Я разглаживаю на левой ладони указательным пальцем кривые линии морщинок, сосредоточенно глядя мимо, в лобовое стекло, на петляющую полосу асфальта и метущую белую поземку. Волнуюсь… Мы едем в Куркино, в горнолыжный центр. Мы, это я (HappyNY) и Мария Крылова (Mary), инструктор категории С, которая имеет непосредственное отношение к тамошнему инструкторскому хозяйству. Мне, не профессионалу в делах снежных, необходимо узнать, как выглядит настоящий инструктор, зачем он нужен, и как можно отличить его от шарлатана с корочками. Вспомнилась легенда, которую мне как-то промеж делом, поднимаясь на подъемнике, рассказал много лет назад один седой спутник. Кто это был, тогда я так и не узнал, да и важно ли это? Как же там было?...
«Давным-давно, жили-были в далекой-предалекой стране люди. И делились эти люди на тех, кто обрел свободу летать с гор, на тех, кто топал ногами по равнине, и на проводников из вторых в первые. Кто-то называл этих проводников сталкерами, кто-то - гуру, кто-то - волшебниками, а кто-то - инструкторами и тренерами. И были те проводники малочисленны, но приметны; немногословны, но убедительны.
А далеко-далеко от той страны, на всхолмленной равнине стоял большой мегаполис. Жила в том мегаполисе такая прорва народу, что даже сосчитать их не было никакой возможности. И ложилась на тот мегаполис каждый год белая холодная тоска, и начинали люди мечтать о горах высоких и полетах быстрых. Разжигали большие костры, согреваясь, смотрели на вспыхивающие искры, улыбающиеся звезды и мечтали, кто-то больше, кто-то меньше... так ведь всегда бывает...
И нашли они крутой склон у реки для полетов, засыпали снегом для скольжения и чтобы не страшно было падать. Надевали они на ноги самодельные лыжи и отталкивались палками. Но непродолжительны и опасны были эти спуски-полеты. Многие разбились тогда и покалечились, но не остановило это жителей. Докатился до мегаполиса слух неясный о проводниках из далекой страны. Будто бы могут одарить они любого страждущего заветным умением. Собрались в самом высоком здании в центре мегаполиса старейшины и решили отправить четырех гонцов, найти настоящих проводников, чтобы уговорить их поселиться в мегаполисе. И был день, и была ночь, сменилось много лун с тех пор, как отправились гонцы. Трудна была их дорога, и только один из них достиг той далекой страны...»
Найти... Что ж, история повторяется. Не пойму только, как гонцы могли определить, настоящий перед ними проводник или шарлатан… разве что по результатам их трудов.
Мы останавливаемся у небольших вагончиков, которые оказываются апартаментами инструкторов и детской сноубордическо-горнолыжной школой. Маленькая инструкторская. Спартанская обстановка: стол, чайник и деревянные лавочки. На стенах картинки с горами, лыжниками и бордерами. Такой интерьер можно встретить, пожалуй, в любом уголке нашей страны, оборудованном подъемником. Никакого пафоса, никакой показухи. Вскипает чайник, и я включаю диктофон. Безвременье. Никто никуда не торопится. Снега почти нет (но пушки уже работают!), клиентов нет, середина января, суббота, полдень. Мои собеседники - Андрей Кутырев, инструктор категории В, и Мария Крылова.
HappyNY (HNY): Расскажите немного о себе.
Андрей (A.): Я из Губахи, с Урала. С десяти лет катаюсь на лыжах. Спортивной школы, как таковой не было, была секция. Были выступления, были результаты. После школы сходил в армию, закончил Чайковский институт физкультуры, и с 88 года в качестве тренера-преподавателя работал в спортивной школе в Губахе. Сразу поставили старшим тренером. Были воспитанники победители и призеры Российских соревнований. Вместе с ними рос как тренер. Доработал до первой категории, до высшей не удалось, к сожалению. В 2003 году закончил инструкторские курсы, теперь работаю инструктором.
