Я начал писать этот отчёт, сидя в аэропорту Кольцово, в Екатеринбурге. Сюда закинуло меня прямо в день возврата из Дели. Контрасты разительны! Но, чтобы не ставить всё с ног на голову, начнём по порядку.
Старт был назначен на 22 февраля из Москвы. Только в четверг поздно вечером я вернулся из командировки с Урала, и, поспав всего 4 часа, попёрся встречать на Белорусский вокзал камрада Чайника, прибывающего из Минска. Мечта начала сбываться.
Путешествие до аэровокзала ничем примечательным отмечено не было, разве что излишне долгим кружением на автобусе по складам, зданиям и сарайчикам аэропорта Шереметьево. Отмечу разве, что отбывали мы при температуре порядка -2.
Дели встретил нас ночью жарой в 18 градусов, неприветливыми сотрудниками аэропорта и приветливыми таксистами. Мы были предупреждены, а значит, вооружены, и поэтому на предложение завести нас в Domestic airport за 400 рупий встретили приветливыми улыбками и твёрдым "Hey! Wait a sec!" Самым забавным была байка таксиста про то, что в том аэропорту ни одна авиакасса в это время не работает (была ночь), и что нужно ехать в какой-то Ticket office в центре города и покупать там. В общем, поржали и взяли pre-paid taxi за 180 рупий на двоих с багажом до Domestica.
Кстати, будьте внимательны! Мы меняли деньги в официальном ларьке, где было красным по чёрному написано, что доллар стоит 39.3 рупий. Естественно, поменяли нам где-то по 38, утверждая, что всё остальное - это налоги и т.п. В общем, нам такой курс вроде подходил, так что мы не скандалили. Стоит только отметить, что в Гульмарге на ресепшене предлагалось поменять по 30 рупий, но это зажрались отельщики, точно.
Будьте осторожны на стоянке такси, а то все денежки, отложенные на поездку, можете раздать на типсы уже там. Если нет желания выдерживать приставания носильщиков, достаточно сказать "No tips! No money!" И последних сдувает во мгновение ока :).
Из Domestic Airport наш путь лежал до Шринагара. Походив по разным стендам компаний, выбрали рейс GoAir в 9.25 утра, порядка 70 баксов на брата (заранее билет мы не заказывали). Цены варьировались от 65 до 90 баксов в зависимости от компании и времени вылета. Ожидание вылета было скрашено тем, что к нам подсела стайка индийских девочек, которые стали активно общаться между собой, периодически стреляя на нас с Чайником глазками. Временами казалось, что они говорят "Oh, he is so cute! I like him!" Но не исключаю, что это могли быть всего лишь слуховые галлюцинации, навеянные самовнушением.
Кстати, много где уже говорилось, но считаю не лишним повторить: наш билет выглядел как нечёткая распечатка на листке A4. У них это, вроде, в порядке вещей, так что не пугайтесь, если что. Кроме того, лимит по весу на сдаваемый багаж составляет 15 кг, и доплата у нас была 70 рупий за кило. Присоединиться к кому-нибудь варианта особо не было, т.к. вокруг были одни индийцы, а с ними коммуницировать как-то неудобно было на тот момент :).
Далее следовал часовой перелёт до Шринагара на довольно таки приличном Airbus 320, если не ошибаюсь. Город встретил нас дождём и очень суровыми бородатыми мужчинами с автоматами. Мы опять заполнили какую-то анкетку для иностранцев, заплатили в pre-paid taxi 900 рупий за трансфер до Тангмарга. Мужичок за стойкой сказал, что дальше они нас везти не могут, т.к. там необходимы мега-вездеходные машины по причине наличия невообразимого количества снега. Догадайтесь, как это нас обрадовало!
Позже, при общении с новыми друзьями в Гульмарге, нам сказали, что можно было тупо выйти на стоянку такси, сказать, что поеду мол до Тангмарга за 100 рупий – кто хочет – подходи. И они таки уехали за эту сумму :). Так что затраты зависят от вашей изобретательности.
Описывать трансфер сложно. Я впервые в жизни увидел рисовые поля, это прикольно. И впервые в жизни увидел такую бедность и «заняпад» - горы мусора, сваленные прямо рядом с жилыми домами. Лужи ядовитого цвета, обшарпанность. В общем, culture shock, что уж тут говорить. Наш водила пытался было завести диалог, но по причине его слабого английского дальше того, откуда вы и куда едете, не пошло.
