Угораздило же меня спросить: «Как часто надо точить канты? А то на льду что-то неуверенно себя чувствую…»
В результате в чисто русской традиции мне постепенно объяснили, что надо сменить лыжи, лучше приобретя парочку по специализациям, сменить ботинки, взять инструктора, подтянуть ОФП и лучше не кататься в плохую погоду и по льду. Других вариантов не предлагалось.
Потом, правда, когда я втянулась в этот процесс, люди спорта страхи немного подразогнали. Одна добрая душа все ж успокоила, что на льду все некомфортно себя чувствуют, просто не кричат об этом, а другая добавила доступным языком – имеющиеся у меня лыжи – реально хорошие, но изначально по конструкции на льду не держат. И в общем то можно было не паниковать.
Еще за это время мне объяснили, что моим лыжам три года, при интенсивности катания минимум 2-2,5 месяца в Альпах и довольно частой заточке канты лыжи должны скоро сноситься – надо точно скоро менять.
Так, собственно, я оказалась перед фактом необходимости покупки новых лыж, используемых в качестве основных.
Деваться было некуда. Но вопросов больше чем ответов. Тем более, что никогда не заморачивалась горнолыжной терминологией, а технические навыки приобретались опытно-визуальным путем. В общем, начался вынос мозга себе и окружающим.

Я вообще не понимаю, как люди подбирают себе лыжи или оценивают свой уровень катания. Не беру спортсменов, включая бывших и ныне занимающихся вполне серьезно, и людей, связанных с горнолыжной индустрией.
Или большинство народу вообще не заморачивается тщательно этим процессом, полагаясь на описания или первичную минимальную консультацию продавцов или по инету? Ведь тестов лыж у нас проходит не много, да и посещает их лишь малое количество народу.
И как люди оценивают свою технику и уровень катания? Или у каждого есть друг-профессионал, который видел вас на склоне и это может корректно сделать?
Моя собственная оценка катания, внятная для окружающих состояла – катаюсь в Альпах, в любую погоду, по абсолютно всем склонам, удерживаюсь за теми, кто точно отлично катается, говорят, что я катаюсь быстро, потому что за день проезжаю много. Больше ничего внятного сказать не могла. Ну разве что прибавить пяток-десяток лыж, на которых мне было комфортно или мне их не хватало.
В общем, не было проблем, купила баба порося…
Раньше как то было проще. Не было такого ассортимента и специализаций, было несколько топовых марок, были дорогие и более бюджетные модели. С горем пополам почитав предварительно описание и характеристики можно было выбрать. Особенно в женских моделях, где вообще редко идет подразделение. Я б даже и в этот раз так поступила, купившись не напрягаясь на широкую рекламную кампанию лыж Salomon BBR. Но, к счастью, имела случай попробовать их в том году, и поставить диагноз – видала на трассах лыжи и получше.
И пришлось хоть немного, но начать разбираться в предназначениях, марках, особенностях конструкций и эффектах отдельных марок и моделей. Что-то мне подсказывает, что пошла я единственным приемлимым именно для себя путем, но его из любителей, которые без фанатизма, мало кто его повторит. Хорошо, что были советчики, которые давали советы, и советчики, которые отсекали неприемлимые рекомендации, и достаточное количество времени для изучения материала.

Изучение описаний отдельных лыж каталогах мне не дало ровным счетом ничего. Может те, кто в этом постоянно варится и понимают его с полуслова, а вот мне ньюансы оказались недоступными абсолютно. Да и в голове все смешивается где-то на 5 описании, а к 20 очень хочется забить на решение вопроса. Так что пришлось этот способ подбора лыж исключить и переключиться на человеческое общение.
