Горнолыжный курорт Homeland расположен на севере Италии, в самом сердце итальянских Альп, недалеко от перевала Монтесплуга. Подъемники здесь ушли в прошлое. Открытый в январе 2023 года, он считается первым в Европе горнолыжным курортом без подъемников, сообщает Financial Times.
На официальном сайте написано, что «вся территория вокруг Монтесплуги - огромный склон, где можно подниматься и спускаться, хоть самостоятельно, хоть в сопровождении горных гидов».
Как объясняет журналист FT Тристан Кеннеди, в Homeland лыжники могут подняться по 11 маркированным маршрутам, окружающих деревню Монтесплуга, на скитурных лыжах, сплитбордах и снегоступах, прежде чем спуститься туда, куда им заблагорассудится.
Никаких бугельных или кресельных подъемников, только маркированные роуты на площади более 36 км2. Многие из них вне трассы, на радость любителям гор и природы. Это отличная популяризация скитура. Помимо того, что эта система безопасна для окружающей среды, она призвана обеспечить полное погружение в горный ландшафт.
Экономные лыжники оценили эту инициативу, ведь здесь не нужен ски-пасс. Курорт предлагает в прокат широкие туристические лыжи, сплитборды, рюкзаки с противолавинными датчиками, всесезонные спальные мешки и лопаты. Этого достаточно для искателей приключений, готовых к встрече со снежными горами.
Этот уникальный проект появился благодаря двум страстным лыжникам Томмазо Луццано и Паоло Пикьело, соучредителям ивент-агентства, базирующегося в Милане. Итальянцам понравилась идея продвижения экологичного катания на лыжах, основанного на человеческой силе. Они знали, что в Монтесплуге, расположенной всего в 2,5 часах езды от Милана, отличная бэккантри местность и завидное количество снегопадов.
За время пандемии Covid-19 парни разработали эту новую концепцию, вдохновившись ныне закрытым горнолыжным курортом в Колорадо. Они прочитали статью о, где нет кресельных подъемников. Вместо этого лыжники и сноубордисты самостоятельно поднимаются в гору по заранее заданным трассам.
Cкитурная концепция очень популярна на горнолыжных курортах США, в Европе она опробована впервые. В отличие от американцев, итальянцы не берут деньги за использование троп.
Итальянская горнолыжная индустрия серьезно пострадала от изменения климата. Несколько курортов были закрыты, а почти 400 подъемников - заброшены, сообщила в марте 2023 года в отчете Legambiente, ведущая экологическая организация страны.
Дело в том, что итальянские курорты больше зависят от искусственного снега, чем другие горнолыжные курорты. Однако подъемники, а также снежные пушки потребляют колоссальное количество энергии, нанося вред окружающей среде.
Согласно веб-сайту Тreehuger.com, посвященному устойчивому развитию, все эти системы работают на электричестве, и эксплуатация одного подъемника в течение месяца «требует столько же энергии, сколько требуется в год для питания 3,8 домов».
Для нынешних и будущих районов, где есть заброшенные подъемники, альтернативой является скитур.
Таким образом, проект Homeland представляет собой более устойчивую альтернативу традиционным и энергоемким горнолыжным курортам.
Скитур - очень дорогое занятие. Тем не менее, Томмазо и Паоло надеются сделать спорт более доступным, предлагая комплекты снаряжения в аренду по гуманным ценам. Например, в Homeland есть предложение - 55 евро в день за комплект лыжи+ботинки или 65 евро за полный лавинный комплект.
Кроме того, Homeland предлагает новичкам несколько дней на ознакомления со скитуром, а также курсы безопасности. Компания Mountain 360 Guides Джакомо Казираги проводит регулярные курсы по безопасности и вводные туры для новичков. Цена - от 100 евро с человека в день.
Журналист FT Тристан Кеннеди продолжает: «Мы катались на лыжах над перевалом Сплуга на границе между Италией и Швейцарией. Граница обозначалась 3-метровыми пиками, полностью скрытыми от глаз.
«Старым контрабандистам это понравилось бы», — сказал Джакомо Казираги, когда тучи сгустились и снег начал падать густыми, тяжелыми хлопьями.
Во время подъема Джакомо рассказал нам, как местные контраббандьери, или бутлегеры подолгу ждали именно таких условий, чтобы спрятаться от любопытных глаз таможенной полиции в деревне Монтесплуга внизу.
«Время от времени их замечали, и приходилось выбрасывать свою добычу», — сказал он. «Люди говорят, что в этих горах до сих пор можно найти сокровища, если знать, где искать».
Бивак Валь Лога
Мы добрались до Bivacco Val Loga, небольшой хижины на высоте 2000 метров, когда решили развернуться. Мы были значительно выше границы леса, и погода в ближайшее время вряд ли улучшится. Идеальные условия для контрабандистов и бутлегеров.
Когда мы начали спускаться по пустынному снежному полю, я был рад, что следовал за Джакомо, опытным альпийским гидом, который знает эти горы не хуже любого контрабандиста. Видимость была далека от идеальной, а снег был фантастическим.
Накануне, когда мы въехали в Монтесплугу, шел снег. Из Бергамо наш маршрут пролегал вдоль восточного берега озера Комо («Дешевая сторона, а не сторона Джорджа Клуни», - сказал Даниэле), прежде чем мы прошли серию из 41 головокружительного поворота в облаках. Временами мы едва видели край дороги.