Необходимые отступления Тренер первой категории, особенно получивший этот статус в восьмидесятые – начале девяностых, - это тренер очень высокого уровня. До развала СССР высшую тренерскую категорию давали только за подготовку чемпиона или призера чемпионата СССР. Мой тренер в спортшколе, имея в своем тренерском багаже члена сборной, обладателя кубка СССР, чемпиона РСФСР, нескольких победителей первенств СССР и РСФСР, в восьмидесятых так и не получил высшую категорию (а затем отошел от тренерской работы). Сейчас, в двухтысячных, высшую категорию получить не в пример проще, для этого достаточно воспитать призера первенства России. Первенство – это соревнования детей или юниоров, разделенных по возрастным категориям. Чемпионат – это соревнования в абсолютном разряде, без ограничений по возрасту. Инструкторы делятся на категории по своему уровню – A, В, С. Самая высокая – А. Чем выше категория, тем на более высокий уровень катания он может поднять своего клиента. Классификация международная. Инструкторы категории С работают с начинающими, инструкторы категории В могут работать как с новичками, так и грамотно ставить правильную карвинговую технику. Инструкторы категории А работают с теми, кто хочет освоить спортивное прохождение трасс, могульную технику, катание вне трасс и т.д. В России пока есть только один сертифицированный инструктор категории А - Татьяна Дунаева (МС по горнолыжному спорту, с 1990г. входила в состав юношеской сборной команды России по горным лыжам, потом – в основной состав). Чайковский государственный институт физической культуры - единственный институт в СССР, где была специализированная кафедра горных лыж. |
HNY: Любого ли человека можно научить кататься? По каким параметрам можно сразу сказать – «вот тебе товарисч, лучше сразу в шахматы, а вот ты, иди, давай с тобой позанимаемся»?
Mary (M): Научить кататься можно даже одноногого, главное - желание.
А: Сам процесс, если нет каких-то данных или есть отклонения в развитии, затянется, а так, в принципе, научить можно любого. Очень хорошо учить того, кто вобще не вставал на лыжи. С чистого листа. Все, что ему даешь, он воспринимает нормально, и прогресс идет очень быстро! Люди, которые уже катаются на лыжах, все время стараются сравнить свое, и то что даешь…. Хорошо учить тех, кто умеет кататься на коньках, роликах, беговых лыжах. Они быстро осваивают, быстро идут по программе.
M: Боксеров учить не очень удобно, они, когда пугаются, кулаки с палками вот сюда сразу - челюсть защищать :-)
А: У фигуристов проблема - спинку прогибают, у гимнастов… плечи должны быть расслаблены.
HNY: Нужно ли новичку брать инструктора? Обязательный ли это момент? Может, ему сначала осторожненько самому попробовать или с хорошо катающимся другом?
А: Один из самых экстремальных вариантов - когда человек пробует сам. Человек надевает ботинки, встает на лыжи, ощущает эту тяжесть на ногах. Он не готов к тому что лыжи сразу понесут, и тем более не готов поворачивать! Самостоятельный процесс пойдет у него методом проб и ошибок. Он будет падать, вставать и опять падать… Друг как будет учить? Он скажет – делай, как я… и все, поехали… А человек не готов к определенным вещам. Он пугается! У него сразу глаза во!
M: Был случай в Словакии. Друг завел друга наверх. Сказал - делай так, так и так... и уехал… Тот в результате, неделю, вместо того, чтобы кататься - пил.
(недоверчивые возгласы). Серьезно! Он настолько напугался, что сказал – «да пошли эти лыжи нафиг, никогда на них больше не встану!». А что еще делать? Он приехал отдыхать.
HNY:
Он спустился?
M: Спустился. Но представляешь - два часа страха! Женщине, понятно, страшно, но чтоб мужик... На самом деле страшно. Склон "красный", достаточно крутой, и там просто так не слезешь.
HNY: Снял бы лыжи, спустился так, на пятой точке.
