Автор выражает признательность пользователю Skier, чьи регулярные комментарии подвигают меня писать посты, связанные с поездками в Альпы. Значит, они не оставляют людей равнодушными. А это, согласитесь, важно.
Этот рассказ не про катание на лыжах, хотя непосредственно связан с нашей поездкой в этом году в Поцца-ди-Фасса ( "Доломитовые Альпы. Поцца-ди-Фасса или в поисках радужных русофобов.") Ранее в своем посте «После лыж», я рассказывал, что поездки в Альпы имеют для нас большее значение и оставляют след более длинный, чем собственно катание на лыжах. Так получилось и в этот раз. Причем, весьма неожиданным образом. Но для понимания того, что именно произошло и почему это оаказлость так важно, надо вернуться почти на 50 лет назад, во времена СССР. При этом полагаю, что значительной части пользователей Ski.ru об этой прекрасной эпохе также есть что вспомнить.
У каждого из нас есть какие-то воспоминания о детских или отроческих увлечениях, к которым мы периодически возвращаемся. У меня и моих друзей в числе таких сильных увлечений в школьные годы были мопеды. Обзавелись мы ими после 7-го класса, когда нам исполнилось четырнадцать лет. У меня был Верховина-6. Производили его на Львовском мотозаводе, а двигатель делали в Коврове, где тогда выпускались еще мотоциклы «Восход». У кого-то была тоже «Верховина», у кого-то Рига. Но «Верховина» считалась круче. Темно-вишневый цвет, удлиненное седло, хромированные крылья. Выглядел он почти как мотоцикл. Так что, сами понимаете, обладание таким чудом техники было предметом особой гордости.
И, естественно, не только обладание. В те далекие времена дети, ну и тем более подростки, пользовались гораздо большей степенью свободы, чем сейчас. Где и как мы проводили время, родителей особенно не беспокоило. Главное, чтобы мы приходили ночевать домой. Поэтому в летнее время мы садились на мопеды и укатывали на речку или отправлялись в какие-то поездки по окрестным дорогам. Движение в те времена было, конечно, совсем не таким, как сейчас. Но все-таки не скажу, что эти вояжи были совсем безобидны.
Ну и особенно наши ночные гонки. Дело в том, что у меня и моего близкого друга были дачи за городом в одном садовом обществе. Ну и периодически мы отпрашивались у родителей там заночевать. А дело в том, что после седьмого класса мы уже начали выпивать. И так, достаточно уже основательно. Ну и в компании были ребята постарше, что тоже накладывало свой отпечаток. Ассортимент при этом был достаточно разнообразный – плодово-ягодные, сухие, крепленые вина, да и водка периодически случалась. Ну и вот эти дачные ночевки проходили по такому сценарию. Собиралась компания на мопедах, ехали на дачу. Там начиналось застолье. Ну особого застолья в плане еды не было, конечно. Картошечка, помидорчики, огурчики, консервы. Ну и выпивка, конечно. Между прочим, иногда и весьма неплохая. Особенно на эти дачные ночевки, потому как все-таки это было такое, особенное мероприятие. Например, покупали частенько болгарские вина: «Медвежья кровь», «Тамянка». Из сигарет по такому случаю покупали обычно «Космос». Шестьдесят копеек, между прочим, стоил.
Ну и подкрепившись, наговорившись, садились на мопеды и устраивали ночные гонки. После чего ехали на речку, это уже где-то в часа в два-три ночи, и там происходило ночное купание. Надо сказать, что выглядело это довольно живописно. Ночь, над водой стелется туман, мы раздеваемся и голышом прыгаем с нырялки в воду. Ну и уже накупавшись, едем на дачу и укладываемся спать.
Но, кроме вот таких развлечений, мопеды давли и вполне полезные навыки. Каких-то сервисов тогда не было. А с мопедами периодически случались разные поломки. Так что вся компания собиралась, чтобы заняться ремонтом. Причем, иногда это были и вполне серьезные работы. Например, переборка двигателя.