Мы уже было настроились на то, что через пару-тройку часов будем в настоящих Гималаях, но впереди нас ждали приключения. Не доехав примерно одну деревню до Тангмарга, нас тормознули по причине того, что дорога заблокирована. В деревушке царил такой ажиотаж, что это даже слегка пугало. Вокруг джипа тёрлась куча народа, плотоядно заглядываясь на нас. Я впервые почувствовал тревогу за наш багаж. Поговорив с автоматчиками, водила объявил нам, что дальше он ехать не может, т.к. дорога на Тангмарг закрыта по причине сильного снегопада. И вправду, машины, ехавшие с того направления на крыше везли с собой по пол-метра свежего снега. Перед нами настойчиво замаячила перспектива возвращаться в Шринагар и торчать там непонятное количество времени. А этого хотелось меньше всего – ведь мы были уже в часе от мега-снега!
И тут водиле подвернулся какой-то его знакомый, который предложил нас доставить то Гульмарга на своём джипе с цепями на колёсах за скромную сумму в 500 рупий. Для приличия мы, конечно, попытались поторговаться. Но для нас самих было понятно, что мы поедем и за вдвое большую сумму. В общем, этот местный жук оказался знакомым автоматчиков, да и почти каждой местной собаки – так что мы перетащили вещи в другой джип, ударили по рукам и двинулись дальше.
Пока мы ехали, Юсуф (так его, оказывается, звали) начал мощную рекламную компанию имени себя :). Оказалось, что он занимается туристическим бизнесом, возит иностранцев в Гульмарг, устраивает экскурсии по Кашмиру, и в Шринагаре держит так называемый Boat House класса DeLux на озере Dal Lake (кто не знает – погуглите, местечко известное). В общем, оказался очень приятным мужиком. Мы с ним забились, что он заберёт нас из Гульмарга 1-го марта вечером, мы переночуем у него на House Boat с ужином и завтраком и в обед вылетим из Шринагара в Дели. Плюс он обещал нас ещё немного покатать по Шринагару, типа экскурсия. И за всё это просил за двоих 1500 рупий за трансфер плюс 1500 за ночёвку (за двоих). Цена выглядела разумной, так что мы сказали, что подумаем и позвоним ему.
Кроме того, он узнал, что у нас нет обратных билетов из Шринагара в Дели и предложил забронировать их. Всего-то и надо было, что паспортные данные и по 1000 рупий залога за каждого. Таким образом, мы начали нарушать правила поведения в Индии :).
В инете сильно остерегали от того, чтобы давать деньги за что бы то ни было вперёд. А мы дали. Забегая немного вперёд, скажу, что он взял нам отличные билеты, и всё было здорово.
Отдельной части моего рассказа заслуживает описание того, как в Индии ездят по дорогам. Общая рекомендация – если у вашей машины не работает звуковой сигнал - не выезжайте на дорогу. И вообще – если вам жалко своей машины – не выезжайте на дорогу. Для себя я сформулировал следующее основное правило дорожного движения. У того, кому меньше жалко свой автомобиль – приоритет движения в любой ситуации :).
Пешеходов гнобят, бибикают на них и всячески унижают. Причём на последних это не оказывает абсолютно никакого действия. Как сказала одна наша знакомая австралийка на обратном пути, 20 минут посидев впереди – I’d better look in the side window. It’s not so scary!
[page]Я уже вижу, что вам хочется, чтобы мы скорее наконец-то добрались до гор и, собственно, Гульмарга. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. По дороге нас ждала ещё пара приключений. Сначала два горячих джигита не смогли разъехаться на серпантине, и мы хорошенько теранули задницей встречный джип. Благо, скорость была небольшая, так что травм ни одна из машин не понесла. Расстались друзьями. Не прошло и пяти минут, как мы, пропуская встречную машину, левым боком (помните, что мы в Индии, а значит движение левостороннее) влепились в снежную стену и застряли. Это было чрезвычайно забавно. А особенно прикольно было наблюдать за коллективным индийским разумом: один делегат-доброволец долбил что-то под колесом, а 10 стояли рядом и живо принимали участие в нашей беде :).
Ааа! Чуть не забыл! Когда мы вмазались в стенку, нам ещё сзади наподдала машинка. Ну как было можно не затормозить, ехав со скоростью километров 10 в час. Такое впечатление, что ему просто было лень, и он тормознул об нас. В общем, мы начал проникаться духом Индии :).
