О чем не спорят посетители Grindelwald, так это о том, что там очень красиво. В горах всегда красиво, но там особенно.

Достаточно низкогорный курорт окружают величественные четырехтысячники, практически наступающие на него. И при этом практически безлесые склоны подступают к самому городу, представляя причудливые поверхности, местами покрытые снегом взору окружающих. Да и сам городок очень изящен. Как и многие населенные пункты этой страны, он кажется пришедшим из далеких прошлых времен, но, в отличие от многих мест, раскрашен в разные цвета.

А так, наверное, Grindelwald более известен среди обычных туристов – отсюда стартует одна из обязательных круглогодичных экскурсионных программ по Швейцарии – подъем на Jungfrau (3454 метров), самую высокогорную железнодорожную станцию Европы, которую называют Top of Europe. Это фирменный знак всего региона.

Как горнолыжный регион, Jungfrau Ski Region (включает помимо Grindelwald также курорты также Murren и Wengen), не так известен и желаем. Зона катания – 213 км, три зоны (50 км, 53 км, 110 км), высота катания – 1034-2971 м. У людей, искушенных огромными едиными зонами катания Франции, более дешевым отдыхом в других странах (да и в самой Швейцарии достаточно больших по километражу и более высокогорных регионов), взор не часто обращается на Grindelwald. А те же, кто туда попал, либо, признавая красоту места, остаются отнюдь не в восторге от катания, сетуя на ограниченность выбора трасс и достаточность трех дней, либо навсегда влюбляются в этот регион, включая в wish-list это место, где взгляд отдыхает на окружающем пейзаже.

Не могу себя отнести ко второй категории, но у меня своя логика, поэтому я сюда вернулась по следующим соображениям:

Достаточно низкогорный курорт окружают величественные четырехтысячники, практически наступающие на него. И при этом практически безлесые склоны подступают к самому городу, представляя причудливые поверхности, местами покрытые снегом взору окружающих. Да и сам городок очень изящен. Как и многие населенные пункты этой страны, он кажется пришедшим из далеких прошлых времен, но, в отличие от многих мест, раскрашен в разные цвета.

А так, наверное, Grindelwald более известен среди обычных туристов – отсюда стартует одна из обязательных круглогодичных экскурсионных программ по Швейцарии – подъем на Jungfrau (3454 метров), самую высокогорную железнодорожную станцию Европы, которую называют Top of Europe. Это фирменный знак всего региона.

Как горнолыжный регион, Jungfrau Ski Region (включает помимо Grindelwald также курорты также Murren и Wengen), не так известен и желаем. Зона катания – 213 км, три зоны (50 км, 53 км, 110 км), высота катания – 1034-2971 м. У людей, искушенных огромными едиными зонами катания Франции, более дешевым отдыхом в других странах (да и в самой Швейцарии достаточно больших по километражу и более высокогорных регионов), взор не часто обращается на Grindelwald. А те же, кто туда попал, либо, признавая красоту места, остаются отнюдь не в восторге от катания, сетуя на ограниченность выбора трасс и достаточность трех дней, либо навсегда влюбляются в этот регион, включая в wish-list это место, где взгляд отдыхает на окружающем пейзаже.

Не могу себя отнести ко второй категории, но у меня своя логика, поэтому я сюда вернулась по следующим соображениям:
- хотелось покататься, чтоб не было народу, в период, когда большинство народу заполняет многочисленные известные курорты благодаря французским детским каникулам и каникулам в кантонах Valais и Graubunden;
- чего-то потянуло меня на культурную программу по небольшим швейцарским городкам. А Grindelwald отлично расположен для сочетания полноценного катания и экскурсионной программы, без потери дней и ущерба катания;
- решение принималось уже в процессе поездки, поэтому я знала, что погодные и снеговые условия меня почти устроят, в отличие от других курортов.
Так я оказалась в Grindelwald.
Экскурсия первая, повторяющаяся. Grindelwald. Прогулки по курорту

