Ищу компанию на каталку: мама и дочка... 27 Декабря 2024 - 2 Января 2025 Россия, Красная Поляна
Ищу компанию открыть сезон на Розе 22.12 22 Декабря 2024 - 26 Декабря 2024 Россия, Красная Поляна
Ищу/составлю компанию 18 Февраля 2025 - 23 Февраля 2025 Россия, Красная Поляна
0

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев о том, как надо готовиться к Олимпийским играм

official_skiru Лента автора 16 Февраля 2007 (01:47) Просмотров: 76 0
В споре за право проведения Зимней олимпиады 2014 г. российскому городу Сочи противостоят австрийский Зальцбург и южнокорейский Пхенчхан. Окончательный выбор Международный олимпийский комитет (МОК) должен сделать в июле 2007 г., а пока оценочная комиссия МОК посещает города-кандидаты. На следующей неделе ее ждут в Краснодарском крае. Губернатор края Александр Ткачев в интервью “Ведомостям” рассказал, как олимпийский проект помогает привлекать в регион инвесторов.

— Накануне визита в Сочи комиссии МОК на горнолыжном курорте Красная Поляна несколько дней не работал подъемник. Вы не опасаетесь, что эта история плохо повлияет на шансы Сочи в олимпийском конкурсе? Ведь и Петербург в 1996 г. лишился шанса проводить у себя Олимпиаду-2004 после того, как на мэра города Анатолия Собчака завели уголовное дело.

— Знаете, в 1990-е гг. у России совсем не было шансов получить право на проведение Олимпиады. Хотя бы потому, что страна была в совершенно другом состоянии. Участие в том конкурсе подпитывалось, прямо скажем, несбыточными иллюзиями. Сейчас ситуация принципиально другая: и Россия, и Сочи по финансовым, техническим, политическим возможностям в состоянии принять у себя Олимпиаду. На решение оценочной комиссии влияют тысячи факторов. Поэтому говорить о том, что один мелкий штришок может испортить впечатление МОК, некорректно. К тому же и повод надуманный. Ведь подъемник никто [из местных органов власти] не закрывал.

— Почему же он тогда не работал?

— Мы готовимся к Олимпиаде, на которую приедут тысячи туристов, и хотим, чтобы сервис был на высоком европейском уровне. Проверяем качество и ассортимент предприятий общепита, техническое состояние того же подъемника, санитарные нормы. С такой точки зрения мы рассматривали все предприятия, в том числе и это (“Альпика-Сервис”, владелец подъемника. — “Ведомости”). К нам же приходят с жалобами люди, которые отравились у них в ресторане. Был случай, когда сотни людей провисели несколько часов над пропастью на высоте 20-30 м, потому что подъемник внезапно остановился. Вот эти моменты мы и отрабатываем. И по решению суда была приостановлена деятельность одного из кафе этой фирмы. Тогда эти предприниматели, видимо желая скрыть другие свои нарушения и продемонстрировать силу, остановили подъемник. Ведь было известно, что не только оценочная комиссия приедет, но еще и [министр экономического развития Герман] Греф, к тому же президент в Сочи отдыхает в это время. Наверное, рассчитывали, что конфликт перейдет в политическую плоскость и все у них останется, как было. Но нам-то не хочется “как было”. Надо, чтобы было гораздо лучше.

— А как вы прокомментируете заявление гендиректора “Альпика-Сервиса” Петра Федина о попытках краевой администрации отнять у него как минимум часть земли, а как максимум — и весь бизнес?

