Приэльбрусье – демократичный. Наш, советский. О Чегете и Эльбрусе еще бабушка с дедушкой рассказывали. Но ни бабушка, ни дедушка не рассказывали о катании вне трасс в том виде, как мы привыкли понимать это сегодня: ярко, на кураже. Под забойную музыку и с экшн камерой! Чего стоит опасаться, отправляясь по следам героического деда? Какие меры безопасности могут помочь избежать неприятностей в больших горах?
С этим и многими вопросами мы обратились к Ведущему инженеру по лавинным работам, руководителю группы снеголавинного слежения Эльбрусского Военизированного противолавинного отряда (ЭВПЛО) Северо-Кавказской Военизированной Службы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы Росгидромета РФ (ФГБУ СК ВС) Игорю Николаевичу Комарову.

1. SKI.ru: Еще вчера мы наблюдали из окна офиса хмурую столицу, а сегодня уже любуемся поверх сосен Баксана на белую вершину Чегета. Что за снег покрывает холодные скалы? Какова лавинная обстановка? Как давно он выпал, какие дули ветра? Эти и многие другие вопросы интересуют лыжебордеров, нацеленных на катание вне трассы. К кому можно обратиться за ответом? Какие сайты Вы бы рекомендовали в качестве информационных по этому региону?
ИКОМ – На любой вопрос – любой ответ

«Что за снег покрывает холодные скалы? Как давно он выпал, какие дули ветра?» – Вам за сколько лет отчёты? Даже свежие сведения, ЧТО дадут рядовому райдеру? Этого, самого массового, «рядового райдера», по-моему, интересуют три неравных по значимости, с его точки зрения, вопроса. Гранд: насколько снег пригоден для «кайфового» (под этим каждый понимает своё) райдинга? Премье: оптимально ли соотношение «кайф» - «лавинная опасность». И лишь Тре: хватает ли опыта правильно оценить имеющуюся информацию.
«К кому можно обратиться за ответом?» - Местным локальным гидам с незапятнанной репутацией. Внимание: настоящие гиды не стоят на панели и не предлагают «Эх-прокатиться» прям сейчас и за дёшево!!! Лавинщикам с опытом работы не менее пяти лет в ДАННОМ районе. Спасателям, занимающимся райдингом в ДАННОМ районе не менее пяти лет.
Страшная тайна: не задавайте вопросы об оперативном состоянии лавинной опасности на внетрассовых склонах последним двум категориям «советчиков» прилюдно: они народ официальный, внетрассовое катание повсеместно не приветствуется, а где-то и запрещено (хотя правомерность последнего, учитывая существующее Законодательство, в ряде случаев, спорна), стопроцентной гарантии на склоне не бывает, и, случись что, ссылка пойдёт на лавинщика или спасателя со всеми вытекающими для последних последствиями.
Итого: если хотите правдивого ответа – только с глазу-на-глаз и у того, кто Вас хорошо знает (с хорошей стороны, разумеется).

«Какие сайты Вы бы рекомендовали в качестве информационных по этому региону?» – Некорректно выступать «толкачом» чьих-то приоритетов. Благо, и у самого есть маленький сайтик. Потому, берите, в первую очередь, те ресурсы, хозяева которых входят в перечисленный выше контингент: опытных гидов, столь же опытных лавинщиков и спасателей, имеющих большой стаж РАБОТЫ в данном районе. К этому: СИСТЕМАТИЧЕСКИ глядите их прогнозы и сравнивайте с тем, что из этого на Горе вышло. По истечении даже одного сезона, сможете дать объективную оценку.
2. SKI.ru: О теории снега известно достаточно. На примере австрийских и французских Альп разбираются типы снежного покрова и история их образования. Насколько эта теория относится к Приэльбрусью? Можно ли проецировать знания, полученные об альпийском снеге на Чегет и Эльбрус? Каковы основные факторы лавинообразования в этом регионе и на что следует обратить особое внимание внетрассовому лыжебордеру?
ИКОМ – Ууу-ф, снова «лыжебордеры». Даже для жено-мужчин есть определённое название. Вы не из райдероненавистников?