В выходные здесь достаточно оживленно. Заполненные многочисленные кафе, чинная публика, прогуливающаяся по городку среди очаровательных домиков, и менее чинная, осваивающая магазины, выбор Bogner, в объеме, характерном для небюджетных курортов, народ, спешащий на поезд, и даже точки весьма оживленного après-ski.
В будни намного тише, народу намного меньше, зато больше японцев, кафе полупусты, а к вечеру (к 6-7 часам) город почти вымирает. Здесь даже магазины закрываются в основном очень рано. После захода солнца основные примечательности этого городка меркнут, и публика, восторгающаяся днем окружающими красотами, тоже медленно исчезает внутри многочисленных строений. Хотя сам городок не очень большой, по сравнению с другими курортами.


Для меня единственным приемлемым местом проживания было расположение отеля возле вокзала. Здесь центр всего, а также удобно добираться до зон катания. Автобусная станция тоже рядом. А большинство соотечественников из отелей выбирает расположенный у зоны First современный Sunstar. В гостинице у меня горнолыжников немного, опять-таки японцев почти половина. У них тоже туристический маршрут.

Забавно, как-то в начале восьмого утра оказалась на ж/д вокзале. Там уже сидела группа японцев, одинаковые такие, все в ярко желтых костюмах Goldwin. Пришли за полчаса до поезда. Вот же не спится людям. Я их дней через пять потом в Zermatt видела, тоже на поезде катались.

У меня же распорядок дня был простой. С раннего утра и почти до двух часов катание. Потом все равно погода теплая, и снег уже подтаивает. Катание ограничилось зонами First и Kl. Shaidegg-Mannlichen. Зона Shilhorn была необязательной, как ранее посещенная и не адекватная по соотнесению временных затрат и удовольствия от катания, и осталась не посещенной по погодным условиям. Для тех, кто едет впервые, это исключение делать не стоит.
А после обеда уже время экскурсионки. В марте достаточно длинный световой день, поэтому гулять можно не мало, а путь обратно начинать после 6 вечера. Спешить все равно не куда.
День первый. Зона First Выходной
Путь: отель – автобус – очередь на подъемник – подъем – занимает ровно час. Ближе к концу уже немного утомляет. Там несколько очередей кабинного подъемника – периодически возникало желание выйти, проехаться по еще не разрушенному вельвету трасс, но поехала вверх, а вдруг трассы мягкие??? На улице достаточно тепло, а это южная экспозиция. Наверху нормально. Вернее, не жестко. Я от такого уже отвыкла. Катание как катание. Трасс-изюминок нет. Очередей на подъемник тоже почти нет. Синее, красное, черное – ничего сложного. Но самые отличные виды открываются с черных трасс. Поэтому их приходится повторять.



Немного развлекает трасса ски-кросс. Никогда не пробовала, а здесь пришло время. Забавно очень, но это для меня оказалось самое интересное место в регионе. На 5 спуске уже не пропускаю ни одного трамплина в максимальном исполнении. Но чего-то я одна такая резвящаяся.

Пришлось для солидности заехать в кафешку. Тут уже публика в возрасте. Причем публика холеная. Сидят, винцо из бокалов неспешно потягивают. Опять не мой формат. Но им проще – они на треккинге, им не кататься.
Вниз-вниз-вниз. Я накаталась.
Экскурсия вторая, Интерлакен (Interlaken)
Тридцать пять минут на поезде, проезд по которому входит в ски-пасс на всю зону катания Jungfrau Ski Region, и вокзал Interlaken-Ost. А тут меня ждал облом. Воскресенье, после обеда, – турофис закрыт. Пришлось сфотографировать схему города с туристическим маршрутом и по ней ходить. Вообще-то на крайний случай сойдет. Зато эти схемы установлены напротив всех достопримечательностей, отмеченных на карте. А заодно рядом их описание.

