Кто такой этот «экстремальный фотограф»? Обычный человек с мыльницей, который снимает своих друзей на соревнованиях, или серьезный профессионал, который постоянно работает над собой и повышает свой уровень, чтобы показывать людям красоту и уникальность экстремального спорта? В серии статей об экстремальной и out-door фотографии мы расскажем вам обо всех сильных и слабых сторонах этого направления экстрима, дадим некоторые советы по съемке разных видов спорта, а также раскроем несколько секретов, как же пробиться на вершину фотоолимпа.
Нельзя точно сказать, когда в России официально появился экстремальный спорт – зарождение происходило в разных местах стихийно, а разрасталось это направление очень разрозненно. Тем не менее, первый журнал об экстремальных видах спорта – одно из самых уважаемых изданий России, "Вертикальный мир", появилось у нас в стране всего лишь 11 лет назад. Это подразумевало наличие читательской аудитории, большая часть которой занималась тем или иным видом экстремальной деятельности. В свою очередь, наличие журнала об экстриме и других видах outdoor-спорта подразумевало наличие соответствующих фотографий! Поэтому будем считать, что этому направлению фотографии в России также 11 лет.
Итак, за усредненный образ экстремального фотографа примем человека, обладающего необходимым набором фототехники, умением и навыками съемки в различных погодных, климатических и температурных условиях, хорошей физической формой, а также желанием и стремлением работать.
![]() |
Согласно исследованиям одного известного американского психолога, успех любого человека складывается на основе шести составляющих. Это:
- желание – базовый элемент;
- знания – информация, теория;
- навыки – помогают оперировать знаниями, то есть, работать;
- опыт – помогает избежать прошлых ошибок в работе;
- цель – это понимание того, зачем вам это нужно;
- мотивация – дополнительный стимул (нечто вроде азарта), который помогает работать с большей интенсивностью и рвением.
Основываясь на этом, можно выделить несколько основных тем, которые мы рассмотрим:
- фототехника,
- основные законы, правила и методы съемки,
- комплекс физических упражнений,
- а также пара советов по мотивации.
Итак, приступим.
Мы не будем устраивать многостраничные диспуты на тему выбора техники. Всего лишь напишем, что входит или может входить в набор фототехники фотографа экстремальных видов спорта.
Камера
Любой разговор на тему спортивной фотографии (к которой и относится съемка экстрима), начинается с покупки зеркальной камеры с несколькими объективами.
![]() |
Эти камеры бывают:
- любительскими,
- для продвинутых пользователей,
- профессиональными.
И практически у всех них разрешение (то есть, количество эффективных мегапикселей) начинается от 8 Мп.
Любительские камеры отличаются от продвинутых моделей более дешевым корпусом, простым конструктивом (эргономикой), а также не очень большой быстротой выполнения основных операций.
Корпус у них обычно сделан из пластиковых материалов: камеры от этого получаются более легкими, и держать их в руке становится не очень удобно, да и при съемке на длительных выдержках рука дрожит больше. Эргономика камеры недостаточно продумана – доступ к основным функциям камеры (смена значения фоточувствительности, типа фокусировки, баланса белого – в общем, всех параметров съемки) может осуществляться через нажатие более чем двух кнопок, что весьма дорогое удовольствие при оперативных действиях.
Да и скорость прокрутки меню, записи фотографий из буфера фотоаппарата на карту памяти (особенно при серийной съемке) весьма средние – не очень приятно ждать, пока запишутся 20 фотографий, когда перерыв в квалификации уже вот-вот кончился.
Качество изображения у таких камер в целом хорошее, но системы автофокусировки, замера экспозиции немного хромают. Иногда камеры не справляются с поставленной задачей в условиях недостаточной освещенности. Такой камерой можно размеренно, не торопясь, поснимать любимую собаку днем на улице, а вот снять вечером в дождь полет голубя будет довольно сложно.
Продвинутые камеры
Они сделаны из магниевых сплавов, которые вперемежку с улучшенными пластиковыми деталями дают повышение прочности корпуса – можно не сильно переживать, если какой-нибудь скейтер вдруг случайно выбьет камеру из ваших рук.
На корпусе основные кнопки управления находятся там, где и должны быть – пальцы в спешке сами находят нужные места. В целом эргономика камер продвинутого уровня устраивает даже требовательных профессионалов.
