
- Томас, среди горнолыжников любителей и спортсменов,
твоя личность и твой технический курс, который ты проводишь как в Европе, так и в России, вызывает все больший интерес. Расскажи о том, как ты пришел в горные лыжи, как стал инструктором и что привело тебя к тому, что человек без спортивного прошлого стал тренером?
- Горные лыжи начались у меня давно, совсем в раннем детстве. Особого выбора у меня не было, отец мой был фанатом горных лыж, он очень много тренировался, даже были попытки у него выступать на каких-то соревнованиях любительского уровня. Поэтому у нас на лыжах катается вся семья, это папа, мама, два моих брата и две сестры. Мы катались в Латвии на наших пригорках и часто выезжали в Карпаты. С этого началась моя горнолыжная жизнь.
С развалом Союза у меня наступил перерыв в горных лыжах и уже в более зрелом возрасте я решил, что нужно вернуться в эту тему. Я не планировал становиться инструктором, но стал узнавать про различные курсы, что бы понять на сколько я хорошо умею кататься на лыжах, на сколько вообще хорошо я знаю про лыжи.
У меня на тот момент уже было много друзей в России, я написал одному сочинскому знакомому Максу Ануфрикову с целью узнать, где можно пройти какие курсы подготовки инструкторов. Это было начало сезона и так получилось, что именно в это время НЛИ набирали свой первый курс категории С в Австрии. Я поехал на этот курс. После его прохождения сдал экзамены и получил свою первую инструкторскую категорию. В этот же сезон мне предложили работу в Санкт-Морице и я решил принять это предложение, что бы провести зиму в горах. Наверно это и была точка невозврата.
У меня очень быстро наладились хорошие отношения с директором школы, который на тот момент был вице-президентом ассоциации ISIA , в настоящий момент он является президентом этой ассоциации. С самого первого сезона у меня была возможность тренироваться с людьми, которые на несколько голов выше меня в знаниях и умениях в горных лыжах. В таком режиме я провел несколько сезонов. Надо отметить, что было достаточно много времени для тренировок. Причем была возможность тренироваться не просто самому, а под присмотром более опытных коллег. После нескольких сезонов директор школы стал настаивать на том, что бы я продолжил свое обучение. Ему было важно, что бы его инструктора росли в профессиональном плане. Но я очень сильно сомневался в том, что я готов для обучения на более высоком уровне. Я поехал в НЛИ и к моему удивлению у меня там не оказалось проблем со сдачей экзаменов на категорию В. Поверив в свои силы и убедившись в том, что мой уровень катания не так уж и плох, я твердо решил что на следующий год поеду учиться на категорию А. После успешного прохождения курса категории А, мне предложили пройти лекторские курсы и стать преподавателем НЛИ. Параллельно с этим я продолжал кататься и тренироваться со швейцарскими и итальянскими инструкторами, которые были выше уровнем.
Несколько лет я провел преподавателем НЛИ. Меня очень зацепило это направление и я стал узнавать где и как я могу дальше продолжить свое обучение. Чем больше я учился, тем больше понимал как много я еще не знаю, как мал мой багаж знаний. Дальше были курсы UPS под руководством Санди Муровца. Еще мне необходимо было получить категорию по второму снаряду. Но так как сноуборд мне совсем не интересен, то я решил получить категорию по беговым лыжам, причем в другой ассоциации. Мне было интересно как устроена программа обучения в других подобных организациях в других странах. Я прошел инструкторский курс по беговым лыжам в Великобритании. После этого был еще альпинкурс, который проводили австрийские гиды для инструкторов НЛИ в Австрии.
Инструкторские курсы были на этом исчерпаны, но мне хотелось продолжать свое обучения. Я стал узнавать где и какие курсы я могу пройти уже в качестве тренера. Меня заинтересовали американские курсы тренеров. После десяти лет работы в Швейцарии уже было понятно как устроена система обучения и преподавания инструкторов в Европе в целом. Мне стало интересно как смотрят на горные лыжи люди с другого континента. Стал интересоваться тренерскими курсами в США. Это была одна причина. Вторая причина, я выбирал по результатам выступлений различных спортсменов на Кубке Мира. Одними из самых успешных были спортсмены из США. Мне стало интересно познакомится с методикой, которая дает стабильно на протяжении долгого времени такие результаты.