Интерлакен – это какое-то чудо, город-курорт, один из наиболее посещаемых в Швейцарии. Город из прошлого, колоритные национальные домики, каждый из которых хочется сфотографировать, картинка, от которой нельзя оторвать взгляд. Сначала кажется, что это для туристов сделаны отели и маршрут, но, отклоняясь от размеченного пути, видишь все те же разноцветные домики. В Interlaken нет примечательных исторических памятников, да и современных тоже. Здесь весь город как памятник. С отдельными примечательными местами.




Последующее катание. Зона Kl. Shaidegg-Mannlichen
Из двух вариантов подъема выбираю на поезде. Автобус+подъемник – это не так эстетично и меньше вписывается в концепцию экскурсионки. А так – сидишь в поезде среди половины простых туристов, в окно пейзажами любуешься.
Верхняя станция Kl. Shaidegg, куда приходят поезда из Grindelwald и Wengen, и откуда уходят поезда на экскурсию на Jungfrau.


Но, впрочем, тут и так есть, где покататься. Хорошо, что народу нет, отратрачено великолепно, и меньше подтаивает, чем на First. Сверху несколько недлинных разминочных спусков в разных вариациях от подъемника Lauberhorn.

Но не стоит увлекаться. В утреннюю программу стоит включить и самую известную трассу региона – кубковую Lauberhorn. Она хоть и помечена черным цветом, но по силам для преодоления (с разной скоростью и в разной манере езды) любому желающему. Поэтому ближе к концу дня она довольно разбита.

А так – ее начало устроено как на соревнованиях – стартовый домик, из тени выезжаешь на свет и, если можешь, начинаешь спуск по флагам. Только после обеда там уже такая колея, что удержаться сложно. А с утра – очень даже хорошо. Ну, а кто не хочет – может проехать сбоку, или вообще начать перемещение по этой трассе чуть пониже – сбоку проходит более простая красная трасса. Дальше, правда, безвариантно уже надо ехать по ней. И уж совсем для туристов – на огромном стадионе окантовка с наименованием трассы. Как не сфотографироваться.

Вообще, если есть возможность, кубковые трассы лучше посмотреть в реале. А то по телевизору когда смотришь – все достаточно ровно и полого, и непонятно, чего спортсмены на соревнованиях не могут отлично проехать. Зато когда сам видишь трассу в реале – и крутизна чувствуется совсем другая, и ощущения от трассы как от совсем не простой, и сложные места порой представляются те, от которых этого не ожидаешь.


Одно неудобство – возврат уж очень долгий. Либо через поезд, либо через маятник из Wengen и сочетание трасс и подъемников. К трассе Lauberhorn, наверное, быстрее на поезде, поскольку он сразу привозит в верхнюю зону катания и всего одна креселка дальше вверх.
Кстати о Wengen, ничего так городок, симпатичный, более плоский по виду, чем Grindelwald, и более простой.

На маятнике лучше уезжать, если хочется осваивать весь регион в целом. Система подъемников устроена так, что, не повторяясь по трассам, едешь вверх/вниз, перемещаясь в сторону, и в итоге вернешься на Kl. Shaidegg или в верхнюю точку катания. Трассы красные, скоростные, недлинные, открытые и хорошо просматриваемые, приятное катание, приятная эстетическая картинка, но повториться, правда, нигде не хочется.


А виды какие.



С учетом моей погоды, правда, ошибкой было поехать вниз на лыжах. Слишком тепло. Сначала пришлось преодолеть пешеходный участок слегка вверх, а потом часть трассы ехать по размякшему снегу.
В целом – катанием, если его в меру, осталась довольна. Подъемники тоже не подкачали – современные и нет очередей.
Экскурсия третья, Thun
Как чувствовала, что созрею до внезапной экскурсионки, летом сделала файлик с указанием времени добирания до экскурсионных мест от курортов. (Кажется, файлик надо расширить.)

