В этом году у нас была запланирована семейная поездка на горные лыжи в Италию. Первоначально планировали ехать с женой, которая катается на беговых лыжах. Поэтому я стал рассматривать варианты курортов, где можно покататься на горных и беговых лыжах и куда не сложно добраться из Милана общественным транспортом.
После основательного изучения вариантов поездки из Милана остановились на итало-французской зоне Vialattea (Млечный путь). Туда входят итальянские курорты Сауз д’Улькс (или Соуз д'Улькс) , Праджелато, Сестриере, Чезана, Сан-Сикарио, Клавьере и французский Монженевр. Трассы для беговых лыж есть в Праджелато и Клавьере. Всего в зоне 250 трасс протяженностью 400 км, 70 подъемников. Максимальная высота - 2840 метров. Добраться туда можно из Милана Мальпенса разными вариантами общественного транспорта: автобус, поезд. И что не маловажно, ежедневно, а не только в выходные дни, когда ходят специальные лыжные автобусы.
Определились с этим вариантом мы еще в октябре, но потом возникли всякие семейные перетрубации, в результате которых решили, что кататься поедем с дочерью. Ну и произошло это уже в начале января, что существенно снизило количество вариантов по размещению. В качестве места базирования выбрали Сауз д’Улькс. Судя по описаниям – один из старейших горнолыжных курортов Италии, аутентичный городок с хорошей инфраструктурой.
В 80-е годы он был популярным местом тусовок итальянской "золотой молодежи". В настоящее время это довольно спокойный курорт, хотя баров и ресторанов здесь хватает. Добираться до него достаточно удобно. От Милана на поезде до станции Улькс и потом на местном автобусе 10 минут. Можно из Мальпенсы также доехать на автобусе до Турина и потом на поезде до Улькса.
Авиабилеты брали через Ереван. Москва-Ереван «Азимутом» обошелся 9950 руб (100 евро), Ереван-Москва Utair 12090 (120 евро). Пришлось брать с багажом, т.к. стандартно у обоих компаний идет ручная кладь 5 кг. Ереван-Милан-Ереван взяли у Wizzair за 101 евро. Это базовый тариф с ручной кладью 5 кг и дополнительными 10 кг. ручной клади по услуге Wizz Priority.
Поездка наша была намечена с 6 по 13 февраля, и график получался следующий. 6.02 вылет из Москвы в 13.00. Прилет в Милан Мальпенса 7.02 в 00.05. Время позднее, надо переночевать. Взял отель рядом с аэропортом Idea Hotel Milano 3* за 42 евро. До него каждые 30 минут от 5-го выхода зоны прилета Терминала 1 ходит шаттл, который стоит 5 евро. Очень хороший отель за свои деньги. Брал на Trip.com за рубли. Все четко.
Утром отправились на поезд. Маршрут получался такой: Милан Мальпенса – Милан Порта Гарибальди – Турин Порта Нуова – Улькс. Вся дорога с пересадками заняла 3 часа 50 минут. Пересадки минут по 20 и с платформы на платформу. Т.е. не надо бежать сломя голову. Все билеты обошлись в 30 евро на человека. От Улькса до Сауз д’Улькс 10 минут идет 285 автобус Цена билета 3,20 евро. Выехали мы из аэропорта в 9.40, на месте были около 14.00 Дорога оказалась вполне комфортной. Удобные поезда, солнышко, температура +12.
В Сауз д’Улькс мы забронировали Hotel Savoia Debili 3* на полупансионе. 5 ночей обошлись нам в 900 евро. Как я писал, бронировали уже в январе, так что вариантов было уже не так много. Но, в принципе, выбор оказался удачным. Отель один из старейших в Сауз д’Улькс, существует с 1938 года. Но при этом в очень хорошем состоянии. Номер не большой, но уютный. С балкончиком, с которого открывается симпатичный вид. Просторная ванная комната. В отеле есть сауна и небольшое джакузи. Стоит 20 евро с человека. Но нас это как-то не привлекло.
Отличное теплое лыжехранилище, что немаловажно. Завтраки не выдающиеся, а вот ужины по меню вполне достойные. Суп, закуски, первый курс (паста, ризотто, ньоки..), второй курс (рыба, мясо, вегетарианское блюдо…), десерт. Первый и второй курс надо заказывать на завтраке. Ужин строго начинается в 19.30. Причем гостей оповещают о начале колокольчиком. Несколько необычно. Но тут, по всей видимости, накладывает отпечаток то, что это семейная гостиница. Причем хозяин и хозяйка, которым далеко за 70, сами участвуют во всем происходящем. В частности, хозяин помогал вытирать посуду в ресторане, а хозяйка раздавала десерты.
Поскольку мы приехали в обед, то успели в этот день немного пройтись по городу, пообедать на солнышке в ресторане в центре города, купить скипассы и арендовать оборудование.
Скипасс на 4 дня на всю зону Vialattea стоит 182 евро. С местной горнолыжной страховкой – 200. У нас, конечно, были российские страховки, но были большие сомнения, как они работают в нынешних условиях. Расскажу позднее, как это происходит.