А у старшего брата был мотоцикл «Ява-350». Сами понимаете, это самый по тем временам топ мотоциклетной техники. Ну и в старших классах, и когда я учился в институте, он периодически давал мне на нем поездить. Понятно. что ни о каких гонках или поездках после выпивки речи уже не было. Поездка на «Яве» это было уже такое, ответственное мероприятие. Признание того, что я вполне взрослый человек и мне можно доверить такую серьезную технику. В общественно-полезных целях. Например, отвезти родителей на дачу. К моменту окончания школы мопед продали, а ближе к завершению моей учебы в институте, и «Яву». Так что катание на мопеде или мотоцикле осталось только в воспоминаниях.
Но, полагаю, вы поняли, что мопед и мотоцикл – это были не просто какие-то объекты. Это то, что называют гештальтом. Некий целостный образ, в котором переплетены и сам объект, и потребности, которые он удовлетворяет, и воспоминания, и мечты о будущем.
Собственно, тогда этот гештальт оказался закрытым. В 90-е годы пришли другие потребности и поездки на мототехнике как-то перестали быть актуальными. К тому времени я женился, у нас родилась дочь. Мы жили тогда с родителями в небольшом провинциальном городе. У нас была дача, пара огородов, на которых сажали картошку и другие овощи. И тут уже нужен был не мотоцикл, а машина.
Но вот с этим была проблема. К тому времени родители уже давно были на пенсии, а небольшие сбережения, которые они смогли накопить, обесценились в 1991 году. Я после института остался там работать младшим научным сотрудником. Потом, когда стало понятно, что на эти деньги не проживешь, занялся бизнесом. Вернее, ушли мы из лаборатории компанией в несколько человек, рассчитывая, что сможем продолжить профильную работу. Но все быстро перешло в режим купили-перепродали. Да и эта деятельность не получилась какой-то особо доходной. Так что через некоторое время все разбежались в разные стороны. Ну а я продолжил заниматься этим немудреным бизнесом. Покупал на совместном советско-итальянском предприятии детскую обувь и развозил ее по магазинам. Жена сидела дома с маленьким ребенком. В общем, на жизнь худо-бедно хватало, а на автомобиль рассчитывать не приходилось.
Но тут помогли родители жены. У них был старенький ЛУАЗ и, кроме того, они купили 99-ую Ладу. Ну и решили ЛУАЗ отдать нам. Вот это, скажу я вам, был подарок. Этой машине я обрадовался так, как не радовался потом уже никакой другой. Я упоминал, что у нас была дача и огороды. На огородах сажали картошку. И например, когда ее убирали по осени, то перевозить ее приходилось пешком на велосипеде, по паре мешков, перекинутых через раму. Ну и родители, люди старой закалки, хотя уже были в возрасте, постоянно норовили сами втихаря выполнить какую-нибудь тяжелую работу. Что-то привезти, увезти и т.д. И меня очень расстраивало, что им приходится этим заниматься.
В общем, в такой ситуации появление ЛУАЗа было каким-то чудом. Ну и если кто-то не знает, это был уникальный грузо-пассажирский автомобиль. Он был специально спроектирован для жителей сельской местности, а также некоторые модификации использовались в армии. Например, был ЛУАЗ-амфибия. Повышенную проходимость обеспечивали пониженная передача и возможность блокировки заднего дифференциала. А небольшой вес в совокупности с этими опциями позволяли ему буквально ползти по любому бездорожью. Задний борт у него откидывался, удлиняя кузов. Задние сиденья были небольшие, складывались и пристегивались к бортам. В итоге получался кузов с ровным металлическим полом. И вся эта конструкция позволяла перевозить мешки с картошкой, кирпичи, песок, цемент, доски и всякие прочие хозяйственно-строительные грузы. Верх у ЛУАЗа был брезентовый, так что если его откинуть, то можно было везти и нестандартный по высоте груз. Например, поставить холодильник или привезти какое-нибудь плодовое дерево на дачу.
Благодаря наличию этой чудо-техники были решены многие хозяйственно-строительные задачи. Куплен и достроен полуразвалившийся гараж в городе, устроен погреб на даче. Ну и, конечно, решились транспортные проблемы. На работу, с работы, по магазинам, на дачу, на природу.
