SKI.RU Оксана, очень приятно познакомиться. Из того, что узнала о тебе заочно – ты ведешь настолько насыщенную активную жизнь, что можно только восхищаться. Занимаешься любимым делом, ездишь в те места, о которых другие только мечтают. Было бы интересно поговорить именно об этом – о твоей жизни, в которой ты все успеваешь. Думаю, читателям был бы интересен твой рассказ.
О.Ч. Давай попробуем и узнаем, так ли это.
SKI.RU Начнем с самого начала: как в твоей жизни появились горы? Москва и горы находятся достаточно далеко друг от друга.
О.Ч. Я родилась и выросла в подмосковном городе Мытищи. Как и в любом маленьком городе, у нас был туристический клуб, который я посещала - там были разные секции. В какой-то момент я узнала, что ребята из клуба едут в горы, и упросила родителей дать мне денег. Так я впервые оказалась в Приэльбрусье.
SKI.RU То есть, ты была достаточно спортивным ребенком.
О.Ч. Как говорит мой папа: «Шило в попе заменяет внутренний стержень» - это очень точно про меня в детстве. Мне было сложно сидеть на одном месте – постоянно нужна была какая-нибудь движуха. С тех пор не сильно всё изменилось. Обычная жизнь без поездок, без каких-то увлечений – мне не совсем понятно, как люди так живут. По-моему, это очень скучно.
SKI.RU Мне кажется, разные люди склонны к разным вещам. Кому-то больше нравятся спокойные домашние занятия.
О.Ч. Возможно, но мне всегда казалось, что эти люди просто боятся жить. Отгораживаясь четырьмя стенами от мира вокруг, они плывут по течению туда, куда плывет большинство. А потом, после того, как вся жизнь оказалась позади, они оглядываются и понимают, что приплыли совсем не туда, куда мечтали. И что самое обидное - как бы вы ни берегли свое тело, оно все равно умрет. Итог заранее известен, переменным остается только то, как вы потратите отпущенное время.
А про мой способ существования – единственное, что изменилось, так это то, что в последние полгода в моей жизни появился маленький мальчик. Все остальное осталось по-прежнему.
SKI.RU Ты уже начала работать? Естественно, не сразу, так как надо было восстановить форму, но ты уже «в деле»?
О.Ч. Я начала кататься с небольшими группами по полдня, когда ребенку исполнилось два с половиной месяца (сейчас ему уже 8). Для меня это было непростым решением - выйти на работу. Мы вполне могли себе позволить уехать на зиму всей семьей куда-нибудь в теплое место, «отсидеть жертву» и взять брейк. Но, вместо теплого Бали, вместе с моим мужем решили поехать в Красную Поляну, чтобы я смогла продолжить работать гидом, а он имел возможность продолжить осваивать горные лыжи.
Для нас то, что мы делаем - не просто работа, это наш образ жизни. Многие удивлялись тому, как я справлялась, ведь я до сих пор продолжаю кормить мелкого грудным молоком. Но, на самом деле, во многом это заслуга моего мужа, который может не только выигрывать ультра-марафоны, но, если нужно, и суп сварить, и памперсы поменять. Многие мужчины думают, что это чисто женская обязанность - сидеть с детьми лет до трех, как минимум. И я знаю, что для моего мужа было непросто отложить свои спортивные планы, подвинуть свою гордыню и дать мне возможность не только быть мамой, но и не потерять свою работу. Только по-настоящему сильный и любящий мужчина способен на такое. В то же время, катаясь по очереди, мы оба имели возможность выбираться на свежий воздух, и это подзаряжало наши аккумуляторы. Я не пропустила сезон, даже успела немного посоревноваться, а мой муж за зиму проникся горными лыжами и скитуром. Так что, мне кажется, в целом мы неплохо справляемся и трудности только закалили нас. Хотя, конечно, это пока начало и время покажет, насколько мы хорошие родители.
SKI.RU Как ты восстанавливала свою физическую форму после беременности?
О.Ч. Я все же старалась что-то делать во время беременности - много ходила пешком в горы, плавала в бассейне по 2 км каждый день практически до самых родов. После я пробовала делать упражнения дома, но мне очень быстро это надоело, поэтому просто начала понемногу кататься, и форма возвратилась сама собой.
