Эльбрус с 23 по 29 декабря! 23 Декабря 2024 - 29 Декабря 2024 Россия, Приэльбрусье
Ищу компанию Домбай-Эльбрус 24 Февраля 2025 - 7 Марта 2025 Россия, Домбай, Приэльбрусье
Эльбрус в конце декабря Декабрь 2024 - Декабрь 2024 Россия, Приэльбрусье
+23

Как спасают на самой высокой горе Европы. О работе отряда «Эльбрус» МЧС России

Reports Лента автора 10 Ноября 2017 (18:16) Просмотров: 5427 26


Несмотря на то, что аббревиатура МЧС знакома каждому, о работе спасателей известно не много. Имеют место заблуждения и стереотипы, а от этого - неверное понимание меры собственной ответственности во время пребывания в горах. Чтобы еще раз напомнить любителям снега о том, как избежать попадания в чрезвычайную ситуацию и о том, как вести себя на склоне, что делать, а главное — что не делать, чтобы не затягивать спасательную операцию, мы обратились к Руслану Шамприани, начальнику одного из поисково-спасательных подразделений отряда «Эльбрус».

SKI.ru: Руслан, из Интернета мы знаем, что входит в основные обязанности спасателей. Это контроль над ситуацией на горнолыжных трассах,  регулярный объезд выделенного участка, эвакуация пострадавших в пункт врачебной помощи, при необходимости – оказание первой медицинской помощи, «закрытие» трасс после окончания работы курорта. Так ли это? Расскажите, как организована работа МЧС и чем еще занимаются спасатели.

Руслан Ш.: Для начала давайте разграничим спасательную службу курорта (горнолыжного комплекса) и Эльбрусский высокогорный поисково-спасательный отряд МЧС России. То, что вы перечислили: эвакуация пострадавшего с трассы, оказание экстренной доврачебной помощи в зоне курорта, «закрытие» и мониторинг трасс — это работа спасателей, которые относятся к горнолыжному комплексу. Дежурство на горнолыжном курорте обычно осуществляет отряд из 5 человек. К нам обращаются только в случае, если ЧП произошло за пределами курорта или, когда случается особенно большой наплыв туристов. Конечно, мы помогаем коллегам, но постоянно в зоне курорта не находимся. Наша задача заключается в организации и проведении спасательных операций вне зоны курорта. В состав отряда «Эльбрус» МЧС РФ на сегодня входит 72 спасателя, из которых пятеро — международного и 34 — первого класса. 

Как происходит вызов спасателей? Все очень просто. Обращаясь за помощью по телефону 112,  человек обращается в главное управление Чрезвычайных Ситуаций города Нальчик. Из Нальчика звонок переадресовывается к оперативному дежурному спасательной службы отряда «Эльбрус», и уже от дежурного диспетчера мы получаем информацию о несчастном случае. На переадресацию вызова в среднем уходит от 20 минут с момента обращения. Напрямую к нам очень редко обращаются, хотя телефон отряда МЧС имеется на каждом стенде курорта Эльбрус.


SKI.ru: В среднем сколько времени может потребоваться отряду, чтобы прибыть на место происшествия?
Руслан Ш.: Конечно, мы делаем все возможное, чтобы максимально сократить время прибытия на место происшествия. Но снегоход вне зоны курорта малоэффективен, а погодные условия не всегда позволяют воспользоваться спасательным вертолетом. Основной способ доставки спасательного отряда к месту назначения — это канатная дорога. Чтобы добраться до третьей станции курорта Эльбруса, потребуется не менее 40 минут. Затем какое-то время уходит на скитур, чтобы выйти на маршрут, по которому ехал пострадавший. Спуск к месту происшествия обычно не занимает много времени. Все ребята в отряде очень хорошо катаются и профессионально владеют всеми альпинистскими навыками.

Так происходит, если мы точно знаем, где случилось ЧП. Но часто поступают звонки такого содержания: «Требуется помощь, где находимся — не знаем». Тогда нам предстоит по расспросам установить, где именно находится человек или группа людей. Конечно, такой способ не самый надежный. Было бы намного проще, если бы люди серьезней относились к катанию в горах и лучше бы ориентировались на местности. Некоторые, находясь в состоянии шока, путают «право» и «лево». Бывают случаи, когда турист описывает рельеф слева от канатки, утверждая при этом, что ехал все время направо. Но даже по таким сбивчивым описаниям нам удается найти людей и оказать им помощь.

