Ну кто бы мог тогда представить, что основной русский (пардон, советский) вопрос: «Как и где достать?» утратит свою жгучую актуальность еще до конца второго тысячелетия?!
Если немногочисленные спортсмены уровня сборной СССР и спортивных обществ, призванные доказывать преимущества развитого социализма на международных соревнованиях, и имели представление о том, какой бывает качественная экипировка, то вопрос выбора перед ними все равно никогда не стоял – катались на том, что выдавали.
Для немногочисленных горнолыжников-любителей практически единственной доступной маркой было нечто, выпускавшееся в братской Польше под названием POLSPORT и по форме выглядевшее ну точь в точь как настоящие лыжи.
Мне, типичному представителю того поколения (первый раз я встал на горные лыжи как раз в начале семидесятых), никогда бы и в голову не пришло написать статью на такую тему.
Однако так сложилось, что вот уже пятый год я работаю в лыжной школе одного из самых крупных и известных горных курортов Северной Америки – Whistler/Blackcomb на Западном Побережье Канады. Приехал я туда в марте 1999 года, волоча на себе три пары практически новых лыж (для слалома, гиганта и могула), самая короткая из которых была 195 см, и наивно рассчитывая попользоваться ими еще, может быть, пару сезонов.
Так что для меня проблема выбора новой экипировки (и лыж – прежде всего) как с тех пор возникла, так и не становится менее актуальной по сей день, поскольку во-первых, лыжи нещадно эксплуатируются почти каждый день с ноября по август, а во-вторых, лыжному инструктору очень даже полезно быть сведующим в возможно большем количестве видов современного горнолыжного спорта, для каждого из которых желательно иметь специальный вид лыж.
Все это время мне приходилось тесно общаться с моими коллегами-инструкторами, среди которых можно встретить лыжников всех уровней и возрастов из более чем 20 стран мира, каждый из которых щедро делится с другими своим опытом и знаниями, как во время регулярных тренировок, так и в неформальном общении.
Так что эта статья в значительной степени отражает общую неформальную точку зрения большой интернациональной группы лыжных инструкторов.
31 марта 2000 года. Вид с горы Blackcomb на долину и город Whistler. Автор (на снимке слева) с товарищами по работе. Конец сезона близок, однако работать еще до конца апреля...
- Кто на свете всех милее...
Она предназначена для самой многочисленной категории горнолыжников, опытных и пока еще не очень, для которых горные лыжи – мир еще не до конца исследованый, которые хотят испытать весь спектр ощущений, которые предлагает современный горнолыжный спорт, и которые сами, а не их спонсор, решают, какие лыжи выбрать, рассчитывая на собственный бюджет.
В этой статье вы не найдете системного описание моделей лыж, для этого я отсылаю вас к первоисточникам – интернет-сайтам компаний-производителей (перечень смотри ниже), а также обзорам снаряжения и результатам тестов, ссылки на которые вы найдете ниже.
Цель этого текста другая: взглянуть на публикации по экипировке с точки зрения практичного скептика, потому что по мнению автора – нельзя принимать за чистую монету значительную часть того, что публикуют в популярных изданиях, если даже они и заявляют о своей полной независимости.
Октябрь 2003 года. Все лыжные журналы наперебой публикуют обзоры снаряжения 2004. Открываю наугад одно из этих чудес полиграфического искусства и поневоле испытываю чувства Буриданова осла, обреченного умереть с голода между двумя копнами одинаково аппетитного и привлекательного сена. Положение усугубляется еще и тем, что этих копен не две, а двенадцать. Почему двенадцать, станет понятно, если вы пересчитаете ведущие компании – производители горных лыж.
Так какое из этих имен выбрать?
Ответ простой – выбирать не надо.
Имеется великолепный по своей простоте способ: закрыть глаза и ткнуть наугад пальцем в приведенный ниже список.
Итак, вот он, в алфавитном порядке*:
*- «Постой!», скажет тут дотошный читатель. «Что–то мне кажется это не все... Что же ты, например, не включил в этот список такого патриарха лыжной индустрии, как KNEISSL или широко известную в Северной Америке марку VOLANT?»
Надо признаться, что мне, поступавшему в пионеры во времена последних отголосков хрущевской компании борьбы с безродным космополитизмом, было трудно отказаться от привычки быть патриотом ну хоть чего-нибудь.
