Каждый март наша небольшая компания приезжает на пару недель в Терскол. Ездим уже не первый год. И желания написать что-то о Приэльбрусье особо не возникает, но события этой поездки заставили все-таки взяться за перо.
Часть первая, вводная
Все начиналось, как обычно. Понедельник, утренний рейс Аэророфлота из Шереметьево в МинВоды. Конечно, Аэрофлот задрал цены, но в целом из наших авиакомпаний мне он нравится больше всего. Билет Москва-Минводы туда-обратно - 7 тыс.руб. вполне доступно. Прилетели. Загрузились. Фирменный магазин. Прасковейский. Неплохая водочка виноградная. Рекомендую. Заселились в Чыран-Чегет. Более-менее. Владелица, она же персонал - Баба Маша. Завтраки ничего. Но в гостинице реально было холодновато и с водой горячей проблемы. С детьми точно не рекомендую.
Наш готель
Второй день. В девять на Азау. Удивила очередь. Где-то час стояли за ски-пассом. Ну ничего. Покатались. Снег нормальный. Погода хороша. Народ позитивный. Касса работает, оказывается с восьми утра, узнали потом.
Старая трасса с Мира
Третий день. Ребята занимались с детьми, а я катал на Чегете. Ски-пасс теперь - тысяча. Дуло прилично, но бывало и хуже. Снегу было не слишком много. Народу немного. В целом - приятно. Посетил Ай. В конце привез своим ребятам вниз целый пакет вкуснятины из пирожковой. Масло в казане было свежее. Кто-то писал, что старое. Исправились.
Вот он - Чегет
Пообедали в Чегете (кафе). Бывали во многих местах, но в этот раз зависли там. Удобно, попросили, детям готовили отдельно без меню.
Часть вторая - заболел
После обеда принял душ.
К вечеру легкий озноб. Колдрекс.
Стакан горячего глинтвейна в кафешке. Все более-менее, согрелся.
Два часа ночи поднялась температура. Еще таблетка.
Утром легкий кашель. Кататься не пошел. Еще Колрекс. Поспал до обеда.
В обед легкий хрип и мокрота. Мне это перестало нравиться.
Оделся, доехал до участкового (напротив бывшей ЦТБ Терскол, перед въездом в Вольфрам). Участковый был в разъезде. Отправили в травму (через дорогу от бывшей ЦТБ Терскол, белое здание). Есть хирург, терапевт, стоматолог, рентген, УЗИ. Услуги платные. Если есть действующий ски-пасс или чек с Азау, то по страховой РЕСО бесплатно, по крайней мере, первичка, гипс. Подождал терапевта. Сделали рентген. Легкие не айс, но терпимо.
Я понял, что откатался. Девушка предложила в больницу. Но чувствовал себя не совсем плохо. Да и от народа не хотелось отрываться. Сошлись, что завтра приду и начну проходить курс (капельницу) антибиотиков (отпуска было еще 8 дней). Конечно, сам виноват, надо было хотя бы телефон оставить.
Вернулся в гостиницу. Лежал. Перекусил. Пил горячее. Народ ушел на ужин. А на меня вдруг резко накатила слабость и пошла мокрота с кровью. Понял, что лыжи начали заворачивать не в ту сторону. Позвонил, - ребята, вызывайте скорую! Спасибо девушкам из кафе - быстро вызвали.
Врач скорой грустно посмотрел на меня, вколол камфору. Ребята собрали рюкзак, довели до машины. И ваш покорный слуга отправился в ЦРБ в Тырныауз. Доехал на уколе. К больнице уже оплывал. А в больнице меня уже ждали и снимок первый уже был. На момент поступления кислород в крови около – 60% (норма – 90 и выше). На снимке половина легких – ёк, а на снимке в обед все еще было вполне ничего, а прошло всего 6-7 часов.
Положили в реанимацию. Спасибо врачу Гаджи Магомедовичу и девчонкам – работали профессионально. Диагноз – двухсторонняя пневмония, тяжелая форма.
А вид-то - ШвейцарияЧасть третья – больница и лечение
Четыре дня в реанимации, как ни кощунственно это звучит, отрезвляют и вызывают жестокую тягу к жизни.
Первые сутки пролежал на кислороде, ну и влили и вкололи массу всего.