M: Амбиции… Они очень часто не дают отстегнуть лыжи и идти пешком. Он спускался два часа. А потом неделю восстанавливал психику с помошью алкоголя… Нужен или нет инструктор, клиент решает сам. Но, например, на сноуборд лучше вообще самостоятельно не вставать. Если на лыжах в этом плане попроще, то сноуборд - это очень больно! Копчик отбивается быстро! Очень болезненно - запястья и копчик. Можно получить сильный удар в мозг через позвоночник. Вообще не рекомендовала бы самому вставать. Это такой вид спорта, очень трудоемкий и болезненный вначале, без инструктора. У клиента с инструктором не возникает чувства страха. С инструктором человек так не падает, если падает, то не так и не столько.
HNY: Какова средняя эффективная продолжительность занятия?
А: Для маленьких детей – час, даже полчаса. Погодный фактор влияет - мороз, ветер. Для детей постарше – урок длится полтора часа. За час в обучении продвигаешься мало. На мой взгляд, лучше провести один урок на полтора часа, чем два урока по часу.
M: На самом деле все зависит от места, где начинаешь. Например, мы пришли к выводу, что на нашем склоне полтора часа – оптимальное время занятий для взрослого и ребенка старше шести лет. А на курорте - 2-3 часа. Потому что там на подъемнике 15 минут поднимаешься, а потом спускаешься, спускаешься. Здесь за полтора часа лыжник, даже хорошо катающийся, устает и еще как! Он занимается, постоянно делает упражнения. Он заплатил и хочет, чтобы его научили. Но, кроме ног, устает и голова. За полтора часа так нагружаем, что лучше отдохнуть. Отдыхают пару дней и возвращаются.
А: Полтора часа – время, за которое человек не перерабатывает, он еще соображает, что делает. Если человек устал, он начинает ошибаться, это может привести к травмам.
HNY: Есть какое-то минимальное количество уроков, необходимое, чтобы клиент научился самостоятельно и безопасно спускаться на лыжах?
А: Научить спускаться можно за одно занятие.
M: Смотря, какой уровень. Есть уровень зеленой трассы, синей, красной. Зависит от того, что хочет клиент.
А: Статистка показывает, что в среднем достаточно пяти занятий, чтобы научить человека спускаться. Это когда человек, пришедший с нулевым уровнем, уже катается. Методично, через день-два, два раза в неделю. Разбег не должен быть очень большой, иначе мышцы забывают. Пять занятий, в среднем.
M: Мышечная память появляется через четыре-пять дней. Т.е. когда человек не головой контролирует движение, а тело уже само выполняет.
А: У меня был парнишка-студент. Полтора часа в Переделкино, и он стал кататься. Но в следующий раз он не стал брать инструктора. Он катается, но не прочувствовал до конца. Пока вместе катались, я не давал ему делать ошибки, а тут пошли ошибки, он чувствует, что может повернуть, и начинает верхней частью докручивать.
M: У меня был клиент в Андорре. За два часа он начал ехать на параллельных лыжах. Но там склоны позволяют. Три километра пологих склонов, и лыжи сами ставятся в параллельные. На следующий раз он решил не брать. У него эти параллельные лыжи сразу ушли. Не закатано.
А: Нужно наработать, закрепить. Умение еще так зыбко. Мышцы до конца еще не осознали, что от них нужно. Человек психологически уже готов, начинает спускаться. Едет, не падает, но не дорабатывает, ошибки всплывают, как на кулачек все наматывается. Потом: "Что-то у меня не получается, пошли посмотришь". Я говорю: "Вот здрасте! Начнем с начала".
HNY: Клиент доучился до какого-то уровня с инструктором, а потом решил, что может развиваться самостоятельно. Есть такой уровень?
A: В плане безопасности такой уровень есть, когда он уже самостоятельно поворачивает. Мы его научили спускаться, менять направление при движении вниз по склону.