Так что мы решили, что лучше взять местную. Спросили, как она работает. Нам ответили, что если с вами что-то случится при катании, то нужно позвонить по указанному телефону и оставаться на месте. К вам приедут и окажут всю необходимую помощь.
Посмотрел потом, что единый скипасс в Сочи обошелся бы на 4 дня в 214 евро (21400 руб.), при том, что зона катания составила бы 187 км трасс. И тут уместно сравнить скорее цену дня катания по единому скипассу в Сочи и в зоне Сауз д’Улькс, Сестриере и Сан-Cикарио. Так вот, 1 день катания в Сочи обошелся бы в 61 евро (6100 руб), в обозначенной зоне Vialattea - в 35 евро. Качество катания, очереди на подъемниках и т.д. пока не затрагиваю.
Аренда оборудования также немаловажная тема. Понятно, что в нынешнее время с собой его не повезешь, даже если оно есть. Ну и смысла большого нет, поскольку можно всегда выбрать оборудование любого уровня на месте за разумные деньги. От начинающего до профессионального. При этом лыжи будут в идеальном состоянии и не возникает расходов на сервис. Ну вот в нашем случае аренда комплекта оборудования (без шлема) класса advanced intermediate обошлась в 80 евро на человека.
Посмотрел цены на аренду на сайте Роза Хутор. Комплект Progressive обошелся бы нам в наш период катания в 144 евро (между прочим, на 80% дороже). При этом отмечу еще один момент. В итальянском прокате у нас только спросили имя и фамилию. Паспорт мы не предъявляли, договор на аренду не заключали.
Расплачивались наличкой, т.е. каких-то вариантов нашей идентификации здесь также не возникало. Перед сдачей оборудования я обратил внимание, что похоже где-то цепанул камень, и от основания откололся приличный кусок. Ну это кроме нескольких глубоких царапинах.
Забеспокоился, что может возникнуть какой-то штраф. Но нет, при сдаче лыжи даже не осматривали. Только поблагодарили, что мы воспользовались услугами их проката. Мы, в свою очередь, горячо и искренне поблагодарили за отличный сервис и отличное оборудование.
Ну вот дошли до трасс и условий катания. В этом год в Альпах выпало много снега. Да и и сам видел по отчетам и web-камерам. Ну а потом случилась теплая погода, и снег подрастаял. Когда мы приехали в Сауз д’Улькс (а он расположен на высоте 1509 метров), то наблюдали на прилегающих склонах полное отсутствие снега. Но, на удивление, трассы все оказались в рабочем состоянии. Причем, с минимальным количеством каких-то проплешин, наледи и камней. Похоже, хорошо работает система искусственного оснежения. Ну а к 2000 метрам уже было совсем хорошо.
После первого солнечного дня катания начался снегопад. Нас он, скорее, порадовал. Так как был умеренным и не помешал катанию. А картинка, конечно, изменилась кардинально, ну и кататься по свежему снегу, конечно, приятно.
Трассы свободные. Людей мало. А это, между прочим, период студенческих каникул в Европе. С очередью я встретился два раза. Первый, когда в последний мы пришли на главный подъемник из города в горы за 10 минут до запуска. И там скопился народ.
После открытия мы простояли в ней 8 минут. Специально засек. Второй раз – когда из-за сильного ветра закрыли бугельник, который связывал зону Сан-Сикарио с Сауз д’Улькс и Сестриере. А мы как раз тогда оказались в Сан-Сикарио и несколько запереживали по этому поводу. Но нам сказали, что либо откроют подъемник, либо запустят автобусы. Так что переживать не надо, а надо кататься и получать удовольствие. Ну и потом объявили через громкоговорители, что в 15.00 откроется подъемник.
К этому времени собралась некоторая очередь. Перед открытием по трассе проехал ратрак, потом проехали два проверяющих. Ну а потом пустили всех остальных. Минут 10 мы постояли. Во всех остальных случаях очередей не было вообще.
Была пара-тройка закрытых трасс и подъемников. В том числе, одна, соединяющая Сан-Сикарио и Клавьере, что не позволило нам добраться до Франции. Но того, что было открыто нам вполне хватило.
Для ориентировки скажу, что катаюсь на лыжах 20 лет. В основном, Франция, Италия. Меньше – Андорра, Австрия. Зона отличная. Трассы преимущественно красные. Для уверенно катающихся вполне. Для начинающих – сложновато. Хотя, как это водится в Европе, встречал тут и детей в школах младше 5 лет.
Еда на горе очень по-разному. Минимальный перекус – четверть большой пиццы и чай/капучино обойдется в 5 евро. Но итальянцы любят основательно поесть. Тогда, конечно,подороже. Вот меню одного из ресторанов. Первый курс 8-12 евро, основное блюдо 13-16 евро, десерт 5-6 евро. Мы не итальянцы, поэтому перекусывали по-легкому вкуснейшей итальянской пиццей.
