Можно ли за одну поездку в горы покататься на лыжах в трех различных странах? Оказывается, есть такое место в Альпах, — Юлийские Альпы. Три страны — Австрия, Италия, Словения соединяются в одной точке. Высоты там не сильно большие, но со снегом в феврале бывает все ок. Регион у нас туристической точки зрения совершенно неизвестный. Вот в это неизведанное лыжникам и туристам место была спланирована поездка на 11 дней в феврале 2013.
В те края можно добираться различными способами. Ближайшие аэропорты — Венеция (2 часа езды на машине), Триест (2 часа езды), словенская Любляна (час-полтора езды), Зальцбург (3 часа), Грац (2 часа езды). Лететь мне все равно с пересадкой в любой из этих аэропортов. Устроил тендер и купил самые дешевые билеты — Уфа-Стамбул-Любляна «Турецкие Авиалинии» за 12 тысяч руб. туда-обратно. Окно на пересадку в Стамбуле туда 3 часа, обратно 5 часов. Прилет в Любляну — в 14:00, вылет обратно в 15:00. Отличный вариант.
По маршруту видно, что в тех краях без машины никак. По акации Avis забронировал машину VW Polo с цепями и зимний резиной за 240 Е. По факту выдали Шкоду Фабию с пробегом 18 тысяч км., взяли деньги за езду по Австрии и Италии, за второго водителя. В итоге прокат на 11 дней обошелся в 345 Е. По факту сняли с карты почему-то 360 Е. Разбираться из-за 15 Е не стал. Прилет и аренда машины в Любляне интересна еще с такой точки зрения. Во-первых, в Италии в Триесте или Венеции про зимнюю резину и цепи не слышали. Поэтому реальна перспектива рулить по зимним серпантинам на летней резине и без цепей. В отличие от Италии, в Словении (как и в Австрии), зимой зимняя резина обязательна (а также незамерзайка в бачке). Во-вторых, из Венеции (Триеста) ехать придется по платной итальянской автостраде — это дополнительные расходы. В Словении автобаны по виньетке. Стоит она на неделю 30 евро. На месяц — 60 Е. В прокатных машинах она уже включена в стоимость! В Австрии на автобаны стандартная виньетка на 10 дней за 8 евро. Чтобы ее купить, нужно заезжать в страну не по автобану, а по местной дороге и купить виньетку на любой заправке. Потом можно ехать смело по автобанам. Но, возможно, и на автобане продают ее где-то. Я не заезжал на заправки на автострадах. На словенских и итальянских заправках австрийские виньетки не продают. Если не планируется делать выезды вглубь Австрии — можно ездить без виньетки местным дорогам. До всех австрийских горок в той местности по таким дорогам добираться минут на 10-20 дольше, чем по автобану.
Где мы будем кататься в регионе? Вот список горнолыжных курортов той местности.
Италия:
Единый скипасс (Piancavallo, Forni di Sopra, Ravascletto-Zoncolan, Tarvisio e Sella Nevea-Kanin):
1. Tarvisio (37 км) — GPS (46.50517538209112, 13.576548099517822).2. Sella Nevea-Bovec (30+35 км) — GPS (46.390517,13.475797) — граница Словении-Италии.
3. Ravascletto-Sutrio / Monte Zoncolan (28 км) — GPS (46.525151,12.924113).
4. Sappada (22 км) — GPS(46.565234,12.679539).
Австрия: до всего, кроме Mölltaler Gletscher, можно добраться без езды по платным автобанам (разница 10-20 минут).
4. Arnoldstein(Арнольдштайн) 17 км трасс GPS (46.550361,13.706074).
5. Nassfeld / Hermagor (Passo di Pramollo) 110 км трасс GPS(46.563582,13.274095).
6. Gerlitzen - Аnnenheim (60 км трасс) GPS (46.659385,13.895107).
7. Bad Kleinkirchheim - St. Oswald Skiarena (103 км трасс) — GPS (46.813204,13.781229).
6. Mölltaler Gletscher, 71 км трасс — GPS (46.980252,13.055649).
Словения:
1. Kranjska Gora, GPS (46.48575426515512, 13.782434463500977) — 30 км трасс.
Другие курорты северо-запада Словении так же доступны, но там еще меньше километров трасс. Нас не смущает, что их мало. На день любого из этих курортов хватит. Если что, на понравившуюся гору можно еще раз вернуться. В феврале школьные каникулы — на раскрученных курортах толпы людей и очереди. Небольшие горки обещали отсутствие толп народа. Скипассы почти на все горки отдельные. Но есть скипассы до обеда, с 11 часов (как раз подъехать на машине после завтрака) — в общем, есть разные варианты сэкономить. Каждый раз смотрели цены и поступали как нам удобно. Такой способ путешествовать обходится чуть дороже, чем обычные недельные скипассы больших курортов. Но дает свободу перемещения и некоторое разнообразие.
По жилью план был такой — две ночи в Kranjska Gora, 7 ночей в Tarvisio, одна ночь в Любляне. Основное место проживания — Италия. Так было выбрано, чтобы очередной раз получить годовую итальянскую шенгенскую визу. Выгоднее жить в Австрии, например, в Арнольдштайне, Филлахе или окрестных городках.
На экскурсии можно съездить в Венецию, Грац, Зальцбург, Любляну, посетить Музей битвы при Капоретто (GPS 46.246885,13.58101), на Озеро Bled (GPS 46.363278,14.101453), словенский замок Skofja Loka castle (GPS 46.165268,14.305269), термы в Австрии и т. д.
Прилет. Kranjska Gora
Без проблем добрались в Любляну. Взяли машину (международные права не брали — было достаточно российских). Аэропорт («аэродром» по-словенски) — небольшой, но аккуратный. Взяли машину и поехали на шопинг в Крань. Была цель купить горные лыжи Элан за недорого. Крань — достаточно большой по местным меркам город. В нем есть несколько больших спортивных супермаркетов. В одном таком большом Интерспорте (GPS 46.242759,14.378087 — парковаться у здания с надписью Мercator) были куплены почти топовые Амфибии за половину московской цены (15 тысяч руб против 27 тысяч в «Канте»). Так как цель была достигнута, на завод «Элан» (GPS 46.371762,14.19592) за лыжами смысла ехать не было. Поехали сразу в Kranjska Gora. Все очень близко — от аэродрома ехать чуть больше часа. Дороги нормальные (не серпантины). Вселились в забронированный на букинге.ком пансион Pansion Brezov Gaj GPS (46.48575426515512, 13.782434463500977).
До подъемников идти пешком минут 10. Рядом большой супермаркет Мercator. Аккуратный пансион. Жилые комнаты очень большие для такого пансиона. Всего 5-6 комнат. Очень все аккуратно, лыжехранилище, очень хорошие завтраки, бесплатный интернет. Хозяин — мужчина лет сорока пяти. Разговаривали с ним по русский-словенский-английский. Чай-чай, один-два-три, колбаса, доброе утро, отрок и т. д. — много общих или похожих слов на русском и словенском. Ресторана в пансионе нет.
Kranjska Gora — небольшой городок-курорт. Все очень аккуратно, красиво. Однако городок не похож на традиционные австрийские или итальянские альпийские деревеньки. В городке есть три-четыре ресторана (их еще нужно найти — цены от 15 до 25 Е за ужин с пивом или бокалом вина), спортивные магазины (цены разумные, но вещи все таки лучше покупать не на курортах), бары. Вечером тихо. Каждый день в 20:00 включают очень мощные прожектора — начинается вечернее катание на нескольких широких трассах. Город подсвечивается отсветами прожекторов странным бело-голубым светом. Красиво. По приезду были планы пойти покататься вечером в день приезда. Но после долгой дороги хотелось покушать и выспаться. Еще накатаемся.
Два дня катались на Kranjska Gora. Скипассы брали на день. Они там невозвратные (не системы Ski-Data), но бесконтактные. Залогов никаких нет. Погода стояла -3, -4. Один день было пасмурно. Второй — солнце, но навалил снег за ночь.
