День 0-1
Началось всё в аэропорту Шереметьево-2, когда я со своим огромным багажом, я же в Гималаи собралась, а потом в Гоа, да еще и с ноутбуком. Вредные тетки, которые работают на регистрации Аэрофлота, пытались меня, а до этого и компанию, с которой я ехала, развести на большие деньги за перевес. Объясняя, что у Аэрофлота давно уже правило не больше 20 кг, а все остальное – перевес, и за каждый кг надо платить по 15 евро. Т.к. мой чехол со сноубордом весил 24, а сумка, с которой на Гоа собиралась, весила 6 кг, и рюкзак 7 кг, - меня пытались на 10 кг тетеньки развести платить. Я посчитала, что это 150 евро, а при нынешнем курсе, это вообще до фига, и начала с ней длинный разговор. Путем долгих споров, отсылов в прошлое, что я в марте и в августе Аэрофлотом летала и было все нормально, выяснилось, что новые правила с 26 октября 2008 начали действовать. Заплатила в итоге за 4 кг=60 евро=92 доллара=больше 3 тысяч рублей. Сея ситуация попортила настроение значительно.
В Duty Free встретила ребят, с которыми собралась лететь, из 4-х я знала только Илюсю, а остальными знакомились на месте. (Тут заказ принесли. Kievskiy Chicken, выглядит как ножка цыпленка, крупная, с пюре. На самом деле это куриный фарш со специями, одетый на ножку куриную, а пюре оказалось тертым недоваренным картофелем под молочным соусом. Начинаю потихоньку распробывать местную кухню).
В итоге ребята через рядов шесть за мной, а я сидела около бокового запасного выхода в самолете, рядом со мной двухметровый голландец (похож на альпиниста, с путеводителем по Непалу). В первую очередь он снял ботинки, вытянул свои длинные ноги и начал стюардессам говорить "Пёрфект (Превосходно)".
Не могу не отметить в Аэрофлоте плюсы. Теперь при заказе на сайте можно выбрать место, где ты хочешь сидеть: в середине, в хвосте самолета. Выбрать тип питания, я насчитала около 10 (вегетерианский, фруктовый и т.п.). Я не выбирала, оставила стандартный, но осталась довольна. С нами летело много индусов и вегетерианцев, так что такое питание им понравилось. Но на месте питание заказать нельзя, надо при заказе билета указывать.
Перелет длился 6 часов, самолет Боинг 767 300-я модель, 7 рядов кресел. Видеосистема не работала, о чем нам сообщили перед полетом, так что никаких фильмов посмотреть не удалось. Всем раздали пледы и наушники, но предупредили, что это собственность Аэрофлота. Минус, что я сильно замерзла, т.к. сильно работала система вентиляции, один из агрегатов которой находился рядом с моим креслом.
В Дели прилетели в 3.30 по местному времени в международной аэропорт Индиры Ганди. Аэропорт новый, цивильный, в мраморе. За окошком был туман, который впоследствии оказался то ли дымом, то ли смогом. Индия нас встретила запахом, точнее разнообразной вонью. Помимо горелого полудыма-полусмога, следом добавился запах немытых тел (как в метро бомжи пахнут, когда заходишь в вагон), далее мы почувствовали уже более приятный запах – аромопалочек. Выяснилось, что нас рейс до Шринагара из другого аэропорта, поэтому нас тут же окружили таксисты, предлагая различные варианты по цене. Для того чтобы попасть в Domestic Aeroport, нам надо было проехать минут 10-15 на такси, с нашими огромнейшими чехлами. Чтобы зайти в аэропорт, нужно предъявить билеты, которых у нас не было. Мы даже не знали номера рейса и времени отправления. Знали, что в 10.00 утра мы встречаемся около входа в аэропорт с девочкой Леной, которая часто живет в Индии и заказала нам билеты, но информацию по ним так и не скинула. Помогло то, что объяснили охраннику индусу, что должны вылетать приблизительно после 12 часов, т.к. прикинули, что вылет будет не раньше.
Электронные билеты нашлись, наш вылет оказался в 12.30. Так что с 4 утра до 10 утра мы тусовались в зале ожидания. Сидели болтали, ходили по очереди кушать в закусочную на территории аэропорта, чтобы кто-то оставался с вещами. Еду приходилось запивать ромом в целях профилактики желудочных заболеваний. Нам посоветовали какой-то огромный блин с овощной острой начинкой. Как только его съели, сразу забурлило-зазвенело в животе. Так что алко-профилактика не помогла.
