В редакцию СКИ.РУ часто приходят письма юных лыжебордеров примерно такого содержания: "Уважаемый СКИ.РУ, мне 15 лет и я увлекся(лася) сноубодом (лыжами). У меня все очень хорошо получается, особенно я прусь от моего
Canadian Bacon Air, ну, а Five forty - это вообще семечки.
В общем, я решил (а), стать прорайдером, потому что клево катаю, и вообще это для меня смысл жизни.
СКИ.РУ, подскажи, плиз, как сделать так, чтобы меня заметили и заключили контракт…
А когда я стану великим (ой), то обещаю не забыть и буду носить твою бандану, бейсболку или маечку два часа в день, а может, даже сделаю тату на видном месте".
Писем много, почтальон ворчит и грохает на пол мешок с жесткими дисками. Обещание носить маечки и бейсболки или тату тоже много стоит, а значит, надо пойти в люди и выяснить ответ на главный вопрос современной молодежи: «Что нужно, чтобы стать прорайдером?».
АК: Нужна наглая рожа.
Но отвязаться от СКИ.РУ практически невозможно.
Jul: То есть, вот так все просто, если наглая рожа - берем? Ну, наверное, «наглая рожа» - это все-таки хотя бы вторично. А первичен фанатизм и результаты соревнований там всяких…
АК поняв, что так просто не отвертеться, заказывает себе еще пива и начинается разговор.
АК: Ну, хорошо. Поясняю. Прежде всего, должна быть харизма. Это сложно передать словами, но от человека должно просто веять «ХОРОШО» на энергетическом уровне, т.е. стоишь с ним рядом и заряжаешься эмоционально. Однозначно должно быть приятно с ним общаться, он должен быть суггестивным. Тебя должно к нему тянуть.
Jul: Хм, поспорю, как-то я общался с великим Пепом Фухасом (Pep Fujas)... никакой особенной харизмы не почувствовал, нормальный пацан и все. Правда, когда смотрел на его следы на склоне… то Харизма видна.
Я припоминаю те росчерки, которые оставили прорайдеры на КП, это как будто вдруг показали царство небесное, стало ясно, к чему надо стремится, и что к ЭТОМУ дойдут только избранные.
Jul: Погоди, т.е. если он угрюмый, молчаливый, но берет первые места и может съехать черти откуда, то ты не возьмешь его прорайдером? Подумай хорошенько, прежде чем ответить.
АК: Мы с ним поговорим, конечно, но шансов у него быть в нашей команде мало. Я общался с массой прорайдеров мирового уровня: Ману Гайде, Кандид Товекс, Джереми Джонс, Джонас Эмери, Джи-Ф Пельчат, Таннер Халл, Кай Закриссон и все они - сугубо солнечные люди. С ними просто посидеть поболтать или провести вечер - это отдельный праздник.
Jul: Хорошо. Давай вернемся к истокам. Вот какой-нибудь человек неплохо владеет лыжами или доской, но работает на какой-нибудь идиотской работе, зарабатывает свои несчастные 4000 $ в мес, а душа требует другого… Что ему делать, чтобы стать прорайдером?
АК: Хорошо, открою тебе главный секрет: прорайдерство – не самое легкое дело. Все видят поцелуи шикарных блондинок при награждении на подиуме, салют в твою честь и призовой чек, однако мало кто из претендентов, к сожалению, понимает, что это только верхушка айсберга, под которой – много-много-много-много-много не самой безопасной тяжелой пахоты в целине или в парке. И это – реальность.
Кроме того, нужно выяснить, что нужно Бренду, т.е. компании, в которую он приходит, чтобы работать (а это РАБОТА) прорайдером. То есть надо найти конкретного человека, который работает с командой и с ним поговорить, портофолио показать. Отсутствие портфолио – сильный «минус».