Каталка на Kranjska Gora
Зону катания можно разбить условно на две части — Kranjska Gora, Podkoren I и Podkoren II. Зона Kranjska Gora — несколько трасс с достаточно равномерным уклоном. Идеально подходят для обучения или раскатки перед большой каталкой. Самая первая часть — учебные склоны с возможностью жить «ски-ин ски-аут», там много лыжников с маленькими детьми. Потом чуть посложнее, но широко, и равномерный уклон. Внетрасски почти нет (елки густые). Один склон закрыт для молодых спортсменов. Подъемники — достаточно шустрые креселки. В этой зоне проходит вечернее катание.
Podkoren I — тут красные и черные трассы. Кубковая трасса супер-гиганта и слалома. Черные достаточно крутые и сложные. Очень понравилась черная вдоль бугеля (№17) — слева от кубковой трассы — на ней никого, гоняй сколько хочешь.
Podkoren II — очень простые трассы. У местных школьников на них проходят занятия физкультуры.
Зона катания небольшая, горки интересные, виды красивые и необычные. Елки в снегу и иней. Из-этого практически нет ветра (все отгорожено лесом). Народа катается мало, после двух часов дня — вообще считанные единицы. Очень популярны лыжи Elan. Недорогой скипасс, бесплатный паркинг, вечернее катание каждый день. Русских почти не было. В основном местные. Иногда попадались англичане, итальянцы, немцы. Домашний и очень аккуратный курорт.
Kranjska Gora идеально подходит для двухдневной раскатки перед «олимпийскими подвигами» в соседней Австрии, обучения катанию на горных лыжах и поездок с детьми на неделю.
Едем в Италию
Откатав два дня в Словении, после обеда второго дня отправляемся в Италию. Перед заездом в Италию, по дороге, решили заехать в Планицу пофоткаться. Ехать минут 15 от Горки. Планица — это огромный комплекс трамплинов.
Звезда комплекса из 4-х трамплинов — огромный (самый большой в мире) полетный трамплин «Летальница» (239 метров рекорд). В свободное от полетов время используется как трасса для тюбинга.
Италия совсем рядом. Почти сразу после Планицы — заправка на словенской стороне для итальянцев (в Словении бензин дешевле) и контрольно-пропускной пункт границы (теперь пустой и полузаброшенный).
От Kranjska Gora до итальянского городка Tarvisio ехать по долине по дороге SS54 минут 30. Дорога в одну полосу в одну сторону. По словенской стороне ехать вообще просто. По итальянской дорога несколько похуже, но все равно это не горный серпантин.
Приехали в Тарвизо. Навигатор завел на серпантин при въезде в город. Как потом выяснилось, можно было проехать чуть дальше, развернуться на кольце и проехать по-нормальному.
Тарвизо — как он есть: был городок, к горам пристроили подъемники, получился горнолыжный местный курорт (на котором так не получилось покататься — но об этом чуть позже). Городок: в две улицы, Via Vittorio Veneto и Via Roma (банально, но это так), расположенные одна над другой. Вдоль этих улиц расположены гостиницы, магазины. На границе с Италией хитрые словенцы построили казино (итальянцы, приезжайте и играйте у нас), австрийцы — заправки, а итальянцы, воспользовавшись положением местности (три страны рядом), построили бутики, магазины и базар (который мы так и не поняли, когда работает). Цены на все очень достойные, присутствуют итальянские бренды, распродажи зимних коллекций, спортивные магазины.
Жили семь дней почти в центре в гостинице Hotel Haber. Гостиница 3*. Номера большие (в двухкомнатный поселили), убирались каждый день, тепло, бесплатная сауна, отличный и недорогой ресторан — ужин 20 евро с вином. Молодой повар был просто молодец. Рекомендую эту гостиницу. Минус — маленькая парковка.
Когда вселились в гостинцу, нас обрадовали, что на следующей неделе в Тарвизо начнется юношеский чемпионат Италии по горным лыжам, а в гостиницу приедет куча спортсменов-подростков (весь город будет заполнен спортсменами-лыжниками со всей Италии). Так сказать, облажались мы по полной — о каталке в Тарвизо можно забыть. Ну да ладно, в окрестностях много других горок. Вечером по приезду повалил сильный снег.
