Для такого фрирайда у нас в стране есть только вертолетная заброска (heli-skiing). В Америке моден так называемый snowcating, т.е. подъем на специально оборудованном (музыка, комфортный салон и т.д.) ратраке или вездеходе.
Группы из 10-12 человек с двумя или тремя гидами-проводниками могут подыматься на высоту не менее трех километров, делая в среднем по 10-12 спусков в день.
Как узнать, готовы ли Вы к путешествию в горы в сопровождении гидов
Вы готовы осилить поездку, если:
- Вы в хорошей физической форме
- Вас не пугают трассы повышенной сложности
- У Вас есть опыт катания по целинному снегу в пределах лыжных курортов
Гиды делают все возможное, чтобы выбрать лучшие по состоянию спуски, и подбирают маршрут, исходя из условий и возможностей конкретной группы.
За исключением тех маршрутов, которые специально предназначены для обучения или для новичков (а некоторые компании предлагают такие поездки), весь инструктаж, который Вы получите, будет состоять из пары советов, ведь гиды, как правило, более опытны в патрулировании лыжных трасс, чем в преподавании техники катания.
Самый лучший вариант - когда несколько равных по технике катания друзей резервируют для себя отдельный ратрак или вертолет. В этом случае все спускаются вниз на примерно одинаковой скорости. Нет ничего хуже, чем знать, что ты задерживаешь собой всю группу. Это даже породило поговорку: "Нет друзей на целине".
Какое снаряжение использовать?
Используйте широкие целинные лыжи райдовые лыжи, которые обычно называются "fat" (толстые, жирные). Они плывут, а не тонут на глубоком снегу и на них легче поворачивать. Так Вы меньше устанете к концу дня и однозначно получите больше удовольствия. Оборотная сторона медали - целинные лыжи не для укатанной трассы.
Большинство сноубордов отлично подойдет для целины. Если только они не совсем уж узкие ( для карвинга) и короткие ( для джиббинга).
Как следует одеваться?
Вы будете на горе весь день, - и это будет очень долгий день! На большой высоте погода может быстро меняться, так что надевайте столько слоев одежды, сколько можете, - их потом легко снять и оставить в вездеходе/вертолете, когда вы пойдете на спуск. Возьмите шапку и/или шлем, лыжные очки, солнечные очки и солнцезащитный крем. Можно и нужно взять небольшой рюкзак с камерой, запасными перчатками и что-нибудь перекусить.
Как компании относятся к безопасности?
Безопасность - прежде всего. Все компании дадут вам лавинный передатчик и проинструктируют о мерах безопасности при внетрассовом катании. Гиды имеют навыки выживания в снегу и первой помощи. Изучите правила безопасности, выполняйте требования при загрузке в транспорт и выходе из него и всегда строго придерживайтесь указаний гидов.
Еще до поездки научитесь "самозадержанию" (останавливать скольжение после падения). Если Вы начали катиться вниз после падения, постарайтесь направить лыжи (или ботинки, если лыжи отстегнулись) вниз и поперек склона, а затем погрузить концы лыж в снег.
Обычно на маршруте два гида - один ведёт, другой замыкает. Всегда идите туда, куда идет гид, и останавливайтесь там, где он остановится. Никогда не спускайтесь ниже гида, так как Вы можете пропустить важный проход к точке эвакуации. Вы потеряете время и силы, а группа не будет от Вас в восторге.
Учимся читать снег и местность
Избегайте бугров на снегу. Они обычно означают, что под ними камень, пень или другой твердый предмет.
Избегайте карнизов - они могут обрушиться, и любых обрывов, когда не видна другая сторона, - это может быть опасный сброс.
Долина между двумя холмами может быть руслом ручья под тонким слоем снега. Старайтесь не спускаться с холма к самому подножию, чтобы избежать неприятного падения в очень холодную воду.
Не пренебрегайте палками и ветками на своем пути. Они могут быть частью корневой системы дерева, которая остановит ваши лыжи или сноуборд, а вы продолжите полет.
Езда по лесу
На маршруте вам придется много кататься по лесу. Обычно Вас высаживают на открытой поляне, а останавливаются, чтобы забрать, там, где кончается лес. Так что выберите себе товарища и выполняйте советы гида касательно безопасных маршрутов через лес. Легко потерять друг друга из виду, поэтому держитесь вместе.
Под ветками сосен, где скапливается меньше снега, образуются ямы. Если Вы проезжаете слишком близко к дереву, Вас может увлечь в это углубление. Здесь Вам не обойтись без помощи товарища. Вы можете оказаться в положении вниз головой, и тогда самостоятельно выбраться будет невозможно. Если же это случилось, хватайтесьза ветку, чтобы вытащить голову на поверхность. Затем постарайтесь освободить свои лыжи, чтобы выкарабкаться из ямы. Сигнал или радио при таких происшествиях может спасти жизнь.
Низко висящая ветка или прут может ударить Вас по лицу, так что надевайте защитные очки или шлем.
Как избежать попадания в лавину
Гиды умеют оценивать снежные и погодные условия, чтобы выбрать наиболее безопасный маршрут. Следуя их указаниям, Вы уменьшите шансы попасть в лавину.
И еще несколько советов, как не вызвать схода лавин:
- Спускайтесь по очереди, по одному.
- Останавливайтесь на <островках безопасности>. Гребни гор за большими деревьями или камнями и вне мест спуска лавин являются безопасными местами.
- Избегайте оврагов и крутых склонов.
- Посетите курсы лавинной безопасности - они есть на многих курортах и при специализированных лыжных магазинах.
Примечание. Клаудия Карбоне (Claudia Carbone) - известный журналист из Брэкенридж, Колорадо. Каждый год она отправляется кататься на snowcat'e. Клаудия Карбоне - президент Ассоциации журналистов снежных видов спорта Северной Америки, удостоена ежегодной премии за достижения в освещении лыжного спорта.
Перевод: А. Полежаев
Источник: Snowlink.com |