M: Каждый решает сам, когда прекратить заниматься с инструктором - один хочет научиться спортивные трассы ходить, а другой просто безопасно перемещаться по склону и получать удовольствие, например, по красному склону. Если он полезет на черные, то он поймет, что не хватает мастерства и опять придет к инструктору. Ошибки в более сложных условиях могут привести к травме. Вчера разговаривала по интернету, мне показали человека, попросили оценить технику катания. Я говорю, что если он будет кататься в такой же технике на крутых и скоростных трассах, то травмируется, а мне в ответ - да, он уже травмировался. Заложенные ошибки, мы их видим, мы их поможем снять. Процесс бесконечный. Мы сами прекрасно понимаем, что мы так мало на лыжах умеем!
A: Мы только начали! :)
M: Только клиентам об этом нельзя говорить.
А: Ну почему?
M: Только не на первом занятии! :)
HNY: Кто быстрее учится, мужчины или женщины?
(Маша смеется)
А: Я думаю, что трудно ответить на вопрос.
M: Что было раньше, курица или яйцо?:)
А: Это больше философский вопрос. Нормально и те, и другие учатся. Наверное, быстрее учиться тот...
M: Кто лучше слушает.
А: Вот! Есть торопыги, хотят, чтобы весь процесс быстро шел. Все, я понял, раз и поехал.
M: Мужа с женой лучше разводить в разные группы. Мужское самолюбие очень сильно задевается, на третий четвертый день, если у жены лучше получается. А она слушает лучше.
А: Не будем акцент делать, на том, кто внимательнее слушает, мужчины или женщины. Взрослые, в отличие от детей, они все-таки больше ушами учатся. Нужен вот этот процесс - выслушал, осознал, а потом уже делать.
HNY: Работа инструктора напрямую связана с наличием снега, что вы делаете, когда его нет, как деньги зарабатываете?
M: Есть у нас альтернатива - детский лагерь.
HNY: А как другие инструкторы, у которых нет детского лагеря?
M:
Понимаешь, профессионалов инструкторов их в стране немного, всего человек 50. Т.е. тех, кто работает постоянно. У нас же есть две категории инструкторов. Есть инструкторы профессиональные, а есть инструкторы выходного дня. Они местные (рядом живут). Для них это перемена деятельности, хобби. Он может быть классным программистом, а в выходные работать инструктором. Может работать от часа в день, до, скажем, пяти часов. Постоянный будет работать весь день, от звонка и до звонка. Летом они работают на роликах, сейчас появился тренажерный зал. Кто-то работает проводниками на Эльбрусе. Наш лагерь требует примерно 50-60 человек на лето. Саша (Александра Крылова) не только у нас президент в Лиге (ЛИР), она еще и директор детских программ в TEZ Tour. Сама организовала этот лагерь.
HNY:
Тяжело это, наверное. Хорошо, если жена твоя коллега–инструктор, и вы можете вместе выезжать летом, а если нет...
А: Ко всему привыкаешь. Вот почему я здесь, а жена у меня дома? Она тоже на лыжах каталась, какие-то хорошие очки имела мастерские, закончила инфизкульт, именно профильный, по горным лыжам в Чайковском, работала тренером. Она знает эту работу, понимает. Жизнь диктует свои условия. Каждый выбирает, как ему существовать. Надо семью по крайней мере накормить, обуть и заплатить за коммунальные услуги... а то выселят :)
M: Если ты хочешь стать профессиональным инструктором, то ты очень четко должен представлять, что же ты будешь делать летом. Как тебе построить свою жизнь. Иностранцам проще, европейцам, например, - ездят из одного полушария в другое. Но это до поры до времени. Потом они все равно приходят к тому, что старость нужно обеспечивать: открывают пансионы, спортшколы, инструкторские школы.
HNY:
Хочется спросить про травмы. Травмируются обучаемые? В каких ситуациях?
А: Травмируются, в том случае если к обучаемому были предъявлены завышенные требования. То есть было предложено выполнить какое-либо задание не по силам. Инструктор должен четко отслеживать подготовку клиента, траекторию спуска, куда он отвернет, чтобы везде было безопасно, на тот случай, если он вдруг не сможет поехать куда надо.