За ночь навалило около 40 сантиметров снега. Снег валил целый день. Огромные сугробы, однако все улицы были расчищены. Молодой повар рассекал на «Фиесте» с цепями по парковке. Решили сделать перерыв и не катались. Гуляли по городку. Было воскресенье. Все магазины были закрыты. Супермаркеты работали до 5 часов. Засыпанные машины. Итальянцы не спешили расчищать город. Они посмотрели прогноз погоды — после снегопада будет потепление и все само растает через неделю. А пока — зимняя сказка для нас под снегопад.
Вечером приехали спортсмены. Шесть микроавтобусов, заполненных молодыми спортсменами из Валь Гардены и амуницией. Автобусами по бестолковому заставили всю парковку. Так они делали каждый день. Каждый раз паковали автобусы все бестолковее и играли автобусами в тетрис.
Лыжехранилище было сразу же оккупировано полностью спортивными лыжами. Наши лыжи аккуратно подвинули (мы их потом в отдельную комнату ставили, где лежали метлы). У каждого по четыре комплекта лыж — слаломки, гиганты, супергиганты, спусковые. Лыжи — цех разных марок. Куча подростков по 15-17 лет. Деффченки, парни — куча тестостерона в одном месте, строгие тренеры, говорящие на смеси итальянско-немецкого, пофигисты-водители... Боялись за машину, что спортсмены поцарапают нашу «Шкоду». Но все как-то обошлось, мы в Италии, так что расслабьтесь.
У спортсменов-подростков все по-серьезному. Из них будут отбирать кандидатов в сборную Италии. Карьерная спортивная пирамидка сужается. Или попадешь в тридцать счастливчиков в сборную (дорога в большой спорт), или уйдешь работать инструктором, или вообще забросишь горнолыжный спорт. Утром в полседьмого выезд на соревнования, вечером скромный ужин и оперативка по итогам дня на смеси немецкого-итальянского. Потом сон. Все! Никаких пьянок, ночных хождений к девчонкам. Только результат на лыжном склоне и вечерние битвы подушками на балконе напротив перед сном. А отелю хорошо. Полная загрузка. Кроме нас и спортсменов в отеле осталась только одна пожилая австрийская пара.
Мы спортсменам посочувствовали — им не повезло с погодой. То снег валил, то оттепель потом началась. Но они, наверное, и в столь непростых погодных условиях смогли достигнуть выдающихся результатов и спортивных целей.
Из-за спортсменов и погоды в Италии так и не покатались. Но это не страшно: близлежащая Австрия — дальше только о Тебе!!! А в Италию еще вернемся покататься!
Каталка в Насфельде
Nassfeld — большой австрийский курорт на самой границе с Италией. От Тарвизо ехать час. Сначала по долине по SS13 минут 20 (можно по платному автобану, но зачем платить ради выигрыша в 10 минут?), потом в горы по узкому серпантину SP110 в полторы машины шириной (40 минут). Почти всю дорогу на второй передаче.
Утро понедельника — солнечный день. В Насфельде по инету с погодой все ок. Надеемся, что серпантин после снегопада расчистили и едем туда. Серпантин был чистый. Асфальт. Но местами все-таки были обледенелые участки. В гору вверх по извилистой дороге. Вот граница, обозначенная щитом со звездочками. Тут же подъемники. Вот мы и в Австрии. Касса продажи ски-пассов закрыта. Местных никого. Ладно, едем чуть дальше. Вот и работающая касса. Берем ски-пассы на один день и едем кататься.
110 км трасс разделены на три зоны, соединенных подъемниками. Все подъемники достаточно современные. Есть длиннющая трасса в почти 8 км — №80 «Carnia». Трассы на курорте интересные, обкатали из 110 км за день треть.
Побывали во всех зонах. Так как накануне был сильный снегопад, после обеда форсировали бугры, иногда проще рядом с трассой было проехать. В общем, каталка удалась. Хороший курорт. Можно сюда приехать на неделю. Не хуже Майерховена или Зельдена.
Народа для детских каникул в феврале немного. Австрийцы, очень мало итальянцев. Русских вообще нет. Но лучше заезжать по автобану со стороны Австрии и жить в городке Tropolach.
Обратно по оттаявшему серпантину спустились в Италию и за час аккуратно доехали до Тарвизо.
