Отвлеченный пример. Вы вошли в комнату в старом доме, щелкнули выключателем, а лампа не зажглась. Ошибка налицо: не горит лампа. Но ведь причин может быть добрый десяток: лампа перегорела, выключатель неисправен, провод где-то отвалился, контакт окислился, напряжения нет… То есть, без определения причины проблемы ее решение возможно, но для того, чтобы свет в комнате гарантированно был, нужно заменить всю проводку, выключатель, патрон и лампу, а то и ближайшую подстанцию…
Другими словами, коррекция техники состоит из трех шагов: понять, «что не так», затем определить причину этого «не так», и найти способ повлиять на причину.
Просто? Даже для человека, который проходит правильное обучение, вооружен методикой и много лет работает с учениками, это бывает непросто. Можно не только определить ошибку, но и правильно найти причину проблемы, которая вызывает эту ошибку. Но затем нужно найти путь изменения ситуации, чтобы эта проблемы «ушла» - а вот это уже иногда даже не методика, а почти искусство.
Ведь хороший инструктор не указывает ученику на ошибку, не констатирует ее, а подбирает такое упражнение, которое изменяет ситуацию, влияет на источник ошибки. Причем его рекомендации могут зависеть еще и от подготовленности ученика и от особенностей его физиологии, да еще и с учетом типа восприятия.
Согласитесь, если вы услышите от товарища что-то типа: «ты на ж… сидишь», и на ваш вопрос «и что делать?» он ответит «уйди вперед», изменится ровным счетом ничего. Поскольку вы не получили рекомендацию – что именно нужно сделать, чтобы перестать сидеть на пресловутой ж…, то есть «уйти вперед».
Как пример, приведу совет одного моего товарища, хорошего инструктора PSIA (живущего и работающего в США). Он подобрал пару небольших игрушек, которые при сжимании пищат. И при работе с детьми он засовывает эти игрушки между ногой ребенка и языком ботинка. И вместо того, чтобы рассказывать им (детям), что вот здесь нужно присесть, причем не на ж…, а так, чтобы «своейголеньювысмоглинадавитьнаязыкботинкавпередитемсамымсогнут ьлыжу»,
он в начале поворота говорит: «пискни». И детям прикольно, и делают они все правильно почему-то… И запоминают последовательность и правильный рисунок движений. Естественно, после многократных повторов.
Так что: только к инструктору? Положа руку на бумажник – да. Причем именно к инструктору (как найти хорошего – вопрос отдельный), а не к «хорошо катающемуся товарищу». Хотя в большинстве случаев упомянутый товарищ наверняка скажет, «что вы делаете не так». Но практически все любители горнолыжного спорта могут именно по видео весьма квалифицированно определить, где ошибся Феликс Нойройтер – один из лучших слаломистов мира. Но заметить «что не так» – еще не означает определить основную проблему (не хорошо заметную ошибку, заметьте) и уж тем более не означает коррекцию техники.
Ведь каждое упражнение - для того, чтобы оно принесло пользу, нужно выполнять правильно. А если не знать или не чувствовать – КАК правильно, то пользы или не будет вообще или она будет минимальна.
То есть, если нет инструктора – нет и выхода? Нет, конечно, выход есть всегда. Самостоятельный поиск «своего» варианта улучшения техники может быть долгим и малоэффективным, с инструктором прогресс будет быстрее. Но если реально стараться разобраться самостоятельно (а это не для всех), прогресс будет.
Любая работа стоит денег. И работа инструктора – не исключение. И инструктору мы оплачиваем свой быстрейший прогресс, а значит, в конечном счете, приближаем момент получения удовольствия от катания, а не от того, что сумел слететь по склону (мокрый и запыхавшийся, с уставшими ногами) и не упасть.
Идеальный вариант – выбрать инструктора и постоянно заниматься только с ним. Очень дорого, но и прогресс пойдет быстро, и техника будет правильная.
Хороший вариант – позаниматься с инструктором, а затем один-два раза покататься самостоятельно, вспоминая и пытаясь сделать все так, как учили. Затем снова к инструктору (лучше к тому же, если есть такая возможность).
Ну и самый бюджетный вариант – учиться самостоятельно, изредка обращаясь к услугам инструктора для исправления наиболее грубых ошибок.
Для тех, кто выбирает самостоятельное обучение, мы начинаем серию публикаций различных советов и упражнений, которые помогут улучшить катание. А всех заинтересованных приглашаем к обсуждению – критикуйте опубликованное, давайте свои подсказки и советы.
Тем, кто только встает на лыжи - очень хороший, кстати, рассказ о первой поездке на курорт опубликован на нашем портале. Почитайте, если еще не читали.
Использованы рисунки из поста ИгорьБ.
Никому не придет в голову лечить себя самостоятельно по дешевке, чтобы потом пойти к врачу и спасать загробленное здоровье за деньги.
На мой взгляд и опыт инструктора - самый бюджетный вариант это обучение в группе. Дешевле чем индивидуально и эффективнее самостоятельного обучения. Либо в сборной группе через службу инструкторов курорта, либо через выездную горнолыжную школу.