Но через каждые несколько поворотов из тумана вырисовывался старый каретный сарай со шпилем. «Они строили их через каждые три километра в 1600-х годах», - рассказал мне позже Джакомо.
Знаменитая дорога через перевал Монтесплуга, где проводятся мото- и велогонки
«Дорога настолько крутая, что людям часто требовались свежие лошади. Когда была метель, они звонили в колокола, чтобы путешественники могли следить за звуком».
На первый взгляд, Монтесплуга, последнее поселение перед границей, мало изменилось с тех пор, как в метель звонили колокола. Но когда мы подъехали к красивой церкви 17-го века, увидели нечто странное.
На одной стороне старой деревенской площади появилось прямоугольное строение с тремя стеклянными стенами, как инопланетный космический корабль, приземлившийся на лужайке. На фасаде жирными буквами было написано: Homeland.
Внутри прямоугольной кабины менеджер Вальтер Босси и его коллега Эдуардо Перего с гордостью показывают новое прокатное снаряжение: широкие лыжи, сплитборды и рюкзаки с лавинными датчиками, лопатами и щупами. На полке позади стоят экспедиционные палатки и спальные мешки для ночевки. В углу - стеллаж для сушки камусов и скамейка для подготовки лыж.
А старый деревенский отель Albergo della Posta (фото выше) теперь открыт зимой и обслуживает приезжих лыжников.
«Раньше это была старая таможня», - пояснил менеджер отеля Кристиан. Через двойные двери кареты въезжали туда, где сейчас ресторан и подают обеды из пяти блюд. Потом проезжали через бар и выходили через огромные деревянные двери в соседнем здании. После проверки товар выгружали и перевозили через заснеженный перевал верхом на лошадях.
«У моего прадеда были пони, которые зимой перевозили через перевал чужие вещи. В конце 1800-х годов таможня стала отелем, а в 1955 году его купил мой дедушка. Я – третье поколение». Четвертое поколение, взъерошенный двухлетний мальчик по имени Себастьяно, тихо играл в углу комнаты.
На первый взгляд Albergo della Posta, с его любовно отреставрированной антикварной мебелью и чучелами голов животных, очень далек от футуристического базового лагеря Homeland. Тем не менее, партнерство Вальтера и Кристиана пошло на пользу обоим.
«Это - первый зимний сезон Альберго за многие годы», - говорит отец Кристиана Фаусто. Блестящий столяр, в круглых очках и с аккуратно подстриженными усами, он управлял семейным винным магазином («одним из самых высоких в Италии, если не самым высоким») и обслуживал тележку с граппой после ужина, рекомендуя копченые сорта, которые хорошо сочетались с магнукой, восхитительным местным сыром.
Еще в 1950-х и 60-х годах в городе было четыре отеля и горнолыжный подъемник. Когда дорога не была открыта, туристы приезжали сюда на санях, запряженных лошадьми.
Однако к началу 1980-х годов их число сократилось. Отели закрывались один за другим, бугельный подъемник был демонтирован, и Монтесплуга зимой стала чем-то вроде города-призрака.
Пока не открылся Homeland. Это был большой подарок для города Монтесплуга. С появлением этого горнолыжного курорта изменилась траектория развития города.
Туристка Кикка Граминья, которая приехала поужинать в Albergo della Posta, описала Тристану Кенеди из Financial Times, какое влияние новый горнолыжный курорт оказал на городок: «Я верила в это с самого начала. Мои родители приезжали сюда с 1947 года, а я приезжаю уже 70 лет». Когда здание Homeland впервые появилось, она увидела в Facebook жалобы, что оно занимает место на парковке. Однако она является фанаткой этого проекта, хотя больше не катается на лыжах. «Они возвращают жизнь в деревню, сюда стали приезжать люди из Германии, из Австрии, отовсюду», — сказала она. «И их огонь, их страсть — это здорово».
Историческая справка:
Перевал Сплюген (нем. Splügenpass; ит. Passo dello Spluga) - швейцарский горный перевал в кантоне Граубюнден.
Использовался еще в римскую эпоху. Под названием Cunus Aureus упомянут в Tabula Peutingeriana (но это имя могло относиться к перевалу Жулье, а не к Сплюгену). Название Splügen, возможно, происходит от слова specula («наблюдатель»).
В средние века епископы перенесли торговый путь на перевал Септимер.
С 1818 по 1823 год по распоряжению австрийских властей была построена современная дорога, которой на юге управляло Королевство Ломбардия-Венеция.
Перевал упоминается в рассказе о Шерлоке Холмсе 1924 года «Приключении выдающегося клиента» Артура Конан Дойля . Австрийский барон Адальберт Грюнер, злодей этой истории, убил свою жену, сбросив ее с перевала.
В 1967 году открылся автомобильный туннель Сан-Бернардино и перевал утратил свое прежнее значение; его закрывают на зиму. Из-за низкой важности, теперь это тихий перевал, где сохранились важнейшие части исторической дороги Via Spluga.
Источник homeland-explore.it, geo.fr, internazionale.it
У нас таких уже несколько. Уже видно отставание Европы даже в горнолыжных трендах)