Gerlitzen - Аnnenheim
(GPS 46.659385,13.895107)
Рядом с итальянской границей находится достаточно большой город Филлах (Villah). Там шоппинг-центры, огромный Интерспорт и прочее. Чуть дальше — озеро Вертер Зее и горнолыжный курорт для жителей Филлаха — 60 км спусков — Gerlitzen - Аnnenheim. Погода не очень. Пасмурно, туманно. Но мы знаем, что у нас все будет нормально. Едем туда. Можно доехать по автобанам. Но у нас пока нет виньетки v едем по хорошим местным дорогам. По пути покупаем виньетку на заправке. Замечаем, где самый дешевый бензин на нескольких австрийских заправках. Там и будем заправляться. На заправках одни итальянские машины. В Италии бензин больше 1.8 Е за литр. В Австрии 1.4-1.5. В Словении 1.5. Австрия и тут рулит.
Приехали в Gerlitzen — огромный бесплатный паркинг. Большое, красивое Вертер Зее — видимо, местный летний курорт. Частично замерзло. Внизу снег с дождем. Покупаем ски-пасс и едем наверх. Почти как у нас на Банном.
Наверху где-то снег валит, где-то туман, но кататься можно. Кататься решили так: сначала едем по первой трассе, потом по второй, третьей и т. д., пока все не объедем. Задачу почти выполнили. По некоторым трассам прокатились несколько раз. Народа мало. Gerlitzen — одна гора с трассами в разные стороны с верхушки.
Все трассы достойные. Особенно понравились 7, 8, 10, 11. В конце 9-й трассы в деревне Klosterle австрийские военные с помощью серьезной техники строили укрепления. Готовили, наверное, нападение на Италию. На 11-й были шале, где народ жил (ски-ин, ски-аут). Там, вдоль бугеля, вообще никто не катался. Оторвались, короче.
Часть трасс вообще не ратрачили, покатались по колено в снегу. Несмотря на компактность, весьма достойная горка и место, наверное, красивое (озеро же рядом).
Сегодня 26 марта. Пишу отчет и смотрю на вебкамеры Гелитцена. Снега полно. Минус 8 градусов. У них сезон продолжается. У нас +6 за окном и все тает.
Каталка в Bad Kleinkirchheim - St. Oswald Skiarena
(GPS 46.813204,13.781229)
Утро очередного катального дня было пасмурным. Но снег не шел. Решили поехать в Bad Kleinkirchheim — St. Oswald Skiarena. Там 103 км трасс и две супертермы. Решили покататься и сходить в термы. Так же решили не ехать по автобану и поехать по местным дорогам. «Нафигатор» вывел нас «на самую красивую дорогу» через два перевала шириной в полторы машины. Хорошо, что навстречу нам машины и трактора не попадались! Только в пустых австрийских деревнях (где жили какие-то знаменитости, судя по мемориальным доскам). Так бы не разъехались. Но дорога и вправду оказалась красивая! Узкое ущелье, ручьи, огромные елки… Потом проехали мимо таблички, рассказывающей о том, что в этой местности бродят косули, олени и медведи!
Полтора часа автоэкстрима и мы на месте. Покупаем ски-пасс. Хотели купить ски-пасс лыжи+термы на день с 11-ти часов (он с сильной скидкой). Нас девушка-австрийка обманула. Продала простой на лыжи и полный день. Пофиг.
Есть курорты, когда сначала строят подъемники, потом деревня превращается в курорт (Ишгль, Зельден), есть, когда к городку пристраивают подъемники (Тарвизо, Кортина де Ампецио). А есть вариант, где стоят старые подъемники, строят курорт с термами, потом появляются отели. Вот этот интересный случай — Bad Kleinkirchheim — St. Oswald Skiarena. Подъемники расположены по обе стороны долины. Чем-то напоминает Заальбах/Хинтерглемм. Но низко (внизу немножко каша) и местами очень древние подъемники — креселки, бугеля, старые кабинки.
Все очень тормозное. Как будто целый день только на подъемниках и ездили. Хотя склоны там очень достойные. Ну и термы. Видели их сверху и потом мимо проехали. Достойные (снаружи). Подъемники нас убили. Зону St. Oswald так и не осилили, только по близлежащим трассам катнули разок. Термы не осилили. Поехали домой. По пути заехали в супермаркет Спар. Зажевали колбасой пепси, съели паштет и поехали в Италию по обычной дороге. Поужинали в ресторане. Умудрился успеть купить перед самым закрытием в Филлахе в Интерспорте стиральный порошок и пропитку для мембранки.