«О теории снега известно достаточно» – Мы беседуем о снеге или о лавинах? «Известно» ДЛЯ ЧЕГО «достаточно»? Снег, он и в Африке снег (ей Бо, лично проверял!). То ж и лавины. Законы, они на то и законы, что не терпят исключений. Как только начинают пичкать частностями, не опираясь на общность, считайте, время потрачено зря.
Есть в каждом районе свои особенности, но они ОБЯЗАТЕЛЬНО должны ложиться в общий алгоритм. Если факты, полученные в одном районе, не соответствуют таким «общим» законам, последние – вообще не законы, а общественная договорённость, кого-то устраивающая. Поэтому, основной вопрос не в соответствии «теории» одного района «теории» другого. Вопрос, в какую из «теорий» укладываются все, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, феномены ВСЕХ районов.
В принципе, в мире сложилась парадоксальная ситуация, что не теории лавинообразования обслуживают прогнозирование лавинной опасности, а практическое прогнозирование пытается систематизировать реальные факты, используя практический же опыт, при этом, делая вид, что «всё под контролем науки». Хотите – верьте, хотите – нет, но единственная методика лавинного прогноза, являющаяся реально универсальной, основанная на модели, не вступающей в противоречие, практически, ни с одним феноменом лавинообразования, это методика Госкомгидромета СССР-Росгидромета РФ. Родившаяся под давлением жесточайшей потребности в универсальной ПРИКЛАДНОЙ методике, рождённой через добросовестную непредвзятую обработку колоссального фактического материала. Эффективность доказана реализацией глобальных проектов начала восьмидесятых.

Специфика социальных и экономических условий определили формирование ЛОКАЛЬНЫХ систем прогнозирования лавинной опасности во всём остальном мире, удовлетворительно работающих применительно к климатическо-социальным условиям локального региона-района, опираясь на накопленный солидный пакет статистических данных и на основе интуитивного опыта многолетней работы специалистов в нём.
Увы, сейчас выскажу мнение, которое вызовет цунами возмущения в кругах «чистой гляциологической науки»: аккуратнее будьте с их глубокомысленными поучениями. По поводу прогностической составляющей, в целом, весьма поучительных и полезных импортных лавинных курсов: внимательно приглядитесь, насколько субъективны как способы получения данных, так и их интерпретация.