SKI.RU Сейчас вы уже берете сына с собой в поездки?
О.Ч. А как иначе? Он пока слишком маленький, чтобы его можно было оставить бабушкам с дедушками, так что мы его таскаем повсюду с собой. Пусть привыкает.
SKI.RU Как он реагирует на кардинальные смены обстановки?
О.Ч. Мне кажется, ему пока все равно, главное, чтобы мама и папа были рядом, вовремя кормили и меняли памперсы.
SKI.RU Вы с мужем организуете групповые туры-восхождения на Эльбрус, к базовому лагерю Эвереста в Непале. Какие из поездок запомнились больше всего?
О.Ч. Мы не только организуем различные поездки, но и стараемся выбираться в горы для себя, разведывать новые места, двигаться дальше. Для меня каждая поездка и каждая группа уникальна, потому что это всегда разный опыт. Фрирайд, треккинг или полеты на параплане в больших горах, наверное, тем и притягательны, что в этом можно совершенствоваться практически бесконечно.
SKI.RU Вы в июле планируете провести впервые новую программу Trekking Yoga Camp. Как родилась эта идея?
О.Ч. В горах почти никто йогой не занимается, поэтому пришлось самим организовать такой курс. Лагерь состоится при любой погоде и количестве участников - прежде всего потому, что я уверена, что это будет очень круто!
SKI.RU Возвращаясь к Непалу - как ты поехала туда в первый раз?
О.Ч. В среде альпинистов все говорят про Непал – про самые высокие горы в мире и, наверное, самые интересные, куда хотелось бы попасть.
Поехала я туда осенью, для восхождения выбрала один из самых простых маршрутов на Мера Пик - самый высокий трекинговый пик в Гималях, примерно шесть с половиной тысяч метров. Но мне хотелось не просто сходить на гору, но еще и скатиться оттуда на сноуборде. Собственно, это я и сделала.
После восхождения оставалось несколько дней, так как мы сходили раньше, чем планировали – дней за 10, поэтому я поехала в Покхару, и у меня было еще время полетать – так всё и началось.
SKI.RU Поездки в буддистские страны с совершенно иным мировоззрением и укладом жизни меняют что-то в тебе? В страны, которые обычными людьми воспринимаются как мистические.
О.Ч. Я не считаю такие страны мистическими местами. Это немного не моя история. Но, конечно, путешествие по Непалу сильно тебя меняет.
Другая культура, другой уклад жизни непальцев - у них есть чему поучиться современному миру. Они гораздо доброжелательнее, не смотря на то, что живут в тотальной бедности.
Они всегда улыбаются, они умеют быть счастливыми – думаю, именно этому стоит поучиться. Наверное, в этом есть и влияние буддизма.
Непал достаточно разношерстный. В Катманду, например, большая плотность населения. При этом жители города все такие же доброжелательные. Всё в голове.
SKI.RU Ты сейчас сертифицированный член Ассоциации горных гидов России. Отличаются ли стандарты подготовки гидов у нас в стране от того, что есть за рубежом, и что должен знать и уметь российский гид?
О.Ч. У нас в России принята к реализации канадская система, которая подразумевает, что лыжный гид не обязательно должен быть высококлассным альпинистом. Базовый уровень должен быть, но не такой высокий, как в европейских странах – это первое отличие. В Европе, если ты горный гид, ты должен быть и хорошим лыжником, и хорошим альпинистом.
Второе отличие канадской системы от европейской заключается в том, что в первой допускают к обучению и дальнейшему экзамену сноубордистов при условии, что они катаются на сплитборде. То есть, вверх я иду как на лыжах, та же техника скитура, но вниз я могу ехать на сноуборде.
В Европе же, если ты хочешь сдать экзамен на лыжного гида, ты обязательно должен быть на лыжах, никого не интересует, что ты сноубордист, экзамен сдается только на лыжах. Собственно, это две разные модели. В России, конечно, есть своя специфика. Не могу сказать, что у нас такие же суровые требования, как в Канаде. Делается поправка на то, что у нас это всё только развивается. Конечно, мы все понимаем, что стремимся к соответствию международным стандартам. И, на мой взгляд, канадская модель в плане работы именно лыжного гида задает самый высокий стандарт в мире.