Mölltaler Gletscher
GPS (46.980252,13.055649)
Катаясь по австрийским-словенским курортам, мы каждое утро начинали с просмотра вебкамер на Mölltaler Gletscher. Ждали погоды. Но на леднике был туман. Некатабельно. А на ледник хочется съездить обязательно! Ледниковое катание рулит! Но вот погода улучшилась. На самом верху — яркое солнце. У нас в Тарвизо +6 с утра. Бедные спортсмены. Все сугробы почти растаяли. Значит, едем на ледник. От Тарвизо до ледника ехать чуть меньше двух часов. Минут 40 по автобанам. Минут 40 по местным дорогам в долине. И минут 20 подъем к станции подъемника.
Приехали на ледник к 10:30 часам. Смотрим на камеры на леднике. Посередине туман. На самом верху яркое солнце.
Сквозь гору в зону катания возит фуникулер. Ходит каждые полчаса в начале часа и в тридцать минут. Желательно подгадывать время, а то можно долго ждать. Подъем занимает 12 минут. Потом кабинка и креселка.
Вот мы и на самом верху, на высоте за 3 км. Стоим над облаками. Фоткаем. Красота. Температура -5 (внизу +10). Народа средне. Спортсмены отсутствуют.
Ледник — место подготовки австрийской и немецкой сборных по горным лыжам. Хотя заявлено всего 70 км трасс, — трасс много. Везде пушки. Трассы все интересные, в основном с равномерным уклоном (пологим, средним и крутым). Очень скоростные — скорость махом набирается. Бугров нет. Подъемники не тормозные. Пологих снежных полей и пологих трасс а-ля Зельден-Хинтертукс нет. Но честные синие трассы присутствуют. Все трассы достойные и интересные. Много доступного места для фрирайда и несколько трасс оффписта.
Сначала катались на самом верху, потом туда пришли облака. Потом катались там, где не было облаков. Заканчивали каталку на трассах на верхней станции фуникулера.
Ледник Mölltaler — очень достойное место. Ехать туда (как на любой ледник) нужно под погоду. Тогда каталка будет хорошей. Нам немного не повезло с облаками. Но все равно понравилось.
Поездка «Три страны за день». Озеро Блед. Термы
На следующий день погода была супер! В Тарвизо +6 с утра. Ноги гудят по-страшному. С каталкой все плохо. Большим усилием воли решили не кататься в этот день. Может быть, в эту поездку кататься уже не получиться. В Венецию ехать неохота, там дожди. И город типа романтика, гондолы, город влюбленных... Наводнения, запахи, обшарпанные дома. Кароче, я там был уже. Жил неделю. Видел папу римского. Не едем туда. Поедем смотреть местные достопримечательности.
Едем на озеро Блед. Словенское озеро Блед — красивое горное озеро, оставленное уходящим ледником. Посредине озера — остров с церковью. На горе над озером — небольшой замок, которому уже больше тысячи лет. В Словению решаем ехать по автобану, через Австрию. Заодно разведаем дорогу в Любляну по автобану. Завтра ночевать будем там. Потом домой.
Въехали в Австрию, повернули в сторону Словении. Проехали границу. Стоят полицейские словенские. Виньетки проверяют, видимо. Граница тут когда-то была оборудована очень хорошо. Сейчас проезд открыт. Почти сразу за пропускным пунктом платный (6,5 Е проезд в одну сторону) туннель длинной 8 км.
Свернули на Блед и доехали до озера. Нашли парковку. Написано, что платная с видеонаблюдением. Искали, куда можно заплатить денежку. Никого нет, автомата нет. Кто-то еще приехал. Спросили про оплату. Девушка нам сказала, что, наверное, она летом платная, а сейчас свободная. Короче, как все, забили. Пошли гулять вдоль озера. Горы, кристально чистая вода. Озеро не замерзло. Красиво. Плавают утки и лебеди.
