Из чего состоят ваши лыжи
В конструкции лыж каждый материал и способ его использования влияет на поведение лыж на снегу: насколько они жесткие или упругие, сколько весят, как хорошо держат кант и так далее.
«Одна из неотъемлемых характеристик лыж – это то, как ты их ощущаешь, - сказал Мэтт Стербенц, основатель 4FRNT Skis. – Это чувство лыж, в конечном счете, является результатом взаимодействия тех материалов, которые использованы в конструкции». Поэтому, задумавшись о покупке новой пары, стоит изучить вопрос, из чего же состоит ваше будущее приобретение.
Сердечник
Это одна из последних деталей в современном спортивном оборудовании, которую до сих пор делают из «старого доброго дерева» - большинство лыжных производителей сегодня используют сочетание разных сортов древесины для достижения идеального баланса веса, прочности и жесткости. Деревянный сердечник расположен в сердцевине конструкции и определяет то самое «чувство лыж», о котором говорит Стербенц: «Когда ваша лыжа касается снега, именно материал сердечника дает то уникальное ощущение, которое доходит до вас через ботинки».
В сердечниках лыж наиболее часто используется ясень, клен, тополь и осина. Древесина клена и ясеня считается самой жесткой и выносливой, и именно из этих сортов дерева производят лыжи биг-маунтин, которые выдерживают большие нагрузки. Древесина тополя и осины гораздо легче и используется в производстве парковых и универсальных лыж. В лыжах для скитуринга обычно применяют очень легкие сорта древесины, например, бамбук или павловнию.
Композитные слои
Стекловолокно
Хотя используемая в сердечнике древесина значительно влияет на стиль катания, все же индивидуальность лыжам придают те материалы, которые усиливают сердечник. В каждой лыже есть два основных композитных слоя – сам материал, который фактически обеспечивает 50-80% общей жесткости лыжи, и эпоксидная смола, удерживающая всю конструкцию.
Производители лыж чаще всего используют в качестве композита стекловолокно. Изначально оно выглядит как обычная белая ткань, но при использовании в сердечнике вместе с толстым слоем эпоксидной смолы становится прочным и одновременно очень чутко реагирующим материалом.
Карбоновое волокно
Стекловолокно царит в индустрии производства горных лыж многие годы, но в последнее десятилетие на рынке спортивного снаряжения появилось карбоновое волокно, и многие производители начали использовать его в конструкции своих лыж.
Карбоновое волокно намного дороже, чем стекловолокно, но высокая цена окупается чрезвычайно легким весом в сочетании с неплохой жесткостью. Поэтому карбон стал применяться в создании большинства бэк-кантри лыж, где каждый грамм на счету.
Титанал
Алюминиевый сплав уровня космических технологий, и его производит только одна компания в мире. Титанал в конструкции придает лыжам очень ровный ход, гасит большинство вибраций, которые можно почувствовать в подобных лыжах без этого сплава. Будучи металлом, он, естественно, утяжеляет лыжу, но его повышенная торсионная жесткость идеальна для производства самых жестких лыж.
Материал базы (скользящей поверхности)
База лыж изготавливается из сверхвысокомолекулярного полиэтилена (UHMW-PE), толщиной обычно в 1-2 миллиметра. Иногда для скользящей поверхности используется спеченный UHMW, этот полимер имеет микропоры, которые при парафинировании забиваются воском, как результат – увеличивается скольжение лыж.
Топшит (верхнее покрытие)
Топшит защищает лыжи от влаги и служит «холстом» для полета художественной мысли производителей лыж.
Рисунок на топшит можно нанести тремя способами: трафаретной печати, сублимации и прямой цифровой печати. При трафаретной печати краска наносится на шаблоны и вдавливается в топшит. Сублимация похожа на временную татуировку, когда рисунок сначала печатается на сублимационной бумаге, а затем при нагревании переносится на верхнее покрытие лыжи. При использовании прямой цифровой печати материал топшита загружается в специальный принтер, который печатает идеально четкое изображение сразу на топшит.
Боковая стенка (сайдвол)
На данный момент существуют три основных вида конструкции лыж: сэндвич (сайдвол), кэп и их сочетание – полукэп.
На протяжении многих лет только высококлассные лыжи имели сэндвич-конструкцию – "бутерброд" из слоев ударопрочного abs-пластика по обе стороны сердечника между топшитом и кантами. Лыжи попроще имели более дешевую и легкую кэп-конструкцию, при которой крышка из стекловолокна обволакивает лыжу до самых кантов.
В последние годы была разработана гибридная конструкция полукэп – сэндвич под грузовой площадкой (под креплением), переходящий в кэп в районе носка и пятки лыжи. Сэндвич в центральной части лыжи обеспечивает отличное сцепление со склоном, а сужающийся к концам кэп облегчает вес (и удешевляет производство).
Перевод. Источник http://www.powder.com
Данная статья описывает конструкцию лыж в самом упрощенном виде. На самом деле все намного сложнее и интереснее, если копать глубже.
- 1
- 1
- 1
А вдруг ломанется в карвинг, вот там пена себя и проявит во всем совершенстве, чувство - босиком на кантах то просто обалдеть.А куда подевались лыжи с "пеной" внутри? Вот и будет новичок, или "особо не задумывавшийся" кататься годами, думая , что там дерево и прочие качественные инградиенты. И каково будет его разочарование, когда он узнает правду, что еще и пенные бывают, а он елозит-елозит на лыжиках с пеной внутри , а прогресса нет и радостного контакта со снегом никак не происходит, все как-то уныло и обыденно. Время потеряно, годы упущены......, ухх....
Титанал чувства стоп тупит, как учебные то пенные - супер.
- 1
- 1
- 18
- 7
- 5
.... и толстый, толстый слой шоколада.
Еще про базальт забыли, его тоже в лыжи впендюривают.
Жду когда впендюрят кирпич.
Гы.
Не боись - базальт это всего лишь композитное волокно
Но звучит грозно!!!
А вот сердечник из камня фирма ZAI уже давно придумала и сделала!
- 2
у всех все одно и тоже с мелкими отличиями за которые не грех запросить несколько тысяч евро.
Вопрос состоит в грамотном расчете конструкции под конкретные условия применения, соответственно в количестве, качестве и сочетания инградиентов в начинке. Солидный опыт и наработки нужны , а также индивидуальная инженерная мысль помноженная на практический опыт эксплуатации.
Да я шучу. )
Некоторые ещё меньше заморачиваются.
давно все известно из чего и как
у всех все одно и тоже с мелкими отличиями за которые не грех запросить несколько тысяч евро.
Блоссомы, как классно делают, я бы их катнул!
А куда подевались лыжи с "пеной" внутри? Вот и будет новичок, или "особо не задумывавшийся" кататься годами, думая , что там дерево и прочие качественные инградиенты. И каково будет его разочарование, когда он узнает правду, что еще и пенные бывают, а он елозит-елозит на лыжиках с пеной внутри , а прогресса нет и радостного контакта со снегом никак не происходит, все как-то уныло и обыденно. Время потеряно, годы упущены......, ухх....