Это не описание конкретной поездки. Это попытка ответа на вопрос типа: «нужны советы по Ишглю» (© R.K. ;) человеком, побывавшим там 3 раза и откатавшим, в сумме, 23 дня. Я ни на чём не настаиваю, а просто делюсь личным опытом. Была мысль написать в прошлом году, но поленился. Исправляюсь.
Кто мы такиеЛюбые впечатления зависят от предыдущего опыта и наших ожиданий. Поэтому для того, чтобы можно было сравнить Ваши ожидания с нашим опытом, я сначала скажу несколько слов о нас.
Нам с женой по 45 лет, сыну 10. Живём в Перми. Есть опыт летних отпусков по стандартным маршрутам: Болгария, Турция, Эмираты. Короткие деловые поездки: Италия, Тунис, Греция, Венгрия, Чехия. Не любим дорогу с пересадками. Пусть лучше дороже, но напрямую. Не любим (в отпусках) рестораны с официантами (долго ждать и непонятно, что заказывать). Предпочитаем шведский стол и самообслуживание в любом проявлении. Зато легко можем неоднократно ездить отдыхать в понравившееся место. Уж если понравилось, то почему бы и не повторить? Рекорд в этом плане – 5 поездок в Болгарию на Солнечный Берег, даже вперемешку с другими местами. Тусовки - дискотеки не волнуют. Хорошо, если есть бар, где можно не спеша выпить пару коктейлей и хорошего ирландского виски. Из иностранных языков у меня «туристически - технический» английский, у остальных – совсем ничего.
В Ишгле режим был простой. В 9 утра – на подъёмнике. В 12-30 обед в горах. К 15-00 спускались в гостиницу. Отдохнуть, кино посмотреть (ДВД-плейер брали с собой) прогуляться по городу, до магазина. Ужин в гостинице. В 22 я уже засыпал. Услышал тут на форуме термин «стейхотелс» (привет swissmaker-у). Это, похоже, о нас ;).
О нашем опыте катания на горных лыжахЯ в первый раз встал практически случайно в феврале 2003 г. По работе возник некий подарок/приз от западного партнёра. Это была поездка в Ишгль на неделю с оплаченным перелётом из Москвы, гостиницей и питанием завтрак-ужин. Я даже сомневался, ехать ли. Но поехал и «запал» по полной программе. В первый день – 2 часа с инструктором и далее самостоятельно. Правда, сказалось, конечно, уральское детство. Гоняли на беговых деревяшках с любой доступной горки. Поэтому «вспомнил всё». Два дня на совсем учебных, потом «синие», и, к концу недели «красные». Финал – спуск в город в последний день катания. Зимой 2004 я купил лыжи и стал кататься у себя в области. В феврале 2004 с парой друзей ездил на неделю во Францию, Шамони. Они меня вытащили уже на чёрные. Спускались (с инструктором) по леднику. В последний день из этой недели ездили в Червинию (Италия).
Сын первый раз поехал зимой 2004 на местных горках. Жена – в Ишгле в январе 2005. В Альпах мы все вместе были в январе 2005 и январе 2006. Как понимаете – в Ишгле.
В итоге на сегодня. Я люблю сине-красные, отратраченные, широкие трассы, на которых без риска можно разогнаться широкими дугами, по диагонали. Могу спустится с «чёрной». Но если она действительно сложная, то особого удовольствия не получаю. Никакого экстрима, фрирайда и прочего. Подумываю попробовать сноублейды.
Сын стал устойчиво катить за мной на красных и даже один раз «сполз» по чёрной, но повторить отказался ;). Жена пока катается по сине-учебным, перемежая это дело кофеем в ближайшем горном ресторане.
Где и что можно посмотреть об Ишгле в интернете?Я первый раз смотрел на www.ski.ru ;). Официальный сайт - www.ischgl.com. Это, собственно, адрес заглавной страницы со ссылками на разноязычные варианты. Есть уже и русский. Но он немного не полный, не точная копия. Хотя и обновляется периодически. Я пользуюсь английской версией.