Даже зимой гуляет народ по дорожкам. Летом, говорят, тут очень красиво. Но и зимой есть очарование. Горы и церковь в озере отражаются. Погуляв с час, едем по узкой дороге в замок. Замок древний (больше тысячи лет) и небольшой. Погуляли по замку. Красиво и аккуратно. От Kranjska Gora Блед расположен совсем рядом.
Дальше решили поехать в Австрию в термы Bad Bleiberg (GPS 46.627388,13.67243). Покружили по словенским горным дорогам, пока выехали на знакомую дорогу Kranjska Gora-Тарвизо. Доехали до Тарвизо, проехали мимо нашего отеля и поехали в термы.
Тепло, весна почти уже. Ехали до терм около часа. По пути заехали в Terra Mystica — это бывшая шахта.
Сейчас там музей, детей водят в настоящую шахту. В шахте оборудован аттракцион типа «американские горки». К сожалению, зимой тут открыто только в субботу в 15 часов дня. Ладно, едем до терм по указателям.
Вот они — термы. Оставили машину. Заходим внутрь. Билет с сауной стоит около 15 евро. Австрийки на ресепшене удивились русским туристам. Тупили с тем, как тут раздеваться и куда класть одежду. Позвали девушку. Она все объяснила. Термы — несколько саун разной температуры, турецкая баня, бассейн с теплой водой, джакузи, струйный дождь. Есть открытый бассейн (зимой был закрыт). Во Фрюгене все круче. Народа немного. Вдруг появилась толпа итальянских школьников лет 10-12. С первого взгляда все стремным показалось и простым. Ладно, пофиг. Через некоторое время настроение начало улучшаться. Был обнаружен халявный чай. Милый персонал в белых халатах (и на каблуках и в челках).
Когда уходили, настроение было почти на стадии «жизнь удалась». Говорят, где-то рядом есть огромный новый термальный комплекс, но мы до него не доехали. От дня отдыха силы восстановились.
По плану — день перед отъездом, хотели поехать с утра в Любляну, погулять по городу, по магазинам. А по прогнозу завтра опять солнце. Решаем встать рано, позавтракать в 6:30 вместе со спортсменами, и потом в 7 вместо Любляны рвануть на Mölltaler!
Крайний день каталки — Mölltaler Gletscher
Грузимся, в 7 выезжаем, автобан. Видим, народ едет кататься. На съезде с автобана австрийцы ловят народ, кто без виньеток. В деревне среди домов прячется полицай с радаром. Приехали на ледник в 9:10, фуникулером в 9:30 едем на ледник.
Погода — солнце, облаков и ветра нет. -10. Народа на трассах почти нет!! (Утро субботы же — пересменка на горнолыжных курортах.) Отдохнувшие ноги — в итоге полный отрыв на леднике.
Заметил, что почти на самом верху ледника проходят тесты лыж «Элан». Приходишь, отдаешь паспорт (его аккуратно кладут в спецконверт), оставляешь свои лыжи, берешь БЕСПЛАТНО любые лыжи из коллекции «Элана» и катаешься на них. Представлены все модели в разных ростовках — от простых до топовых спортивных. Катаешься на лыжах хоть целый день, можешь в любой момент поменять на другую модель. Рядом с мужиками горка лыж, а на леднике среди редких лыжников преобладают «Эланы» сегодня!
Я тоже захотел покататься на «Эланах». Но сомневался и тормозил поначалу. В итоге желание пересилило. Чтобы не мелочиться, взял топовые GS-ки 176 ростовки с радиусом 21 метр. Мне предлагали вторую сверху модель. Но мне такое не интересно. Где я еще на таком снаряде смогу покататься (при этом совершенно бесплатно)? Покатал на этих аппаратах полтора часа. Никогда на GS не катал еще. Очково сначала было на них ехать, потом нормально. Вот такие выводы о лыжах:
- На моих ботинках 90-й жесткости на скорости начинает колбасить ботинки. Нужно 120, чтобы уверенно ездить.
- Из-за длины сложно резко развернуть лыжу, чтобы затормозить. Тем не менее, лыжи послушные и достаточно маневренные.
- По простым синим и пологим участкам вообще не едут. Зато по красным и черным трассам ехать одно удовольствие. На большой скорости отлично управляются (эх, если б не ботинки!).