В США при ассоциации горных лыж существуют тренерские курсы. Из пяти уровней на сегодняшний день я прошел два курса. Со вторым курсом повезло очень, его проводил бывший тренер Теда Лигетти, плюс в группе со мной учились бывшие члены сборной США, участники этапов Кубка Мира и Олимпийских игр. Этот курс дал очень большой объем знаний, возможность перенять опыт топовых спортсменов и тренеров. Планирую поехать на третий уровень. Крайние два года принимаю участие в тренировочном процессе женской украинской команды. Есть первые небольшие результаты, девочки уже принимают участие в фисовских стартах. Одна из моих воспитанниц приняла участие в олимпиаде прошлого года. В этом сезоне планирую больше времени посвятить этой работе.
- Сегодня многие любители горных лыж наслышаны о техническом курсе Томаса Марница. Расскажи по подробней что представляет из себя этот курс. Это твое личное видение и понимание горнолыжной техники? Или некий симбиоз всего того, что ты изучал за все эти годы в различных ассоциациях?
- Мне всегда было интересно получать интересующую меня информацию из разных источников. По началу я не придавал особого внимания той информации, которую я получал от тренировок с итальянцами. Но позже, уже работая в НЛИ преподавателем, я стал замечать некоторые несостыковки. У меня не было желание разобраться кто лучше, а кто хуже. Мне хотелось прежде всего понять, что я лично делаю не так, что мне мешает развиваться дальше. Это была еще одна причина, по которой я пытался получать информацию из разных источников. Мне кажется, что если ты берешь информацию от разных людей и пытаешься выделить от каждого что то лучшее, то ты растешь гораздо быстрее, чем если ты получаешь информацию из разных источников. На тот момент, когда я поехал на свой первый курс в Америку, за плечами было уже больше десяти лет инструкторского опыта и были какие то свои мысли по поводу того, что мне нужно делать для того, что бы лыжа поворачивала так, как мне надо и ехала туда, куда мне надо. Когда я приехал в США первый раз, многие из моих мыслей подтвердились устами людей, которые тренировали великих спортсменов.
Мой технический курс, это не то, что я привез готовую программу из штатов и перевел ее. Нет. Некоторые вещи, которые мне преподавали там, показались мне не совсем точными, не совсем понравившимися мне. То, что я даю на своем техническом курсе это микс из американской, итальянской и швейцарской школ. Между этими школами нет каких-то противоречий. Просто в каждой из этих школы смещены акценты на те или иные вещи. Я попытался выделить самое существенное, на мой взгляд, и объединить это в одно целое.
После учебы в Америке я делился своими мыслями и знаниями с итальянскими коллегами, которые на тот момент являлись авторитетными инструкторами и тренерами в Европе и они не находили каких то противоречий между моим видением техники горных лыж и тем, что преподавали они.
- Как бы ты кратко описал ту технику, которую ты сейчас катаешь и которой обучаешь на своих курсах?
- Если кратко, то это использование внешних сил для того, что бы лыжа работала максимально хорошо. Если разбираться в этом более глубоко, то судя по женскому горнолыжному спорту сильно поменялась комплекция спортсменок. Если раньше большинство горнолыжниц были достаточно большой комплекции, то сейчас на подиуме очень часто можем видеть противоположную картину. Сегодня в современном спорте массивных девочек не так много, то же самое можно наблюдать и у мужчин. Все чаще появляются спортсмены, которые по своим физическим данным уступают многим признанным лидерам, но при этом они все чаще заезжают на подиум. На мой взгляд причиной этого стало более четкая передача внешних сил за счет техники, правильного положения корпуса. Потому что действие этих внешних сил приблизительно одинаково для всех, но если мы способны эти внешние силы очень точно передавать на лыжи, то лыжи едут на много лучше. Это в меньшей степени относится к скоростным видам, но в технических дисциплинах сейчас очень часто мы наблюдаем на подиуме стоят люди с обычной комплекцией.
- В процессе развития горных лыж и самой горнолыжной техники стало ли что-то не актуальным из технических элементов старой классической техники?
- Я бы не сказал, что что-то стало не актуальным. С изменением геометрии снаряда изменились и положение тела, и какие-то новые движения, которые подходят лучше, чем было то, что было во времена классических лыж. Понятно что и ту и другую лыжу можно сгибать, и та и другая лыжа может поворачивать, но поскольку у современной лыжи другие характеристики, то на мой взгляд под эту лыжу подходят лучше немного другие движения и немного другие соотношения частей тела. Изменилась длина лыжи, ее строение, материалы из которых она изготавливается. Поэтому динамику той классической лыжи сравнивать с динамикой современной лыжи нельзя. Это совсем разные снаряды. Мне кажется что в любом виде спорта меняются технологии и материалы изготовления снаряда и под них меняется техника. Нельзя сказать что старая техника стала не актуальной, но появились более оптимальные технические приемы для решения нужных задач под современные лыжи.