На сайте есть всё. Очень удобна интерактивная карта долины, на которой есть практически все гостиницы. Если карте справа внизу нажать Index, то можно искать по названию. После того, как гостиница найдена на карте, можно посмотреть информацию и узнать адрес сайта гостиницы. Есть и интерактивная карта склонов. Но мне она не понравилась. Лучше посмотреть вот сюда: www.silvretta.at. Тут можно найти и загрузить самую свежую карту трасс в формате pdf. Дальше я везде буду давать номера трасс и подъёмников с этой карты. Все подъёмники имеют и собственные имена, но их и произнести-то трудно ;). Трассы имеют простой числовой номер. Подъёмники буква + цифра. Далее т-8 обозначает – «трасса 8», п-А1 – «подъёмник А1».
Как добираться до ИшгляА как угодно ;). Из трёх раз я дважды летал через Мюнхен и один – через Зальцбург. От Мюнхена 300 км, 3-4 часа на автобусе/машине. Некоторое неудобство в том, что надо проезжать/объезжать сам город. Засёк – 45 минут на это уходит. От Зальцбурга 280 км, нас в 2005 домчали за 2 ч 45 мин. Семьёй оба раза заказывали через турфирму индивидуальный минибас. Цена суровая – около 1000е. Но соответствует тамошнему уровню. В последний раз рассматривали вариант поезда от Мюнхена. Вроде красиво получалось. Из а/п на жд вокзал (турфирма обещала). Поезд с пересадкой в Инсбруке до станции Ландек (на всю семью 176е в оба конца). Далее 30 км такси (вариант – встречают из гостиницы). Но поезд пока отложили. Перемещаться по вокзалам с тремя комплектами горных лыж и ботинок я не решился (всё же на мне повиснет ;). Да и выяснилось, что обратный вылет в 10-30, т.е даже на трансфере мы стартовали в 5 утра, а как там с поездами ночью – проверять не стали.
Ближайший аэропорт – Инсбрук, 100 км. Но горы и ограничены размеры принимаемых самолётов. Из наших, вроде, только ЯК-42Д там сесть может.
Сам ИшгльВообще-то он даже называется не городом, а деревней. Как написано в проспекте: «с прилегающими деревнями 1400 жителей». При этом – 10000 мест в гостиницах. Сам Ишгль в длину по долине проходится пешком и не спеша за 20 минут из края в край.
Ишгль находится на высоте 1400 м. Из города в горы уходят три кабинных подъёмника. А1 из центра, 10-ти местные кабины. А2 (4-х местный) и А3 (6-тиместный) – из восточной части (на карте – нижней). При этом от А3 в центр города прокопан тоннель с движущимися дорожками (на плане города он отмечен красными полосками). В центре тоннеля есть ещё и лифт. От А3 к гостинице Мадлейн есть ещё один тоннель с экскалаторами. В общем, сделано всё, чтобы как меньше хотить с лыжами на плечах.
Реально из любой точки города до подъёмника 5 минут быстро и 10 минут ползком ;). Некоторую задумчивость вызывают гостиницы за шоссе. Вроде и недалеко, но всё равно задумчиво. И есть отдельные места на самом склоне гор, откуда идти подальше. Но не намного, максимум 10 минут. В общем – ищите на карте и думайте. Я в 2003 жил в гостинице 4* Solaria. Это по схеме на сайте в правой части. Семьёй – оба раза в соседней 4* Vista Allegra. Ходили через экскалатор на А2 и А3.
И вот мы сели в кабину.. Да, а в какую? А1 и А3 наверху приходят ровно в одно месте – долину Idalp (Идальп). А2 – немного выше, на гору (э-э-э, не буду пытаться произнести её название ;). Поэтому на А2 можно подниматься тем, кто уже освоил хотя бы синие трассы.
С Идальпа и начинается всё катание и вверх, и вниз (спуск в город, скажу отдельно). Тут же расположен офис горнолыжной школы.
