Gulmarg. Paradise in snow. Часть 2. Катальная
Как я уже писал в первой части, приехали мы в крайний день снегопадов.
Первый день получился несколько скомканным — мы отсыпались, разбирали снарягу и прикручивали крепления, пока самостоятельно нашли гондолу, ибо ее местоположение не совсем очевидно (сбивают бугеля). Потому свежего снега с креселки нам почти не досталось — все выпавшее раскатали. Однако завтра должны открыть вторую очередь, и на этот раз пухлого мы точно не упустим))).
Количество подъемников несколько другое, чем встречалось ранее в отчетах. Есть несколько бугелей для тех, кто только учится (трассы для них даже ратрачат). Есть 2 очереди гондолы и четырехкресельный подъемник от начала второй очереди и до ее середины. По мне так кататься реально имеет смысл либо на креселке, либо на второй очереди гондолы. Спуск от первой очереди либо по трассе, либо в любую сторону от нее. Однако уклоны незначительны, огромное количество выположек — выбираться может быть проблематично. Как я понял, первая очередь гондолы работает почти всегда, вторая — спустя несколько дней после снегопадов, креселка же заменяет вторую очередь гондолы в снегопады.
Лавинщики работают: были замечены следы явные ски-каты опытных участков (один из них сработал, спустил хорошую такую лавину), услышанные хлопки были лавинными шашками.
Нам несказанно повезло со временем приезда — до нас на протяжении трех дней был снегопад, сегодня (на второй день после их окончания) открыли вторую очередь гондолы.
Очереди? Таких очередей как здесь, я никогда еще не видел! Час-полтора ожидания... Это жесть...
Делаем первую пару разогревочных спусков, никуда не уходя от подъемников. На крайний на этот день спуск планируем пройтись немного по вершине хребта и найти нетронутого снега. В очереди встречаем московского Андрея, который был с нами в Грузии. Он первый день, раскатывается с креселки. Изначально он не горит желанием вообще подниматься на гондоле, потому мы договариваемся о встрече вечером и расходимся. Каково же было наше удивление, когда увидели его наверху)))). Он не один, с ним небольшая компания. Минут 40-50 идем по хребту — тяжело, особенно если учесть, что высота больше 4000.
Находим вполне себе достойную линию спуска, копаем шурфы — состояние снега так себе, на 4-, но мы все же решаем катнуть. Компания Андрея не решается на спуск и проводит фотосет. У меня же тоже появляются мысли не брать Аленку, но в конце все-таки решаюсь. Готовимся к старту. Солнце начинает садиться, потому действуем очень быстро — никому не хочется вместо пухлого рыть наст. Андрей стартует первым, рисует линию и выбирает место для остановки. Дальше Аленка и ее первый настоящий фрирайдовый спуск...
Что я могу сказать — у меня получилось выполнить непростую задачу: я научил за 3 недели ее кататься так, что она осилила Гималаи. Да, не без ошибок, однако проехала очень хорошо)))). Замыкаю, съедая остатки вкуснятины. Почти сразу после чек-поинта начинается уже разбитый всеми кулуар, траверсим и находим еще несколько сотен метров нетронутого... А потом уже спокойно, не спеша выкатываем к подъемникам.
Еще один солнечный и сказочный день. По прогнозу таких впереди еще дня 3-4, потом новый снегопад.
Почти все, что доступно с подъемников, уже раскатано. Потому с самого начала решаем идти как можно дальше от гондолы в сторону цирка Дранг и его кулуаров. Сегодня большую часть по хребту получается проехать на доске — уклон хоть и небольшой, но все же лучше, чем пешочком))). Где-то посредине хребта присматриваем шикарные нетронутые поля, но они обращены на обратную сторону, выбираться откуда можно ну очень долго и мучительно. Как же там хорошо, воображение рисует потрясающие линии... Немного подумав, приходим к выводу, что можно съесть вершину, а потом максимально траверсом и немного пешочком, выбраться на гребень. Но все это точно на другой день, а пока продолжаем спускаться дальше по хребту. Находим не совсем еще расчерченный кулуар, спускаемся. Дно кулуара завалено снегом от старых сошедших лавин — их безумное количество...
Дальше начинается долгое и нудное выкатывание. Часто приходится выстегиваться и идти пешком, а в одном месте уклон был аж градусов 60. Выкат по ущелью Дранг очень длинный, но безумно живописный — высокие сосны на почти неприступных склонах, по-весеннему припекающее солнце, журчание горной реки, на наших глазах сходит небольшая лавина. Наконец мы выходим к самому поселку Дранг. Вписываемся в машину до Гульмарга и возвращаемся домой.
Сегодня для себя пытаемся открыть новый выкат — вдоль ручья к гондоле. Продвигаясь по хребту все дальше и дальше, высматриваем возможные линии спуска. Примечаем еще не раскатанный небольшой участок склона, продвигаемся к нему. По большей части траверсом — вокруг все раскатано. Рядом с намеченной линией замечаю небольшой кулуар. Просто не могу удержаться и еду по нему, хотя решение с точки зрения снега было спорным — соседний участок, который расчертил Андрей, был гораздо вкуснее.