Часов в 7-8 утра пошли гулять по окрестностям аэропорта, буквально в 100 метра начались жилые строения, хотя я бы их назвала гаражами, хибарами и хрен еще чем. Во дворах мы увидели полосатых тушканов (как Чип и Дейл), кучи мусора, развешенные вещи и другое.
Мы шли вдоль дороги. Поразило движение транспорта. Понятие поворотники и перестроение им не знакомо. Все летят по встречке, бибикают, кричат. Причем движение левостороннее. Улицу переходить было реально страшно. Всё несется на тебя и не притормаживают. В основном улицу наполняют подержанные иномарки леворульные: опели, тойоты, киа и др, автобусы, в которых сидят не только внутри, висят по периметру, но и на крыше. Еще народ ездит на старых мотиках и мотороллерах, причем женщины сидят в мотороллерах на одну сторону, положив ноги, как леди ездили на лошадках когда-то в женском седле. Еще много моторикш. Все водители, да и пешеходы тоже смотрят на европейцев, а ребята отметили, что на девушек в особенности с большим вниманием.
Лена приехала к 10 утра, как и обещала. Она с декабря живет в Гоа. В Индии уже не первый раз, сдает квартиру в Москве, на эти деньги и существует, иногда подрабатывая, если придется и в самой Индии. Лена похожа на Патрисию Каас, отсюда и у нее соответствующее прозвище «Патрисия», только у неё сейчас дреды ниже плеч. Сказала, что в начале дреды немного болели, а потом она к ним привыкла. В Гульмарге Лена была еще в прошлом году, познакомилась там с местными гидами, ребятами, рассказала нам много историй о каталке там и жизни.
Местные индийские авиалинии. Мы летели авиакомпанией SpaceJet, билет стоил ребятам в один конец около 2700 рупий, а мне 3100, т.к. мне бронировали позже. За один доллар дают 47.5-47.8 рупий. Обмен только в официальных обменных агентствах, типа Thomas Cook, на черном рынке запрещено. Нам опять пришлось платить за перевес. В индийских авиалиниях (пока знаю правила только авиакомпании SpaceJet) спортинвентарь можно провозить весом до 12 кг, тогда ты платишь 500 рупий, а если больше, то за каждый килограмм (не сверх 12 кг, а именно за каждый платишь – 80 рупий). Сотрудница авиакомпании насчитала нам перевеса на 9 тыс рупий, но потом сжалилась и мы заплатила 6 тыс. Т.е. за каждого по 1200 рупий. Еще в аэропорту считают количество мест багажа, и перед тем как сесть, надо проверить, всё ли погрузили. Мы долго в самолете ждали ребят, т.к. они искали мою темно-синюю сумку, куда предварительно положили большую часть купленного в Duty Free алкоголя. Я чуть без сумки не оказалась. Очереди на досмотр оказались отдельно для женщин и отдельно для мужчин. Тетечка в форме и с красной точкой на лбу сначала обыскала металлодетектором, а потом легонько общупала. Обувь, как в Европе снимать, оказалось необязательно.
Через два с половиной часа после вылета мы приземлились в Шринагаре. При подлете нам открылся прекрасный вид на Гималаи. Сверху они казались очень маленькими, а некоторые напоминали пальцы, если их соединить вместе и немного развести в стороны. Прямо кусты гор.)
В Шринагаре нас ждало сразу два трансфера. Друг Лены, по отзывам лучший гид Гульмарга – Била (в переводе Кошачьи глаза, мама назвала мальчика так за зеленые глаза), заказал нам сразу два. За каждый мы заплатили по 2 тыс. рупий, хотя могли бы и в одном уместиться и в одном. Заплатили по 670 рупий с носа.
На трансфере проехали через весь город Шринагар. Он находится в штате Джамму и Кашмир. Джамму – летняя столица штата, Кашмир зимняя. В штате преимущественно мусульманское население. И как нам сказали, тут уже на протяжении 52 лет протекает вяло текущая война. Это видно по тому, что на улице через каждые 50 метров военные с калашами стоят. Много красивых новых зданий, следов разрушений нет, правда, сказали, что в прошлом месяце около посольства теракт был. Штат расположен на границе с Пакистаном, но до границы от Шринагара далековато.
Вдоль улиц, по которым мы ехали, много магазинов, торгующих всем чем угодно. Начиная от стойматериалов, платьев, фруктов и до бесконечности. На прилавках продают поношенную одежку. В одном месте мы издалека заметили стаю соколов, которые кружили. Когда мы подъехали поближе, то увидели, что там куриный рынок, и птицы кружили вокруг клеток. Очень грязно, пыльно на улице. По городу в пробках ехали больше полутора часов, а потом еще где-то минут 15 по пригороду (тоже вдоль магазов и импровизированных мест продажи цемента), а потом еще минут 30 по серпантину.