«Каковы основные факторы лавинообразования в этом регионе и на что следует обратить особое внимание внетрассовому лыжебордеру?» – В основе, те же, что и во всех районах умеренного климата неприбрежной зоны. Т.е., равно, как на северном склоне Центральных Альп, в зимние месяцы Карпат-Родоп-Татр, Памира, Тяньшаня, Куньлуня, Каракорума, Гиндукуша, Центральных Гималаев (на своей шкуре проверено), внутриконтинентальных хребтов Северной и Южной Америк (кроме, пожалуй, Патагонии, там хоть и умеренные широты, но – океан с его «ревущими сороковыми»).
«Факторы» - снегопады, их интенсивность, рост глубинной изморози. Весной – процессы образования мокрого и влагонасыщенного снега. Впрочем, последние у нас, слава Богу, занимают не такое значительное время в «катальный» сезон, как, скажем, в Красной поляне.
3. SKI.ru: Ежегодно проводятся лекции по лавинной безопасности. Посещают эти лекции и профессионалы и любители. Если с первой категорией все понятно, то есть ли шанс у любителя грамотно соотнести полученную теорию с реальной практикой? Ведь, увидев поля Чегета, все графики и таблички переносятся куда-то очень далеко в подсознание. Есть ли простые правила (например, «3 нельзя») которые мог бы на практике применить такой райдер, чтобы не подвергать свою жизнь опасности?
ИКОМ – «есть ли шанс у любителя грамотно соотнести полученную теорию с реальной практикой?» - Есть: правильные взгляды, правильные знания, правильные выводы.
«Ведь, увидев поля Чегета, все графики и таблички переносятся куда-то очень далеко в подсознание» - Для клиентов (догадайтесь, чьих) есть исчерпывающее погоняло: «РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ».
«Есть ли простые правила (например, «3 нельзя») которые мог бы на практике применить такой райдер, чтобы не подвергать свою жизнь опасности?» - «Такому» райдеру уже ничего не поможет.
Для не «таких»:
1. Не соотнеся свой уровень с тем, что ожидает на конкретном маршруте, соваться туды НЕЛЬЗЯ;
2. Не собрав максимум достоверной информации о состоянии маршрута, переться тудой НЕЛЬЗЯ;
3. Не в компании (об одиночках, «двуночках» речь вообще не идёт) райдеров, наверняка соответствующих маршруту и способных организовать, если что, грамотный поиск и транспортировку «попаданца», шкандыбать тама НЕЛЬЗЯ.
4. SKI.ru: Альпийские курорты имеют подробные карты не только с описанием трасс, но и с рекомендованным офф пистом. Даже книги печатают. Если ли такие карты для Чегета и Эльбруса в свободном доступе? О чем говорят кодовые названия «Гранде», «Волчьи ворота» и «Пирожок»? Где найти подробное описание маршрутов и стоит ли доверять фотографиями из интернета с отмеченными проездами?
ИКОМ – «Альпийские курорты имеют подробные карты не только с описанием трасс, но и с рекомендованным офф пистом. Даже книги печатают. Если ли такие карты для Чегета и Эльбруса в свободном доступе?» - Книг нет. По существу и на брошюрку хватило бы. Но у нас авторы, достойные доверия, делают упор на, скорее, «картировании» вновь обкатываемых мест, в большой мере избегая точных указаний, как туда залезть. Ибо те, кто придерживается трёх «НЕЛЬЗЯ» и так овладеют нужной информацией. А быть путеводной звездой для «расходного материала» - невелика честь.
Подробные фото и схемы от авторов, заслуживающих доверия (читай – известных гидов) – есть. Если попадутся авторы мало-, или никому не известные в райд-, бэккантри мире – в игнор.

«О чем говорят кодовые названия «Гранде», «Волчьи ворота» и «Пирожок»?» - Народный райдерский фольклор, каждый из топонимов имеет свою историю. Когда – достоверную, когда – легендарную.
«Где найти подробное описание маршрутов и стоит ли доверять фотографиями из интернета с отмеченными проездами?» - уже касался этой темы выше. Подробности извлекайте, согласно вышесказанному. Те, кто в курсе дееспособности авторов подобных фотосхем и пр., знают, где искать. Те, кто не в курсе, совет: набирайтесь опыта пока без экстрима. Поживёте спокойно и счастливо. По уровню придёт и информация.
5. SKI.ru: О Чегете ходят легенды. Интернет кишит статьями и историями. Кажется, известно все. Или почти все. Друзья, суперское общение и отличная погода создают особый антураж. Порой слышишь «Ну че, катнем севера» И вот уже уходит компания от верхней канатки по греблю в сторону Азау.
Действительно ли так все легко и просто? Чего стоит опасаться? На что обратить внимание, выбирая компанию для внетрассового катания?
ИКОМ – Пойти легко. Благополучно прийти сложнее.
«Чего стоит опасаться?» - Да уж не палёной водки на Трёх крестах (такая хитрая подзона в Северном цирке Чегета), наверное. Лавин, травм, сложностей транспортировки.
«На что обратить внимание, выбирая компанию для внетрассового катания?»
1. Квалификация ведущего;
2. Количество ведомых на одного ведущего (если более 4-5ти – крепко задумайтесь, но не менее 3-4х в группе по соображениям возможности транспортировки пострадавшего);
3. Соответствие уровня катания ВСЕХ участников маршруту;
4. Близкий уровень катания участников при выполнении условия 3.;
6. SKI.ru: Противолавинная служба Северо-Западного Кавказского региона выполняет одновременно множество задач. Обстрел лавинных очагов — это лишь одна из функций. Как происходит обстрел потенциально опасных склонов? Опасно ли это для туристов на трассах и за их пределами?
ИКОМ – Ей Богу, не знаю такого региона. На Северном Кавказе есть ФГБУ Северо-Кавказская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, Росгидромета РФ, объединяющая все федеральные военизированные противолавинные отряды и наблюдательные посты Кавказского региона, плюс противолавинное подразделение коммерческих структур на Красной поляне. Функции: защита от негативного воздействия снежных лавин объектов, входящих в «Перечень защищаемых (тем или иным подразделением) объектов», а так же населения; профилактические меры: своевременные уведомления о степени лавинной опасности, корректировка (в т.ч., ограничение) деятельности в зонах повышенной лавинной опасности – на всей территории ответственности того, или иного подразделения.
«Как происходит обстрел потенциально опасных склонов?» - Об этом систематически писалось и в печатных изданиях, и в и-нетных. Зайдите на сайт www.ikomsnow.ru раздел «Авторские статьи, интервью, видео» - много и подробно. Зайдите на сайт Макса Панкова, там узнаете о процессе на Красной поляне.
«Опасно ли это для туристов на трассах и за их пределами?» - Опасно, когда не стреляют.