Индия — странное место. Подойдя к билетным кассам, узнаем, что никакие подъемники работать не будут, забастовка. Дорога в Шринагар тоже местами закрыта — народ сидит в аэропорту Шринагара и не может приехать в Гульмарг (впоследствии военные под конвоем вывозили туристов, несмотря на это автобусы забрасывали камнями). Несколько дней назад в ущелье Дранг лыжник сломал ногу, но оказать ему полноценную медицинскую помощь пока не удается...
Народ от касс разбредается кто куда: кто-то возвращается в отель, кто-то уходит пешком на Monkey hill, кто-то разбирает гидов и едет на спуск в сторону Бабареши. Нас двое. Тупим и думаем, что делать. Подходит Сергей, с которым как-то общались в очереди у касс, знакомимся с Денисом, у которого наклейки I'm happy на шлемаке (своих мы узнаем везде))))) — вполне боеспособная команда.
Берем гида, машину и едем. Спуск к Бабареши — достаточно короткий (если без остановок, то 5-7 минут), по лесу, в самом начале с уклоном градусов 50-55, потом 15-20, много разных кочек для прыжков, а временами попадаются просто чумовые дропы. Выкатываемся на дорогу, где нас подбирает машина и везет наверх к месту старта. За день можно сделать таких спусков 5-6, если не больше. Мы останавливаемся на двух — снег хоть и мягкий, но порядком уже раскатан.
Погода пока так и не портится, прогнозы не сбываются... Все в ожидании снегопада — кататься, по сути, больше негде... Но хочется))).
Потому следующие несколько дней проходят в неком режиме лайт — катаем 4-5 цирки по задутому, хотя местами и с «прояснениями» снегу, делая 1-2 спуска в день, еще раз катаем в сторону Бабареши по мокрому снегу, но уже без гидов.
Дальше уже нет никакого желания резать то, что некогда так манило и притягивало, потому мы едем на экскурсию в Шринагар, на следующий день к водопаду и в гости к Реязу (за эти 2 дня мы получили полное погружение в Кашмир), а в первый день снегопада и вовсе устраиваем себе выходной. Хотя, справедливости ради, надо было катнуть...
Крайние 2 дня получаются тоже не ахти какими — работает только первая очередь и креселка. Открытие второй очереди ожидается только после нашего отъезда. Несмотря на то, что снега выпало очень много, его слишком быстро съедают, потому наше катание представляет скорее могульную дисциплину.
В конце я попытаюсь ответить на вопрос, заданный в самом начале поста. Лично для себя однозначного ответа я так и не нашел. Да, Гульмарг — потрясающее место, очень красиво, аутентично, снег очень мягкий и манящий. Но, как и везде, есть свои «но». Многое зависит от погоды. Из тех 13 дней, что мы здесь пробыли, 9 была солнечная и ясная погода. Здесь все только и охотятся за целиной, потому через 3-4 дня она заканчивается почти везде. Остаются небольшие кулуары и маленькие цирки. Но согласитесь, что из 2-3 километрового спуска урвать себе 300-500 метров нетронутого снега, а потом выкатывать энцать километров по расколбасу — малоприятное удовольствие. Гульмарг — безумно популярное место... Даже слишком популярное... Особенно у русских. Бразильцы, французы, немцы, австралийцы, американцы, скандинавы и даже видели одну тайку (!!!!), все они, вместе взятые — это меньше половины русскоязычных. Возможно, я идеалист, но от Гульмарга ждал чего-то большего... Или просто был не готов к такой войне за нетронутый снег... Это ощущение как появилось у меня в первый день приезда, так и сохранилось до самого конца... Но побывать здесь однозначно стоит!
З. Ы. Свое небольшое имхо на счет необходимости гидов. Они нужны, только если вы собираетесь кататься не с хребта. Условно, весь хребет Афарват можно разделить на несколько больших зон по месту, куда выкатываешь: непосредственно к гондоле, в ущелье Дранг, к ручью между гондолой и военной базой и, собственно, в ее сторону. К примеру, к поселку Дранг выкат интуитивно понятен, все кулуары рано или поздно собираются в одно ущелье, ну а дальше вдоль реки выйдешь. Самому договориться со множеством таксистов, чтобы тебя забрали, не представляет труда, в крайнем случае, как мы — просто вписаться к кому-то в машину. Русло ручья очень четко просматривается с вершины, держаться лучше справа от него, на всех развилках забирая максимально вправо. В итоге выкатываешь прямо к гондоле. Спуск в сторону военной базы чреват прогулкой в два-два с половиной часа пешком по нечищеной дороге. Единственным местом, выкат с которого для меня пока так и остался загадкой — 3 цирка между гондолой и цирками Дранга.
Для спусков к Бабареши и Тангмаргу гидов можно взять на 1-2 раза, далее они не нужны по той же причине — все легко и понятно.