 SKI.ru: Как долго может длиться спасательная операция и насколько часто к Вам обращаются?
Руслан Ш.: На длительность спасательной операции влияет много факторов. Как уже говорили, существенно затрудняют поиски отсутствие координат и четких ориентиров. Свои коррективы вносит труднодоступный район поисков, погодные условия также могут стать причиной прерывания спасательной операции. Согласно законодательству, спасательные работы длятся до 7 дней. Затем из постоянных поисков переходим на периодические.

Как часто обращаются в МЧС? К сожалению, несчастные случаи в горах случаются часто. За 2016 год спасатели Эльбрусского поисково-спасательного МЧС РФ в горах Кабардино-Балкарии помогли более чем 300 туристам. Сорок восемь человек, к сожалению, спасти не удалось.

Зимой работы чуть меньше, это, наверное, потому, что летом наша работа больше связана с отрядами, совершающими восхождение на Эльбрус.

Сейчас Кабардино-Балкария является самой популярной в туристическом отношении республикой Северного Кавказа. Курорт развивается, но, к сожалению, культура поведения в горах, умение читать рельеф оставляют желать лучшего.

С третьей станции гондольного подъемника Гара-Баши ледник стал более доступен для внетрассового катания, что не делает его менее опасным. К сожалению, не все любители фрирайда знакомы со спецификой катания по закрытому леднику. В таком леднике имеются трещины, которые практически не видны с поверхности. Они заметены снегом, но при этом снежные мосты, закрывающие трещину, могут быть недостаточно прочны и способны обрушиться под весом человека. Зачастую лыжник или сноубордист и не подозревает, насколько опасно катание по леднику. Такая беспечность достаточно часто является причиной несчастных случаев, связанных с попаданием в трещину. Попадание в трещину грозит человеку серьезными повреждениями, переломами и обморожениями. Случалось, что люди гибли в трещинах ледника раньше, чем поспевала помощь.


SKI.ru: Все помнят печальную историю, случившуюся 3 марта 2017 года и унесшую жизни 7 человек. Как часто случаются такие трагедии?
 
Руслан Ш.: безусловно. лавины представляют большую опасность. Когда происходит контролируемый сброс снежной массы, мы активно сотрудничаем с противолавинной службой. Они заранее предупреждают нас о проведении противолавинных мероприятий. В нашу задачу ходит обеспечение безопасности населения (оцепление, оповещение, просматриваем зоны схода лавин). Такие мероприятия проводятся достаточно часто и не представляют опасности для населения.

Но когда причиной схода лавины является человек, благополучный исход не может гарантировать никто. Самосход масштабных лавин случается редко. Последний раз похожая трагедия произошла в 2003 году, когда в Северном цирке Чегета погибли 7 человек. При этом лавины меньшего масштаба сходят достаточно часто, и практически в каждом случае причиной неконтролируемого схода снежной массы являются действия человека. На Чегете случаев с лавинами больше. Это объясняется более крутым рельефом горы, что в свою очередь делает катание на Чегете потенциально лавиноопасным. Хотя бывает, что и на Эльбрусе за пределами трасс случается неконтролируемый сход снежных масс.

SKI.ru: Чтобы Вы порекомендовали любителям внетрассового катания в Приэльбрусье?
Руслан Ш.: Во избежание попадания в лавину, я бы настоятельно рекомендовал любителям внетрассового катания регулярно посещать курсы или лекции по лавинной безопасности, иметь при себе и уметь пользоваться лавинным снаряжением и пользоваться услугами авторитетных гидов. Не стоит ожидать, что гид на все 100% может предвидеть сход лавины, но его опыт и высокая квалификация позволяет минимизировать такие риски. Все гиды, которые давно работают в Приэльбрусье, регулярно посещают лекции и семинары по лавинной безопасности. Досконально знают рельеф. Умеют своевременно и правильно оказывать первую медицинскую помощь.
 
SKI.ru: С какими ещё случаями приходится сталкиваться?
Руслан Ш.: к частым случаям я бы отнес поиски заблудившихся людей. Теряются, в основном, на Эльбрусе. Это и понятно: на Эльбрусе катается больше туристов, они посещают кафе, расслабляются. На высоте чувство опасности притупляется. Завершая день, некоторые туристы, переоценив свои возможности, решают прокатиться рядом с трассой или за ее пределами. Рельеф Эльбруса коварен: много скальных сбросов, труднопроходимых ущелий. Часто туристы ошибаются проездом и попадают на скальники. Не имея специального снаряжения, они не могут спуститься самостоятельно и обращаются за помощью.

