Канатная дорога на гору Красную не получила заключение о соответствии от сахалинского Ростехнадзора, а значит остается без допуска к эксплуатации. Ранее операторы проекта, региональная власть и даже полпред президента Юрий Трутнев надеялись собрать документы для пуска объекта в мае.
Письмо Ростехнадзора с информацией о сохраняющихся у дороги проблемах содержится в материалах к расширенному заседанию комитета по спорту областной думы, на котором планируется рассмотреть развитие «Горного воздуха». Еще один документ в пакете — письмо сахалинского минэкономразвития, курирующего горнолыжный курорт и другие инвестиционные проекты территорий опережающего развития. В нем говорится, что отказ от ввода в эксплуатацию является техническим и формальным, добиться положительного заключения рассчитывают в суде, но «не ранее первого квартала 2021 года».
То есть вопрос участия Красной в очередном горнолыжном сезоне снова висит в воздухе. В таком же подвешенном статусе гора уже встречала 2019 и 2020 годы.
Всего на строительство канатной дороги на северном склоне Красной и проектные работы для похожего объекта на юге горы было направлено более 320,9 миллионов рублей. Общий прогнозный бюджет возведения двух канаток и сопутствующей инфраструктуры — более 2,2 миллиардов. Оплачивать строительство предполагается за счет «Корпорации развития Сахалинской области» — акционерного общества, капитал которого составлен из средств бюджета региона.
История со строительством канатной дороги на Красную стартует в 2017 году, когда было заключено соглашение о финансировании проекта между структурами областного правительства, «Горным воздухом» и «Корпорацией развития». В январе этого же года проходит конкурс на строительство объекта — его выигрывает компания «Доппельмайр Раша». Стоимость — 847,2 миллиона. Изначально область была готова отдать за этот объект более 1 миллиарда рублей. Организация приступает к работе, в феврале «Корпорация развития» отчитывается о передаче первого транша, а летом в интервью о стройке рассказывает министр спорта Сергей Буренков.
После окончания основного этапа строительства, приблизительно через год после подписания договора с исполнителем контракта, «Горный Воздух», ставший заказчиком работ, уведомляет Ростехнадзор о начале стройки. Хотя фактически она шла уже давно и активно. Ведомство включает объект в список своих проверок и в феврале выходит на первый технический аудит стройки. И сразу же обнаруживает 38 нарушений. Среди них — недоработки строительных надзора и контроля, а также отсутствие разрешения на строительство.
«В период строительства объекта с июля месяца 2017 года по январь 2018 года (сроки в соответствии с журналом общих работ — ЖОР) (зафиксировано) выполнение видов работ, запрещённых до получения разрешения на строительство и указанных в ЖОР, обязательная оценка соответствия построенных зданий и сооружений по объекту не подтверждается документально, не выполнен порядок осуществления строительства», — указывает Ростехнадзор.
Для устранения нарушений «Горный воздух» откорректировал документацию и прошел повторную госэкспертизу — ее положительное заключение было получено в конце декабря 2018 года. Несмотря на это, все устранить не получилось. Нарушения остались и были зафиксированы в ходе проверок — всего их с января 2018 до мая 2020 годы было организовано девять.
Среди проблем, которые остаются до сих пор (то есть до 15 мая 2020, когда подписано письмо в комитет по спорту) Ростехнадзор указывает:
неосуществление государственного строительного надзора с начала строительства, нарушен порядок надзорной деятельности;
неосуществление строительного контроля с начала строительства, нарушен порядок контрольной деятельности;
неосуществление геотехнического мониторинга с начала строительства в рамках обязательных требований;
исполнительная документация по сварочным работам принята и подписана не аттестованным специалистом по сварке
установлено отсутствие аттестации по промышленной безопасности должностного лица, ответственного за осуществление строительного контроля на опасном производственном объекте;
на анкерных болтах фундаментов станций на торцах отсутствует идентификационные заводские номера, установленные проектом.
2019 год — это уже второй год простоя канатки на Красной и ситуация вокруг приемки стройки становится все напряженнее. Объект необходим, чтобы задействовать новые склоны, проложенные на этой горе в течение нескольких лет. Без транспорта доставлять туда лыжников невозможно, а значит, не будет и развития курорта на востоке Южно-Сахалинска. К этому времени он уже позиционируется как «жемчужина Дальнего Востока».
Но разобраться с претензиями Ростехнадзора «Горному воздуху» или правительству не удается. В начале 2020 в дело включается полпред президента Юрий Трутнев — ТОРы и развитие туризма входят в федеральную повестку и контролируются в том числе представителями президента в федеральных округах. В Ростехнадзоре в феврале замечают, что «нарушения устраняются». Десятью днями ранее в «Экологической вахте Сахалина» сообщают, что канатка фактически построена незаконно.