Небольшой городок Thun расположен в хорошей достижимости от Grindelwald. По дороге наблюдаешь панораму одноименного озера на фоне гор. Потрясающе красиво.

Карта с вокзала, очередной туристический маршрут, старый город, самые примечательные места, торговая улица. Основная достопримечательность – замок на горе. Жалко, не попала, закрыт на ремонт. Но погуляла. Здесь уже не так прянично, как в Interlaken, нет такой ориентации на туристов, но все ж очень мило погулять. Ратуша, двухуровневая торговая улица, живописные виды, кафе на набережной, отдельные строения под старину с национальным колоритом, деревянные мосты. Городок стоит визита.

Экскурсия четвертая, Fribourg
Fribourg расположен уже подальше. И к тому же мне не очень повезло с погодой. Было пасмурно, и местами накрапывал дождь.

Это уже большой город, знаменитый границей между господством французского и немецкого языка, университетом, готической архитектурой. Зимой туристов здесь немного. Ходить по примечательным местам, раскинутым по городу, и требующим значительного перемещения вверх-вниз то по булыжной мостовой, то по лестницам, непросто.

А еще – сюда однозначно лучше летом. Город немного своим устройством напоминает Люксембург – многоуровневое строение, наверное, сделает его прекрасным, когда зазеленеет листва и распустятся цветы.

Туристический маршрут я честно освоила. Кафедральный собор потрясающий, виды на каскадный город, очаровательные улочки в экскурсионной зоне… Но повторять мою затею лучше не зимой.
Отлично отдохнула.
Вместо эпилога

Вот собственно и все. Я организовала отдых на курорте, куда б не поехала только на катание, но он устраивал меня по другим параметрам так, что и покаталась в свое удовольствие, и время провела отлично, но оригинально, и даже есть мысль повтора в таком формате, только с другими городками и Interlaken. А сейчас меня ждали другие курорты.
Кстати, идея очень неплоха для тех, у кого вторая половина не катается.
Экскурсия первая, повторяющаяся. Grindelwald. Прогулки по курорту

В выходные здесь достаточно оживленно. Заполненные многочисленные кафе, чинная публика, прогуливающаяся по городку среди очаровательных домиков, и менее чинная, осваивающая магазины, выбор Bogner, в объеме, характерном для небюджетных курортов, народ, спешащий на поезд, и даже точки весьма оживленного après-ski.
В будни намного тише, народу намного меньше, зато больше японцев, кафе полупусты, а к вечеру (к 6-7 часам) город почти вымирает. Здесь даже магазины закрываются в основном очень рано. После захода солнца основные примечательности этого городка меркнут, и публика, восторгающаяся днем окружающими красотами, тоже медленно исчезает внутри многочисленных строений. Хотя сам городок не очень большой, по сравнению с другими курортами.


Для меня единственным приемлемым местом проживания было расположение отеля возле вокзала. Здесь центр всего, а также удобно добираться до зон катания. Автобусная станция тоже рядом. А большинство соотечественников из отелей выбирает расположенный у зоны First современный Sunstar. В гостинице у меня горнолыжников немного, опять-таки японцев почти половина. У них тоже туристический маршрут.

Забавно, как-то в начале восьмого утра оказалась на ж/д вокзале. Там уже сидела группа японцев, одинаковые такие, все в ярко желтых костюмах Goldwin. Пришли за полчаса до поезда. Вот же не спится людям. Я их дней через пять потом в Zermatt видела, тоже на поезде катались.