У таких спасательных операций есть своя специфика: как правило, работы начинаются под вечер и длятся уже в темноте. Думаю, это связано с тем, что проходит достаточно много времени, прежде чем человек понимает, что потерялся. Пока примут вызов и сформируется спасательная бригада, пока включат канатки и т.д., время уходит и спасательные работы ведутся уже в сумерках. Однажды мне с напарником пришлось дюльферить 200 (!) метров практически в полной темноте, чтобы спасти незадачливых туристов, которые ошиблись заходом от станции Мир и застряли на скале.

Почему люди теряются? Причин тому много: это и изменение погодных условий - внезапно начавшаяся пурга или туман могут сбить с пути ложным ориентиром. Незнание рельефа, неумение читать гору могут завести любителей фрирайда в непроходимое ущелье. Бывает, в такие истории попадают люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Два года назад был случай, когда двое приятелей - лыжник и сноубордист, посидев в кафе до закрытия курорта, решили завершить день спуском вне трассы с Гара-Баши. По дороге сноубордисту стало плохо. Непонятно, что именно с ним случилось, но продолжать спуск он не смог. Лыжник сумел спуститься с горы в одиночку и вызвал спасателей, которые уже и эвакуировали незадачливого приятеля.

SKI.ru:  Что бы Вы посоветовали иметь при себе любителям кататься вне трасс?
Руслан Ш.: Отправляясь кататься вне трасс, я бы рекомендовал лыжникам и сноубордистам, кроме лавинного снаряжения положить в рюкзак веревку, фонарик, теплую одежду. Обязательно иметь при себе рацию и телефон с телефонными номерами службы спасения. Если туристы спускаются группой, то было бы не лишним распределять обязанности между собой: кто отрывает, кто закрывает. Не терять никого из виду и ждать товарищей.


SKI.ru: В интернете много историй о том, как потерявшись, люди обращаются в спасательную службу, а затем продолжают движение. Причины могут быть разные. Низкая температура, появление ориентиров и т.д. Допустимы ли такие действия группы? Какую ответственность понесет турист за ложный вызов?
Руслан М.: К сожалению, ложные вызовы — это действительно проблема. Согласно нашему законодательству, турист не несет никакой ответственности за ложный вызов. Бывают случаи, когда мы находим «потерявшихся» людей в кафе или в баре, но каких либо законных мер воздействия, к сожалению, не предусмотрено. 
 
Может ли группа самостоятельно продолжать движение после вызова спасательного отряда? На мой взгляд — почему бы нет. Если группа принимает режешие продолжать движение, им необходимо корректировать свои действия с диспетчером спасательной службы или непосредственно со спасателями, осуществляющими спасательную операцию. Если такой возможности нет, то я бы не рекомендавал бы продолжать движение. Несогласованность действий может привести к усулублению и без того сложной ситуации и затягиванию поисково-спасательных работ.    
 
SKI.ru: Сколько стоит спасательная операция, как происходит взаимодействие со страховыми компаниями?
 
Руслан Ш.: Все спасательные операции мы проводим бесплатно для пострадавших. К сожалению, у нас нет четко отработанной схемы взаимодействия с зарубежными страховыми компаниями. Иностранных граждан мы так же спасаем бесплатно.  

SKI.ru: Вы часто бываете на Европейских курортах, общаетесь с коллегами. Стоит ли заимствовать что-то из опыта зарубежных коллег? Или на российских курортах имеется своя специфика, делающая применение «их методов» не эффективными?

Руслан Ш.: Скажу без ложной скромности, что мы работаем быстрее и оперативнее, чем сотрудники спасательных служб на Западе. У наc меньше волокиты и бюрократизма. Единственное, что я бы позаимствовал у зарубежных коллег — это современное оборудование. В Европе вертолет дежурит на каждом курорте. Почему у нас по-другому - сложно объяснить. Это вопрос точно не к нам. Наличие техники и оснащение спасательной службы современным оборудованием существенно облегчило бы нашу работу. 

Что бы мне хотелось видеть на курорте? Наверное — лыжный патруль, наделенный полномочиями блюстителей порядка. Как в Европе. При таком большом количестве отдыхающих на Эльбрусе контроль за порядком в зоне курорта был бы не лишним. Это могло бы сократить число несчастных случаев в зоне курорта.

SKI.ru: Руслан, спасибо за то, что нашли время и подробно  рассказали о Вашей работе. Надеюсь, Ваши советы и рекомендации будут полезны отдыхающим и работы у Вас станет чуточку меньше!

