Этот пост для тех, кто решится на длительное путешествие на автомобиле. Я иногда уделял внимание тем деталям, которые совершенно не нужны катающимся, но пригодятся тем, кто едет на авто.
Лично для меня путешествие на машине не заменить никакой самолет. Лучше только пешком, но где же взять столько времени. Поэтому, если есть возможность, для путешествия я выбираю автомобиль. В чем преимущества? Для меня это несомненно определенная независимость, желание увидеть жизнь страны более близко и пристально, возможность посетить те места, которые редко бывают доступны туристам по путевке. Я не говорю об экономии денежной, потому что сомневаюсь, что она есть. Автотуризм не дешевая штука, одна только подготовка авто к большим пробегам чего стоит. Ну и бензин в том же Евросоюзе не дешев, хотя очень качественный. И конечно нет никакой экономии во времени. Автотуризм для тех, у кого его много.
Конечной целью этой поездки был курорт Ливиньо, который находится на севере Италии. Я не был там ни разу, но судя по отзывам моих знакомых это должно было быть очень крутое место, достаточно редко посещаемое в последнее время нашими соотечественниками.
Мы путешествовали вдвоем, я и моя жена, у которой есть водительские права и желание ехать со мной до самой Италии. В багажнике - наш молодой лабрадор, опытный автопутешественник, проехал со мной уже очень много тысяч км.
Автобан в Австрии, впереди Альпы, обратите внимание на дорожное покрытие.
Вид из нашего окна в прекрасной гостинице под Инсбруком.
Автомобиль.
Я передвигаюсь на Opel Insignia универсал в какой-то максимальной комплектации, чем очень доволен, машина прекрасная. Бензиновая конечно, не слишком выгодный вариант для Европы, но что поделать, зато мощи очень много. Перед поездкой я сделал замену масла, поменял тосол, колодки и ремень генератора. Убедился, что стоит не шипованная резина, так как в некоторых странах по нашему маршруту шиповка под запретом, например в Польше. Установил на верх бокс, он у меня длинный, вмещает лыжи. Проверил фары, докупил лампочек, которые часто перегорают. Само собой в багажник положил канистру масла и канистру тосола. Проверил страховку, оформил в страховой гринкард (европейскую страховку) на тот период, который я рассчитывал пробыть в Евросоюзе.
Очередь в тунель между Швейцарией и Австрией.
Серпантины в Швейцарии.
Типичная заправка в Австрии, особенно ближе к Альпам.
С высоты собора святого Стефана. Выше этого здания в Вене строить запрещено.
Документы.
У нас действующие шенгенские визы. На автомобиль - СТС, страховка Российская, диагностическая карта, GreenCard. Само собой у нас с собой водительские удостоверения, самые обычные, которые выдают в РФ, пластик. Оформил спортивную страховку в ERV на себя и супругу на время пребывания в Евросоюзе. У собаки - ветеринарный паспорт, все прививки, чип, ветеринарный сертификат международного образца, переведенный на язык страны первого въезда (Польша), дорожная справка, заранее сделанная декларация на ввоз собаки в Евросоюз из Беларуси. Никаких броней отелей, больше ничего с собой не брал.
Дорога.
Для начала я воспользовался гуглкартами и построил маршрут. Поскольку мне надо было заскочить по делам в Альпбах (Австрия), я предусмотрел, чтобы мой маршрут проходил через это место. Хотя, надо признать, крюк не очень большой, около 30 км. Так же я намеренно выбрал пограничный переход Песчатка, как наименее известный и посещаемый. Это прибавило еще немного к пути, думаю около 50км. После этого я добавил в маршрут Вену, мы очень хотели побыть один денек в этом прекрасном городе.
Итого вышло 2600 км.
Я разделил путь на отрезки. Первый - доехать до границы с Польшей и пересечь ее, ночевка. Второй - доехать до Вены. Отдыхаем сутки и гуляем. Третий - доезжаем до Альпбаха, я делаю дела и мы ищем ночевку - как вариант Зальцбург или Инсбрук (в итоге это получился Инсбрук). Четвертый - последний рывок до Ливиньо.
Ничего не помешало нам сделать все именно так, как я запланировал.
В Белоруси я удивился качеству дороги. В Польше дороги стали еще лучше, раздражали только местные водители. Когда мы въехали в Чехию, я понял что вот они - дороги моей мечты.. Но впереди была Австрия.. Австрийские автобаны идеальны. Абсолютно ровное покрытие, предсказуемые изгибы трассы и отсутсвие огромного количества знаков. Такие же дороги оказались и в Германии. В Швейцарии мы в основном тошнили по серпантинам, но ничего плохого сказать не могу - везде все идеально. Италия - ну так себе, как Польша наверное.
Поведение на дорогах и соблюдение правил во всех странах разное. Польша - всем положить на какие то там ограничения скорости. Чехия, Австрия, Германия - все едут очень спокойно и воспитанно. Кроме поляков - эти ребята и тут наваливают. В Швейцарии я понял, что мой уровень вождения по серпантинам на дне. Меня почти везде обгоняли как стоячего. Италия - абсолютно всем плевать на правила. Если пешеход стоит на обочине и ждет когда его пропустят - он будет ждать вечно, не пропустят.