У меня же распорядок дня был простой. С раннего утра и почти до двух часов катание. Потом все равно погода теплая, и снег уже подтаивает. Катание ограничилось зонами First и Kl. Shaidegg-Mannlichen. Зона Shilhorn была необязательной, как ранее посещенная и не адекватная по соотнесению временных затрат и удовольствия от катания, и осталась не посещенной по погодным условиям. Для тех, кто едет впервые, это исключение делать не стоит.
А после обеда уже время экскурсионки. В марте достаточно длинный световой день, поэтому гулять можно не мало, а путь обратно начинать после 6 вечера. Спешить все равно не куда.
День первый. Зона First Выходной
Путь: отель – автобус – очередь на подъемник – подъем – занимает ровно час. Ближе к концу уже немного утомляет. Там несколько очередей кабинного подъемника – периодически возникало желание выйти, проехаться по еще не разрушенному вельвету трасс, но поехала вверх, а вдруг трассы мягкие??? На улице достаточно тепло, а это южная экспозиция. Наверху нормально. Вернее, не жестко. Я от такого уже отвыкла. Катание как катание. Трасс-изюминок нет. Очередей на подъемник тоже почти нет. Синее, красное, черное – ничего сложного. Но самые отличные виды открываются с черных трасс. Поэтому их приходится повторять.



Немного развлекает трасса ски-кросс. Никогда не пробовала, а здесь пришло время. Забавно очень, но это для меня оказалось самое интересное место в регионе. На 5 спуске уже не пропускаю ни одного трамплина в максимальном исполнении. Но чего-то я одна такая резвящаяся.

Пришлось для солидности заехать в кафешку. Тут уже публика в возрасте. Причем публика холеная. Сидят, винцо из бокалов неспешно потягивают. Опять не мой формат. Но им проще – они на треккинге, им не кататься.
Вниз-вниз-вниз. Я накаталась.
Экскурсия вторая, Интерлакен (Interlaken)
Тридцать пять минут на поезде, проезд по которому входит в ски-пасс на всю зону катания Jungfrau Ski Region, и вокзал Interlaken-Ost. А тут меня ждал облом. Воскресенье, после обеда, – турофис закрыт. Пришлось сфотографировать схему города с туристическим маршрутом и по ней ходить. Вообще-то на крайний случай сойдет. Зато эти схемы установлены напротив всех достопримечательностей, отмеченных на карте. А заодно рядом их описание.

Интерлакен – это какое-то чудо, город-курорт, один из наиболее посещаемых в Швейцарии. Город из прошлого, колоритные национальные домики, каждый из которых хочется сфотографировать, картинка, от которой нельзя оторвать взгляд. Сначала кажется, что это для туристов сделаны отели и маршрут, но, отклоняясь от размеченного пути, видишь все те же разноцветные домики. В Interlaken нет примечательных исторических памятников, да и современных тоже. Здесь весь город как памятник. С отдельными примечательными местами.




Последующее катание. Зона Kl. Shaidegg-Mannlichen
Из двух вариантов подъема выбираю на поезде. Автобус+подъемник – это не так эстетично и меньше вписывается в концепцию экскурсионки. А так – сидишь в поезде среди половины простых туристов, в окно пейзажами любуешься.
Верхняя станция Kl. Shaidegg, куда приходят поезда из Grindelwald и Wengen, и откуда уходят поезда на экскурсию на Jungfrau.


Но, впрочем, тут и так есть, где покататься. Хорошо, что народу нет, отратрачено великолепно, и меньше подтаивает, чем на First. Сверху несколько недлинных разминочных спусков в разных вариациях от подъемника Lauberhorn.

Но не стоит увлекаться. В утреннюю программу стоит включить и самую известную трассу региона – кубковую Lauberhorn. Она хоть и помечена черным цветом, но по силам для преодоления (с разной скоростью и в разной манере езды) любому желающему. Поэтому ближе к концу дня она довольно разбита.

А так – ее начало устроено как на соревнованиях – стартовый домик, из тени выезжаешь на свет и, если можешь, начинаешь спуск по флагам. Только после обеда там уже такая колея, что удержаться сложно. А с утра – очень даже хорошо. Ну, а кто не хочет – может проехать сбоку, или вообще начать перемещение по этой трассе чуть пониже – сбоку проходит более простая красная трасса. Дальше, правда, безвариантно уже надо ехать по ней. И уж совсем для туристов – на огромном стадионе окантовка с наименованием трассы. Как не сфотографироваться.

