Крупнейший за все это время инцидент произошел в Капруне (Kaprun), 11 ноября 2000 года, — в результате пожара на подъемнике погибло 155 человек. Поистине трагичный случай, впрочем, ситуации случаются разные, но трагичность — их общая черта. Некоторые инциденты произошли при необычных обстоятельствах.
3 февраля 1998 года, Кавалезе, Италия. Самолет радиоэлектронной борьбы военно-морских сил США перерезал канат подъемника в Кавалезе, Италия. Погибли 20 человек. Пилот, капитан Ричард Дж. Эшби (Richard J Ashby), был отдан под суд, но признан невиновным ввиду отсутствия улик — капитан уничтожил видеозапись полета. Он провел в тюрьме четыре с половиной месяца и был исключен из рядов морских пехотинцев за уничтожение записи. Это происшествие — не самое худшее из того, что происходило в Италии, даже на этом горнолыжном курорте — 9 марта 1976 года сорок два человека погибли из-за неисправности каната на том же подъемнике.
Почти за сорок лет до позора капитана Эшби французский пилот Бернар Зиглер (Bernard Ziegler) стал причиной смерти шестерых человек, сделав почти то же самое, что и американец, — под его управлением F-84F влетел в канаты подъемника французской Белой Долины (Vallée Blanche). Любопытно, что наказания он не понес, стал испытателем военно-воздушных сил, а позднее — старшим вице-президентом авиастроительной компании Airbus.
Некоторые тенденции
Погибшие и травмированные. Пять инцидентов с наибольшим количеством фатальных исходов и только один человек ранен, и пять происшествий с большим числом травмированных людей и ни одного погибшего. Впрочем, кого ни спроси, всем хотелось бы избежать и того, и другого.
Для небольшого горнолыжного курорта аж два крупных инцидента, — то, что произошло в Кавалезе, — невероятное невезение. Кавалезе — как вулкан перед извержением, дайте только время, и что-нибудь с подъемником случится опять.
Еще важное замечание: любой ценой стоит избегать подъемника с таким знаком.
У компании Lift Engineering, известной также как Yan (ныне, к счастью, не существует) — худшие показатели среди всех производителей подъемников в США. Плохой дизайн, плохое качество установки и вопиющее пренебрежение безопасностью, результат — несчастные случаи. Неудивительно, что после очередного происшествия (с участием Angel’s Flight, 2001 год) владелец компании Yanek Kunczynski отправился в Мексику, чтобы избежать судебного преследования.
Тип подъемника. Для простоты можно выделить три типа подъемников: воздушный (находится в воздухе, но это не кресельная канатная дорога), кресельный (технически — тоже воздушный, то было интересно выделить их из общего числа) и фуникулер (поезд, доставляющий пассажиров на гору). Увы, не получилось отыскать статистики смертей, вызванных бугельным подъемником (towropes), «шваброй» (T-bar) или бугельным подъемником с «тарелочками» (Button). Однако рекомендации — на всякий случай их избегать.
Страна. В Австрии на подъемнике опаснее всего, а США впереди по количеству пострадавших и числу аварий.
Безопасно, как подъемник. Концентрируясь на происшествиях на горнолыжных подъемниках, начинаешь представлять общую картинку несколько искаженно. Чтобы очертить контекст, вот некоторые цифры из статистики по США (в среднем за год):
- 350 000 000 поездок на подъемниках;
- 12 000 000 лыжников и сноубордеров;
- 38 погибших;
- 0,33 погибших из-за подъемника.
Посмотреть на полный список инцидентов (в которых погибло не менее одного или было травмировано не менее десяти человек).
Перевод — SKI.RU.
О типах канаток не хочу повторяться Здесь писал:
https://www.ski.ru/az/blogs/post/skazka-o-darenom-kone-chast-4/
Авария в Капруне произошла на фуникулере в момент нахождения подвижного состава в тоннеле.