— Ну каким образом это можно сделать? Да и зачем? Странный он парень, просто конфликтный человек. Мне это триста лет не нужно. Пусть выполняет все санитарно-технические нормы, чтобы все было достойно и мы не позорились перед людьми, которые приезжают в Красную Поляну отдыхать. Вы когда-нибудь были на этом подъемнике? Это примитивная техника, ржавая, просто опасная. Но пока это единственный подъемник в Красной Поляне. И они пользуются своим монопольным положением: билет на подъем стоит 1000-1500 руб. При этом очереди огромные, многие туристы, я знаю, уезжают и плюются. Уже в следующем году будут введены в эксплуатацию сразу три новых современнейших подъемника и горнолыжных спуска, которые строят “Роза Хутор” (“Интеррос”), “Карусель” предпринимателя Ахмеда Билалова и “Газпром”. Там совершенно другая идеология горнолыжного курорта, соответствующая опять же евростандартам. Люди, конечно же, поедут отдыхать туда. Или он [“Альпика-Сервис”] должен сам измениться — взять кредит, построить новые подъемники, трассы, обеспечить безопасность. Если кто его бизнес и остановит, так это сама жизнь. Таковы законы рынка.

— Жители поселков в Красной Поляне рассказывали мне, что инфраструктура там плохо развита: частые и длительные отключения электричества, нет централизованного газоснабжения.

— Вот это и является реальной проблемой в отличие от глупостей с подъемником. Если мы не решим такие стратегические вопросы, о каком курорте мирового уровня можно вести речь? 17 февраля подписываем с [председателем правления РАО ЕЭС Анатолием] Чубайсом соглашение о крупнейших инвестициях в Краснодарский край, которые в первую очередь затронут Красную Поляну и Сочи: там будут построены генерирующие мощности. Сейчас электроэнергия поступает в район через Майкоп и Краснодар, линии электропередачи находятся в горах, а там обвалы, снегопады, сильнейший ветер. Если дорогу занесло, без вертолета не выберешься. Да еще попробуй найти и устранить обрыв провода в горных условиях на высоте 3000 м. Совсем другое дело будет, когда в Сочи заработает своя станция и будут построены новые линии электропередачи. В течение пяти лет проблема будет решена кардинально — быстрее, к сожалению, невозможно, требуются многомиллиардные инвестиции. А вот газоснабжение в Красной Поляне, думаю, получится наладить в течение двух лет. Самый сложный этап уже позади: газопровод протяженностью 70 км в Красной Поляне построен. Следующий этап проекта — проводка газа до конечного потребителя — начинается в этом году. Без газа, конечно, развития там не будет.

— С начала 2000-х в Краснодарский край, и в первую очередь в Красную Поляну и Сочи, потекли деньги крупных российских инвесторов. В чем причины бума?

— Мы активно в течение последних шести лет ведем пропагандистскую и рекламную кампанию по поводу уникальности и непревзойденности курортов Краснодарского края. В России снега зимой много, но, если ты катаешься на лыжах в Красной Поляне при температуре минус 5 — минус 3, это гораздо комфортнее, чем где-нибудь при минус 40. Большой плюс — наличие моря, которое можно увидеть с подъемника, такого в мире больше нигде нет. Климат мягкий, много хвои, пальм, трав, и зимой в Сочи ощущение вечной весны. Замечу, что начали развиваться не только Сочи и Красная Поляна, но и Анапа, Туапсе, Геленджик.

— Может быть, помогло и то, что президент в Сочи и Красной Поляне часто отдыхает?

— Безусловно. Президент не только отдыхает. Его поддержка олимпийского движения играет большую роль. В то же время мы понимаем — и очень важно, что президент понимает, — что победить [в конкурсе МОК] сложно. У нас серьезные конкуренты: Австрия уже проводила Зимние олимпийские игры несколько раз, и Корея тоже не последняя страна в мире. Но самое главное для меня — то, что президент говорит: если даже мы не выиграем Олимпиаду, то мы будем развивать Сочи и Краснодарский край, потому что это отразится на ситуации в целом на юге страны, а в России будет создан хотя бы один курорт мирового уровня.

— Отдых на курортах Краснодарского края сейчас довольно дорого стоит, особенно если сравнивать с Турцией и Египтом.