По причине, которую теперь уже и не вспомнить, у меня сложилось твердое мнение, что лыжи фирмы NN и только они - самые лучшие, и с упорством, достойным лучшего применения, я любой ценой доставал именно эти лыжи и даже старался упаковать себя исключительно в изделия этой фирмы.
Это была одна из самых первых иллюзий, с которой мне пришлось очень быстро здесь расстаться.
Здешние практичные профессионалы хорошо знают, что ни одна из ведущих компаний не имеет ярко выраженного преимущества, и никому не придет в голову демонстративно отдавать предпочтение какой-либо фирме, не получая от нее что-либо взамен.
Открываю октябрьский выпуск издаваемого в Северной Америке журнала SKIING.
В конце прошлого сезона они, как водится, собрали команду из активных и бывших профессионалов с благородной целью отделить мух от котлет и назвать, в частности, лучшие лыжи 2004 года. Задача была с честью выполнена, все формальности соблюдены: лидеры названы (смотри вышеозначенный список), деньги спонсоров (смотри тот же список) с толком потрачены, и 30 хороших ребят покатались, повеселились и пообщались от души!
Конечно, того же результата можно было бы достичь силами одного человека в течение рабочего дня, разложив по полочкам продукцию фирм из вышеприведенного списка, но это, согласитесь, было бы не то!
И кто бы придумывал замечательные определения типа: «Эти лыжи – как парень, которого хочет каждая девушка: крутой, но любящий доставить тебе удовольствие». Или: «Быстрые как спортивный автомобиль и устойчивые как Хаммер».
Создается впечатление, что описывая модель каждой фирмы (внутри каждой категории), тестеры упражняются в том, как в разных выражениях, с использованием разных прилагательных описать качества того, что называется просто хорошие лыжи. Я бы рекомендовал читателю сложить описание всех лыж в одной категории вместе и применить к каждой из моделей. (Замечу в скобках, что действительно серьезные тесты проводят конструкторы и производители горных лыж, и результаты этих скучных исследований не публикуются в популярных журналах.)
Верным показателем одинакового качества продукции ведущих производителей является то, что все они примерно равномерно представлены на рейсинговых соревнованиях Кубка Мира, и если какая-то компания-производитель и положила в свою копилку больше медалей в таком-то сезоне, это свидетельствует лишь о хорошой работе отдела маркетинга этой компании, сумевшей привлечь на свою сторону больше хороших спортсменов.
Если это утверждение звучит для вас недостаточно убедительно, попробуйте сформулировать вопрос несколько иначе: «Верю ли я, что если переставить спортсменов первой двадцатки Кубка Мира на лыжи другой компании, то это скажется на их результатах?»
Или так: «Надо ли явному чайнику срочно перейти на лыжи другой фирмы, чтобы резко улучшить свое катание? Или все-таки лучше заняться выявлением и коррекцией собственных технических ошибок?»
Можно привести еще много других аргументов в поддержку этой точки зрения, но допустим, что вы мне уже поверили и, пользуясь вышеназванным методом, выбрали фирму-производителя. Первый большой шаг сделан и теперь надо сделать следующий: выбираем категорию.
- Выбираем категорию
Ситуация на современном рынке горных лыж несколько сложнее. В этом сезоне производители предлагают более 300 моделей, и их количество вряд ли уменьшится в будущем.
Такое многообразие вызвано прежде всего тем, что в последние годы резко возросло число направлений в горнолыжном спорте, и каждый вид требует определенного типа лыж.
С другой стороны, в рамках группы одного назначения лыжи могут отличаться по их качеству, читай – по их механическим характеристикам: жесткости на прогиб и на скручивание вдоль продольной оси (торсионная жесткость), способности поглощать вибрации и т.п., что позволяет удовлетворить запросы потребителей всех уровней - от начинающих до профессионалов.
Единой общепринятой классификации горных лыж, к сожалению, не существует. Производители и лыжные журналы порой используют различную терминологию и принципы разделения лыж на группы, что делает задачу правильного выбора довольно непростой даже для опытных лыжников.