HNY: Но это, наверное, крайне редко происходит, когда клиент не cмог выполнить задание и потому травмировался?
А: Редко. Чаще всего сбивают людей. Мы начинаем учить людей, и сверху кто-нибудь летит неуправляемый. А мы порой не видим. Но инструктор должен видеть все вокруг, должны быть и на затылке глаза.
HNY: Каски заставляете надевать подопечных?
А: Если у нас оборудован склон, специально - учебный, то нет такой необходимости.
M: Нет пока касок в прокатах наших горнолыжных центрах.
А: Каска - это хорошо. Сейчас пошла такая тенденция, что каски надевают те, кто хорошо катаются.
M: Сноубордисты сразу почти одевают. Один раз хорошо головой стукнутся и надевают. А у лыжников теперь это стало хорошим тоном… Для нас любая травма - это потеря денег.
HNY: Смешные, курьезные случаи происходят на горе?
M: В Словакии поехали кататься в Ждиар. Едет мужик, наш, русский, на лыжах, скован очень, видно, что первое занятие. А сзади едет инструктор и кричит: «Держи труп!» (труп по-словацки - корпус). Мужик испуганно оглядывается: «Где труп?!». Он на лыжах-то еле едет, а ему еще труп надо держать. :)
HNY: А каких-нибудь известных людей приходилось обучать?
А: Разные приходят люди. Многие бывают. Люди приходят для того, чтобы научиться, а не для того, чтобы их узнали. Когда общаемся, я не спрашиваю, "кто ты, чем знаменит?" На горе все равны, как в бане. Все по имени.
M: Правило такое - общаешься с клиентом, в основном, на «ТЫ». Будешь кричать "Остановитесь пожалуйста!" или скажешь «СТОЙ!»? Чувствуешь разницу?! А после занятий либо переходишь на «ВЫ», либо завязываются дружеские отношения.
О многом мы еще говорили. Об обучении детей, российских успехах в горных лыжах, разных методиках обучения, и о многом, многом другом. Чайник еще три раза закипал, село солнце, опустились сумерки. Осталось выяснить, кто же такой настоящий инструктор. Андрей задумался на пару секунд и потом очень уверенно сказал: «Инструктор - проводник, который помогает красиво и безопасно спуститься с горы, причем, не только на этот раз, но и во все последующие». Вот оно! Проводник! Значит, точно - настоящий! И он знает эту легенду! Чем же она заканчивается, дай Бог памяти...
«Гонец нашел проводника, но тот наотрез отказался пойти с ним в мегаполис. И остался гонец в обучении у проводника. Пять раз замерзали реки, четыре раза расцветали чудесные сады далекой страны. Настал момент, когда проводник позвал гонца к себе, чтобы сказать слова прощания: «Всему ты научился теперь, что я знаю. Обещай, что передашь умение еще трем соплеменникам, а каждый из них - еще трем. И не остановится эта цепочка никогда, пока есть в вашей стране снег и белые склоны»… Давно забыли люди, как звали тех проводника и гонца, но до сих пор передается умение из рук в руки, постоянно обогащаясь и расцветая».
Мы садимся в холодную машину и трогаемся. Маша рассказывает, что она скоро уедет открывать школу в Тверь, какая там горка, какие подъемники. А я сжимаю в ладони серебристые бока диктофона и думаю, что встретив таких инструкторов, как сегодняшние собеседники, любой бы сразу понял, - это те самые, настоящие инструкторы. Настоящего инструктора видно. «Они малочисленны, но приметны; немногословны, но убедительны». Инструкторы, которые чувствуют свои корни из глубины веков и чтут давнюю клятву - «передавать заветное умение».
Автор: HappyNY
Фото: GettyImages
Другие статьи автора на сайте:
Стартовые городки
Подготовка к сезону
Отзыв о Скифесте в Яхроме
Летопись команды SKI.RU
Знаю этих ребят - очень толковые и без глупых амбиций.
Спасибо за статью.