- 4
- 1
- 4
Спасибо))) Лавинщики обрабатывают только центральный цирк, которые рядом с гондолой. Все остальное - на райдерский страх и риск(о чем говорят плакаты типа того, что на фото). Следов сошедших лавин очень много, особенно в сторону Дранга. При эом фактически нет зон явного перегиба или его можно обойти, что упрощает задачу для райдера. Да и гондолу открывают на 2-3 день, когда снег уже более-менее отстоится
Дамс тут конечно нужны лекции по лавинам итд. Ибо подумываем махнуть либо Япония либо Индия. Пухляк урвать) А знаний пока на тему безопасности скажем так 30 процентов из 100.
- 1
Про Японию сам подумываю на следующий год, но судя по некоторым отчетам, гораздо дороже Индии, проблемы с языком, плюс вне трасс не везде позволяют катать
- 4
Вообще, тут либо фрирайд школа в помощь, либо лавинные курсы - очень помогают. Потому как кроме теории, есть еще и практика общения с лавинным комплектом. Иначе он бесполезен...
Про Японию сам подумываю на следующий год, но судя по некоторым отчетам, гораздо дороже Индии, проблемы с языком, плюс вне трасс не везде позволяют катать
Про Японию разное слышал. Там Япошки суровые оч пекутся за клиентов. А про лавины. Тут у меня пока теорию учу куча вопросов про влияние экспозиции склона, с солнышком ясно. Но тоже моменты целый день греет и все ок , а как только ушло то сразу лавина. Непоняток оч много
- 4
Скорее всего в этой ситуации - расширение от солнца и последующее сжатие в тени, вот и получите. Но влияющих факторов все ранво не один...И на хороших курсах это все рассказывают...
Про теорию - думаю, знаете про сноу аваланш.ру
Знаю знаю) Начитался. Бипер какой юзаете? А то выбрать никак не выберу
- 4
У меня БСА тракер 2. для двухантенника очень неплох. Хотя многие, с кем общался по этому поводу, говорят про пипс, маммут и арва
Я вот думаю Пипс взять. Тк читал отзывы кто Ортовоксы не очень. Игруха дорогая для 2-3 поездок в горы. Ед пока не понимаю где брать в Европе, Сша или у нас тут)
- 4
Ортовоксы отвратительны)))у нас на лавинных занятиях они проигрывали БСА очень много...Пипс ДСП моделька - очень надежная, многие хвалят и юзают. Я свой покупал в штатах, вообще весь лавинный комплект с рюкзаком вместе)))
Ну я вот думаю со Штатов тоже взять. БСА рюкзак чтоль? Лопаты у меня валяются 2))) ортовоксы когда начинал кататься строил ими трамплины на холмах за городом)) Снега то много там) А так щуп над брать рюкзак дакайн) Ну я не настолько прям готов уйти с трасс) Всеж фрирайд страховку нужно еще иметь.
- 1
Уходя вне трасс, надо включать голову;) если что,страховка может уже и не помочь
- 4
Нет, рюкзак Дётер фрирайдер про - за исключением некоторых минусов совсем маленьких, ну ооочень доволен. Хотя у ортовокса очень неплохие рюкзаки получились - особого негатива на них не слышал...
Уходя вне трасс, надо включать голову если что,страховка может уже и не помочь
Я так начал) скромно) рядом с трассами пух раскатывать. Потом топы народ прокладывал к скакалам там спуски маленькие но крутые. А так стремновато. Всеж уже 10 лет катаю почти. Горы не прощают)
Но тоже решил по пухляку катать с прошлого года) В поляне попробовал) А этом сезоне 2 раза что был в Австрии нарывался на пухляк)
- 4
Тогда точно посоветую фрирайд школу. Есть в сноупро в Геше, я вот прошел в Хибинах в сноусенс(Алекс Кузмицкий) - дает гораздо больше как уверенности в себе, так и знаний и понимания происходящего
Ну вот тут труднее) Красной поляны хватило) Поэтому наверно над в Европе чтот искать. Нет желания ехать в Шерегеш итд.
- 1
Значит надо искать лавинные курсы не у нас, но лично для меня пока вопрос с языком
- 4
Многие недооценивают Хибины, за что расплачиваются своими жизнями регулярно... Пусть горы и небольшие, но места для разнообразного фрирайда там предостаточно, как для начинающих, так и для тех, кто хорошо катает...
Значит надо искать лавинные курсы не у нас, но лично для меня пока вопрос с языком
Да я читал)) У нас по моему мнению почти у всех недооценка гор. У меня знакомые живут в Сочах и фрирайдят в поляне. Так у них биперов нет. О копании шурфов так и вообще речи не идет. Мол у нас стабильный снег и лавин нет. На все остальное срать. Я просто тк катаюсь 10 лет то чуть другое представление имею. И понимаю что курсы нужны факт. Я в Штубае нашел курсы с языком мб будет трудно) Благо девушка моя знает его отлично) Сможет перевести если что) Ну и в Австрии той ж все разговаривают на заковыристом инглише) Аля привет май френд