Эпиграфом к посту могла бы стать фраза Бенджамина Франклина: «Не подготовившись, вы готовитесь к провалу».
Это актуально и при планировании катания на сплитборде в бэккантри. Хотя в вашем распоряжении никогда не будет ответов на все существующие вопросы, правильные источники и поиск наиболее точной информации, безусловно, помогут вам принимать более безопасные и взвешенные решения.
Разделим подготовку на 3 этапа:
В долгосрочной перспективе
Чем раньше вы начнете этот этап, тем лучше. У тех счастливчиков, которые живут в горах, есть возможность отслеживать погодные условия (снегопады, ветер, колебания температуры, лавинную обстановку и тд) - это бесценная информация для понимания условий вне трасс. Однако в распоряжении остальных тоже есть некоторые инструменты. В большинстве горных регионов мира есть местная служба информации о лавинах, которая предоставляет как долгосрочные, так и текущие прогнозы местной лавинной обстановки. Франция, США и даже Шотландия предоставляют подробные сводки лавин.
Никакие часы просмотров веб-камер или облизывание пальца и удержание его против ветра, не может сравниться с многолетним опытом и знаниями о горах.
И если вы планируете отправиться в регионы, где такая информация особенно скудна, например в Гималаи, то, вероятно, у вас есть номер телефона Джереми Джонса на быстром наборе)).
Тем, кто немного в теме, стоит в первую очередь выкопать снежный шурф (глубокую яму, чтобы были видны разные слои снега, которые можно сравнить с кольцами на пне). По слоям можно определить надежность снежного покрова - слабые плиты, таяние/замерзание слоев, глубинная изморозь и тд. Всегда имейте в виду, что шурф показывает не более, чем состояние снега именно в том месте, в котором вы копаете. Никогда не рассматривайте это как зеленый свет к катанию любой линии в этот день.
С учетом всего сказанного, самым простым решением будет всегда нанимать квалифицированного местного горного гида.
За ночь до..,
Самое время сесть с друзьями, достать карту, открыть сводку лавин и начать прорабатывать более мелкие детали вашего похода. К этому моменту вы уже должны знать о состоянии снега и погодных условиях за прошедшее время.
Информация о лавинной обстановке непосредственно в ночь перед выходом поможет учесть более локальные погодные изменения. Вы должны оценить риски на всех высотах, на которых планируете кататься, а также принять к сведению недавние перемены в стабильности снежного покрова из-за прошедших снегопадов, ветров и изменений температуры.
Конечно, это прекрасная привычка - записывать свой план А на день, включая ключевые координаты, расчетные временные промежутки и потенциальные риски, связанные с крутизной склонов, высотой гор или слишком ярким солнцем. Однако куда важнее обдумать планы B, C и D, если условия или способности группы не будут соответствовать ожидаемым. Никто не хочет подниматься на вершину только для того, чтобы понять, что вы опоздали на 2 часа и теперь не сможете безопасно спуститься вниз.
Тот самый день
Это третий, заключительный и, без сомнения, самый важный этап плана. Вам нужно перепроверить все предположения, которые вы сделали в долгосрочной перспективе и накануне вечером.
Соответствуют ли погодные условия тому, что вы планировали? Местный лыжный патруль дал другую оценку лавинной обстановки по сравнению с тем, что вы читали накануне вечером? Состояние снега меняется быстрее, чем вы думали? Вы видели естественные лавины или лавины, вызванные райдерами, на тех же участках, на которых сами планировали ехать?
Ничего не принимайте как должное, условия в горах могут измениться за считанные минуты. Знания опытного гида никогда не следует игнорировать, даже если они противоречат ранее полученным знаниям.
С учетом сказанного, когда звезды совпадают, план хорошо продуман, а гид принимает правильные решения, вас ждет отменное катание!
Учитесь, оставайтесь в безопасности и увидимся на горе!
/перевод с английского: О. Трунова/
Три раза надо проверить 3 вещи:
- за день до, снежные условия, место катания, состояние и возможности райдеров.
- то же самое в утро выхода.
- то же самое перед спуском.
Werner Munter described a structure to assess the avalanche danger. With this so called “3x3” method, the three factors condi- tions, terrain and human factor were combined and assessed at three different levels (prepara- tion, assessment in terrain, individual slope). The decision on the individual slope was made based on the result of the Rutschblocktest.
https://arc.lib.montana.edu/snow-science/objects/issw-2009-0654-0658.pdf