— Я объясню почему. Это похоже на ситуацию с единственным подъемником в Красной Поляне, где фирма-монополист устанавливает колоссальные цены на билеты. При этом обоснование цены они вам всегда найдут, калькуляцию покажут. Наша задача — за счет рекламы, привлечения инвесторов удвоить, утроить количество санаториев и отелей. Вот тогда они начнут конкурировать — и не только по качеству, но и по цене. Россиянам в России отдыхать проще и понятнее. Если в 2000 г. Черноморское побережье Краснодарского края приняло порядка 3,5 млн туристов, то в прошлом году — уже около 12 млн. Я считаю, что мы должны принимать 20 млн человек в год. Но для этого надо строить современные дороги в Сочи и на других курортах.

— У вас есть генеральная концепция развития туризма в крае?

— Концепция следующая: в Сочи должно быть наибольшее количество 5-звездочных отелей, рассчитанных на иностранцев и туристов с доходами выше среднего, — до 50% от общего количества, остальные 50% — 4-звездочные и 3-звездочные. На других курортах, думаю, соотношение между дорогими отелями и отелями для среднего класса должно быть 30 на 70. Это не я придумал. Видно, что так складывается рынок. В Сочи уже есть отели, которые, я думаю, готовы тягаться с лучшими отелями европейского и мирового уровня.

— Зарубежные туристы приезжают отдохнуть?

— К сожалению, их немного. Но я не думаю, что надо любой ценой затащить сюда массы иностранных туристов. Это все-таки в большей степени задача политическая. У нас ведь нет проблем с заполняемостью отелей, летом она вообще 105%. Но если к нам поедут немцы, австрийцы, канадцы, это будет говорить о доверии не только к Сочи, но и к России в целом. Это будет означать, что они не переживают, что здесь опасно, можно отравиться в кафе или получить по голове. Смотрите: в Турции бывают и взрывы, и насилие, и всевозможные конфузные ситуации, но туда пришел немецкий капитал, появилось много гостиниц европейского уровня, и [в результате] у иностранных туристов есть доверие к отдыху в Турции. Я думаю, что и у нас это обязательно случится. Конечно, наш недостаток в том, что летний курортный сезон короче, чем на Средиземном море: у нас можно отдыхать с июня по октябрь, а у них — с апреля по ноябрь. К тому же Черное море — не самое теплое море в мире. Но слава богу, что в нашей холодной стране на юге есть хотя бы такое море. В любом случае пока что рекламные кампании для туристов за рубежом мы не проводим. Рекламируем только инвестиционные возможности, чтобы к нам приходили зарубежные гостиничные сети уровня Marriott, Hyatt и строили здесь свои отели. Сначала нужно построить курорты европейского уровня, а потом уже зазывать сюда иностранцев на отдых. Если появятся собственники-иностранцы, это будет сигналом и для других инвесторов, и для зарубежных туристов. Многие — вплоть до руководителей государств — из телевизора знают, что в России все ужасно и опасно, а потом приезжают в Сочи и поражаются, как здесь интересно и красиво. Даже [бывший премьер-министр Италии Сильвио] Берлускони хотел что-нибудь купить для себя в Сочи — правда, не купил.

— А сколько иностранцев будет, по вашему прогнозу, посещать Краснодарский край, когда здесь появятся подходящие для них курорты?

— 1 млн зарубежных гостей из общего потока в 20 млн человек, думаю, было бы очень хорошо.

— Как вы оцениваете экономический эффект от пропаганды и рекламы для инвесторов?

— Всего за семь лет в Краснодарский край пришли инвестиции на сумму 631 млрд руб., из них 106 млрд руб. — иностранные инвестиции. В туризм вложена примерно четверть от общего объема средств. Кстати, Краснодарский край первым в России создал систему сопровождения инвестпроектов по принципу “одного окна”. А сами проекты готовятся по принципу “инвестиционного супермаркета”: каждый “продукт” в нем снабжен полным пакетом землеустроительных документов, согласований и разрешений для начала строительства. То есть мы не только продвигали возможности края на международных выставках, но и создавали для инвесторов комфортные во всех смыслах условия.