Вообще, вся дорога наверх очень напомнила, как мы ехали на Драгобрат, Карпаты. Те же снежные стены метра по 3-4. Огромные деревья с шапками сверху. Ощущение, что попал в самую сказочную из всех сказок.
Ну и наконец, доехали мы до Гульмарга. Расскажу немного про типы жилья, которые там встречаются. Они достаточно чётко разделяются на две категории:
1. До 1000 рупий за комнату на двоих. В центре комнаты стоит печка-буржуйка с трубой, выведенной в окно. Щели в окнах варьируются от очень заметных, до почти невидимых :). Горячая вода обычно в вёдрах по требованию. Часто – электроодеяла. Еда не включена. Сервис соответствующий.
2. После 1000 рупий за комнату на двоих. Мы жили в таком варианте, поскольку решили не портить впечатление от и так маленького отпуска плохими условиями. Отель назывался Pine Palace Hotel. Когда мы пришли, нам предложили заплатить 2600. Поднятая бровь скинула ценник до 2500. Я решил особо не наглеть и сбил ценник до 2200 на двоих за комнату. На том и порешили.
Комната весьма в приличном состоянии. Центральное отопление включается в 4 часа дня и работает до поздней ночи. Плюс есть ещё электроодеяло. Горячая вода из бойлера постоянно. В общем, весьма приличные условия, я считаю. Отдельно отмечу замечательный ресторан и Ski Lounge. Завтрак в среднем стоил 90 рупий (2 жареных яйца на тосте, каша либо cereals, тосты с маслом и джемом, чай или кофе на выбор плюс литр сока на двоих). Ужин обходился порядка 200 рупий без спиртного.
Внимание!!! Порции просто огромные, так что имеет смысл брать 1 порцию на двоих. Попробуйте пару раз заказать и сами поймёте.
Есть ещё такое культовое местечко – домик у Раджи. Хозяин живёт там уже 25 лет и принимает у себя гостей. Причём насколько мне объяснили – по оплате особо не заморачивается. Есть деньги – плати, нет – ну что ж поделаешь, всяко в жизни бывает. Ну и люди там собираются душевные.
Вообще сам Гульмарг достаточно разлапистое местечко, поэтому добраться куда-либо встаёт в пешую прогулку минут на 20-30. Там есть ski-shop, ski-rent, пару магазинов. А ещё Гульмарг – это самый высокогорный гольф в мире. Там летом есть несколько полей, а в самом гольф-центре стоит снукерный стол. Мы два раза пытались сходить поиграть, но нас всегда встречал грустный мужчинка, который только и мог сказать, что "close, come tomorrow". В общем, мы так поняли, что работает этот стол только часов до 16.00. Вроде бы…
[page]Ну и наконец основное блюдо: каталка!
Про подъёмники можете почитать в нете – кабинки в приличном состоянии. Вот только борды и лыжи twin-tip не влазят в стойки снаружи, так что приходится запихиваться с ними в кабинки.
Стоимость ски-пасcа:
Первая очередь: разовый – 100 рупий, дневной – 500 рупий.
Если кататься только на первой очереди, то без фанатизма за день можно спуститься раз 7-8.
Вторая очередь: разовый – 250 рупий, дневной – 1000 рупий.
Если кататься только на второй очереди, причём съезжая исключительно ко второму подъёмнику, почти без back country, то съехать можно раза 4-5.
Услуги гида: 1200 – 1600 рупий. Если съезжать в Дранг или Тангмарг, то джип доставит вас до Гульмарга за 400-500 рупий за машину.
Причём гид, который попался нам, был с очень средненькой техникой катания. Т.е. единственное его достоинство было в том, что он знал, куда ехать. Но раз спустившись за ним мы и сами уже могли пройти тем путём. Естественно, если вы туда решили соваться без гида, то у вас должно быть понятие о лавинной безопасности и голова на плечах.
Раз уж мы заговорили о голове, приведу один случай, который там произошёл. В самом низу, когда спуск уже окончен и остаётся только добираться до Тангмарга, есть мост через речку. Он без перил, т.е. фактически брёвна с накинутыми на них досками.
Я спустился к мосту, снял лыжи, и только собрался переходить, как бордер, который ехал всё время ехал сзади, заорал "Пропусти, я проскочу". Это было весьма рисково, но у него получилось. Хотя, остановившись на другом берегу, он обернулся и сказал «Ну я дурааааак!».
А ещё с нам и была девочка, которой захотелось повторить этот «подвиг». Она остановилась немного повыше, примерилась, и попросила брата снять её на видео. Я пытался убедить её в опасности мероприятия, но это была безнадёжная затея, тем более, что камера уже была расчехлена.