В 2003 в ней не было ни одного русскоговорящего инструктора. В 2005 вроде появились, но «в очередь». Жене брали англичанина (вернее – оказался натуральным шотландцем) и я три дня по 2 часа кружил вокруг них и работал переводчиком. В 2006 на склонах я периодически слышал русскую речь с акцентом от инструкторов. Адрес школы skischule.ischgl.com. Там есть цены (они немного растут каждый год). На письма, написанные на плохом английском отвечают, я пробовал.
А где же кататься ?Начнём с самых новичков. По этому пути последовательно проходили сначала я, потом сын и жена. Инструктора начинают учить «нулевых» лыжников около горки без номера, которую обслуживает одноместый «тарелочный» бугель В7.
Далее следует такой же бугель В6 с началом прямо от г/л школы. После этого рекомендую нижнюю часть т-6, обслуживаемую двухместной «шваброй» В5. Далее, по нарастанию опыта, следует т-8 (п-В1) и т-11 (п-В2). Всё это в пределах долины Идальпа.
Возможность спуска по синей т-11, на мой взгляд, имеет решающее значение. Если вы её одолеваете, то перед вами открываются соседние долины. С вершины п-В2 доступен спуск в долину Alp Trida (Альп Трида) с длинными синими т-62/63 и даже не трассой, а целой укатанной горой т-69.
И можно из Идальпа по т-2 переехать в долину Hollenkar, с замечательной синей т-23. Из синих трасс мне больше всего нравятся как раз 11 и 23.
Красные лучше начинать осваивать с т-10 (тот же п-В2). Хорошая, ровная. Имеет внизу два разветвления и можно попробовать направо «коротко и круто» и налево «длиннее и не очень круто». После уверенного спуска с т-10 перед вами открыто всё, включая спуск на лыжах в город.
Красное катание крайне разнообразно, даже глаза разбегаются. Мне очень понравилась серия трасс в Альп Триде, связанных подъёмниками N2, M1 и M2. Там все они хороши, особенно т-76 и т-65. Интересны т-30 и т-31. Не очень длинные, но частично проходящие в лесу. Рекомендую попробовать т-40 в дальней долине Vesil. Хотя путь к ней не очень прост. От Идальпа т-2, п-С2, п-D1. И ещё от верха D1 надо немного кругом съехать собственно к началу т-40. Но она очень длинная, идёт по красивой долине. Прохождение её без остановки вызывало у меня большое удовлетворение ;).
По чёрным я пока не специалист ;). Реально в Ишгле я катался по т-21. Именно по ней и съехал у меня сын. Наверное, это лучший вариант попробовать свои силы. Если наверху вдруг станет страшно, есть вариант объехать и спуститься вдоль склона по синей.
Из любопытства я посматриваю на какую-то абсолютно сумашедшую (при взгляде снизу или сбоку) т-14а. В 2003 я видел, как с ней народ спускался и просто не понимал, как такое может быть.. Сейчас я бы, наверное, попробовал на «могёшь» (а куда денусь ? сползу боком, если что). Но в январе она второй год закрыта, снега мало. Пусть ждёт ;).
Про качество подготовки трасс говорить, наверное, бессмысленно. 31 ратрак работают в положенное им время.
Дополнительные развлечения. Видел фан-парки, халф-пайпы, искусственные горки «волной». Но сам не пользовался. Около т-8 есть отгороженный «мерный» участок. Внизу на нём установлены датчики замера скорости, котороая выводится на два табло – вверху тарссы и внизу. Сыну очень понравилось ;). Он догнал до 75 км/час, мой максимум – 82.
Обед в горах
Конечно, проблем с этим нет. На карте я насчитал 13 ресторанов и баров. В 2-3 из них есть даже залы с официантами. У нас обед на двух взрослых и ребёнка обходился в районе 30е. Безо всякой экономии. В это входило обычно пара салатов (они продаются на вес), пара горячего (например - спагетти болоньезе за 7.20е такого размера, что мы сыном еле вдвоём съедали), пиво-чай-кофе, штрудель/мороженное. Реально уложится и в 20е, не оставаясь голодными.