![]() |
Скорость записи фотографий на карты памяти здесь увеличена в разы, но, тем не менее, нужно быть аккуратным при «поливании» объекта съемки. Также увеличено скорость срабатывания затвора – такие камеры смело могут снимать со скоростью 5 кадров в секунду (зависит от конкретной модели)
Качество картинки здесь хорошее – можно смело проверять камеру в самых разных условиях и не бояться плохого результата.
Профессиональные камеры
В таких камерах практически не к чему придраться – корпус повышенной прочности, между частями которого находятся водонепроницаемые прокладки. Скорость записи фотографий здесь космическая, а эргономика на высшем уровне.
Качество картинки здесь намного лучше из-за других размеров сенсора, улучшенной цветопередачи и шумоподавления.
Такие камеры не заставляют вас думать ни о чем, кроме съемки, но они достаточно сложны в обращении, и к работе с ними нужно привыкнуть.
Снимать экстремальный спорт можно и любительской камерой – после прочтения инструкции вы наверняка уже сможете как-нибудь красиво заснять прокатившегося рядом ВМХера, но надо помнить, что, отправляясь на продолжительную съемку, которая будет проходить под ливнем или в очень холодную погоду, вам потребуется что-нибудь более серьезное.
Кстати, есть еще такое понятие, как «кроп-фактор». Для тех, кто не в курсе, поясняем – размер стандартной пленки составляет 36х24 мм, а в цифровых камерах размер сенсора (который, регистрируя изображение, выполняет функции пленки) существенно меньше. Следовательно, «кроп-фактор» есть отношение размера сенсора данной камеры к стандартному 36х24. Кроп-фактор бывает равен 1,6; 1,5; 1,3. Основное практическое значение этих цифр в том, камера с большим «кропом» лучше видит в даль – по сути,
Объективы
Объективы различаются фокусными расстояниями («ширики» и «телевики»), возможности его изменять (фиксы и зумы) и наличию в них дополнительных функций типа стабилизации изображения.
Линзы (так еще именуются объективы), бывают широкоугольными и телевиками. Широкоугольные объективы имеют угол обзора более 100 градусов, а некоторые суперширокоугольники иногда «видят» и по 180 градусов (так называемые fisheye-объетивы, «рыбий глаз»). Телевики же «видят» мало, но далеко – угол обзора у линз с расстоянием от 100мм составляет около 50 градусов и постепенно уменьшается.
Объектив – самая дорогая вещь, которая покупается к камере. Все линзы отличаются качеством конструкции, оптическими свойствами и наличием опций.
Фиксы / Зумы – кто это?
1) Фиксы – объективы с постоянным фокусным расстоянием и, следовательно, постоянной светосилой. Качество картинки потрясает воображение, скорость фокусировки выше всяких похвал, надежность объектива не падает даже через несколько лет сурового использования, но…. Очень дорого.
2) Зум–объективы с переменным фокусным расстоянием и постоянной светосилой. Прекрасное решение для повседневных задач, когда не нужно думать ни о чем лишнем. Скорость и надежность таких качественных объективов на уровне, чтобы делать шедевры, не пеняя на камеру. Не очень дорого.
3) Зум-объективы с переменными фокусным расстоянием и светосилой. Качество и скорость колеблются от модели к модели, но в условиях отсутствия средств на что-то более существенное, вполне и сгодятся.
Оптимальный комплект объективов подбирается с учетом личных предпочтений и опыта, но, тем не менее, чтобы не казаться придурком в компании себе подобных и иметь возможность снять что-нибудь достойное для публикации в журнале, надо иметь
- телевик, оптимальное фокусное – 70-200 мм
- широкоугольник (типа 17-40 мм) или средний (24-70 мм или 24-105 мм)
- «рыбий глаз»
Кстати, fisheye-объективы бывают разные, основное отличие – фокусное расстояние и угол обзора. Если у вас на камере кроп 1,6 – смело выбирайте фишай с 8 миллиметрами фокусного расстояния. Если кроп 1,3 – выбирайте 16 мм.
К дополнительным функциям относятся стабилизация изображения, различные светофильтры, экстендеры и так даее. Необходимость их использования определяется исходя из конкретных задач.
Все написанное выше не является советом, а лишь более чем кратким описанием отличий основных используемых камер, ведь о каждом пункте можно рассказывать бесконечно. Задача этой статьи - ввести вас в предмет, немного рассказав о том, что вообще есть в фотографии.
Подготовил Антон Жданов
Источник: СЭ Экстрим |