Об инструкторах.
Об инструкторах Прошлого века.
В то время существовали две «мощные» инструкторские школы. Это школа Совета по туризму при ВЦСПС под руководством Людвига Павловича Ремизова и школа при ТМО (Турбаза Министерства Обороны) Терскол, которой руководил Анатолий Викторович Степанов. И хотя сам Степанов был выходцем из школы Ремизова, а используемая ими методика была идентичной, между этими школами всегда существовало некое негласное соперничество.
Кстати, хочу отметить, что методика преподавания в то время была единой, утвержденной Советом по Туризму и базировалась на прогрессивной ( в то время) австрийской школе.
Кроме этих двух «больших» школ, существовали еще насколько школ при альплагерях. Однако надо сказать, что они, как правило, обеспечивали локальную потребность в инструкторах именно этих самых лагерей.
Несколько позже В. Данилин (кстати, преподаватель Ремизовской школы) открыл новую, так называемую «Мценскую» школу при автозаводе ЗИЛ.
В 1984 году я окончил «армейскую» школу и свой рассказ, естественно, поведу в основном о ней!
Так чем же отличались ТЕ школы от современных? Во-первых, уровнем абитуриентов. Конкурс составлял от 5 до 10 человек на место! Очень сложно было попасть просто так, «с улицы». Как правило, у тебя должна была быть рекомендация кого-то из действующих инструкторов. А получить ее было ой как не просто!
Естественно, что ни о каком «обучении» катанию в школе не могло быть и речи! Уровень произвольного катания абитуриентов был таков, что они УЖЕ должны были привлечь внимание инструкторов. В составе «курсантов», как их называли, были и МС, и КМС, и перворазрядники!
Что же так привлекало их?
Быть инструктором в то время было не только престижно, но и выгодно. Дело в том, что купить путевку в Горы в то время было сложно, а инструктора имели гарантированную работу на крупнейших базах того времени. Да еще на «всем готовом!» Да еще за некоторую (хоть и мизерную) зарплату!
Но путь был тернист.
Для начала надо было выдержать приемный экзамен.
Это значило, что в строго определенные дни нужно было подъехать к Степанову в подмосковное Ильинское, где «приемная комиссия» из Анатолия Викторовича и нескольких преподавателей школы оценивала твой уровень.
Про свободное катание речи не было — оно и так должно было быть на высоком уровне! Но еще оценивалось и выполнение упражнений, многие из которых абитуриенты видели впервые и делали «с листа».
Пройдя экзамен, сформированная группа выезжала на учебные сборы в Горы. Для нас (да и не только для нас) это была армейская база в Терсколе. Жили курсанты не в главном корпусе, а в «Зеленой гостинице» — таком длинном деревянном бараке, — по 5-6 человек в комнате.
Сборы проходили 4(!) недели! Каждый день, в любую погоду, были занятия на склоне. Причем свободного катания было 1-2 спуска в день. Всё остальное — выполнение упражнений. До идеального исполнения. Оттачивались такие тонкости и нюансы, которых я не видел даже в исполнении очень известных инструкторов последующих времен. Недаром уже в начале нового века Данилин проводил соревнования инструкторов на выполнение упражнений. Так побеждали, как правило, представители «старой школы».
После занятий на склоне — лекции. По методике преподавания, по оказанию первой помощи, по инвентарю, по педагогике, по лавинной безопасности… Кстати, лекции по «лавинке» нам читали такие «монстры», как Нурис Урумбаев и Игорь Комаров (который, кстати, начинал свою «лекторскую» деятельность именно в нашей школе!).
Ну и, конечно, выпускной экзамен. На склоне и в классе. Правда, надо сказать, что по каждому классу обучения предварительно сдавались зачеты.
Экзамен сдавало большинство… Но не все.
Но и после этого ты еще не получал заветные «корочки». Надо было отработать смену стажером, под руководством опытного инструктора. Инструктора не делились на категории. Любой, окончивший школу, должен был уметь работать как с новичками, так и с «асами».
Приезжая на работу, первую смену (две недели) инструктор работал с новичками, а вторую, если заслужил, с опытными катальщиками.
С ними можно было уже и немножко покататься.)))
А еще инструктор отвечал за концерт самодеятельности, за проведение спартакиады, за выпуск стенгазеты…
И получал «пистоны» на планерке за «недостойное поведение» своих подопечных в баре и на танцах!!!)))
Я уж не говорю, каково работать с группой новичков в 20-30 человек. А ведь каждый из них в конце обучения (а многие и раньше) должен был спуститься с Чегета! При этом за травмы в группе можно было и расстаться с инструкторским удостоверением…
А в Москве наши инструктора «кучковались» в основном в Туристе, на знаменитом «Вымени»!!! Приезжали каждые выходные на электричке «в четвертом от хвоста вагоне».
Многие снимали в деревне избы и проводили там все выходные.
Надо сказать, что некоторое время на Вымени не было подъемников и все поднимались «ножками». И никто не жужжал, потому что как раз во время этих подъемов и происходило едва ли не самое главное — ОБЩЕНИЕ! Обсуждалось всё — от результатов Кубка Мира до новых технических веяний и новинок инвентаря!
Каждые выходные проходил этап кубковых соревнований по слалому — Кубок Вымени. И была и самодельная «Омега», и падающие древки… Какие только люди там не участвовали! Юрий и Ольга Триста, Сережа Леонов, Женя Постников, Жора Дубенецкий, Слава Мартынов… Да и многие другие… Ну и, конечно, работа над техникой, упражнения и всякие «забавы». )))
По-разному сложилась наша судьба! Многие стали успешными бизнесменами и даже «олигархами»))), многие просто работали. Кто-то ушел в горнолыжный бизнес, кто-то работает инструктором, успешно пройдя переобучение в современных школах… А кого-то уже и нет среди нас…
Но всегда в душе мы были и будем
Инструкторами Прошлого Века!!!
Ну и немножко «того» видео. ))))