Надеюсь, что приведенная ниже простая таблица поможет немного лучше сориентироваться во всем этом многообразии.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Racing | Carving | All-mountain/ all-terrain | Big-mountain/ Backcountry/ Freeskiing/ Fat | Freestyle | Snow blades/ “Big foot” | |||||
SL | GS/ SG | DH | P&P | Mogul | Aerial | |||||
A. PRO | X | X | X | X | X | X | X | |||
B. Expert | X | X | X | XW | XW | X | ||||
C. Advanced/ Intermediate | XW | XW | X | |||||||
D. Recreational/ Beginner | XW | |||||||||
E. Junior | X | X | X | X | X |
С целью помочь легче ориентироваться в каталогах и на интернет-сайтах производителей, таблица выполнена на английском языке, а ниже приведены значения терминов.
Все многообразие моделей разбито по горизонтали в соответствии с их основным назначением (тип), а по вертикали – по уровню требований, предъявляемых потребителем (класс).
Крестик на пересечении строки и колонки означает, что существуют модели лыж в этом типе и классе. Буква «W» означает, что в этом типе и классе есть модели, разработанные специально для женщин.
Из таблица видно, например, что взрослые racing лыжи для слалома и гиганта/супера выпускаются для профессионалов и экспертов, а для скоростного спуска – только для профессионалов.
Демократия царит в могуле и воздушной акробатике - один класс для всех, назвался груздем – никаких тебе облегченных вариантов.
Игрушки типа snow blades или big foot - для всех одинаковы - хоть для новичка, хоть для профессионала.
Итак, значения терминов:
1. Racing – гонки по трассе.
Дисциплины: слалом (SL), слалом-гигант (GS), супер-гигант (SG), скоростной спуск (DH).
Лыжи для каждого вида сильно отличаются по геометрии и характеристикам. Лыж для скоростного спуска в каталогах и магазинах вы не найдете вообще – они предназначены для ограниченного круга профессионалов и не представляют интереса для 99,999% горнолыжников.
Не так давно перестало быть секретом для широкой публики, что лыжи, поставляемые большинством компаний для профессиональных гонщиков (т.н. «спортцех») сильно отличаются от тех, что вы видите в магазинах под идентичным названием и рисунком на поверхности.
Исключение составляет швейцарская компания STÖCKLI, которая публично заявляет, что все продаваемые ей racing лыжи абсолютно идентичны тем, что используют ведущие гонщики на Кубке Мира.
Туристов надо любить. Именно они составляют большую часть горнолыжного человечества, более того – его лучшую часть. Задумайтесь на минуту, что было бы, если из горнолыжного спорта исчезли бы профессиональные лыжники. Жизнь, конечно, стала бы намного скучнее, но не остановилась. Без туристов - профессионалам просто не выжить. Перестань миллионы людей ездить в горы – рухнет многомиллиардная индустрия, сотни тысяч людей останутся без работы. Именно для Его Величества Туриста крутятся с утра до ночи подъемники, неутомимые ратраки утюжат горные склоны, множатся рестораны и отели, летают самолеты, за счет него кормятся целые города, да что там города – целые страны.
Естественно, что основная часть продукции каждого лыжного производителя предназначена для массовых потребителей – туристов, царство которых – все склоны любого курорта, как ухоженные-углаженные, так и нетронутая целина.
2. Carving -
тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (front side). Модели "carving" повторяют геометрию "racing" лыж, однако более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жесткие торсионно, не такие «строгие» (т.е. не прощающие ошибки), как чисто спортивные.
3. All-mountain/All-terrain - этот тип лыж часто сравнивают с SUV (Sport Utility Vehicle) – так в Америке именуют тип автомобилей, которые в России почему-то называют "джип". Кстати, kbybz моделей 2004 года компании NORDICA так и называется – SUV (эс-ю-ви).
- Я бы назвал этот тип лыж – "многогранная посредственность". Действительно, они относительно прилично себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, при желании на них можно даже попробовать пройти по трассе, без особых проблем можно кататься и по целине, и по буграм. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям. Как SUV в мире автомобилей не может тягаться на равных с гоночным автомобилем на гладком шоссе и с танком на бездорожье, так и нашим "вездеходным лыжам" бесполезно конкурировать с гоночными (racing) лыжами на трассе, с могульными лыжами на буграх и сверхширокими (super fat) на глубокой целине.
Словечко "fat" (толстый, жирный), как ни одно другое, подходит для этого типа лыж. Появление их около пяти лет назад явилось не меньшей (если не большей) революцией, чем "карвинговая революция" несколькими годами раньше.
