ТГ: Что в твоем понимании значит хорошее катание? Какие важные элементы должны в нем присутствовать? Как ты его определяешь? Например, когда смотришь на кого-то…
ПЛ: Я думаю, это очень интересный вопрос. И очень широкая тема. В конце концов, все зависит от того, какие у тебя цели в катании. Я считаю, что в большинстве поворотов, или даже во всех поворотах, у лыжника может быть три цели. Первая - это скорость спуска по склону. То есть задача доехать с верха горы до низа горы как можно быстрее. Вот такая может быть цель. Вторая - амплитуда перемещения центра масс (ЦМ) в направлении поперек склона. То есть или ты едешь прямо вниз или твой ЦМ выталкивается с одной стороны склона в другую сторону склона. Это вторая цель. И последняя - темп. То есть насколько быстро и часто ты делаешь повороты. Это может относиться и к коротким поворотам, и к длинным, и к могульным - к поворотам в любом стиле. И, что интересно, эти цели совершенно необязательно должны сочетаться друг с другом. Например, большая скорость спуска вниз хорошо сочетается с высоким темпом поворотов, но чем больше скорость вниз и быстрее темп, тем меньше амплитуда перемещения поперек. А если увеличить перемещение поперек, то другие параметры где-то должны уступить.
Для достижения этих целей я стараюсь больше использовать внешние силы. Раньше, в процессе получения инструкторского образования, тренируясь, я использовал в основном свои внутренние мышечные усилия, стараясь выполнить эти задачи, а потом стал больше задумываться над использованием внешних сил. Над расположением лыжи таким образом, чтобы на нее давили внешние силы, возникающие в повороте. Чтобы боьиться этого перемещения поперек, добиться этого темпа за счет них и в меньшей степени за счет своих мышечных сил.
Когда вы видите по-настоящему хороших лыжников, создается впечатление, что они почти ничего сами не делают. И это так и есть, они действительно не так уж много делают, но очень хорошо понимают, как расположить свое тело относительно тех сил, которые на них действуют, чтобы эти силы работали, позволяя лыжнику экономить собственные силы.
ТГ: Это очень хорошее замечание. Ты сказал, что раньше активнее использовал мышечную силу. В какой момент ты начал осознавать, что это должно быть в большей степени манипулирование внешними силами? Ты прошел какое-то обучение, или кто-то тебе об этом сказал?
ПЛ: Наверное, и да, и нет. Я всегда чувствовал себя достаточно сильным, уверенно координировал и контролировал работу ног. Не знаю точно, как объяснить… Если что-то не получалось, я собственными усилиями делал так, чтобы это получилось. Но когда я начал больше работать над теми тремя компонентами, о которых я упоминал раньше, и, прежде всего, над скоростью спуска, я достиг той точки, когда мои собственные движения и сила стали незначительными по сравнению с тем давлением и силой, которая может действовать на лыжу в повороте. Я имею в виду внешнюю силу, центростремительную силу, котора давит на лыжу. Мои движения стали незначительными по отношению к этому нарастающему давлению. И я обнаружил, что когда я старался работать чересчур активно, используя свои мышцы, для того чтобы заставить лыжу поворачивать, чтобы ее закантовать, я ставил себя в положение, в котором я не был хорошо выровнен (спозиционирован) относительно этой силы, и в результате не создавал нужной энергии в повороте. Особенно на большой скорости, когда мощность этой силы, действующей на лыжу, значительно вырастала, мое положение оказывалось неоптимальным и не позволяло с ней хорошо справляться. Поэтому мне пришлось остановиться. Мой мозг так устроен, что я все рассматриваю с точки зрения теории физики, и я начал думать о том, как на такой скорости я могу оставаться сбалансированным, чтобы меня не отсаживало назад, чтобы я не приземлился на спину или не улетел в деревья… И я понял, что чтобы добиться нужного результата и оставаться сбалансированным на такой скорости и при таких силах, я должен меньше делать и больше думать о своем выравнивании относительно этих сил. И это было большой переменой в моем катании. Я обнаружил, что когда мне удавалось найти правильное положение относительно силы, которая давила на мою лыжу, это приводило и к гораздо большему перемещению ЦМ поперек склона, и к гораздо более быстрому темпу поворотов, скорости с которой мои лыжи возвращались обратно под мое тело. Это было гораздо эффективнее чем что-либо, что я делал сам. И это было здорово. Поэтому для прогресса в катании я стараюсь больше использовать внешние силы посредством выравнивания. Я не говорю сейчас о выравнивании ботинок или ног, а о выравнивании центра масс, центра тяжести относительно опоры, со стороны которой приходит давление.
Продолжение следует...
Источник
Фото https://www.facebook.com/paullorenzclinics/
Перевод merry_candy
Вот оставалась к примеру в Хабарских гонках всего одна зажатость нижней скулы на ходу, так пока не преодолел мучений 1 неотвязной ночной судороги бедра, скулу не отпускало
Как связано не знаю, но факт бесспорный)