- Ты согласен с тем, что раньше на классических лыжах приходилось бороться с воздействием внешних сил, то с приходом карвинговой лыжи ситуация поменялась и лыжнику нужно учиться дружить с воздействующими на него внешними силами?
- Изменился потенциал самой лыжи и для его использования одних физических сил мало. Современная лыжа предъявляет более высокие требования к технической подготовке. Сегодня на соревнованиях самого высокого уровня мы можем наблюдать как менее физически, но более технически подготовленные спортсмены выигрывают у более физически, но менее технически подготовленных спортсменов.
В спорте очень сильно возросла скорость, а значит возросло воздействие внешних сил на спортсмена. Это привело к тому, что акцент сместился больше на положение тела и работу корпуса. Тогда как раньше акцент делался на прокат лыжи с носка на пятку, на вращение лыж стопами. Сейчас это стало менее актуальным. Для максимально эффективного использования современной лыжи надо менять акценты технических действий.
- На твой взгляд в рамках одной технической дисциплины может быть только одна правильная техника или их может быть несколько вариантов?
На эту тему всегда много споров среди горнолыжников со спортивным уклоном.
- Начнем с того, что споры на тему техники и снаряжения в горных лыжах были всегда. Достаточно вспомнить историю появления карвинговой лыжи. Карвинговая лыжа появилась намного раньше, чем то время, когда горнолыжный мир воспринял ее в серьез. В начале многие спортсмены считали эту идею полным бредом, потому что тогда все были уверены, что про геометрию лыжу все всем известно и ничего нового здесь быть не может. Но сейчас весь мир катается на карвинговой лыже.
Что касается единой техники, то техника зависит от личных физических данных спортсмена, которые влияют на скорость, на быстроту движений. Здесь очень много разных факторов. Поэтому, на мой взгляд, есть движения, которые в общем рисунке у всех похожие, только с небольшой индивидуальной особенностью, потому что мы все разные. У мужчин эта разница не так очевидна, потому что многие моменты компенсируются хорошей физической подготовкой. У женщин разница в технических моментах видны лучше. Женщины от природы менее физически подготовлены, обладают меньшими физическими кондициями в отличии от мужчин и это заставляет их ехать более технично.
Очень часто многие любители приводят в пример как показатель техники проезды спортсменов на соревнованиях. Это не корректно. Объясню почему. Там люди все рискуют и очень сильно рискуют. Потому что, если ты не рискуешь, то шансов у тебя приехать на пьедестал очень мало. На тренировках спортсмены отрабатывают технические элементы, которые потом переносят в трассу с целью идеального исполнения, но это не всегда получается. Ориентироваться по технике на выступления спортсмена на соревнованиях я бы не стал, хотя конечно, это очень круто, но зачастую когда спортсмен едет в трассе на время он допускает технические ошибки. В проездах даже самых великих спортсменов можно увидеть очень грубые ошибки. Лично мне здесь интересно другое, как после таких грубых ошибок и как следствие потери времени, спортсмены выходят из этих ситуаций и наверстывают упущенное, используя очень большой арсенал приемов, которыми они владеют, которые они применяют. Например если в данной ситуации спортсмен понимает, что лучше проехать на внутренней ноге и он едет на внутренней ноге. Потому что он знает как это делать, и он умеет это делать. Конечно все спортсмены знают как ехать правильный поворот, но в современном спорте постановщик трассы ставит ее таким образом, что бы вынудить спортсмена ошибаться, тем самым организаторы соревнований проверяют технический уровень спортсмена. Если поставить простую трассу, то будет очень тяжело проверить на сколько спортсмен технически подготовлен. Сейчас с каждым годом постановка трасс становится все сложнее, спортсмены все чаще ошибаются и тот кто допускает меньше ошибок исполняет движения максимально близко к идеальному. Но идеально правильных поворотов в трассе не бывает. Поэтому техника в каждой дисциплине одна и каких то сумасшедших различий наблюдать не приходится.
- Ты занимался и учился у представителей различных школ. Ты видишь различия в методике преподавания? На сколько эти различия кардинальны?