Особо повезло на первом шаге, когда в силу того, что в моем окружении все ж нашелся человек, с навыками инструктора, который знал мою технику и манеру катания (по крайней мере то, что было пару лет назад), разбирался в тенденциях лыж, и знал мои траблы по здоровью, и, наверно, в отличии от меня, представлял, что мне может подойти. Так что самым первым шагом мне отсекли то, что заведомо не надо – лыжи для слалома, слалома-гиганта, скоростной спуск и цеховые лыжи.
Ну и еще, из ценных советов мне выдали, что надо подобрать несколько приемлимых моделей в разных марках, поскольку у каждой свои ньюансы и своя жесткость.
Таким образом фронт работ был немерянный, но я ограничила себе выбираемые марки количеством четырех штук, остановившись на том, что катала до этого и что на слуху, честно рассудив, что если будет еще что подходящее – как-то всплывет. При этом в Salomon и Atomic я, в принципе, разбиралась сама неплохо, да и наставник знал их досконально, а вот особенности Fischer и особенно Head, который сейчас у всех на слуху, я пыталась изучить.
Некоторые смотрели на меня с сожалением. Наверно каша в голове? Каши не было. Было, скорее, непонимание отдельных составляющих в силу разговора на разных языках, потому что часть рекомендаций и описаний приходилось читать со словарем. А еще надо было отсекать дурацкие советы, и оценивать – кого слушать. Особенно в ситуациях, когда два человека по очереди пишут: один - лыжи на буграх отлично, другой – бугры и лыжи не совместимы. Ну и еще как-то понять, что из применяемых в лыжах технологиях сможет пригодиться именно мне.
Зато в процессе общения и получения ответов на свои дурацкие вопросы, можно получить рекомендации, которые не узнаешь не в одном справочнике, а заодно понять и принцип работы отдельных лыж и марок. И еще получила теоретические и практические консультации по катанию от людей, которые в настоящее время имеют отношение к горным лыжам, как к спорту, а не индустрии. Спасибо им за это большое.
В результате за 2 месяца я получила вполне удовлетворительные результаты для себя в процессе подбора лыж и увеличения устойчивости на льду, а именно:
- комплекс упражнений межсезонья общегорнолыжного характера;
- упражнения для повышения устойчивости на льду;
- рекомендации по преодолению ледяных участков, правила ведения лыж на льду, рекомендации по оптимизации поворота на льду и что делать в экстремальной ситуации на льду. (до этого многое из этих приемов и не слышала);
- практически-статическую тренировку по выполнению поворота на ледяных участках;
- 5 названий лыж различных марок, отличающихся нюансами, рассортированные на порядок тестирования, а так же предварительные особенности поведения каждой лыжи на склоне в сравнении с другими.
- рекомендации по тестированию лыж;
- теоретический курс особенности отдельных марок и технологий, их особенности, технологии и влияния;
- четкую уверенность – спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Что б получить самые оптимальные лыжи – какую то работу надо проделать, и нельзя полагаться на случайные советы;
- люди, имеющие прямое отношение в настоящее время к спорту, и разбирающиеся в моделях лыж, могут довольно точно определить уровень катания и рекомендуемые модели лыж (но не точно выбрать. Это уже сугубо личный функционал). Минимум 75% продавцов в магазинах спортинвентаря не сможет подобрать вам оптимальные лыжи. И лучше не полагаться на их рекомендации (в случае, если Вы не уверены в квалификации продавца).
- в интернете могут дать советы, но этого хватит только обозначения вектора или для первичного подбора оборудования;
- и еще много-много полезной информации.
В общем, осталось совсем немного – при совпадении нужных лыж, меня, снега и спусков оттестировать лыжи и выбрать таки подходящие. Ну и на новых лыжах посмотреть, может все страхи о катании по льду – надуманы...Ну или может все ж удастся получить совпадения - я - снег - склон - инструктор.
И очень интересно все ж, как народ то остальной, кто без тестирования, лыжи то подбирает?
Спасибо большое всем, кто помогал подбирать мне лыжи, и разобраться в особенностях ледяного катания и технологиях и конструкциях отдельных лыж.
точно ненормальная...