Вообще, если есть возможность, кубковые трассы лучше посмотреть в реале. А то по телевизору когда смотришь – все достаточно ровно и полого, и непонятно, чего спортсмены на соревнованиях не могут отлично проехать. Зато когда сам видишь трассу в реале – и крутизна чувствуется совсем другая, и ощущения от трассы как от совсем не простой, и сложные места порой представляются те, от которых этого не ожидаешь.


Одно неудобство – возврат уж очень долгий. Либо через поезд, либо через маятник из Wengen и сочетание трасс и подъемников. К трассе Lauberhorn, наверное, быстрее на поезде, поскольку он сразу привозит в верхнюю зону катания и всего одна креселка дальше вверх.
Кстати о Wengen, ничего так городок, симпатичный, более плоский по виду, чем Grindelwald, и более простой.

На маятнике лучше уезжать, если хочется осваивать весь регион в целом. Система подъемников устроена так, что, не повторяясь по трассам, едешь вверх/вниз, перемещаясь в сторону, и в итоге вернешься на Kl. Shaidegg или в верхнюю точку катания. Трассы красные, скоростные, недлинные, открытые и хорошо просматриваемые, приятное катание, приятная эстетическая картинка, но повториться, правда, нигде не хочется.


А виды какие.



С учетом моей погоды, правда, ошибкой было поехать вниз на лыжах. Слишком тепло. Сначала пришлось преодолеть пешеходный участок слегка вверх, а потом часть трассы ехать по размякшему снегу.
В целом – катанием, если его в меру, осталась довольна. Подъемники тоже не подкачали – современные и нет очередей.
Экскурсия третья, Thun
Как чувствовала, что созрею до внезапной экскурсионки, летом сделала файлик с указанием времени добирания до экскурсионных мест от курортов. (Кажется, файлик надо расширить.)

Небольшой городок Thun расположен в хорошей достижимости от Grindelwald. По дороге наблюдаешь панораму одноименного озера на фоне гор. Потрясающе красиво.

Карта с вокзала, очередной туристический маршрут, старый город, самые примечательные места, торговая улица. Основная достопримечательность – замок на горе. Жалко, не попала, закрыт на ремонт. Но погуляла. Здесь уже не так прянично, как в Interlaken, нет такой ориентации на туристов, но все ж очень мило погулять. Ратуша, двухуровневая торговая улица, живописные виды, кафе на набережной, отдельные строения под старину с национальным колоритом, деревянные мосты. Городок стоит визита.

Экскурсия четвертая, Fribourg
Fribourg расположен уже подальше. И к тому же мне не очень повезло с погодой. Было пасмурно, и местами накрапывал дождь.

Это уже большой город, знаменитый границей между господством французского и немецкого языка, университетом, готической архитектурой. Зимой туристов здесь немного. Ходить по примечательным местам, раскинутым по городу, и требующим значительного перемещения вверх-вниз то по булыжной мостовой, то по лестницам, непросто.

А еще – сюда однозначно лучше летом. Город немного своим устройством напоминает Люксембург – многоуровневое строение, наверное, сделает его прекрасным, когда зазеленеет листва и распустятся цветы.

Туристический маршрут я честно освоила. Кафедральный собор потрясающий, виды на каскадный город, очаровательные улочки в экскурсионной зоне… Но повторять мою затею лучше не зимой.
Отлично отдохнула.
Вместо эпилога

Вот собственно и все. Я организовала отдых на курорте, куда б не поехала только на катание, но он устраивал меня по другим параметрам так, что и покаталась в свое удовольствие, и время провела отлично, но оригинально, и даже есть мысль повтора в таком формате, только с другими городками и Interlaken. А сейчас меня ждали другие курорты.
Кстати, идея очень неплоха для тех, у кого вторая половина не катается.