Укатывались основательно. Так что пускаться в какие-то развлекательные походы после катания желания уже не было. Один раз сходили в большой городской СПА с бассейном. Но таким, с гидромассажами. Скорее не поплавать, а расслабиться . Стоило это 20 евро с человека. В субботу был городской карнавал. Шествие по городу и потом гуляние на площади. С музыкой, танцами, глинтвейном, горячим шоколадом и сладостями. Кстати, угощения были бесплатными. Как я уже писал, в городе много баров, ресторанов, есть где погулять. В общем, довольно оптимальное сочетание катания и après ski.
Про страховку. У дочери разболелось после катания плечо. Решили по случаю понять, как работают сейчас российские страховки. Страховка по VIP-программе от банка на 100 тыс. евро от Альфастрахования. Позвонили в сервисную компанию. Те предложили поехать в госпиталь в г. Суза. А это примерно 2 часа дороги в один конец.
Объяснение интересное – в горной местности есть проблемы с оказанием медицинской помощи. Ну, вроде того, катайтесь на горных лыжах в крупных городах. Забавно, конечно. А если человек ногу сломает? Он на одной ноге должен скакать до госпиталя? После выяснения отношений дочери предложили сходить на прием к врачу в местный центр травматологии за свой счет с последующим возмещением. Ну это тоже такая неоднозначная ситуация. Там подводных камней по такому возмещению хватает. Кстати, прием врача стоит 150 евро. Если какие-то исследования, типа рентгена, МРТ – это уже в разы больше. Ну это так, для понимания, что на случай травм лучше обзавестись местной горнолыжной страховкой.
Мы экспериментировать дальше не стали. Благо после посещения массажа плечо перестало беспокоить.
Время пролетело быстро, но насыщенно. В итоге у нас получилось четыре полных дня катания. Мало, конечно. Но, как нас учил вождь мирового пролетариата - «Лучше меньше, да лучше». Потом поехали в Милан. По дорге у нас была часовая пересадка в Турине, которую использовали для прогулки по городу.
По приезду в Милан поселились рядом с Милано Порта Гарибальди, погуляли по городу, прошлись по магазинам. Кстати, был период скидок и в витринах висели надписи Sale 70%. Чем и воспользовались.
А вечером сходили в ресторан и опробовали традиционные блюда миланской кухни: ризотто по-милански с шафраном, котолетта по-милански, особукко. Хорошо, но цена не очень гуманная. Ужин на четверых с бутылкой вина в ресторане средней ценовой категории обошелся в 162 евро. И это для Милана умеренная цена.
В аэропорт поехали так, чтобы было часа три. Но это оказалось перестраховкой. На Tax free ушло 5 минут, ну и все последующие проходы минут 20. Так что пришлось коротать время в бизнес-зале. Впрочем, в компании с прекрасным вином категории DOCG это было не сложно.
Улетели мы из Милана 13 февраля в 14.40 и прилетели в Москву (через Ереван) уже на следующий день в 6.07 утра. Кстати, в Ереване столкнулись с одной неожиданной ситуацией. Транзит для большинства компаний в ереванском аэропорту не работает. Известное мне исключение - Flyone. Так что приходится проходить погранконтоль и потом заходить по новой.
У нас была электронная регистрация на рейс до Москвы. Ну и мы думали, что зайдем и посидим в бизнес-зале. Но оказалось, что до начала обычной регистрации в зону вылета никого не пропускают. А она начинается за 2 часа. Так что нам пришлось примерно 2 часа еще ждать ее начала. Но это реалии нынешних перелетов в Европу. Как гласит народная мудрость: "Любишь кататься, люби и саночки возить."
Ну а теперь подсчитаем стоимость поездки на 8 ночей в Италию с катанием на горных лыжах на двоих. Визы у нас были, так что эту часть не учитываю. Авиабилеты – 642 евро, транспортные расходы в Италии – 143 евро, проживание и еда (не учитываю посиделки в ресторане в Милане. ) – 1128 евро, скипассы – 400 евро, аренда оборудования- 160 евро, СПА с массажем 90 евро. Итого – 2563 евро. Ну или, по-нашему, 256 300 рублей.
Много это или мало? Вот цитата из одного отзыва про поездку в Сочи. «В итоге, если ехать вдвоём на 8 ночей, то получится порядка 300–350 тысяч. Впрочем, для ценителей более дорогого отдыха также есть варианты, верхней планки тут, кажется, нет от слова совсем. Если максимально бюджетно, то вряд ли выйдет меньше 200 000, ну и жить с таким бюджетом придётся где-то в деревне». Так что будем считать, что по сочинским получилось не дорого.
Ну и не углубляюсь при этом в отзывы под названием «Куплю место в очереди за косарь. На горнолыжных курортах Сочи толпы народу и много закрытых трасс.»
Но, признаюсь честно, на наших горнолыжных курортах я не катался, так что опираюсь только на рассказы знакомых и отзывы из интернета.
Так что у каждого тут свои предпочтения. Ну а исходя из своего опыта, могу сделать вывод, что поездка в Сауз д'Улькс вполне оправдала ожидания.
не понятно, почему летали через Милан, а не через Турин
256К - на эти деньги мы бы 3 раза съездили на Поляну на неделю