На разных этапах развития бренду нужно решать разные маркетинговые задачи, и нужны вполне определенные типы прорайдеров. Ну, вот, например, мы в середине 90-х годов поставили перед собой задачу отделить досочное направление от лыжного. В те времена доска была символом протеста, нонкоформизма. Пацаны смотрели на наши доски, видели, что написано «Россиньол» и пренебрежительно говорили: «А-а-а-а-а-а, Россиньол - это ж лыжный бренд… Разве они что смыслят в досках?»
Именно поэтому мы в первые года продаж досок Rossignol брали сугубых Падонков (в то время), с большой буквы П и в квадрате: Юра Гаврилов, Челси, Таракан, Акробат.
Jul: Но они же хорошие катальщики, а не просто хулиганы?
АК: Это ты так думаешь, потому что ты видел их катающимися. Поверь мне, в свое время они чудили на все 100.
АК: Конечно, пригодилось… Мы попали в струю, мы стали своим брендом для досочников. Но прошло 5-6 лет и аудитория сноуборда стала более консервативной, более взрослой, на смену необузданным пассионариям пришли другие, более спокойные и позитивные люди.
Jul: Понял тебя. Слушай, а может прорайдерству нужно учить.. Типа школы… Вот если бы ты делал школу для прорайдеров, то чему бы там учили? Кататься, говорит на трех языках, правильно улыбаться?
АК: Да. Может, пора и учить. Потому что многие прорайдеры, а вернее те, кто хотят ими быть, имеют совершенно превратное представление о сути прорайдерства. Они ставят перед собой циничные задачи: вырубить себе бюджет, вырубить себе халявное снаряжение, на халяву кататься по всему миру и НИ ЗА ЧТО НЕ ОТВЕЧАТЬ…
Jul: Если не ставить четких задач, то, наверное, это понятная и логичная линия поведения.
АК: Да. И сейчас мы стремимся к формализации наших отношений с прорайдерами, к измеряемости их деятельности, к рейтингам – это общемировая практика.
Jul: Кхм. И как вы измеряете их успехи, по победам на соревнованиях?
АК: Гораздо сложнее, и самый главный критерий - это «обложки». Нет обложек, т.е. фотографий и статьей этого прорайдера в СМИ, нет работы. Теперь мы говорим: "Эй, мы потратили на тебя 10 тысяч евро, а где результат? Где обложки?"
Jul: О как! Значит, у него должен быть агент и фотограф...
АК: Да, у райдера должен быть свой фотограф, но это идеальный вариант.
Jul: А вы платите столько, что он может нанять своего фотографа?
АК: Мы платим райдерам за публикации в прессе, а уж он сам определяется с фотографами. Вообще, бывает по-разному – иногда договариваемся с фотографами напрямую. Возможно, что в будущем мы будем иметь своих штатных фотографов.
Я это к тому, что у вас совсем не так, как в большом спорте, где конторы наперебой уговаривают профессиональных спортсменов пользоваться их снарягой… У вас Ван Гог должен вместо того, чтобы рисовать, в смысле, катать… ходить и клянчить - дай масла, дай масла…
АК: В большом спорте не совсем уж так, кроме того – прорайдерство – не спорт, это, скорее, шоу-бизнес со своими законами – не обязательно выигрывать первые места и быть знаменитым. ПРОрайдовое движение в том виде, как оно существует на Западе, у нас только начинает обретать эти черты. Все пока еще очень слабо и малопредсказуемо, как и весь российский рынок спортивных товаров. Это особенность сектора outdoor в российском спортивном рынке. Профессионалы только-только начинают проявляться, и они пока слабо связаны друг с другом.
Jul: Правильно ли я тебя понимаю, что можно перечислить следующие требования к прорайдеру.
Первое: он должен кататься, как полубог или бог.
Второе: у него должно быть портфолио снимков, а еще лучше свой фотограф.
Третье: он должен уметь общаться, чтобы понравиться тебе. Гыыы!!!
И только в-четвертых, он должен париться, что тебе нужно.