В Гульмарге мы были около 6 вечера, еще не стемнело, но солнце садилось. Первое, что увидели, долину в огромных снежных полях. По бокам стоят несколько отельчиков. Лена сказала, что поскольку Гульмарг основали англичане и большая часть туристов из Новой Зеландии, то местечко не дешевое, конечно, по сравнению со всей Индией. Говорят, новозеландцы обучили местных гидов, создали инфраструктуру и показали местным, как надо работать. Хотели создать хели-ски (катание на вертолетах), вертолет даже был, но его сбили пакестанцы несколько лет назад. А сейчас пытаются уже местные вновь зарегистрировать бизнес, но пока безуспешно.
Из последних слухов. Вчера сноубордист попал в лавину, но благо, что он был удачным и опытным, голова оказалась на поверхности и его быстро нашли.
Пыталась сегодня подключить рации Коляна, только с розетки с 10-ой заработали. Колян, наверное, сильно провод накрутил вокруг зарядного устройство, поэтому оно сильно подглючивало.
В общем, мы разметились нормально. Правда, девчонки в одном отели Yamberzal (в переводе, цветок, который летом цветет в Гималаях) 1200 рупий на троих, в двухместном номере втроем, а ребята в другом отеле Palm Palace также втроем на огромной двухместной кровати 3000 рупий на троих. У них большой плюс, что есть Wi-Fi, а у нас зато в два раза дешевле. Стоимость проживания рассчитывается, исходя из услуг, которые предоставляет отель, отопления (центральное, печка-буржуйка или газовое, как в наших двух отелях) и тусовки. Если печку включать, то в номере тепло, но ее надо обязательно выключать при уходе, т.к. все строения – деревянные. Самое главное, что есть в Palm Palace – это нормальная кухня. Не острая, конечно, не европейская, специфическая, но самая съедобная из того, что здесь имеется.
Так что сейчас покушали, сижу пишу это длиннющее послание в гостиной. Играет трансец, вокруг компании иностранцев, так что потихоньку обживаюсь.
Завтра с утра собираемся на каталку, обещают, что пойдет снег. Будем пока осматриваться. На послезавтра уже с гидом Била договорились…
Сотовая связь не работает, постараюсь в ближайшие дни купить местную симку.
Первая ночь
Было очень прохладно, т.к. не до конца разобрались с газовой печкой, включили её всего на треть возможностей. Газовая печка долго прогревает помещение. Также не удалось помыться. Т.к. водонагреватель, хотя должен воду греть за 10 минут, не согрел за 2 часа. Пришлось довольствоваться влажными салфетками. Спала во втором комплекте термобелья в спальнике и еще под двумя тяжелыми одеялами. Утром проснулись с холодными носами.)) Из-за разницы во времени, акклиматизации спалось всем плохо. Хотя и легли в час (ждали воду), а проснулись в 7.15 (а до этого еще ночь не спали), все равно чувствовали себя более-менее. С ребятами договорились встретиться около подъемника в 9, в итоге пришли к 10. Они совсем рядом с ним живут, а нам минут 20 пешком идти во всей одежде, оборудовании, но зато разминка неплохая.
Кстати, вода здесь нормальная, многие пьют из под крана. Она из горных источников и не успевает засориться, т.к. выше нашего «поселочка» всё равно никто не живет.
В нашем отеле, я, наконец, запомнила его название Embarzul, в два с половиной раза дешевле, а разница только то, что они ближе, что у них есть ванна, а у нас только душ из стенки, и в полу дырка для слива. Так что решили пока не переезжать, лучше сэкономленные деньги на что-нить другое потрачу. А за Интернет и им, и мне приходится платить по 100 рупий в час.
Интернет в Гульмарге появился совсем недавно, буквально несколькоо месяцев назад, Wi-Fi, но очень слабенький. В нашем отеле его обещают к апрелю провести. Вчера пыталась воспользоваться мобильным инетом в отеле Globus, отель принадлежит лучшему местному гиду Била на пару с новозеландцем. Так вот Била разрешил воспользоваться инетом бесплатно, но были какие-то грандиозные проблемы со связью, так что не получилось.