По ходу дела обычно разок ещё отдыхали, с напитками. На это уходило ещё 10е. Да, и ещё мой заход в бар после спуска обходился семейному бюджету от 4 до 7е ;).
Спуск в город
Ещё раз повторю, что спуск в город по любому маршруту лучше начинать после проверки на т-10. До этого лучше – на подъёмнике. Любой вариант содержит вполне настоящие красные участки.
На схеме видна какая-то паутина трасс на склоне от Идальпа к городу. Реально её можно условно разделить на две части - нижнюю и верхнюю. Граница раздела – средние станции всех трёх кабинных подъёмников. «Нижняя» содержит два варианта. Т-1 выводит в центральную чась города, а т-1а – к нижнем станциям А2 и А3. Причём надо внимательно разобраться, переход с 1 на 1а не совсем очевиден. А идут они вниз по разным склонам долины. Я пару раз поначалу промахивался и уезжал к центру по т-1 вместо нужной мне т-1а. Но всякие лифты-тоннели-экскалаторы делают промахи абсолютно безболезненными для усталых ног в ботинках ;).
А вот «верхняя» имеет массу вариантов, их можно подобрать по карте. Мой любимый спуск, начиная от Идальпа, выглядел так: п-В8, т-7, п-F1, нижняя часть т-4, т-5, т-1а. Очень красивая долина, по которой идёт т-7 играет в этом выборе не последнюю роль. Весь спуск в этом варианте имеет суммарный перепад высот порядка 1250м. Реально больше, за счёт промежуточного подъёма. На финише т-1а имеет довольно эффектную, длинную и крутую гору. Прямо через дорогу – открытый бар отеля Элизабет с открытой барной стойкой. Финиш, лыжи в стойку, глинтвейн и шнапс с красивым видом на спускающихся лыжников ;).
В 2006 я, в поисках варианта спуска попроще для первой попытки сына, объехал много чего. Самым простым (но всё равно – реально красным) мне показался следующий маршрут от Идальпа: т-2, п-С3, т-30, т-37, п-Е5, т-1а (выезд в город по самому левому, если смотреть снизу, её рукаву). Самое сложное место на этом пути – горка на середине т-37. Короткая, но, скорее, чёрного уклона. Правда половину её, самую крутую, можно объехать по лесу, наверху есть указатель. П-Е5 на самом деле – длинный горизонтальный буксир. На нём надо не расслабляться, можно и «отпасть» в тех местах, где приходится ехать чуть вниз и ваша скорость может превысить скрорость движения троса. Но рядом есть дорога. Если отпал – тренировка «коньком» ;).
Тропой контабандистаИзвестно, что она из фишек Ишгля – возможность визита на территорию Швейцарии. На самом деле граница проходит где-то в районе верхних станций п-В2 и п-В3. И Альп Трида – это вроде бы уже Швейцария. Но интерес – в посещении городка Samnaun Dorf. Я где-то прочитал, что лет 150 назад жители этой деревни получили право беспошлинной торговли. И пользуются этим до сих пор. Поэтому в Дорфе – 50 магазинов дьюти-фри.
Сразу скажу, что периодически в «зоне возврата» (верх п-В2 точно) дежурят австрийские таможенники. И вежливо просят показать рюкзак всех, у кого он есть. Всё-таки существуют ограничения на беспошлинный ввоз в Австрию спиртного, сигарет и прочего. Нас в 2005 проверяли, в 2006 ни разу не видел, но в Дорф не ездили.
Добраться до Дорфа можно тремя путями.
- Т-60 (над ней нет обратного подъёмника). Внизу вроде ходит ски-бас до Дорфа. Этим путём ни разу спускались.
- Совсем без лыж, на подъёмниках. От Ишгля это выглядит так: А1(А3)-В2-N1-N6-L1(L2). L1 и L2 – это настоящие воздушние автобусы. Двухэтажные кабины на 120 мест.