Толстые лыжи подняли фрискиинг на невиданную ранее высоту. Они позволяют прыжки со скал 30-ти метровой высоты с приземлением в глубокий снег без видимого ущерба для организма, прямые спуски по целине со скоростью, сопоставимой с той, что развивают лыжники на трассе "нормального" скоростного спуска. Несколько профессиональных супер-фат моделей имеют ширину средней части (талии) более 100 мм.
Об одной из них стоит упомянуть особо. Изготовлены эти лыжи компанией VOLANT к сезону 2003/2004 в количестве 300 пар. Изобретены они неугомонным Шейном Мак Конки (Shane McConkey) – одним из самых отчаянных фрискиеров Северной Америки. Шириной 125 мм в талии, они имеют обратный боковой вырез, т.е. носок и пятка у них уже, чем середина, и к тому же они выгнуты в обратную сторону, в точности как водные лыжи.
По замыслу автора они предназначены исключительно для катания по глубокой, пушистой целине. Надо сказать, что далеко не все разделяют его энтузиазм по этому поводу. Например, вышеупомянутая команда профессионалов журнала "Skiing" дружно осмеяла эти приспособления и полностью проигнорировала их существование в ходе тестов экипировки 2004 года.
Время покажет, кто был прав. Ведь еще совсем недавно ребят на широких лыжах считали ненормальными, а теперь любой катающийся по целине лыжник не представляет, как без таких лыж можно было обходиться.
5. Freestyle.
Если судить по каталогам и интернет-сайтам производителей, коротеньких прямых лыж для воздушной акробатики (Aerials) вроде как и не существует. Действительно, потребность в них еще меньше, чем в спусковых лыжах.
Несколько большими тиражами несколькими фирмами выпускаются специализированные лыжи для могула (Moguls). Интересующихся отсылаю к статье в журнале SKI: "Mogul Skis 2003: Bump It UP!" Правда статья о моделях 2003 года, но за год в этом секторе мало что изменилось.
Несравнимо большее оживление царит в секторе P&P (Park & Pipe) – название, которое с недавних пор стали использовать для фристайла новой школы.
Большое количество и разнообразие моделей в этом типе вызвано растущей популярностью этого спорта среди детей, подростков и молодежи, которые часто не имеют опыта в других видах горных лыж. Так что присутствие в этом секторе лыжников всего спектра возрастов и подготовки требует соответствующего разнообразия лыж.
Многие модели этого типа практически не отличаются от тех, что предназначены производителем для фрирайда (тип 4 в нашей таблице): те же двойные носки (twin tips), широкая платформа – просто типичные mid fat лыжи! Это вызвано тем, что часто этим ребятам уже не хватает места в парке, и они хотят выполнять свои трюки на лоне дикой природы, в местах, казалось бы для этого совершенно не приспособленных – среди скал и елок.
Хороший обзор по этому типу – в том же SKI MAGAZINE: "Park and 'Pipe Skis 2003: Jib It Up!"
6. Snow blades/Big foot
Последняя колонка нашей таблицы содержит то, что назвать лыжами можно с некоторой натяжкой: суперкороткие, не намного длиннее подошвы ботинка, игрушки.
Так получилось, что ваш покорный слуга впервые попробовал эти приспособления на тридцать первом году своей горнолыжной карьеры при не совсем обычных обстоятельствах.
В один из дней прошлого сезона, начало рабочего дня не предвещало ничего необычного. Мне в этот день предстояло учить двух японских туристов, но они что-то запаздывали... Наконец, они показались, причем в сопровождении нашего начальника, вид у которого был несколько озабоченный. Почему, было понятно без слов - на ногах у японцев вместо лыж красовались сноублэйды. Кто-то им сказал, что учиться надо на самых коротких лыжах, и они добросовестно приобрели то, что короче не бывает.
«Анатолий, эти два джентельмена хотят учиться на этих штуках. Ты же знаешь наше правило – ни одного разочарованного клиента, давай быстро в прокат, бери пару этих штуковин, я уже договорился, тебя ждут!»
На мои слабые возражения, что я ни разу в жизни на них не стоял, ответ был: «Ну, вот заодно и сам научишся!»
Забегая вперед, скажу что занятие удалось на славу. Кроме того, что snow blades – великолепный инструмент для развития чувства равновесия - основного навыка, фундамента лыжной техники, это еще и замечательное средство для обучения современным резаным спортивным поворотам.
Это просто здорово и весело, наконец!