Кстати, местное население не индусы, как я ранее написала, а кашмирцы. Они мусульмане, большинство бородаты, носят, особенно те, которые не работают в турбизнесе, длинные полурубахи-полумужские платья (не знаю как они называются). Женщин местных нет. Они живут в деревне, которая намного ниже Гульмарга, занимаются домашним хозяйством и не работают. Кашмирцы, которые работают с туристами, очень услужливы, по первой просьбе все приносят. Всегда бегут, если их о чем-то попросили. А гиды вообще как европейцы, т.к. много с ними общаются, много шутят.
Вообще, очень многое здесь напоминает Эльбрус, начиная с рельефа и огромного количества снега, фрирайда, местного населения (такого же диковатого). Здесь даже есть блины, называются Parata, напоминают хичины, только острее и картошкой. Водят, здесь также как кавказцы, гоняя на джипах на лысой резине. Ночью ехать страшновато. Джипы неизвестной мне марки, сказали, что их НАТО производит. Машина – зверь!!!
Кашмирцам нравятся лыжи и сноуборд, но у них он очень дорого стоит, купить можно только в Дели. Сказали, что индусы не любят экстрим и приезжают сюда, только подняться на подъемнике, пофотографироваться и погулять. Есть прокат, но я туда не заходила, там можно и биперы найти, но сказали, что уже закончились.
Порадовало, что есть и европейская кухня, более или менее её напоминающая. В нашем отеле в меню есть разделы: европейская, индийская, китайская, кашмирская кухня. Пока на европейской остановилась. Решила не рисковать!
[page]Второй день
Успели сделать четыре спуска. Во-первых, не очень спешили. Катались со второй очереди, до низу только в конце спустились, т.к. там по лесу (как раз видюху смотрели с Юриком с Ютуба). Снега столько же. Вторая половина спуска в лесу раскатана, похоже, что ратраком, но ни одного не видела.
О подъемнике. Построен 30 лет назад французами. Две очереди. Нижняя с высоты 2600 м (Гульмарг), верхняя заканчивается на 3950 м (говорят, что самый высокогорный подъемник в мире). Т.к. подъемник уже не новый дверцы его далеко не всегда открываются/закрываются автоматически. Лыжи можно поставить на дверцы, а сноуборд приходится или класть на пол, под ноги, причем боком на кант, чтобы его хвост выглядывал на улицу, или наискосок пытаться засунуть, что не всегда получается, если много больше одного человека в кабинке. Мне лично повезло, мой борд 1м 55см входит в кабинку вертикально, но я постоянно переживаю, чтобы его дверцей во время открытия или закрытия кабинки не прижало. Пространство для входа в кабинку настолько узко (см 40), что я еле с рюкзаком пролажу и то постоянно цепляюсь, а ребятам вообще приходится снимать. Кабинка разделена на две части. Передняя смотрит вперед, задняя, соответственно назад. На сиденье комфортно вдвоем, хотя в кабинку разрешено до шести человек запихиваться.
Один подъем на первой очереди стоит 150 рупий, на второй 250 рупий. На день катания 1250 рупий (700 рублей), безлимит на подъем по второй, но только один подъем на первой очереди. Мы откатали 4 подъема, хотя взяли безлимит, т.е. 100 рупий мы в итоге переплатили.
Снег. Как я говорила, снега навалом. В самой деревне дорога расчищена, но по бокам сугробы 1,5-1,7 метра. Гостиницы многие до 2 этажа в снегу, расчищены только дорожки к дверям. Живут все всё равно не ниже 2-го этажа. У нас за окном например чудесный вид, но мы сразу можем выйти из окна и пройти по снегу к крыше соседнего отеля. Солнце очень яркое, так что в течение дня ты катаешься по совершенно разному снегу.
С утра он после ночи еще жестковат, т.е. срезаешь корочку снежную. Второй-третий спуск снег уже успевает подтопиться, так что едешь по мокрому, тяжелому, лавиноопасному. К четвертому ты уже выматываешься, ноги еле держат, но солнце уже село, холодает, и думаешь уже не о снеге, а просто о том, чтобы благополучно спуститься. Как только солнце садится, становится холодно, сразу появляется везде лед, в том числе и на дороге в поселке, где днем лужи. Обгораешь только так, не спасает солнцезащитный крем с 40-вым фильтром, уже у всех лица слегка обгоревшие (буду надеяться, что загар не по маске останется).
О горах. Рельеф разнообразный: кулуары, ущелья, поля, лес… Снега много, не хватает свежего. Обещают в ближайшие 2 дня снегопадик не хилый. Спрашивали по поводу мокрого снега, сказали, что это самая теплая зима за последние несколько лет. Говорят, бывает до -20, с очень сильным ветром, и плохой видимостью, тогда 2-ую очередь закрывают, можно по лесу кататься или в стороны уходить. Эльбрус каталка реально напоминает.
