— Заткнись! Это единственное время, когда здесь нет толп туристов!
Стою на асфальте, в лыжи обутый.
То лыжи не едут, то я – *****тый…
Италия, Валь-ди-Фасса, 10-17 марта 2012. Закрытие невероятно успешного горнолыжного сезона, который начался в неземном Авориазе, продолжился в превзошедшем ожидания Домбае и вот теперь – Италия. Погода – отличная, тепло и солнце. Но нет снега – в зоне, конечно, пушки работают исправно, а в посёлке – чистый асфальт и выцветшая за зиму трава. Но началось всё с Венеции.
Первое впечатление, когда выходишь из здания вокзала – «Ах..!». Неожиданно чудесно. Вода, маски, мосты. Ну, и праздно шатающаяся публика, конечно.
Единственная точка притяжения, куда ведут все указатели – площадь Сан-Марко. Мы не удержались, – и весь вечер брели туда. По узким и кривым улочкам, местами выходящим к каналам или совершенно внезапным дворам. А утром, в 6 часов, гуляли по пустому, – действительно по пустому — городу, под солнцем и над водой.
Буквально спустя три часа Венеция обрела свой привычный вид – вид города, покрытого бесчисленными толпами, группами, рядами, цепочками туристов. Знаете, это, наверное, очередная ипостась «культовой» фотографии – начиналось всё с фотографирования на фоне ковра, продолжилось в турецких бассейнах и шезлонгах и вот теперь – «фото на фоне туристов».
Наконец, катание. Слова, которые мы повторяли весь первый день – «разочарование» и «гнев». Да, в сожалению именно так. Селла Ронда оказалась коллекцией безликих серых трасс, ошибочно маркированных красным и синим цветами – и даже транспортную функцию она выполняет так себе. Да, я знаю, что март – это высокий сезон, и огромное количество народа на трассах – это то, что не исправить никак и к чему надо быть просто готовым. Также, как и к тому, что придётся погулять в ботинках с лыжами наперевес. Но заниматься полдня туризмом в поисках хорошей зоны, а потом полдня возвращаться домой через тот же муравейник – ну, пожалуй, на любителя. Наверное, кто-то уловил наше настроение и на второй день избавил нас от катания в Доломитах – растяжение связок, посещение врача в Сельве и возврат ски-пассов. Теперь ты становишься туристом.
Мы съездили в Больцано – в общем-то, не зря.
Очень приятный и тихий городок, по-весеннему свежий и цветущий.
Наверное, это то, что запомнится больше всего – цветущие цветами цветы. А в остальном – привычный европейский пейзаж, – велосипеды, домики, мостовые.
Когда уже сдал ски-пассы, я шёл по Кампителло, где буйствовало солнце – и не улавливал вообще ничего. Как, знаете, бывает чувство, что, мол, «я здесь свой, я всё здесь знаю, мне здесь нравится» , — а тут этого не было. Есть я и есть Италия. И мы не пересекаемся. Две параллельные плоскости, которые абсолютно неинтересны друг другу. Я не хочу сказать, что Валь-ди-Фасса или Италия – это что-то плохое. Нет, просто не совпало. Просто мне хватило 15 часов в Венеции – чтобы сложить представление об экскурсионной Италии и отложить её до лучших времен. Когда мне будет, например, 70 лет. Мне хватило одного дня катания в Доломитах – чтоб ещё больше влюбиться во Францию. Хватило беглого взгляда на «невероятной красоты Доломитовые Альпы» — которые почему-то меркнут по сравнению с французскими «зубами» и нашими Домбаем или Эльбрусом.
Италия – хорошая европейская страна. В красивой подарочной упаковке. Приятно пахнущая и доброжелательная. Италия – это классический экскурсионный продукт. Без изъянов, но и без изюминки. «Изюминки», — которая вызывала бы восторг, ярость, эйфорию, страсть, горечь… Которая вызывала бы бурю эмоций. Этого нет – и Италия выглядит страной ширпотреба. Хорошего качественного европейского ширпотреба. Приятного употребления, друзья.
Но! У меня сложилось впечатление, что ты там просто мало бывал.
Да, там десятки миллионов туристов. Да, из-за этого падает сервис. Но то великое, что создано за историю римской империи, эпоху возрождения в Италии можно увидеть в максимальном объеме, пощупать руками, попадая все время в реальную машину времени...
Скажу для кратости штампом, но с ним я согласен в результате десятка туда поездок на бусе, на самолетах, на своем авто: Италия-колыбель современной европейской культуры и столица мирового дизайна (будь то мебель, авто или одежда).