Полезные контакты:

Оперативный дежурный МЧС: 112, 8 (938) 080-17-23, 8 (866) 387-14-89
Спасатели на Чегете +7-928-700-2305, +7-928-950-3942, +7-928-715-2288, +7-928-083-5877​
+23
  • 14
  • 4
  • 3
+1  
Smith    10 Ноября 2017 (21:26)   #
И никакого нытья о незавидной доле и разрывания тельняшки. Потому, что это настоящие профессиналы.
К таким людям только уважение.
0  
gungan    12 Ноября 2017 (15:28)   #
У них нет никакой незавидной доли, МЧС- это федеральное снабжение, одеты с иголочки, полный комплект штата, 15 лет и на пенсию. Туда мечтают устроиться.
В других местах работают субъектовые спасатели, которыхгоняют как сраные вёдра за нищую зарплату, снаряжение выдают по минимуму и работают они на чистом энтузиазме до 60-ти лет, а деньги на жизнь зарабатывают на другой работе.
  • 1
  • 1
  • 1
0  
medoparic    12 Ноября 2017 (16:04)   #

Специально для Тюменских налогоплательщиков:


Может ли группа самостоятельно продолжать движение после вызова спасательного отряда? На мой взгляд — почему бы нет.

Если группа принимает режешие продолжать движение, им необходимо корректировать свои действия с диспетчером спасательной службы или непосредственно со спасателями, осуществляющими спасательную операцию. Если такой возможности нет, то я бы не рекомендавал бы продолжать движение. Несогласованность действий может привести к усулублению и без того сложной ситуации и затягиваю поисково-спасательных работ.   

  • 18
  • 7
  • 5
+2  
Mr.XX    10 Ноября 2017 (21:39)   #

Телефоны скачал...хотя знаю и другие.

 

Как работают эти ребята, знаю не по наслышке. 

Видел как ребята уходят ночью (!) в полную жопу, чтобы снять заведомый труп с седловины.

 

Удачи Вам!!!

  • 11
  • 6
  • 11
0  
Галадриэль    10 Ноября 2017 (22:21)   #
Какие номера телефонов? ;) можете указать?
0  
JIAY    10 Ноября 2017 (22:31)   #

Reports, пт. 10 Ноября 2017 (18:16)

Последний раз похожая трагедия произошла в 2003 году, когда в Северном цирке Чегета погибли 7 человек.

Речь, наверное, идет об этом случае - февраль 2004 г.
https://vk.com/video200690671_456239054
Я был в Приэльбрусье в это время, жуткое было чувство.
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    11 Ноября 2017 (00:04)   #

Какие номера телефонов? icon_wink.gif можете указать?

Дык статейку-то прочти до конца. Там и телефончики будут!wink.png

  • 3
  • 2
  • 3
0  
lyolik    11 Ноября 2017 (10:07)   #
Спасибо за статью. За телефоны отдельное мерси(добавил к имеющимся)
  • 11
  • 6
  • 11
0  
Галадриэль    11 Ноября 2017 (10:40)   #

Телефоны скачал...хотя знаю и другие.

 

 

Видимо кто-то из нас действительно не до конца прочел статейку ;)

Вы говорите - знаю и другие. Вот эти - друге номера телефонов - Вы можете озвучить?

  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    11 Ноября 2017 (10:56)   #

 

Вы говорите - знаю и другие. Вот эти - друге номера телефонов - Вы можете озвучить?

Вот теперь понятно, ибо "ясно говорю - ясно мыслю!"wink.png

 

"Другие" телефоны, это личные телефоны некоторых спасателей.

Извини, но обнародовать на смогу...по понятным причинам.

0  
freeski    12 Ноября 2017 (21:03)   #
Русика могу дать) он люьит общяться с девушками)
  • 11
  • 6
  • 11
+6  
Галадриэль    11 Ноября 2017 (11:07)   #

Прочитала статейку еще раз  ;)

От себя лично и от всей нашей компании, что в прошлом году зажигала в Приэльбрусье, хочу еще раз поблагодарить спасателей курорта Эльбрус, за профессиональную помощь, оказанную на трассе курорта. 

И отдельно - спасателей отряда "Эльбрус" МЧС России, за помощь, оказанную на Чегете. За их  профессионализм, оперативность и терпение! И за то что, не выносили моск "Какого лешего вы тут шатаетесь, а нам за вами в ..у лесть!"  Приехали и спасли! Потому, что они спасатели. На эмоции у этих ребят просто нет времени.

Хотя и пожурили. Но исключительно за дело! За что отдельное спасибо! Очень отрезвляет. 