К вечеру немного отошел, голова правда кружилась, даже чай с хлебом съел.
Второй день. Девушки подтащили к койке новый баллон с кислородом, и снова масса капельниц. Начал есть. Дежурная фраза врача - больному двойную порцию. Заталкиваю все. Нужны силы. Ну, кругом клиентура лежит, и похуже, так что держимся. Вечером девчонки довезли на кресле до туалета. Обратно по шажку дошел сам. Голова кружится, одышка сильная.
Третий день. Отказался от кислорода. Начал делать дыхательную гимнастику в кровати. Вспомнил какие-то упражнения. Медсестры смеются, в реанимацию йога привезли. Дежурный врач принесла шарики детские. Надувал. Кислород никак выше 80 не поднимается. Привезли Витю, бордера из Норильска (был в травме Терскола, когда и я), ему сшили ключицу, хоть есть с кем поговорить.
Четвертый день. Кислород, наконец, дошел до 90 процентов. Сделали капельницы для снятия интоксикации. Голова пришла в норму. Для контрольного снимка в рентген кабинет вошел сам (удивление врачей, они видели меня в первый день). Легкие уже почти в норме. Порадовало. Настроение улучшилось.
Пятый день. Меня перевели в терапию. Лежу один в палате на четверых. Все скромно. Есть двухместные платные палаты с холодильником, туалетов и вроде телевизором. Всего 500 р. место в сутки. Воды холодной в больнице нет. Мыться страшно. Попросил. Девушки купили пачку влажных салфеток, мыло и фрукты. Умылся как космонавт. Оказывается чай, сахар, посуда у всех больных своя, но мне нашли набор.
Вот он люкс (напротив Герхожан)
Шестой день. В соседнем крыле лежит Костя из Подмосковья. Простыл. Схватило спину. В Минводах в самолет, лежачего, не взяли. Привезли обратно в ЦРБ. Тоже завис.
Седьмой день. В палату положили дедушку 78 лет. Помнит немцев, Алма-Ату, возвращение назад в 1958 году и время когда рудник работал, и все здесь было замечательно. Много рассказал. К дедушке приехали родственники. Праздник живота. Каша утром и вечером уже слабо лезет.
Супер-меню разработано диетологом (но честно говоря, повар - молодец)
Восьмой день. Попрощался с Костей. Он смог наконец улететь домой. Ура. Мне оформили документы к выписке. Подарил дедушке старые горнолыжные перчатки. Ну, реально старые, а ему нравятся. К дедушке пришла родственница. Пытаюсь понять их разговор, и вдруг она спрашивает меня: Вы понимаете наш разговор? Отвечаю – Хау. Аз-маз. (Да, немного). Еще бы неделю полежал, точно бы заговорил.
Девятый день. Утром медсестра принесла опять капельницу. Ну что, спасибо, прокапаем крайний раз. Потом заехали ребята. Наконец домой. Торжественная встреча у ворот. Говорят, у тебя выражение лица, как из лагеря отпустили. Едем в Минводы. Такое чувство, что только прилетел и опять обратно. Состояние хорошее. Сам смог тащить свои 20 кг снаряги. И экспрессо, такое вкусное в аэропортовском кафе.
Заключение
В горах был в этом году уже третий раз. Ни разу не разложился. За пару недель до отпуска сильно болел на ногах. Похоже, в горы приехал, не долечившись, а тут чуть и достаточно. В травму тоже народ пачками после обеда везут. За час пока я там ждал терапевта. Три бордера и лыжник. В этом году очень много костылей и сам на склоне раз спасов вызывал. Берегите себя. И с простудой тоже осторожнее. Сейчас, на больничном, и разговор с руководством, зачем эти горы, нужно как все, ну в Таиланд, например.
Лыжи у печки стоят (теперь точно до следующего сезона)
Р.S. Я смотрю в окно палаты. Снова дует сильный ветер, внизу бежит Баксан, напротив Герхожан, пугающий днем, и светящийся ночью огнями большого города, по городу бродят коровы, что здесь еще работает - непонятно, и как живут люди, не всегда понятно, но в этом городе действительно живут люди и приезжают сюда тоже люди.
Спасибо всем, кто меня лечил и поддерживал!
Март 2016, Терскол, Тырныауз
Ничо так покатался.....