Девочке слегка не хватило разгона и она остановилась метра за два до берега на мосту. Вскинула руки вверх в победном жесте и… сорвалась в реку (хех, если бы не сорвалась, и истории не было).
Быстрее всех отреагировал бордер, который проскочил до неё – он подорвался к берегу и успел ухватить девчонку. Берег был сильно засыпан снегом, так что Макс (бордер) не мог вытащить её в одиночку. Мы сразу же бросились ему на помощь. Брат девчонки схватил Макса за ноги, чтобы тот не соскользнул сам, а я примостился сбоку и начал помогать вытаскивать купальщицу. В глазах Ленки не было ни капли раскаяния в содеянном, она только улыбалась и спрашивала, всё ли сняли на камеру. Минуты через три (очень долгие, надо отметить) мы вытянули её на берег. У меня в рюкзаке была запасная флиска, которую я отдал вместе со своей курткой. Впереди ещё было часа 2 добирания до Тальмарга.
Такое вот сомнительное приключение. Мне потом один местный сказал, что это уже второй русский сноубордист, который купается в том месте.
[page]И всё же о каталке.
Первая очередь – очень пологая, если не знать, куда ехать, то можно нормально встрять и потом топать пешком. Особенно это дорого бордерам :). Мы с товарищам практиковали услугу «такси». Когда он встревал, он во всё горло орал «Таксиииии!!!!» Я подруливал на своих широких лыжах, он становился за мной сзади, одной рукой держал доску, другой меня, ну и мы начинали двигать ногами в такт :). Народ вокруг сильно потешался, но это было лучше, чем ему топать по колено в снегу.
Но мега-плюс первой очереди – большое количество трамплинчиков, трамплинов и трамплинищ. Поскольку снег был мягкий, можно было безбоязненно вылетать на самые высокие. У нас получилось несколько очень даже приличных видео с моим участием.
И ещё там очень классный фрирайд по лесу! Деревья там огромные, но вытянуты вверх и очень компактные, стоят достаточно далеко друг от друга, а подлеска фактически нет, так что рассекать по лесу – это супер! Ну и виды классные, дух захватывает, пока не привыкнешь. Особо обезьян, если честно, мы там не видели, только следы. А самих обезьян видели только около жилья – забавные зверушки.
Вторая очередь – рай!!! Огромные поля с хорошим уклоном. Я бы не сказал, что там No fall zone, разве что только местами, но не так, как на Чегете.
Естественно, под канаткой раскатывают всё вмиг, так что за хорошим снегом приходится идти всё дальше и дальше. И тут опять необходимо включать максимальную осторожность. Ski patrol гарантирует лавинную безопасность только в пределах трасс, а за ней можно въехать на досочку, и не дай бог не выехать с неё. Так что камрады: или с гидом, или если сами профи!!! Если смотреть вниз по склону, то вправо пойдёшь – до Тальмрга уедешь, влево пойдёшь, можно съезжать как ко второй, так и к первой канатке.
Что характерно, у нас там жарило солнце сильно, так что снег быстро спёкся. Но, если смотреть вниз, на правых сторонах кулуаров снег был в значительно лучшем состоянии, чем на левых. Пользуйтесь этим!
Ну и стоит лишний раз упомянуть – без широких лыж там сложно, так что доставайте фрирайдовые, иначе смысла гнать в такую даль нету.
Ну чтобы отчёт был полным и правдивым, упомяну о том, как мой компаньон ушиб себе задницу :).
Погнали мы направо, чтобы спуститься к Тальмаргу, однако во время траверса напоролись на канаву с камнями. У меня получилось её перепрыгнуть, только лыжи отстегнулись при приземлении. А вот товарищу пришлось хуже, он неудачно упал и въехал задницей в камни. Не спасли и защитные шорты. На этом его каталка закончилась. Хорошо, что это был предпоследний день, так что он не слишком много потерял.
Зато повалялся в ванной с солью, и ему местный доктор Айболит ставил компрессы. Я пытался было порасспрашивать, но друг краснел и стыдливо затихал :).
P.S. Для тех, кто разволновался за дальнейшую судьбу Чайника скажу, что он уже в Минске сделал снимок задницы, и там никаких лишних :) трещин не оказалось.
[page]Но пришло время уезжать. За нами заехал Юсуф, завёз нас на свой хаузбот в Шринагаре. Забавное местечко, надо сказать, много резьбы по дереву в самой лодке, ну и вообще экзотика.