***

Хочется пожелать этим людям поменьше работы. Больше каталки просто так, без вызовов. А для себя. Для души. 

  • 14
  • 4
  • 3
+1  
Smith    11 Ноября 2017 (11:34)   #

 в прошлом году зажигала в Приэльбрусье, хочу еще раз поблагодарить спасателей курорта Эльбрус, за профессиональную помощь, оказанную на трассе курорта. 

И отдельно - спасателей отряда "Эльбрус" МЧС России, за помощь, оказанную на Чегете. За их  профессионализм, оперативность и терпение! 

Присутствовал и подтверждаю. Несмотря на совершенно пространное объяснение места "попадания" ("где-то на Югах, вижу ручей") отыскали и доставили вниз довольно быстро. 

А еще буквально за день тётенька поломалась на ближних Югах, я позвонил - через полчаса ее уже грузили в скорую.

  • 3
  • 2
  • 3
+3  
lyolik    11 Ноября 2017 (11:53)   #
От меня лично огромная благодарность!!! Спасибо вам, парни!!!

post-37719-0-91597500-1510390425_thumb.j
+1  
freeski    12 Ноября 2017 (21:06)   #
Это спасатели канатки Чегет, не МЧС
  • 3
  • 2
  • 3
0  
lyolik    12 Ноября 2017 (21:43)   #
Я в курсе. Спасибо.
  • 2
0  
МАУГЛИ    12 Ноября 2017 (22:48)   #
ты как? Восстановился?
  • 14
  • 4
  • 3
+2  
Smith    12 Ноября 2017 (17:56)   #

Специально для Тюменских налогоплательщиков:

 

Специально для уставших от непосильного труда спасателей.

 

От участника. Спасателям звонили в расчете на сигнальную ракету, в данном случае больше никакого толку бы от них не было, так как мы не могли объяснить, где мы находимся, чтобы ждать от них помощи.  

 

Оригинал по ссылке.

+1  
freeski    12 Ноября 2017 (21:15)   #
Скадите какое это отношение имеет к посту, смешно, люди не зная где находятся ожидают помощи спасателей, причем я то знаю что спец.отряда мчс там нет под боком, причем звонили то они сдя по всему спасам гор.комплекса.
  • 1
  • 1
  • 1
0  
medoparic    13 Ноября 2017 (03:18)   #
Потсыэнт ещё писал, что увидел фонарь канатки, когда чуть ли не лбом в него упёрся. Буран же был.
И при этом рассчитывал на сигнальную ракету, стоя в лесу.
И ты прав. Спасателей МЧС в Кузбассе нет с 2003 года. Там областники работают.
+3  
Игорь Руновский    13 Ноября 2017 (00:56)   #
Руслан с группой спасателей в мае спас меня. Нашёл ночью, в пургу. Когда я уже почти загнулся. Руслан, братишка, спасибо за твой труд! 
  • 3
  • 2
  • 3
0  
lyolik    13 Ноября 2017 (09:24)   #

ты как? Восстановился?

Вроде того. Через две недели протестирую в Геше.
0  
Shery    13 Ноября 2017 (20:26)   #

Эльбрус с севера "работают" те же ребята, что и с юга? Чет я там никого не увидил в августе прошлого года, белая будка на замке.

кстати я три самореза с нее скрутил чиня ботинаг,

простите или выслать?)))

0  
the-hornet    13 Ноября 2017 (22:23)   #

А вот что нашел в сети. История как парочка заблудилась. Выручали тоже спасатели, но альтернативные

Lost in Шерегеш
0  
4ELOVEK    14 Ноября 2017 (08:50)   #

Эльбрус с севера "работают" те же ребята, что и с юга? Чет я там никого не увидил в августе прошлого года, белая будка на замке.

кстати я три самореза с нее скрутил чиня ботинаг,

простите или выслать?)))

 

Вроде все те же самые!Вы застали их наверно когда они на "землю" спустились/БЫл три раза с севера и именно в августе-все три раза заставал их. Саморезы конечно лучше вернуть - каждый поднятый грамм на северный стоит сил

  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    14 Ноября 2017 (13:17)   #

Эльбрус с севера "работают" те же ребята, что и с юга? Чет я там никого не увидил в августе прошлого года, белая будка на замке.

кстати я три самореза с нее скрутил чиня ботинаг,

простите или выслать?)))

Сейчас не знаю, а в 2000 году работал Пятигорский (Кисловодский?) отряд МЧС. Командиром был Илья Гаврилов.