Чтобы разобраться с нарушениями, в том числе «неустранимыми», «Доппельмайр Раша» заключил договор на проведение экспертизы с компанией «ЮгПроектКонсалтинг». Она должна была провести обследование объекта и установить соответствие или несоответствие фактически построенного проектным решениям. По мнению аудиторов, все на стройке было хорошо. Но выводы этого подрядчика Ростехнадзор не устроили.
«При рассмотрении данного отчета управлением выявлено, что у привлеченной организации отсутствовало право СРО выполнять работы по изысканиям в соответствии с постановлением Правительства от 19 января 2006 года №20, необходимое для проведения обследования зданий и сооружений пассажирской подвесной канатной дороги. Фотографии, присутствующие в отчете обследования, относятся к летнему периоду, а обследования проходили в декабре 2019 — январе 2020 года», — пишет ведомство.
По состоянию на май 2020 года на Красной также не завершено устранение замечаний. Например, не была проведена рекультивация земель и вывоз поваленной растительности на полигон.
Интересный момент, связанный со строительством объекта на Красной. В Ростехнадзор поступило письмо от гендиректора компании «Доппельмайр Раша», главного подрядчика работ на этой и других канатных дорогах «Горного воздуха». В нем гендиректор предприятия Мария Иванова просит снять с нее как с должностного лица компании взыскание Ростехнадзора. Причина — подрядчик не виноват и сделал все для того, чтобы устранить замечания и нарушения. Даже те, которые не должен был устранять или в возникновении которых не принимал непосредственного участия.
Из восьмистраничного документа следует, что строители только 26 февраля 2019 года получили документацию на объект в полном объеме и должным образом оформленную. То есть спустя приблизительно два года с момента заключения контракта. До этого они работали по предоставляемым заказчикам отдельным документам или гарантийным письмам, что требуемые разрешения есть. Также в обращении говорится, что «Горный воздух», в конце 2018 внеся изменения в документацию и пройдя повторную экспертизу, «подставил» подрядчиков — из-за корректировки некоторые черты уже построенной канатки отличались от проектных. Одна из наиболее серьезных проблем — требование о маркировке завода-производителя на головках использованных болтов-анкеров. В изначальном проекте этот момент не предусмотрели, а выкручивать анкера из готовых конструкций никто не будет.
«Сахалинское управление Ростехнадзора будет вынуждено выдать решение об отказе выдачи заключения о соответствии (ЗОС). Принятие управлением решения об отказе в выдаче заключения о соответствии не препятствует повторному обращению застройщика или технического заказчика за выдачей заключения о соответствии после устранения причин, послуживших основанием для принятия указанного решения или обратится в суд. Сахалинское управление Ростехнадзора, в первую очередь, отвечает за жизнь и здоровье, за безопасность людей и гостей области, которые будут пользоваться объектом. Это для нас — главный приоритет. Поэтому, как только объект будет находиться в правовом поле, будет соответствовать требованиям проектной документации, законодательным актам о градостроительной деятельности и станет безопасным, управление выдаст документы на эксплуатацию построенного объекта», — завершает ответ думе Ростехнадзор.
Еще один важный документ, над которым придется поразмыслить в думе — справка сахалинского министерства экономического развития, также подготовленная специально к заседанию думы. Вот что ведомство пишет про канатку на северном склоне Красной:
«По информации ОАУ «СТК «Горный воздух» все замечания устранены (за исключением отсутствия действующей лицензии у руководителя «Трансстрой-Тест» (вела стройконтроль) в момент проведения контроля) и до конца мая 2020 года планируется получение заключения Ростехнадзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации. Срок исполнения замечаний Ростехнадзора установлен до 1 мая 2020 года. После этого срока будет проведена проверка устранения замечаний. Вместе с тем, высока вероятность, что данное заключение будет отрицательным по формальным признакам. Ростехнадзор не осуществлял технический надзор за строительством объекта. После получения отрицательного заключения ОАУ «СТК «Горный воздух» планирует обратиться в Арбитражный суд Сахалинской области для получения положительного заключения и случае его получения будет выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию», — сообщает ведомство.
Сообщают в письме и о втором компоненте инвестсоглашения — канатке на южном склоне. Сейчас разрабатывается проект этой дороги, он должен быть готов в мае 2020, а не ранее августа пройти Главгосэкспертизу. На первый этап разработки канатки предусмотрен 31 миллион рублей. Стоимость всех строительно-монтажных работ пока неизвестна.
Источник: sakhalin.info
Видимо, как обычно, "владельцы" подумали, что всё можно урегулировать в процессе. Глобальные нарушения всего, что можно нарушить, следствие экономии на всём.
С другой стороны, надзорные органы, как обычно, хотят иметь свою долю.
В стороне, как обычно, остаются лыжники. Их никто не рассматривает всерьёз, словно это не они главные участники процесса окупаемости сооружения. Видимо, не они, что тоже – как обычно.