- Кардинальных различий нет. Есть акценты, которые у каждой из ассоциаций смещены либо в одну сторону, либо в другую. В каждой из инструкторских ассоциаций есть конечная цель. К чему эта ассоциация стремиться. Понятно что каждая из этих организаций стремиться получить на выходе хорошего специалиста, который может поехать в различных условиях различными техниками. Но у каждой ассоциации есть в приоритете какое-то одно направление. Например у британцев из-за географического положения нет возможности гонять скоростные спуски, поэтому британская инструкторская ассоциация уделяет очень много внимания катанию по буграм. Все другие дисциплины их инструктора тоже должны уметь катать, но акцент сделан именно на этом направлении. У итальянцев очень жесткий отбор в инструкторскую школу. Там для поступления в школу инструкторов необходимо сдать слалом гигант или иметь, если я не ошибаюсь, 20 фисовских очков. Поэтому люди, которые там попадают в инструкторские школы, уже ориентированы на эти дисциплины и их учат более простым вещам, которым они за время своей спортивной карьеры уделяли не так много времени, на пример какие-то медленные школьные повороты.
Поэтому каких то различий в методике нет, но цель самой методики у всех немного различаются.
- Что бы ты посоветовал тем людям, которые по мере возможности стараются развиваться и совершенствоваться технике горных лыж?
- В первую очередь, если человек хочет прогрессировать, он должен выкинуть из головы любые шаблоны. Чем больше мы привязываемся к какому то одному шаблону, тем больше мы исключаем для себя возможность узнать что то новое и полезное. Какие то новые тонкие моменты, которые могут добавить этому шаблону новых красок. Чем меньше шаблонов, чем шире взгляд на вещи, тем у человека будет больше инструментов , больше набор приемов, который позволит ему оказавшись в сложной ситуации выбрать именно тот прием, который наиболее подходит для этой ситуации. Люди очень часто привязываются к чему-то одному и даже не вникая в суть чего то другого, отбрасывая это как не правильное. Мне приходилось сталкиваться с людьми, которые даже слушать не хотят какую-то иную точку зрения. На мой взгляд такой человек не может развиваться постоянно. У любого шаблона есть рамки. Если мы выходим за эти рамки и принимаем иное мнение, то у нас есть возможность от каждого человека, от каждого мнения взять лучшее.
Важно для самого себя определиться что для тебя идеальное катание и дальше уже понять к чему тебе стремиться и чему учиться, что бы достичь того, чего ты хочешь. Проще всего сказать: «Хочу кататься как Хиршер.», но никто кроме самого Хиршера так не поедет. Нужно научиться фильтровать из того огромного количества информации то, что приносит какие-то результаты. Не обязательно в спорте, а в первую очередь для тех целей, которые у человека есть. Мне всегда было странно слышать от людей какие то вещи, что так делать надо, но при этом объяснений почему так надо не было никогда. Просто потому что так надо. Ты пытаешься делать как надо, но при этом лыжа едет не так как надо и не туда куда надо. И остается не понятным почему так надо. Первой точкой, от которой надо отталкиваться, это поведение твоей лыжи. Мы никогда не узнаем что конкретно делает Хиршер для того, что бы его лыжа ехала так, как мы это видим. Люди такого уровня не рассказывают и вряд ли расскажут нам об этом. Это все держится в секрете, потому что это большие результаты, большие деньги и просто так в отрытом доступе такую информацию нигде не найти.
Повторюсь еще раз. Отталкиваться нужно от того как едет твоя лыжа, пробовать заставлять ее ехать по разному. Изменять положение корпуса и смотреть к чему это приводит, как едет лыжа при том или ином положении. И если при каком то положении лыжа едет лучше, но это противоречит какому то там источнику, на который вы опираетесь, но если она поехала лучше, то почему не использовать это движение? Может стоит поискать в других источниках описание того движения, от которого ваша лыжа поехала лучше? Подход должен быть более творческий, более эластичный. Сейчас уже вошло в мировую практику что разные спортсмены используют разных тренеров в своей карьере. Эти тренера меняются, эти тренера не всегда представители той страны, из которой сам спортсмен. Люди пытаются искать. Чем эластичнее восприятие техники, тем больше шансов найти то, что для тебя будет работать лучше всего.
- Что бы ты хотел пожелать всем тем людям, жизнь которых так или иначе связана с горными лыжами?
- Во первых, конечно хочется пожелать что бы все обходилось без травм. Ну и второе, меньше спорить, больше делать. Потому что очень много споров рождается в помещениях, либо на просторах интернета и очень мало этих спорящих выходят на склон, что бы между собой найти правду.