— В прошлом году на Кубанском экономическом форуме вы заявили, что Краснодарский край готов предложить инвесторам портфель проектов на $60 млрд. Как продвигается поиск капитала?

— На форуме было представлено 1394 инвестиционных проекта, из них около 500 — полностью подготовленных к реализации: с документацией по земельным участкам и экономическими обоснованиями. Так вот из этих 500 проектов 200 уже находятся в стадии реализации. Например, “Индустриальный союз Донбасса” строит сталепрокатный завод в Армавире на 3,4 млрд руб., фирма Atex International из ОАЭ — океанариум в Сочи стоимостью 2,7 млрд руб., канадская компания Buhler-Russia вкладывает в завод по производству тракторов в Гулькевическом районе 200 млн руб.

— В Краснодарском крае есть компания "Шато Ле Гранд Восток", которая производит вино по французским технологиям. Пока что это единственный известный пример успешного развития виноделия в вашем регионе. Администрация края собирается уделять внимание этой отрасли?

— К сожалению, мало кто знает, что у нас в крае можно делать весьма неплохое вино. Между тем здесь для этого подходящие климат, состав почвы, морской воздух, холмистые ландшафты, напоминающие специалистам о Бордо и Пьемонте. Уже есть заключения западных виноделов о том, что на наших землях можно выращивать хорошую лозу и делать качественное вино. Откровенно говоря, санитарные запреты на ввоз в Россию грузинского и молдавского вина наши виноделы восприняли с большим облегчением. За год они увеличили производство и продажи в 2,5 раза. Постараемся обязательно заполнить образовавшуюся нишу. Российские инвесторы из “Шато Ле Гранд Восток” купили импортный завод, привезли на кубанскую землю французскую лозу и француза-технолога — он прямо тут с семьей и живет. Через четыре года получили первое вино очень обнадеживающего качества. По этому же пути пошли еще пять российских компаний. У нас уже есть поддержка Минсельхоза и [первого вице-премьера] Дмитрия Медведева, чтобы наше виноделие вошло в национальный проект “Развитие АПК” и виноделы могли получать дешевые длинные кредиты. Это же сложная отрасль. Чтобы получить первый виноград, надо пять лет вокруг лозы, фигурально выражаясь, танцевать.

— Железная дорога в районе Сочи проходит по берегу моря, и по экологическим соображениям ее планировали передвинуть на несколько километров вглубь побережья. Эта идея будет реализована?

— Это возможно, но в отдаленной перспективе. Пожарной спешки нет, дорога нормально работает, и если мы оставим ее на месте, то, условно говоря, нашу заявку на участие в Олимпиаде не отклонят. Проект очень затратный — просто миллиарды долларов. А Краснодарский край и так получает сейчас огромные средства из федерального бюджета на строительство автомобильных дорог, олимпийских объектов. Поэтому проект имеет право на жизнь, но временно законсервирован.

— Позвольте узнать, как ваше здоровье? В прессе в прошлом году то и дело появлялись публикации о том, что вы якобы больны.

— Слава богу, все в порядке. Наверное, с моей стороны был только один повод для таких домыслов недоброжелателей — в течение полугода я похудел килограммов на 15 с помощью правильного питания и активных занятий спортом. Просто поставил перед собой такую задачу и очень рад, что хватило силы воли. Непросто это далось, скажу вам, и особенно трудно поддерживать достигнутый результат. Но я доволен и другим советую.

— В 2009 г. истекают ваши полномочия на посту губернатора. Вам хотелось бы остаться на третий срок? Будете ли вы заранее ставить перед президентом вопрос о доверии?