SKI.RU Если бы история так не повернулась, и ты не стала бы гидом, можешь предположить, кем бы могла быть?
О.Ч. Если бы не стала гидом, стала бы пилотом.
SKI.RU Самолета, вертолета?
О.Ч. Одномоторного самолета, они называются «single engine», а в Америке - «bush plane».
SKI.RU По описанию похож на тот, на котором Ричард Бах летал по всей Америке.
О.Ч. Конечно! Ричард Бах стал, наверное, моим первым вдохновителем. На его книжках, в общем-то, я и стала такой «сумасшедшей».
SKI.RU А кто еще из писателей вдохновлял?
О.Ч. Экзюпери, конечно. Даже не помню, как они возникли в моей жизни, они просто были.
SKI.RU Похоже, нереализованная любовь к моторным полетам вылилась в полеты на параплане.
О.Ч. Да, сейчас летаю на параплане, то есть, еще учусь. Хотелось бы заниматься этим видом спорта больше, но на все не хватает времени.
SKI.RU Ты хочешь в дальнейшем стать инструктором по парапланеризму?
О.Ч. Нет, для начала хочу стать спортсменом и участвовать в соревнованиях.
SKI.RU С чего началась страсть к параплану?
О.Ч. Это произошло достаточно давно, когда я еще работала в «Альпика-Сервис» в Красной Поляне. Рядом с нашей инструкторской, буквально, соседняя дверь, был офис компании, которая продавала парапланы. Так или иначе, каждый день мы общались с пилотами. У меня были среди них друзья, и я периодически летала в тандеме. То есть, парапланы были в Красной Поляне до Олимпиады – потом их убрали. Затем я работала на Домбае, и там летали все те же люди. Однажды в мае, когда у меня закончился зимний сезон, я поговорила с ребятами, и они предложили помочь с обучением. И на Юце, рядом с Пятигорском, я начала учиться летать. Так постепенно я «подлетывала», когда у меня была возможность. Потом попробовала летать во время поездки в Непал и окончательно поняла, что это то, чем я хочу заниматься всерьез. Полеты именно в Гималаях очень зацепили. Сейчас мечтаю продолжить. У меня был перерыв во время беременности, но надеюсь вернуться скоро также и в этот спорт.
SKI.RU Сына тоже будешь приобщать?
О.Ч. Если захочет. Я покажу ему возможности, а выбирать то, что ему надо, будет сам.
SKI.RU Куда бы ты хотела поехать, где еще не была?
О.Ч. Мне бы хотелось больше путешествовать по России, так как я далеко не везде побывала. Например, на Байкале. Хотелось бы увидеть Алтай с его большими красивыми горами. Сибирь очень вдохновляет для путешествий. Действительно, список просто бесконечный. Если брать какие-то экзотические места, мне бы очень хотелось съездить в Гренландию и побывать в Антарктике, посмотреть на пингвинов. Или в Колумбию – там есть парочка интересных мест, куда стоит добраться. Или в Новую Зеландию. Да мест просто множество. Мне бы хотелось попутешествовать, конечно, еще и с парапланами. И, кроме тех мест, где можно покататься, я смотрю еще в сторону тех мест, где можно полетать. Это другой ракурс на горы, вообще, на мир вокруг.
SKI.RU Не собираешься писать книги о своих путешествиях?
О.Ч. У меня пока нет необходимого объема времени :)
SKI.RU Говорят, это занятие для старости – написание многотомных мемуаров.
О.Ч. В старости есть более прикольные занятия. У меня подрастут внуки, и я буду с ними заниматься. Чтобы писать, надо достаточно долго сидеть у компьютера, а для меня это реальная проблема, я лучше пойду побегаю.
SKI.RU Есть ли желание эмигрировать из России?
О.Ч. Думаю, мы пока не готовы сидеть на одном месте где бы то ни было :)
SKI.RU Считаешь, вы с мужем сильно друг на друга повлияли?
О.Ч. Конечно, а как еще может быть? Как может быть по-другому, если вы вместе и любите друг друга.
SKI.RU Есть ли в планах еще один малыш?
О.Ч. Скорее, нет. Мы даже этого не планировали. И я склонна считать, что дети приходят тогда, когда это нужно.
SKI.RU Оксана, спасибо за такое интересное интервью. Новых спортивных и творческих вершин!