Не удивительно, что ведущие фирмы выпускают эти игрушки в огромных количествах. Теперь немного подробнее о подразделении лыж на классы, так сказать – по вертикали.
- Класс A
- Классы B, C
Sigma Construction, Intellifiber, Spaceframe, Oversize Technology, Beta Puls – каждый год конструкторы изобретают что-то новое с целью сделать катание приятным, комфортным, необременительным для всех категорий потребителей.
В этом смысле классы B и C нашей таблицы являются высшими и по качеству, и по ценам.
- Класс D
В истории человечества ради женщин совершались великие подвиги и ужасные преступления, однако в течение долгого времени производители горных лыж напрочь игнорировали тот факт, что человеческая особь имеет две модификации.
Это не могло продолжаться бесконечно, и теперь уже не важно, кого первого из нашей дюжины посетила замечательная идея производить лыжи специально для женщин.
В связи с этим не могу удержаться от маленького лирического отступления.
-
В одно прекрасное утро, когда-то очень-очень давно, когда под словом "рынок" подразумевали исключительно некое здание или площадь, имевшиеся в любом городе, и где представители знойных республик торговали фруктами и овощами, я был отправлен за провизией для праздничного стола. Дело было 8 марта.
Загорелые черноусые продавцы скучали за овощными прилавками, и только у одного царило оживление. Подойдя ближе, я увидел такую картинку: хозяин разложил свои помидоры на две кучки - над одной табличка - «Памыдора для женщин». Под его громкие крики: «Специальный сорт! Только для женщин! Кто их съест, тот на 10 лет помолодеет!» Редкие в то утро женщины, польщенные таким вниманием, ходко разбирали товар к неудовольствию окружающих конкурентов.
Ну кто бы мог в то время подумать, что присутствует при рождении великой маркетинговой идеи?!
Предположим, что вы производите и торгуете неким товаром, например, теми же помидорами, в жестком равном соперничестве с еще 11-ю конкурентами.
Несмотря на все ваши усилия, превзойти их качеством продукции не удается.
Тогда вы объявляете, что вывели новый сорт помидор с повышенным содержанием чего-то, что особенно полезно для женщин (на том, что это также полезно и для мужчин, внимания можно не заострять).
Вопрос в духе задачника Григория Остера: На сколько увеличится объем продаж вашего товара, при условии, что количество мужчин и женщин среди покупателей одинаково и все женщины клюнули на вашу удочку?
Правильно, на 550% - вы просто забрали ровно половину покупателей у каждого из своих конкурентов.
Правда, ваша монополия продержится скорее всего не долго – вы просто вынуждаете своих соперников последовать вашему примеру.
Ничего страшного, теперь можно заняться продажей женских огурцов, главное - всегда быть на шаг впереди...
Сейчас, когда все ведущие фирмы имеют линии моделей для женщин, и идея, казалось бы, себя изжила, ребята из К2 развернули новый виток гонки вооружений, выкинув на рынок в дополнение к своей женской линии T:9 новую модель для женщин, любящих «оторваться» в свободном экстриме, – суперширокие Phat Luv, красивые такие – в голубеньких и желтеньких цветочках. «Созданы женщиной для женщин» Где-то это я уже слышал... Кажется, в рекламе «Тампакса».
Теперь, милые дамы, не вздумайте покупать все остальные «не женские» широкие лыжи. Несите ваши денежки в компанию Кей ТУ!
- K2 Phat Luv
И в заключение – несколько практических советов для решивших приобрести к этому сезону новые лыжи:
- Не мучайте себя понапрасну, пытаясь разобраться – какая фирма делает самые лучшие лыжи. Вы ничего не теряете и не приобретаете в смысле качества, покупая продукцию любой компании из вышеназванного списка.
- Приобретайте экипировку у официального дилера компании и обязательно поинтересуйтесь условиями гарантии.
- Помните, что универсальных лыж не бывает, и определитесь в своем главном призвании. Если вы проводите большую часть своих горнолыжных каникул, катаясь по трассе, то возьмите хорошие рейсерские лыжи. Бог с ней, с целиной, зато на трассе вам равных не будет!
- А лучше всего - приобретите шесть пар различного типа!
Whistler, British Columbia, Canada
October 2003
Автор: Анатолий Чухломин |
Я, я видел! Mizuno! :-D
Ну а уж кнайссл в России поизвестнее штёклей будет... у меня даже пара есть, хехе