8. SKI.ru: Почти каждый год на Череге случаются истории с участием туристов и спасателей. Спасают не только лыжебордеров, получивших травмы на трассе, но и тех, кто травмировался вне трасс. Что следует знать туристу, отправляясь за веревочку, чтобы максимально облегчить спасателям их работу по поиску и эвакуации раненого? Какой мобильный оператор имеет максимальное покрытие в Приэльбрусье?
ИКОМ – Помнить о трёх НЕЛЬЗЯ; использовать анализ п.6; помнить о драгоценности человеческого рождения; понимать, что фрирайд – РЕАЛЬНО боевое искусство, где ставка – жизнь, где нет рефери, который скажет «брэк» и тебя не забьют; что спасатели, едучи вызволять «клиента» подставляются, пожалуй, более, чем «клиент», за те деньги, за которые многие отказались бы и пальцем пошевелить; что у каждого остались вне фрирайда те, за кого в ответе по жизни. Достаточно?
«Какой мобильный оператор имеет максимальное покрытие в Приэльбрусье?» - МТС, Билайн, Мегафон имеют почти равные параметры. Круглосуточный телефон дежурного Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда (ЭВПСО) МЧС, к слову: 8 86638 71489.
9. SKI.ru: Всем известно, что катание вне трасс опасно для жизни. Все знают о несчастных случаях, но верят, что конкретно с ними-то точно ничего такого не случится. Какова вероятность выживания в лавинах в Приэльбрусье?

ИКОМ – Как ни парадоксально с точки зрения горного новичка, но Приэльбрусье, пожалуй, стоит на предпоследнем месте (Шерегеш, в силу известных причин, на последнем) по количеству лавинных аварий. Обеспечивается такая позиция самым концентрированным в России конгломератом высококвалифицированных гидов-лавинщиков-спасателей-райдеров. Ну, и наш райдинг для лузера (хотя невежество бывает беспредельно по своему бесстрашию) страаашный. При этом, рядышком есть, где безопасно и постепенно можно осваивать технику и тактику радинга.
«Какова вероятность выживания в лавинах в Приэльбрусье?» - Да такая же, как и везде. Правда, стоит учесть, что статистическая база (слава тебе, Господи!) крайне скудна.
«О чем говорит статистика счастливых случаев?» - Естественный отбор дал сбой.
10. SKI.ru: И в завершении прошу Вас дать Ваши рекомендации для всех любителей внетрассового катания в Приэльбрусье.
ИКОМ – Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!!
11. SKI.ru: Игорь Николаевич, большое спасибо, что нашли время и ответили на несколько вопросов. Не, реально – спасибо! Нам остается только попрощаться c Вами и пожелать удачи в Вашей непростой профессии.
---
С уважением, редакция СКИ ру.
Фотографии предоставил Игорь Комаров.
Николаич как всегда витиеват, афористичен и чертовски справедлив!!!