Туда, куда два десятилетия назад дни и ночи первооткрыватели, альпинисты и охотники с огромным физическим усилием тропили лыжню, ради достижения своей цели, теперь можно доехать простому туристу с комфортом в кабине гондольного подъёмника менее чем за час.
При таком приятном, лёгком и скоростном подъёме в горы, у многих складывается ошибочное мнение о безопасности горной местности, и туристы продолжают себя вести в горах как в супермаркете в «Black Friday».
Но, даже при всех достижениях цивилизации, горы не являются доступной ярмаркой для всех желающих: неправильное отношение к процессу обучения на горных лыжах и сноуборде, неадекватная оценка своих сил и возможностей, пренебрежение к элементарным правилам безопасности, суета и нервотрёпка приводят к серьёзным ошибкам, плохому настроению и последующим проблемам (иногда фатальным).

Именно поэтому определённая часть любителей горнолыжного спорта до сих пор занимается «Backcountry» и «Ski tour», желая быть подальше от техногенного шума, некорректного поведения туристов на склонах и очередей на подъёмник. Снегопад никогда не являлся и не будет являться акцией «небесной канцелярии» по производству снега!
Кстати, о суете и эгоизме... Одну мою знакомую сбила девушка на склоне во время спуска (та неадекватно шустро ехала по трассе, снимая себя на телефон с помощью «Selfi-палки» и громко восторгалась увиденным). Кроме того, что всё её внимание было направлено на камеру, размах её рук вместе с модным девайсом составлял три метра. Не трудно догадаться, что на узких и плохо просматриваемых участках трассы она выглядела как боевой берсерк, сметающий всех на своём пути.
После этого неприятного инцидента, виновница столкновения скоротечно извинилась и поехала дальше по трассе, не заметив появившийся раны на моей знакомой... Скорее всего, у "данной особы" и аптечки то не было (да и времени ею пользоваться). А зачем ей этот лишний "груз"?

Можно сделать много выводов из сложившейся ситуации, но главный такой: безусловно, помимо опасности для других, она представляла опасность, в первую очередь, для себя! У неё не было возможности адекватно оценивать сложность участка и особенности рельефа, снежную обстановку, количество катающихся и т.д. Не повторяйте её ошибок! Помните о том, что в случае травмирования в первую очередь необходимо вызвать спасателей, а также самостоятельно оказать первую помощь.
После неудачного инцидента на склоне, знакомая провела оставшееся время в местной больнице. Ей наложили швы, а синяк на лице от удара «Selfie-палкой» прошёл только через неделю. Прощай недельный скипасс и новогоднее настроение...
Похожая проблема, вызывающая, в первую очередь, отвлечение внимания катающегося при спуске, возникает при использовании музыкальных наушников. Лавин не услышать и криков о помощи тоже...
Однажды мы эвакуировали пострадавшего с горы, который находился в акье ( у него была травма бедра, он первый раз поехал один (!) в глухой лес для тестирования новых лыж, то же себя снимал на Go-pro... горе фрирайдер...). Оперативно же эвакуировать пострадавшего у нас не получилось. И вот почему. Выехав благополучно из леса на трассу вместе с акьёй (где лежал наш "новый знакомый"), мы оказались заблокированны ехавшим впереди «чудо - лыжником». Тот с слушал отборный gangsta – рэп через наушники, да с такой высокой громкостью, что слышали даже мы.
В общей сложности мы потеряли примерно три минуты, пытаясь обратить на себя внимание свистом и криком, чтобы тот нас пропустил вперед. При травме бедра такая потеря времени является абсолютно ненужной.