По поводу покупок – нас утром повезли в какой-то «торговый центр», где типа собраны результаты ручного труда людей из ближайших деревень. Там можно было купить ковры, сари, шарфики всякие. Качество классное, но ценник – ковёр я сторговал за 150 баксов, а шарфики нам обошлись по 40 баксов штука. Сари около 100. Всяких сувениров и безделушек там не было, так что мы решили, что закупимся этим в Дели.
И по рекомендации какого-то хорошего человека из инета, в Дели мы поехали в Дили Хаат (Dili Haat).
Это просто кайф!!! Куча всякого стафа, дёшево и разнообразно. Так что советую закупаться именно так, и не поддаваться на разводы. Чем больше торгуетесь, тем сильнее скидки. Если не скидывают – уходите, процентах в 80 соглашаются на ваше последнее предложение.
Ещё у нас была магическая фраза. Называя свою цену говоришь – "You happy, me happy!" И улыбаешься. Вообще мы спёрли её у какого-то индуса, когда он с нами торговался. Работает классно! :)
Ну и необходимо ещё рассказать о нашем позоре. Мы предполагали вылететь в Москву 3-го марта в 5 утра. В Дели мы были 2-го в обед, и тогда же я обнаружил, что у нас билет оказывается на 2-е марта на 5 утра. Как двое взрослых людей могли так значительно эээээ, ошибиться, скажем, непонятно. Но факт остаётся фактом.
И угадайте что? В воскресенье офисы Аэрофлота в Дели не работают!!! Т.е. мы не могли даже купить билет на следующий день. Прошлись по другим авиакомпаниям, там ценник был от штуки баксов. Дозвонились до офиса Аэрофлота в Москве, там нам посоветовали дождаться 11 вечера, и мол в офис в аэропорту должна прийти команда, которая обслуживает утренний вылет. И типа они могли нам билет поменять. Мы, естественно, сдали багаж и уехали кататься по Дели. Вернулись к 12 ночи, ещё 2 часа ждали, пока нам поменяли билет. В общем, попали на 375 баков. Но нервных клеток почти не потратили, т.к. решили отнестись к этому, как к очередному приключению.
Всем удачи и глубокого снега!
Расклад по затратам
Авиаперелеты
авиабилеты Аэрофлот (SU 533) Москва-Дели-Москва - 861$ (брали буквально за неделю до отлета, поэтому дорого получилось, если раньше можно взять где-то за 700-750$)
внутренний Дели-Шринагар-Дели - 3550INR+2800INR=6350INR (летели разными авиакомпаниями - отсюда и ценник разный)
Трансферы (ценник указан за машину!):
трансфер до Domestic Airport - 200 INR (prepaid)
трансфер Шринагар-Гульмарг - 1420 INR (prepaid)
трансфер Гульмарг-Шринагар - 1500 INR
такси по Дели на день - 1200 INR
Жилье
7 суток в Гульмарге (2200 INR в сутки за double в PinePalace) - 7700INR
1 ночь в Шринагаре на HouseBoot (с едой) - 800INR
Гиды (ценник за машину и за гида на всю группу):
гида и трансфер до Гульмарга после спуска в Тальмарг брали один раз
гид на день - 1200 INR
трансфер (за маишну) - 500 INR
Еда (ели мы два раза в день до отвала + шоколад с соком/чаем на горе), траты в среднем на завтраки и ужины:
завтраки 8*150 = 1200 INR
ужин 7*350 = 2450 INR
ужин в Дели - 700 INR
Ски-пасс (ну тут, кто как катаеться, напишу, что у нас получилось - иногда мы брали дневные, иногда разовые и уходили в беккантри):
за 8 дней потрачено - 5200 INR
Курс в Дели 1 $ = 38 INR
ИТОГО (с учетом что трансфер и гиды приходились на нас двоих - делю пополам) : 861$+(6350+(200+1420+1500+1200+1200+500)/2+7700+800+1200+2450+700+5200)/38= 1583 $ с носа, это не учитывая затрат на визу (40$), трансфер до Москвы, dutyfree, подарки и наш влет с проЙОУпаным обратным авиабилетом
Сэкономить можно:
- на жилье (в разы)
- взяв пораньше авиаперелет
- делить трансферы и гидов на большую компанию
- всегда помнить дату вылета :)
Автор: The Bullet
http://extreme.by/forum/viewtopic.php?p=144959#144959