Как вы поняли, это был очередной гештальт. Такой, автомобильно-семейно-хозяйственный. И он был благополучно закрыт. К тому времени я уже работал в банке, стал хорошо зарабатывать. Пересел на обычный легковой автомобиль. Ну а ЛУАЗ перекочевал к брату жены. Формат нашей семейной жизни также изменился. Картошку мы сажать перестали, личный транспорт в качестве грузовиков использовать тоже. Ну и много чего еще поменялось. Раньше, например, радовались, когда удалось в Анапу с дочерью поехать на базу отдыха. Причем самой вкусной едой в этой поездке были подмаринованные овощи, которые мы покупали по дороге с моря домой, и разливное вино бледно-розового цвета из бочки. И то, позволить мы тогда могли себе по одному фаршированному помидору на человека в день. Ну а потом уже начали ездить на море в Турцию, Египет, Испанию, Грецию. Ну и в какой-то момент уже горные лыжи освоили. И начали, как и все прочие, ездить в Европу кататься.
Прошли годы. Вроде все в жизни было устроено, но вдруг старые забытые гештальты стали всплывать. Стал вспоминаться мопедно-мотоциклетный период жизни и захотелось купить мотоцикл. И я даже пошел и получил права нужной категории. Правда, дальше этого не пошло. Хотя один раз, отправившись с младшей дочерью на виндсерфинг на Кос, я взял в прокате хороший скоростной скутер, и мы с ней покатали по острову. Хорошие впечатления получились. Как в школьные годы. Но вот на покупку мотоцикла я так и не сподвигся. Дело в том, что летом мы жили в деревне. Поездки на работу и с работы, учитывая расстояние, нашу неустойчивую погоду и то, что что-то все время надо купить и привезти с собой, лучше было совершать на машине. А в деревне вроде лучше покататься на велосипедах с детьми. Да и полезнее при нашей сидячей работе. В общем, думал, думал, но так и не собрался что-то купить.
Потом стал ЛУАЗ всплывать. Тут уже больше с практической точки зрения. Вывезти с участка траву, ветки и прочее. Дрова привезти, доски, песочек, земли и т.д. В деревне хватает таких дел. Но ЛУАЗов сейчас не выпускают. Можно, конечно, какой-то прицеп для этих целей иметь, но это целая история. Прицепить его, отцепить, чтобы несколько мешков травы вывезти. Кто-то для этих целей квадрик заводит. Или с прицепом, или грузовой. Но квадрик в числе моих гештальтов (открытых или закрытых) не фигурировал ни в каком виде. В общем, и всплывший гештальт грузо-пассажирской автомобильной техники стал, как призрак, бродить по уголкам моего сознания.
Сами понимаете, все это не лучшим образом сказывалось на моем морально-психологическом состоянии. Помните эту известную фразу почтальона Печкина: «Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну.» Но с велосипедом все-таки проще. А тут надо было закрыть сразу два гештальта: мотоцикл и грузо-пассажирский автомобиль.
И вот в этом году отправились мы в последний день перед отъездом из Поцца-ди-Фасса прогуляться по поселку и сделать еще несколько фотографий. Тем более, что случилась солнечная погода и можно было какие-то виды переснять в более красивом формате. Идем, фотографируем старые дома, какие-то деревенские украшения, что-то отмечаем, как походящее для наших загородных экстерьеров. Заворачиваем в один из дворов и тут меня как током прошибает. У сарая стоит маленький симпатичный агрегат. В СССР был примерно такой, назывался мотороллер «Муравей». Честно говоря, раньше у меня мелькали мысли, не обзавестись ли мне подобной техникой. Но одно дело, когда ты что-то в интернете смотришь, а другое дело, когда идешь по итальянскому альпийскому городку и присматриваешь что-то, что ты увезешь с собой домой в качестве идеи, а потом там реализуешь. Все чакры у тебя в этот момент открыты, и все чувства обострены. В общем, случился классический «ага-эффект», подкрепленный, как полагается, выбросом дофамина.