АК: Нет, это первое. Он должен решать задачи компании, как ни цинично звучит. К сожалению, в России рынок райдеров , а не брендов. То есть брендов, нуждающихся в райдерах больше, чем способных выдавать стабильно положительный результат катальщиков, т.е. в отличие от Штатов, действительно профессиональных райдеров – не по уровню запросов, а по уровню организации своей работы - тут мало. И так будет до той поры, пока курорты не начнут строить сноупарки или проводить полноценные соревнования по фрирайду, потому что именно в сноупарках и во время фрирайд-контестов массово вылупляются райдеры высокого уровня – как в США и в Финляндии, например.
Jul: А насколько это выгодная работа? Т.е. это может прокормить взрослого человека или годится только для тинэйджера?
АК: Это может прокормить человека, если он по рейтингу входит в российскую «тройку». Я имею в виду рейтинг по совокупности показателей, а не по победам :). Кроме того, популярность, заработанная райдером на склонах и в парках помогает ему еще и в смежных областях. Макс Халин, например, снимается в рекламе «Сникерса», Акробат снимался в рекламе Mountain Dew и т.д.
Финальный рейтинг рассчитывается по целому ряду объективных критериев.
Первое - это пресса, обложки, он может не выигрывать соревнования… Но если у него публикаций и обложек больше, чем у суперпризеров, он имеет шанс все равно быть в лидерах рейтинга.
Соревнования тоже, конечно, важны… Если ты выиграл, то все на тебя смотрят, фотографируют, а ты позируешь с доской или лыжами, и, таким образом бренд получает относительно недорогой выход на СМИ. Но тут важен рейтинг самих соревнований. Одно дело - заезды в Урюпинске, другое - Вербье Экстрим, который гремит на весь мир. Поэтому рейтинг соревнований по системе «пресса+количество зрителей» также учитывается.
На всех мало-мальски приличных соревнованиях всегда присутствуют представители брендов, и они смотрят, как райдеры катают и как себя ведут.
Еще раз подчеркну: прорайдеры - это публичные существа. Если он сиганул с трамплина, приземлился… а потом доску под мышку и безучастно поплелся мимо толпы, он теряет значительную часть публики. Увы, большинство российских райдеров не обладают талантом самого себя продавать – подавать.
Jul: Тебе не кажется, что ты в прорайдере видишь слишком много: и спортсмена, и артиста, и агента, и сейлза. Т.е. еще и курсы сценического мастерства ему нужны…
АК: Да, это так и есть. И очень жаль, что молодые и талантливые катальщики этого не понимают, они видят только вершки, а не корешки, они не хотят делать черновую работу.
Jul: А какой все-таки бюджет на райдера?
АК: Минимальный бюджет на райдера в Rossignol_Россия минимум пи-и-и-и-и-и-ии-ип евро в сезон.
Jul: Ну, это как-то совсем мало…
АК: Это базовый, минимальный бюджет. Сюда включено снаряжение, размещение, тренировки, общефизическая подготовка, батут, тренеры по акробатике. Дополнительно райдеру оплачиваются «обложки». Так что если он будет стараться, то результат будет, и денег можно заработать прилично – призовые на соревнованиях растут, количество прессы увеличивается...
Вот так, господа - кандидаты в райдеры. Катайтесь, снимайтесь, улыбайтесь и учитесь общаться с аудиторией. А там глядишь, и станете прорайдерами. Успехов!
P.S. Если другие бренды поведают мне что-нибудь интересное об их подходе к прорайдерам, обязательно напишу.
Интервью брал Jul (Юлий Орлов)
Есть такие товарищи, которых с децла
дико развозит, они начинают перепрыгивать через 3-х метровые заборы, гоповать всячески, рассказывать про
Великого Кукурузо... Список клинических симптомов обширен.
Хотя, про "портфолио" забавно.
Кстати, а что ЭТО???