— До окончания полномочий еще 2,5 года. Я, как говорится, полон планов, идей, задумок и о сроке полномочий не думаю. Просто не до этого сегодня. Может, за полгода до окончания срока возникнет такой вопрос. Да и какая разница по большому счету, избранный губернатор будет руководить краем или назначенный? Если я с чем-то не буду справляться и мне на это укажут, что ж, "возьму шинель, пойду домой".

— Будет ли возвращено столице края историческое название Екатеринодар?

— Вопрос сложный, с кондачка его не решишь. Название Краснодар по-своему красиво, но есть же история, свои корни надо знать. 130 лет город носил имя Екатерины, а потом росчерком пера, решением кучки революционеров у города отняли его имя — и никто не удосужился спросить мнение народа. Рано или поздно справедливость будет восстановлена. Но принимать такие решения можно лишь всенародно. Силой не хочу никого подталкивать.

— Правда ли, что компания “Интеко” активно покупает недвижимость в Сочи? Московские девелоперы утверждают, что благодаря хорошим отношениям с вами “Интеко” скупила чуть ли не половину города.

— Нет, это не так. Особых отношений у меня с “Интеко” нет — как и со всеми остальными [инвесторами]. В Сочи у них от силы 2-3 объекта недвижимости. Кроме того, в Новороссийске “Интеко” купила цементный завод и собирается его модернизировать.

— Кто-нибудь еще инвестирует в цементную промышленность?

— Две крупнейшие западные компании — французская Lafarge и немецкая Heidelbergcement — будут строить у нас заводы в Крымске и Туапсинском районе на 2 млн т [цемента в год] каждый, общий объем их инвестиций ориентировочно составит 500 млн евро. Это очень актуальная тема, потому что строительный рынок у нас сильно растет. Краснодарский край — на 2-м месте в России после Москвы и Московской области по объему строящегося жилья, это 2,5 млн кв. м в год. Но сейчас производство стройматериалов растет в год на 8%, а объем вводимого жилья — на 17%. Этот разрыв в темпах роста надо закрывать с помощью новых заводов. К 2010 г. планируется увеличить мощности по выпуску цемента более чем на 7 млн т в год по сравнению с нынешним уровнем. Сейчас три действующих цементных завода, все они находятся в Новороссийске, производят около 4 млн т в год.

— Раньше у вас были сложные отношения с мэрами многих городов края. Как вы думаете, мэров надо назначать или выбирать?

— Давайте сразу уточним: уходили не те, у кого не складывалась работа со мной, а те, кто не справлялся с обязанностями главы города или района. Как губернатор, я не могу позволить оставаться у власти руководителям, наглядно показавшим свою беспомощность или путающим государственный карман с собственным. Нынешняя система [с выборами] вообще-то меня устраивает. Если будет принято решение о назначении мэров крупных городов, я к нему отнесусь с пониманием, спокойно и, безусловно, поддержу его. Но сейчас с мэрами администрация края сотрудничает нормально, мы ведем единую экономическую и социальную политику, конфликтов у нас нет. И это важно, потому что политическая стабильность — залог экономического роста.

--------------------------------------------------------------------------------

БИОГРАФИЯ

Александр Николаевич Ткачев родился 23 декабря 1960 г. в станице Выселки Краснодарского края. В 1983 г. окончил Краснодарский политехнический институт по специальности “инженер-механик”. В 1983-1986 гг. работал на Выселковском межхозяйственном комбикормовом заводе теплотехником, затем — главным механиком. В 1986 г. избран первым секретарем Выселковского райкома ВЛКСМ. В 1990-1994 гг. руководил комбикормовым заводом в Выселках (в 1993 г. завод переименован в АО “Агрокомплекс”). В 1994 г. избран депутатом законодательного собрания Краснодарского края. В 1995-1999 гг. — депутат Госдумы второго созыва. В 1999 г. выиграл выборы в Госдуму третьего созыва, возглавлял думский комитет по делам национальностей. В декабре 2000 г. избран губернатором Краснодарского края, а в марте 2004 г. переизбран на второй срок.
Источник: Ведомости
0