Как всё-таки провести отпуск в горах незабываемо, интересно и, самое главное, безопасно?
Как показал опыт и личное наблюдение- всё дело в стереотипах и деталях.
Количество кубометров свежего «съеденного» пухляка и километры исполосованной кантами «вафельки» далеко не всегда прямо влияют на горнолыжное счастье (и сноубордическое, поговаривают, тоже). На горнолыжных курортах люди общаются, знакомятся, любят, помогают, созерцают, рисуют, фотографируют, узнают, думают. Пребывание в горах делает нас гармоничнее и целостное, а общение становится вдумчивым, ценным и более осмысленным.
Кто-то сказал, что отличительная черта нашего современного общества - беспорядочная активная суета, по сути являющаяся рефлексией. Горячий тур на горнолыжный курорт, к сожалению, не позволяет прочувствовать «цену победы». И дело вот ещё в чём. Приезжая на горнолыжный курорт, наш организм не успевает за планами на катание. На то, чтобы перестроиться на высокую физическую активность (мышечная память, координация) и адаптироваться к другой среде (температура, влажность, электромагнитный фон, ультрафиолет и т.д.), нужно время.
Зная это, лучше всего первый день в горах провести не на «полную». «Вкатываться постепенно», достаточно разминаться и активно ходить - является основной рекомендацией. Статистика травм подтверждает - первый день катания один из самых травмоопасных.
Любите себя и окружающих: если Вы хотите научиться правильной технике катания или продолжить прогрессировать, лучшим выбором будет обращение к квалифицированному инструктору. Одно-два занятия со специалистом на два\три порядка уменьшают риск получить травму на склоне! Если говорить о катании вне трасс, то ТОЛЬКО с гидами, при адекватной лавинной обстановке и в полной боевой выкладке (рюкзак АВС, биппер, лопата, щуп, аптечка, защита). Новостная лента, сожалению, уже полна печальных новостей...
О лавинах...Однажды мои друзья из противолавинной службы подобрали дикую лису, попавшую под лавину. У животного был сломан позвоночник и имелись еще множество серьёзных травм. Ребята принесли её буквально «на руках» из снежного плена (хотя та упорно ползла от них на передних лапах). Мы ввели противошоковые и обезболивающие препараты и соорудили жесткую переноску, при этом параллельно консультируясь по телефону с ветеринарами и ища клинику для последующего лечения. Думали так же и о приюте для диких животных, где лиса смогла бы жить после восстановления от травм (тогда речь шла именно о жизни, способность самостоятельно передвигаться животное, скорое всего, утратило бы).

К сожалению, лиса умерла на операционном столе, полученные от лавины травмы оказались сильнее этого умного и выносливого дикого животного. Хочется сказать, что будь у неё биппер и всё выше перечисленное снаряжение, то этого бы не произошло, но нет....Горы есть горы. Наличие опытного гида, биппера, рюкзака ABC, щупа и лопаты не гарантируют вам 100% безопасность.
Другими словами, если Вы НЕ планируете закончить отпуск спуском в спасательной акье, то будьте внимательны и соберите полную информацию о предстоящем дне (погода, лавинная обстановка, работа канатных дорог). Не будет и лишним заранее спланировать свой день и предстоящие маршруты, а также изучать информационные знаки, сложность и особенность трасс. Одним из необходимых условий для безопасного катание является знание правил FIS. Это свод международных правил поведения на горнолыжном склоне, своего рода ПДД для лыжников и сноубордистов. Именно эти правила, кстати, являются и основным правовым документом при урегулировании спорных моментов при столкновении на склоне и любых иных конфликтных ситуаций. Изучите их, всего 10 правил и они просты.
Всё же, если не дай снежный Бог, вы получили травму и не можете самостоятельно произвести спуск с горы, лыжный патруль поможет вам. Номер патруля (спасателей), как правило, указывается на скипассе. В акье рекомендуется лежать спокойно, наслаждаться спуском и думать про Англию (или маму).

*«Акья» - сани - волокуши, предназначенные для транспортировки пострадавших в горной местности. Применяются, в том числе, на сложных участках гор, с большим уклоном, где снегоход и другая техника использоваться не могут. Акья - самое распространённое и узнаваемое спасательное транспортное средство на любом горнолыжном курорте.
Историческая справка: прототип современной акьи предположительно был изобретен индейцами Северной Америки и назывался «тобогган» , и предназначался для перевозки грузов по глубокому снегу. Впоследствии был многократно модернизирован.

Автор : Фролов Игорь - врач, спасатель, сотрудник Ski-patrol,
автор методического издания "Первая горнолыжная помощь".
Иллюстратор - Каменская Я.В.
- свои лыжи... знайте как устроены и как работают ваши крепления, если прокат то знайте как проверить и не ленитесь спросить как если что подтянуть и подкрутить
.... причина = в прокате поставили крепы так что .. ну выстегиваются почем зря ... давай сейчас разбремся с этой прокатной лабудой ( лезу искать мультитул).. да фиг с ним - аккуратненько доеду... Доехала спиной в бруствер от ратрака - не акья но катанию конец
- получена травма на трассе... вроде как можно спуститься но изучите условия страхования - может и не нужно! Суть в том что если вы "просто пришли в медпункт" вы травмировались "где то в рф" а не на лыжах.
- свою аптечку можно применять ( бинт, пластырь) но не таблетки... любые!
- катание уставшим для начинающего... и вы уже наполовину в акье.
- катание закончилось когда "лыжи у печки стоят" и не раньше