Вторая очередь довозит до 3950м, потом вверх можно еще пройти метров 300-500 и уйти дальше прямо, в стороны. От канатки влево и вправо уходят гребни, от гребней хребты, между кулуары. Область катания, которая входит в зеленую зону, это по одному-два хребта в каждую сторону. Во втором слева три дня назад сошла лавина, проезжали по ней, жестковато.
Вчера катались только слева, уходили во второй и третий кулуары, а потом через березки на поля к началу 2-ой очереди.
На последнем спуске ушли вверх пешочком, минут 20 поднимались, голова болела, дышать на 4-х тысячах реально тяжеловато было, а уже к этому времени налетели облака, начался снег, упала видимость. С нами катались кашмирские ребята, друзья Лены, я строго за гидом. Илюха решил выпендриться, поехал не вниз, а влево, а там козырек и обрыв небольшой. Я по краю проехала, крикнула всем, чтоб туда не ехали, но Илюха не услышал, видимо. Да и вообще он своими маршрутам катается, часто далеко от всех уходит. В итоге прыгнул он с этого козырька (скорее свалился), по колено ушел в снег, а внизу ребята были, его ждали, он чуть лавину на них не спустил. Реально там всё посыпалось. Ему потом ото всех досталось.
О курении. Курят везде. В гостинице, в ресторане при гостинице, на улице, на склоне, на подъемнике. Пытаюсь убедить наших - не накуриваться перед и во время каталки, нереально. Причем к куреву все местные и туристы абсолютно нормально относятся. Курят почти все.
О туристах. Много русских и русскоговорящих. Встретили группы из Красной поляны, Питера, Москвы, Киева, эстонцев русскоговорящих. Есть из новой Зеландии, пока с остальными не общалась. (Меня и так называют компьютерной маньячкой наши, много пишу и помешана на инете, хочу письма всем отправить. В моем номере розетки с ноутом отказываются работать, да и с рациями Коляна тоже, он так провод скрутил, что видимо, контакт отошел, мучаюсь. Напряжение 110, не хватает для серьезной техники).
День третий
Сделали всего два спуска, т.к. долго тупили, собирались, чаи пили. Подъемник обычно в 3.30 закрывается. А сегодня закрылся в 3 часа. А мы перекус устроили, часть успела билеты купить, части не продали. А потом решили работники подъемника вообще никого не пускать, хорошо, что ски-пассы (бумажки с фотками гор, ценой и номером очереди) завтра действовать будут. В прошлом году рассказали, что они только один день работали.
Сегодня было два спуска, хороших. Ушли вправо, куда вчера не ходили, траверсом длинным. Было тяжеловато, т.к. снег был уже очень тяжелым. А на втором пошли до вершины (опробовала рюкзак, доска нормально крепиться), потом прошлись по гребню и ушли в 3-ий кулуар, куда вчера не добрались. Илюха опять выпендивался, в стороны уходил, кувыркался.
Спрашивала Илюху, как я катаюсь. Вчера сказал, что я скованно каталась, наверное, из-за стойки. А сегодня меня обругал, что я на прямых ногах спускалась по лесу. На прямых ехала, т.к. там легко было.
Сегодня устала намного меньше чем вчера. Но уже болят руки и спина от доски, ноги (икры, бедра) и попа от хождений вверх. Скоро попа как орех будет.))) С кислородом сегодня проще было на 4-х тысячах, голова уже не болела, только кружилась, когда я резко после отдыха поднималась. Приходится очень глубоко дышать, чтобы на подъем хватало. Хотели сегодня на заключительный подъем подъехать в Дранк, мы с теми ребятами, с которыми вчера катались, договорились, что они нас водить будут целый день за 2000 рупий на всех. Спуск через Дранк очень красивый (с вершины траверсом далеко направо надо уходить), через поля, лес, речку проезжать, а выезжаешь в деревню ниже Гульмарга. Но не получилось. Завтра обещали туда свозить.
Из нас 6-х (3 девочки, 3 мальчика) пятеро нормально катаются, а одна девочка Саша в целяке притормаживает (3-й раз в горах). Приходилось её вчера ждать, сегодня она одна по трассе катается.
Нам рассказали про офигенную трассу в сторону Пакистана. Очень хочется туда сходить, но говорят, что гиды туда берут только очень хорошо катающихся. Может, на следующей неделе попробуем. Раскатаемся немножко.