Кабина подъёмника L2
От нижних станций L1-2 до Дорфа можно доехать как ски-басом, так и бесплатными минибасами, которые снуют от подъёмника до центра городка. Надо только спросить у водителя минибаса, стоящего у подъёмника: «Дорф?». На этот путь существует даже специальный вид ски-пасса с официальным названием «билет контрабандиста». Понятно, что путь до верхних станций L1-2 можно проехать и на лыжах. - Полностью на лыжах. От Идальпа: т-2, п-С2, п-D1, т-80. Обратно – п-L1-2, т-69, п-N1, т-11. По этому пути можно отправляться после освоения т-11. От верхней станции п-D1 можно без лыж подняться на вершину горы Palinkopf. С высоты 2864 открывается очень красивая панорама.
Хотя т-80 на карте и красная, но во всех реально красных местах на ней есть объезды. Заботятся, чтобы люди спокойней деньги свои везли ;). При въезде в город стоят стойки для лыж. Погуляв, возвращаемся к лыжам и вдоль города скатываемся к п-L1. Поднимаемся на нём в гору.
Что есть в самом Ишгле?
Ишгль славится своим апрес-ски. Действительно, есть всё, включая ночной клуб и казино. Знаменитый бар Kuhstall.
Всё как надо, музыка правильная, танцы в г/л ботинках и пр.
Магазины, в основном, спортивные, есть пара сувенирных. Три супермаркета (может есть ещё, но вряд ли). В супермаркетах всё, что нужно. Рестораны, бары, пара кондитерских. В общем – за два вечера не спеша можно обойти всё.
Есть центр «Silvretta». В нём кафе-ресторан, бильярд, кегельбан, крытый бассейн, сауна, солярий и пр.
О погодеСамая неблагодарная тема ;).
Тем не менее.
Конец февраля 2003, 6 дней катания. В горах около 0, солнце каждый день. Идеально.
Начало января 2005, 8 дней катания. Солнце, в горах 0..-2. Один день – облачность. Внизу дождь, в горах ветер и снежная крупа. Подъёмник А3 закрыт. Катание только на Идальпе. Все подъёмники на перевалы – закрыты. Катаемся до обеда.
Начало января 2006, 9 дней катания. Перед нашим приездом – снегопады. В первый день идёт снег. На трассах днём – 10-15 см свежего снега, но всё открыто. 2 и 3 день – снег на убыль. Устанавливается солнечная погода. По утрам в горах в тени – минус 10. Днём на солнце прогревается до минус 2..4.
Рядом с ИшглемРегион Silvretta включает в себя следующие зоны катания (по порядку от Инсбрука): Zee, Kappl, Ischgl-Samnaun, Galtur. Самый большой, понятно – Ишгль. Расстояние от Ишгля до Зее – 15 км, до Каппл и Гальтура – примерно по 8 км. Ни в одном из них я не был, только проезжал мимо. Между ними есть ещё и промежуточные деревни без подъёмников, но с гостиницами. При наличии машины, на мой взгляд можно вполне поселиться в одной из них. Видел я там цены на аппартаменты в 30 евро с носа в день. Да и автобусы, вроде, ходят регулярно.
Так почему же три раза Ишгль?И собираемся туда ещё разок? Конечно, существенную роль сыграла первая поездка. Когда собрались первый раз семьёй, я выбрал снова Ишгль, т.к. уже всё было заранее известно. Где и кому кататься, куда ходить и т.п. Мы сразу занялись «делом» – катанием. А потом прикипели. ОЧЕНЬ удобно, что одна точка входа на горы. Т.е. семья с разным опытом поднимается вместе. И все могут кататься рядом, не спускаясь вниз, в долину. За 15-20 минут можно добраться к точке назначенной встречи практически отовсюду. В этом смысле мне очень не понравилось в Шамони. Если бы не машина – там совсем трудно мотаться на автобусе по всей долине. И понравилось в Червинии. Это реальный следующий кандидат на наш визит.
Да и 80 трасс Ишгля мне за 23 дня катания ещё не надоели. Я ещё не на всех успел побывать :).
Другие статьи автора на сайте:
Рация в Альпах. Отчёт любителя
Автор: Алексей (АлекСт) |
Я сам 5 раз был. И наверно ещё поеду. 33,34 и 35 чёрные - просто чума.