходящаяся вдвое дешевле — это сильный аргумент, но не для всех, а инфраструктура на направлениях эконом-класса оставляла желать лучшего. Теперь ситуация изменилась: курорты Словакии, Болгарии, Словении развиваются стремительно, в новые подъемники, снежные пушки и гостиницы здесь инвестируют немалые средства. Поэтому Болгария, например, еще в прошлом году вошла в десятку лидеров среди горнолыжных направлений. В этом году поток туда, по прогнозам, вырастет еще на 20—25%, составив около 10 тыс. человек.
Понятно, что с развитием инфраструктуры на восточноевропейских курортах растут и цены. В этом сезоне стоимость недельного пакета в Болгарию или Словакию составит в среднем около 600 евро — разница с альпийскими программами уже не двойная, а только 25—30%. Но россияне, похоже, готовы больше платить за услуги, количество и качество которых растет быстрее, чем стоимость турпакетов. Кстати, именно из-за снижения качества услуг горнолыжный марафон сейчас проигрывает Турция. К прогнозам по этому направлению операторы сейчас подходят очень осторожно. Прошлой зимой поток здесь оказался на 50% меньше, чем ожидалось — в основном из-за угрозы распространения на курортах птичьего гриппа. Теперь камень преткновения — низкий уровень сервиса, не соответствующий ценам, заявленным турецкими хотельерами.
Скандинавские страны, где с сервисом все в порядке (ну где же еще можно найти личную сауну в стандартном номере?), напротив, постепенно становятся все более популярными. Например, рост российского потока в Финляндию в этом сезоне, по словам Татьяны Зотовой, коммерческого директора компании «Лабиринт», может составить около 15%. Швеция, похоже, уже пережила период бурного интереса к ней россиян, зато теперь в стадии резко нарастающего потока находится Норвегия. Чтобы привлечь к этим направлениям еще большее внимание горнолыжников, операторы в этом году собираются поставить весенние чартерные программы в Швецию и Норвегию. Расчет очень правильный: в марте и апреле в Альпах уже почти нет снега, а на севере Европы его еще предостаточно. Да и цены смогут порадовать любителей весеннего катания не меньше, чем апрельское солнышко: предполагается, что за неделю весеннего горнолыжного отдыха в Швеции или Норвегии придется платить не более 500—600 евро.
Готовь лыжи летом. Объем российского горнолыжного рынка в предстоящем сезоне вырастет примерно на 30%
Источник: Профиль
Комментировать