Итог первых двух дней таков: Каталка очень нравится (раскатано только в первых двух кулуарах), а чуть дальше куча целины, следы, правда, везде есть, пудра тоже есть, но немного. Ждем свежий снег.
Большая проблема, конечно, с жильем. Вещи сушить, волосы, да и вообще дубняк в номере без печи, а её выключаешь когда уходишь, приходишь тоже в ледяную комнату. Взяли вчера три стула с ресепшина гостиницы, на них развесили вещи, к утру высушили. Волосы пришлось тоже около печки сушить, сидя на ботинках, которые тоже там сушились. Если частное жильё снимать, то там вообще печки-буржуйки. Т.е. топишь только пока находишься в комнате, а потом уходишь-выключаешь и приходишь снова в ледяную комнату.
Есть, правда, отель с центральным отоплением Hill Top, но там номера дорогие (в три раза нашего дороже). Встретили ребят, которые там на 1500 рупий за двоих живут, но оказалось, что им дали скидку из-за теракта в Кашмире в середине января, когда думали, что туристы перестанут ездить, да и потом эти ребята тут не первый год. Мальчика русского встретили (лет за 30), оказывается тут уже 4-й год, рассказал о каталке и разных страшилках. В Москве он почти не бывает, живет на деньги от сдачи квартиры. Ну у каждого свой путь. Кому страшилки интересны, пишите, перескажу. А так не буду вашу неокрепшую психику лишний раз пугать.
А так всё хорошо. Наслаждаюсь каталкой, привыкаю к жестким условиям.
Рассказали, что в лесу можно встретить обезьян, которые в тебя снежками пуляют.
Всем вечер добрый! Продолжаю передавать свои впечатления о чудесной Индии всем моим друзьям и русскому инету. В данный момент мы сидим с ребятами в ресторане очередной гостиницы, продолжая исследовать местную кухню и места тусовки)). Заказала Cheese Onion Chicken, официант в итоге не смог достойно объяснить, что это будет. Люблю хорошие сюрпризы, надеюсь, блюдо себя оправдает)).
[page]День четвертый (19 февраля 2009)
День начался очень неорганизованно, ну как обычно. По-русски. Мы или вовремя просыпаемся (7:30 утра по местному) и все равно опаздываем, или вскакиваем (08:30), быстро собираемся и всё равно опаздываем. В нашей небольшой комнате на двоих, где мы живем втроем с девчонками, очень мало места, постоянно пропадают различные вещи, которые спустя время появляются в самых неожиданных местах. Так я целые сутки искала свои сноубордические перчатки, уже собралась почти новые покупать (или пытаться их найти, т.к. тут очень трудно что-то найти нормальное – глушь одним словом), но неожиданно они нашлись. Причем в том месте, где я их искала раз десять – т.е. под стулом (одном из трех), где сушатся наши вещи вокруг газовой горелки.
Из-за неорганизованности, как нашей девчачьей, так и ребячьей. Мы пока собирались, поболтали, позавтракали, уже опаздывали, поймали машинку (вернее машина нас сама поймала, т.к. стояла около нашего хотеля) за 100 рупий до подъемника. У гондолы сидел Серега и на нас ругался, но он оказался в одиночестве, т.к. Илюха с Сэмом решили утром напарафинить свои доски. Если Илюха всё-таки что-то делает, то делает основательно. Ждали их еще полчасика. Потом девочка Саша решила, что ей надо срочно переставить крепы, потом я решила, что я тоже хочу. В итоге часть уехала, а пока мы переставляли, подвалило большое количество индийских военных. Пока они влезли со всеми автоматами в кабинки, часть нашей группы уехала уже далеко. По пути мы узнали (с нами в кабинки оказался очень болтливый кашмирский студент и преподаватель), что военных столько из-за того, что дочь премьер-министа Индии приехала покататься на лыжах. Мы её так и не увидели. Так как практически сразу после получения данной информации застряли на подъемнике минут на 20.
К тому времени, когда мы прибыли к началу второй очереди, наших мы уже не нашли, на рацию они не отвечали, так что с оставшемся одним (из двух гидов) мы отправились дальше.
О гидах. Благодаря Лене, которая здесь уже второй раз, гиды катаются с нами или просто так или за символическую плату. Мы договорились о спуске в Дранк, но так как в первый раз не получилось, мы отправились туда же на другой день. Т.е. мы два дня катались с гидами и заплатили с носа по 400 рупий всего.