- Ездить удобно только по хорошим склонам, желательно без народа.
- У нас на Урале на таких аппаратах просто негде кататься. Исключение — Банное. Но там страшно, — людей на трассах много. Покупать за почти под 1000 Е для наших горок такие лыжи крайне не разумно. Проще под погоду и народ на склонах взять в прокате на день.
Лыжи — супер!
Дальше нужно было ехать в Любляну. По автобанам через платный туннель, ехать около трех часов. В Любляне на крупных улицах везде 60 скорость, много светофоров. Нашли парковку, поставили машину и за пару заходов отнесли все вещи в номер бюджетной гостиницы Hotel Emonec GPS (46.05049500506159, 14.504892826080322) в самом центре города в пешеходной зоне (центр закрыт для машин, поэтому от паркинга пришлось топать с вещами — не учли при выборе отеля). Хотя гостиница всего 2 звезды (пофиг, все равно только переночевать), оказалась вполне приличной.
Любляна
Оставили вещи, переоделись от горнолыжной одежды и пошли гулять по городу. Любляна — столица Словении. Небольшой город. Исторический центр обходится пешком за полчаса (если в музеи не заходить) под стенам замка (Град по-словенски). Красивый, спокойный город. Прогулялись по вечернему городу (на самом деле искали, где можно поесть вкусно). Было уже темно. О шопинге (поздно и суббота) и осмотра музеев (закрыто) можно забыть. Очень красиво. Поужинали в ресторане Druga Violina Julia. Вкусно. Цены среднеевропейские. Пофоткали ночной город и пошли спать.
Местные башни-близнецы
Утром проснулись рано. Перекусили в отеле, и снова пошли гулять по утренней Любляне. Обошли исторический центр, мост с драконами (тут выстрелили группу азиатских туристов, которые говорили по-итальянски), блошиный рынок. Было утро воскресенья.
Удивило, что во всех соборах города шли службы. Не так, как в Италии, где многие церкви закрыты или переделаны под концертные залы, музеи и проч. Народа много. Не только люди в возрасте, но и среднего возраста.
Любляна — красивый город. Хотя в Словении уровень жизни ниже, чем в Евросоюзе. Это заметно. Хотя все чисто, аккуратно, отличные автобаны, народ хороший. Видно, что страна развивается — как будто так могло быть в России, если бы мы пошли развиваться в сторону Европы. Смотрю как на упущенную нами возможность.
Вернулись в гостиницу, загрузили вещи в машину и поехали в аэропорт. Нашли заправку по навигатору в каком-то городке, доехали до аэропорта.
Машину принимали очень тщательно. Покушали очень плотно «колбасой» (какая-то каша с колбасой — вкусно) + чай и десерт в ресторанчике в аэропорту за 8 евро. Сели в турецкий самолет и полетели домой. Дома переоделся и сразу поехал на работу.
Алкоголь
В Тарвизио (Фриули-Венеция-Джулия) рулят светлые вина. Попробовали несколько вин. Привез вот такое вино — десертное. Годное.
В Словении около Крани рулят красные вина (а рядом в Италии, в 10 километрах, белые — странно?). Привез такое сухое вино — супер.
Понравилось словенское пиво.
Общие выводы о поездке
Поездка удалась. Как всегда, представления о будущей поездке разошлись с реальностью. Но это к лучшему. Все было клево. Регион у нас совершенно не исследованный туристом. Турагентства туда не возят. Но это и хорошо. Посетить три страны за раз — здорово! Словения стоит того, чтобы изучить ее более подробно. В этой части Австрии — очень сильный местный колорит, не испорченный толпами туристов. Приграничная Италия — почти загадка, так как практически не пришлось по ней поездить, но выглядело все очень многообещающе — и горы, и природа, и магазины.
Жить оптимальнее всего в австрийском Arnoldstein-е или перемещаться (как мы это делали). На автобаны можно вообще не заезжать (ледник — исключение). Каталка классная, снега достаточно. Для февраля народа мало.
Вернусь ли в те края? Конечно, по возможности! Даже летом съездил бы туда (как и во все места, где я был).
Шикарная поездка! Отличный отчёт!