Ну а дальше приобретение такой техники было делом техники. Подобрать что-то в стиле итальянского оранжевого мотороллера не получилось. Но нашелся вариант даже в большей степени соответствующий двум моим гештальтам одновременно. Называется трицикл "Agiax". Прямо кентавр. Перед мотоцикла, а зад грузовика. Делают, конечно, в Китае, но выдают за технику, сделанную в Ижевске. Но это сейчас сплошь и рядом. Вон яркий пример - автомобиль «Москвич». Впрочем, китайский аппарат по нынешним временам - это вполне подходящий вариант. Не знаю, как бы на меня посмотрели, если бы я на львовской «Верховине» или западноукраинском луцком «ЛУАЗе» сейчас начал разъезжать. Тут вон в Италию съездишь на лыжах покататься, так и то потом не знаешь, как отбояриться от наставлений, где и как ты должен свои деньги тратить.
Ну а тут вопросов вроде нет. Потому как считается, что китайские товарищи для нас настоящие товарищи. И, в отличие от недружественных европейских стран, готовы продавать нам свои китайские автомобили, мототехнику и всякие прочие полезные в хозяйстве товары. Гвозди, например. Ну а мы, соответственно, должны эти товары с готовностью покупать. Хотя по поводу покупки гвоздей у китайцев наша уважаемая Валентина Ивановна Матвиенко как-то раз неодобрительно высказалась. Мол, гвозди мы и сами могли бы производить. Но я бы все-таки не был так категоричен. Просто в нынешней ситуации надо выставлять приоритеты. Мы вот сейчас, можно сказать, вбиваем гвозди в крышку гроба однополярного мира. Так что тут вполне можно разделить функции изготовления гвоздей и их вколачивания. Ну и потом, перед нашей страной стоит важная задача - не упустить технологическое лидерство. Вот не так давно наш президент сообщил, что к 2030 году наша страна планирует произвести тысячу самолетов. И тут тоже приходится выбирать. Или гвозди штамповать, или самолеты строить. Я вот лично за самолеты. А китайские товарищи пока пусть гвоздями позанимаются. А мы тем временем и самолеты, и машины, и мотоциклы сами начнем выпускать. А то пока получается, что аппараты типа моего трицикла в Китае стоят меньше одной тысячи долларов, а у нас три с половиной. Хотя дело тут, полагаю, не в китайской жадности, а в мудрой политке нашего правительства. Которое таким образом стимулирует местного производителя. Но пока, правда, не очень получается. Вернее, получается так. Приезжает в разобранном виде трицикл, тут его собирают и продают как российский. Или даже не собирают, а продают в разобранном и упакованном виде. Мне предлагали такой вариант. Тысяч на 20-30 дешевле получается. Но я не решился. Хотя, говорят, тем кто любит сам руками поработать, такой вариант нравится. Полагаю, это отдельный гештальт.
В общем, купил я свой китайско-российский аппарат уже в собранном виде. А привезли мне его из магазина на Мерседесе Спринтер. Что очень символично. Получается, что китайская техника на немецкой ездит. А я, соответственно, на китайской буду. Ну и после доставки трицикла мне оставалось провести небольшое ТО и поставить его на учет. Предвидя возможные проблемы, я обратился к знакомому, имеющему налаженый контакт в ГИБДД. Но какого-то особого содействия не понадобилось. Вроде сначала возникло суждение, что квадроциклы на учет ГИБДД не ставит. Но потом разобрались, что у меня не квадроцикл, а квадрицикл. А это отдельная категория - В1. Хотя мой знакомый определил его другим термином - Пепелац. Но суть не в названии. Как пословица гласит: "Хоть пепелацем назови, только на учет поставь".
В общем, дорогие товарищи, поставил я свой пепелац на учет и покатил в деревню. На улице весна, на душе птицы поют. Гештальты успокоились и даже в состоянии блаженства пребывают. Народ сзади на машинах собрался в почетном кортеже, сигналят. Приветствуют, наверное, меня, радуются, а может, даже и завидуют. В общем, как говорил Владимир Маяковский: «И жизнь хороша, и жить хорошо!» Жена, правда, другое мнение по этому поводу высказала. Что они через сплошную не хотели на встречку выезжать. А потому как я двигался со скоростью примерно 50 км/час, то восторга они не испытывали. Но, сами понимаете, женщины вряд ли могут понять восторги мужчин по поводу мототехники.
Ну и, напоследок, не могу не заметить, что вот не поехал бы я кататься на лыжах в Альпы, так бы и пребывал в состоянии почтальона Печкина. А теперь точно добреть начну. Чего и всем вам желаю. А Скайеру персонально.