О еде. Cheese Onion Chicken оказался жареным луком с рубленным цыпленком, посыпанным сыром. Вполне прилично.)) Сейчас пью Ginger Tea – это горячая вода с имбирем и перцем, куда добавляют еще и меда. Отдельно баночку приносят. А салат здесь подают - резанные очищенные овощи, отдельно соль и лимон. Лимончик надо выжать на овощи, тогда совершенно другой вкус, необычный.))
В итоге наша компания разделились. Как мы потом узнали, ребята ушли с гидами далеко влево, выехали в нескольких км от Гульмарга, потом долго пешком пёхали. Девочка Лена так устала, что пошла спать, а Сэм добрался только к 3 часам, как раз, когда мы собрались ехать в Дранк.
Мой первый спуск в тот день также не обошелся без приключений. Сначала мы очень долго лезли вверх, задыхаясь и отплёвываюсь. Потом долго шли влево. Но это того стоило. Ущелье куда заехали, хоть было небольшое, но с почти девственным снегом. Я такой кайф чувствовала во время спуска, тем более с переставленным креплением, опять обе ноги с сильным разворотом к носу доски поставила. Прямо вертикально вниз катила на задней ноге.
Правда, потом нам надо было уходить в лесок березовый, там тоже прикольно, только гид не сказал заранее в какую сторону ехать, часть поехала направо и выехала в другом кулуаре. А я рванула вниз. Из-за проблем с зарядкой рация не заряжается и я её по совету Юрика экономила. Включала только когда самой нужно было выйти на связь. В итоге я выехала не туда и даже никаким правым траверсом не смогла выйти к началу 2-ой очереди.
Пришлось заехать в лес и ехать по следам. Девочка Саша, чтобы я не потерялась, отправила за мной гида, чтобы он вывел меня к началу 1-ой очереди. Я на него разозлилась, что он заранее не предупредил, куда ехать, он начал оправдываться, что кричал в рацию. Я с ним спорила по поводу, что все знали, что у меня рация не работает. Злые друг на друга мы продолжили спуск по лесу, снег был очень тяжелый, я постоянно падала, так как нос доски закапывался. Но было весело. Перед трудностями не отступаю!
Но предприняла шаги к примерению, извинилась за то, что накричала на него. Но он всё равно на меня дня 2 злился. Его зовут Мустард, что в переводе с английского значит горчица, так мы его между собой и кличем – Горчицей.
Второй спуск я уже не хотела далеко идти наверх, так что чуть прошли и ушли с другим гидом уже траверсом в 3-й кулуар, тоже прикольно катанулись. Второго гида зовут Тарик, он двоюродный брат гида Била, которого так хвалят в рунете и называют лучшим. Тарику 20 лет, катается 2-ой сезон, катается норм, но не сказать, чтобы очень хорошо. Зато хорошо знает местность. Летом его и еще одного гида отправляют на курсы гидов в Новую Зеландию.
Третий спуск мы решили наконец добраться до Дранка. После 2-ой канатки надо сразу было пойти направо большим траверсом, потом чуть пройти и выйти к дальним гребням. Спуск был чудесным, только мы не на самые гребни ушли, а проехали чуть ниже. Видели две большие лавины, уже спущенные. Старалась ехать аккуратнее, целина вокруг, красота! Дальше мы заехали в узкий кулуар, где было много жесткого, укатанного кочками снега. Илюся все на меня сверху спускал доской небольшие комья снега. Козлина такая!
Потом мы выехали к речке, поехали вдоль неё, местность сильно Чегет напоминала, даже кочки такие же. Только чуть поменьше. В одном месте пришлось лезть вдоль глиняной стены, перчатки там изгадила белые. Затем выехали к мосту через речку, где в прошлом году Лена свалилась и искупалась. Местные над ней прикалывались, что специально для нее новый мост поставили. Потом минут 20 шли по лесу вверх, потом вниз опять катили и выехали к строящемуся мосту, где нас ждал джип. Мы были от Гульмарга в 13 км. За 100 рупей с носа нас довезли до отеля. По дороге видела обезьян, остановили машину ради меня, я побежала их фоткать. Еще заехали по пути в местную кондитерскую, купили вкусных печенюшек.
Итог дня: Было много фрирайда. Очень понравилось. В Дранк особенно в первый раз без гида лучше не суваться. Можно заблудиться. Да и козырьки на гребнях висели приличные. Ездим с биперами. Осталось только попрактиковаться в их использовании.
День пятый (20 февраля, пятница)
Еще ночью пошел сильный снег, снег как крупная крупа, горошинами. Утром снегопад продолжался, был сильный туман, закрыли верхнюю очередь. Мы еще вечером решили, что по нижней очереди кататься безпонтово и отправились в Шринагар (город, куда мы прилетели из Дели). Решили, что на такси за 2000 рупий в одну сторону дорого.