Бензин естественно дорогой. В среднем колеблется от 1,2 до 1,8 евро. Можно стараться экономить, например заправляться в зонах дутифри. Их несколько - на границе Австрии и Чехии, недалеко от границы Австрии и Швейцарии, в самом Ливиньо бензин дешевый - 1 евро. Сами заправки достаточно простые. Вставляешь пистолет в бак, льешь сколько нужно. После заправки откатываешь на стоянку и идешь платить. На всех заправках есть кафе, магазины. Особенно крутые заправки в Польше и Австрии. В Австрии на заправке может быть детская площадка, выгул собак, 2-3 ресторана, гостиница. На каждой заправке, начиная с Белоруси - быстрый и бесплатный вайфай.
Собаке тоже интересно
Гуглкамера в переводчике круто нас выручала в Австрии и Италии.
Парковки в различных городах надо выбирать очень аккуратно, иначе можно улететь на дикие штрафы. Лучше изучать вопрос перед тем, как приедете в город. В Вене наш отель предоставил нам подземную теплую парковку за 10 евро в сутки, что, как я понял, очень дешево. Обычный тариф на улице - 2 евро в час. В Инсбруке мы были в выходной день и вся парковка в центре была бесплатная! В Ливиньо въезд в город воспрещен. Это написано на итальянском языке на табличке. Мы въехали конечно. Прочитал я эту табличку через два дня. Все это время ездил мимо нее на гору. После прочтения понял, что над табличкой стоит камера, фиксирующая каждый мой проезд. Ознакомился со штрафами - каждый проезд около 300 евро. Сумма получалась такая, что проще было откатить тачку местным копам и оставить ее в счет оплаты долга. Хозяин нашей гостиницы меня успокоил, что для гостей у них есть спецсписки, и меня в них внесли. Так что штрафов не будет.
Скоростной режим везде достаточно разный, но обычно это не более 50 кмч по городу и где до 130 по автобану. Меня это вполне устраивало, не думаю, что я мог где то нарушить. Камер много. Очень часто камеры не отмечены никак. Попадались пару раз копы в машинах и с измерителем скорости, по моему в Австрии и Чехии.
Следующий важный вопрос - платные дороги. В Чехии и Австрии я двигался преимущественно по ним. Нет никаких пунктов оплаты на дорогах, но вы должны приобрести виньетку. Это такая наклейка на лобовое, которую нужно купить на первой заправке после въезда в страну. На обратной стороне - инструкция как клеить. Если остановят и ее не будет (или она будет не правильно наклеена) - влепят нормальных такой штраф. Меня не тормозили ни разу. Виньетка на 10 дней на 2 страны стоила 20 евро.
Так сложилось, что мы все время двигались по хорошей погоде и сухому покрытию. Но в горах с собой надо иметь цепи, без них никак если пойдет снег. У меня не было, я решил для себя - если прогноз на отъезд будет плохой, то я куплю. Но было солнечно, и я нормально проскочил.
Утренний Инсбрук прекрасен и безлюден.
Типичный ужин в Австрии. Ничего лишнего, но очень вкусно.
Улочки Вены, тоже безлюдны, но очень очаровательны и романтичны.
Связь.
План был такой - я хотел приобрести симку в одной из стран, меня интересовал только инет. Я прикинул - самое большое количество времени я проведу в Австрии и в Италии, значит симку нужно купить где то в этих странах. Купил в Австрии от оператора А1, симка за 10 евро плюс регистрация 5 евро в официальном салоне связи (в неофициальном дороже). Это 5 гб интернета в Австрии. Достаточно быстро я понял, что симка в принципе не нужна. Вайфай есть абсолютно везде и очень быстрый. В каждом магазине, на любой заправке, в каждом самом мелком кафе, на подъемниках - везде! Ну то есть конечно можно было остаться без связи, но на совсем какое то непродолжительное время. В следующий раз наверное обойдусь без нее.
Ливиньо.
Нас конечно очаровало это место, по другому вообщем то и быть не должно было. В первую очередь горы решили нас порадовать погодой, и на всю неделю, что мы там были, стояла абсолютно безветренная, максимально солнечная и теплая погода. Днем был плюс. Ночью конечно подмораживало. Я не знаю как в Италии, но обычно в горах такие затишья это большая редкость.
Само Ливиньо - это вроде как деревня, но его тяжело так назвать. Скорее это маленький туристический городок. В нем просто огромное количество магазинов, ресторанов и кафе. По официальной информации магазинов около 300. Реально - в каждом доме магазин дутифри, духи, алко, табак. Очень много фирменных магазинов различных известных брендов. Я не могу сказать по ценам, дешево или нет. Точно могу сказать по шоколаду - плитка швейцарского шоколада в дутифри Ливиньо стоит 2.2 евро, точно такая же в австрийской Билле - 1,9 евро. Так что я бы очень аккуратно относился к покупкам в Ливиньо). Много прекрасных кафе с очень вкусной кухней. Мы старались хоть как то разнообразить и не закидываться одной пиццей, ужин в среднем выходил в 30-40 евро. Без алкоголя. На горе не ели, как то не до этого было.