Отправились на местном траспорте. Хотели на автобусе за 10 рупий, который ходит раз в полчаса, но его не было (как мы узнали из-за того что от снега дорогу занесло и образовалась пробка). Мы договорились с джипом-маршруткой по Local Price (цене для местных жителей) сначала до деревушки, которая находится в 13 км от Гульмарга за 25 рупий с носа, а там сели на другую маршрутку-джип до Шринагара за 45 рупий. Из-за снегопада дорога по полосе в каждую сторону превратилась в дорогу всего в одну полосу. Образовалась пробочка не хилая. Постояли в снежном лесу минут 40. Красота!
Часа за два в общей сложности добрались до Шринагара. Сразу побежали кушать в ресторан, т.к. все с утра не завтракали. Заказала какую-то рыбку. Так себе. Бурлит всё-таки живот после местной кухни. Приходится запивать периодически всё алкоголем, дезинфицироваться.
После перекуса пошли по городу гулять. А центр города занимает, как я поняла несколько огромных озер. Одно из них Golden Lake, на нем стоит куча houseboat (дом-лодка), в которых можно перекусить, остаться переночевать, так же в них куча магазинов. По этому озеру катают на деревянных лодках, раскрашенных в яркие индийские цвета.
Попадались лодки, с которых продают всякую шнягу: украшения, трубки и т.д. На нескольких надпись Kodak Express, туда сажают туристов с других лодок, наряжают в национальную кашмирскую одежду, в руку весло и фоткают. Туристов зимой не очень много. В основном индусы, которые путешествуют с семьями, видели даже японцев. Всё таки мы не смогли устоять на уговоры лодочников. И взяли лодку сначала на полчаса, которые впоследствии превратились аж в 3 часа. За час 200 рупий заплатили, но нас опять же хотели надуть. Мы договорились по 200 за две лодки, а они за каждую запросили.
По пути мы всё же в магазин заехали. Народ купил кашмирских платков. Я тоже хотела, но там был очень жадный продавец, скидки не давал. Так что я решила в Дели на рынке купить или еще где.
Когда мы откатались, уже было 7 вечера, темнело, мы рванули к Центральному рынку, чтобы застать маршрутку в наш уже родной Гульмарг. Взяли мотто-рикш. Это нереальный экстрим. Правила им просто незнакомы. Мы чуть пару раз не врезались. Они разворачивались прямо на встречке, перекрывая весь поток. Заехали в кондитерскую по дороге, купили тортик, покрытый практически настоящим шоколадом. К маршрутке мы в итоге опоздали, взяли такси. Нас до деревеньки довезли за 1200 рупий, а потом пересадили в другое, на котором были цепи. В местных машинах работают или подогрев, или магнитола. Жесть по-любому. Вернулись около 9.30, меня к инету наши товарищи не пустили. Пошли в соседний отель, потусили в барчике до 23.30 и спать. Кстати, где я юзаю инет, его вырубают по местному времени около 11 вечера, чтобы народ разогнать. Вот такие они – кашмирцы.
Продолжение следует
Автор: Надя Медун
Medun.livejournal.com
Джипы местные делает не НАТО, а TATA - местный индустриальный концерн.
Пить из ручьёв в этой Индии действительно можно, не отравитесь. Ниже - отравитесь непременно. А вот жрать - воистину проблема. Советую поискать тибетскую кухню, хотя в Кашмире она вряд ли будет на каждом углу. Момо (пельмени), тхукпа (овощной суп) - вполне съедобно и не перчёно. Вообще Тибет сильно похож на Россию, растёт там всё то же, и то же самое жрут. А вот Кашмир - да, это уже другой мир...
Насчёт далеко до границы - можно посмотреть карту Но это не важно. Террористы там, как нам рассказывали, тоже вполне разумные люди, понимают, что на туризме вся экономика региона держится. Нападают только на полицию и армию, местных не трогают, а уж белого человека - не дай бог, если хоть волосок в головы упадёт! Хотя, конечно, если очень не повезёт, то можно оказаться в неподходящем месте в неподходящее время.
3950 - это, конечно, чуть повыше Малого Маттерхорна, и уж конечно не Приют 11... но тоже неплохо... первую недельку потошните, а потом нормально. К концу второй вообще отлично будете себя чувствовать.
А вообще правильно, что туда поехали. Будет о чём вспомнить на смертном одре - "а вот с#ал я на эти гималаи!"