Наш отель в Ливиньо.
На балкончике можно с удовольствием встретить закат и попить кофе!
Отелей полно, на любой вкус, но в основном преобладает альпийский стиль - гостиница с небольшим количеством номеров, семейная, вкусно готовят и радушные хозяева. Мы жили в Hotel Daniela, всем советую. 3 минуты до подъемника, съехать к нему можно на лыжах до входа.
Я, если честно, очень люблю нашу Красную Поляну, но после вот таких поездок я все меньше и меньше нахожу поводов для ее посещения. Сейчас речь идет конкретно о катании. В Ливиньо около 130 км трасс. Это две стороны ущелья, внизу которого находится деревня. Трассы преобладают в основном красные, практически нет затяжного положняка. Немного шокирует ширина, местами она доходит метров до 100, дикий простор для карвинга. Подготовка трасс, ну что тут сказать, они просто умеют очень хорошо делать свое дело. Никак канавок или бортиков на местах схождения двух трасс, все гладко и на протяжении всего дня. В 8-30 первый подъем - на склоне никого. В запасе есть наверное час, чтобы кататься в полном одиночестве.
9-00
Пожалуй, тут я проводил больше всего времени.
Зона фрирайда в Ливиньо так же огромна. Он, кстати, вполне легален, его никто не запрещает, необходимо только иметь лавинное оборудование. Вне трасс нет больших перепадов, уклон небольшой, с пол горы начинается лесная зона, вполне катаемая. Отличительная особенность местного фрирайда - все линии хорошо просматриваемые. То есть у вас перед стартом есть возможно посмотреть куда ехать а не мочить в бездну. Практически нет засадных мест, есть пара спотов где конкретно может что-то поехать, но опять же - они все предельно и ясно видны. Все соседние склоны обхожены скитурщиками, для них тут вообще раздолье, очень много ходьбы можно придумать.
Парк (а я ехал именно за ним) - в тройке лучших в Европе. XL линия это конечно что-то страшное, но и пускают на нее не всех, а только тех, кто пройдет тест на вменяемость у администратора парка. Самые большие пролеты, на мой взгляд, около 35 метров. Элька полегче, там уже стоят привычные пятнашки и двадцатки. Есть отличная мидл линия и мини парк для тех, то толко начинает! Само собой джиб - очень разнообразный и его очень много! Отличительная особенность парка - фигуры расположены очень свободно, даже если едешь за кем то фоллоу и снимаешь - все равно никому не мешаешь.
В Ливиньо очень много трас для беговых лыж. Шикарно подготовленных.
Следы фрирайда, все доступно с подъемника.
За 10 минут до восхода.
В Ливиньо все кафе и магазины dog friendly
Ночное катание тоже есть, но один раз в неделю.
Это уже не с подъемника, перевал на Бормио, там много скитурят.
А еще мне понравилась стоимость скипасса, это 38 евро. Очень неплохо за такой кайф.
Для себя я сделал вывод, что Ливиньо это отличный спот, с очень хорошим соотношением цена/качество. Обязательно вернусь сюда в следующим году, скорее всего в декабря. Так как в декабре у них бесплатный скипасс по-моему до 20 декабря. Обалдеть, конечно…
Заключение.
Такой дальний заезд для меня - первый, обычно мой пробег составлял не более 1700-1800 км. Я абсолютно очарован романтикой автотуризма, я кайфую от таких длительных поездок. За время этого путешествия я пообщался очень со многими людьми в разных странах. Причем с некоторыми даже не на английском, как оказалось мы и чехи друг друга отлично понимаем! Мы побывали в некоторых местах, в которых, я уверен, я бы никогда не побывал, если бы покупал тур или летел на самолете. Просто потому что эти места находятся вдали от типичных туристических мест. Как например та аутентичная гостиница под Инсбруком, которая видимо только «для своих». Нас и приняли как своих, потому что это совершенно другой уровень, мы запомнили это место навсегда. Или как например солнечно утро в Инсбруке, когда мы гуляли по безлюдному городу! Или уютные улочки Вены, где мы гуляли после вкусного обеда в каком то совершенно уникальном местном кафе. А эта потрясающая дорога по Швейцарии через перевалы, ведь там не ездит практически никто из туристов, только безмолвные горы и тишина. Можно остановится посередине дороги, выставить кресло и просто медитировать на горы, солнце и снег.
Впереди у меня очередная мартовская поездка, в Поляну, это уже несколько даже обыденно.
А вот апрель будет совершенно интересен - предстоит поездка на север Норвегии в Тромсе, на скитур с моим хорошим другом! А сразу оттуда - в финскую Руку! Ну и уже оттуда закрывать сезон в майский Кировск!
Увидимся на дороге и в горах!
Но если ехать не заезжая на автобаны, она не нужна.