Канатные дороги – привычное дополнение горного пейзажа. Однако в последнее время всё чаще канатный транспорт используется в "гражданских" целях – а именно, в качестве эффективного и экологичного дополнения к существующим видам городского транспорта.
История современного транспорта на канатной тяге восходит к 16 веку от Рождества Христова. Во вяком случае, первая сохранившаяся запись, упоминающая прицепленные к конопляному канату вагонетки, движущиеся по деревянным рельсам за счёт мускульной силы, была сделана в 1515 году Маттеусом Лангом фон Велленбургом – кардиналом и князем-архиепископом австрийского Зальцбурга. Именно этот фуникулёр считается одной из первых систем канатного транспорта.
Его появление было обусловлено беспрестанной тягой человека к облегчению своего труда. Действительно, как проще всего доставлять грузы вверх по крутому склону, по которому не способны подниматься ни мул, ни человек – особенно, с поклажей? Фуникулёр стал тем самым изобретением, которое было единственным верным решением этой задачи. Приводимый в движение огромным колесом, на который наматывался канат, фуникулёр позволял остроумно и эффективно использовать законы физики, ещё не сформулированные на тот момент ещё не родившимся Ньютоном.
С годами канатный транспорт развивался, приобретая всё новые и новые формы. В дополнение к фуникулёрам, представляющим собой рельсовые вагоны, появились и подвесные канатные дороги. Их отличие состояло, прежде всего, в отсутствии рельсов. Вагонетки были накрепко подвешены к прочному канату, проходящему по роликам линейных опор.
Тяговый канат приводился в движение расположенным на конечной станции движителем. Такое конструктивное решение позволяло не только доставлять грузы из точки А в точку Б по склону, но и преодолевать препятствия, непреодолимые для других типов транспорта – например, глубокие овраги и реки.
Неудивительно, что первые канатные дороги были грузового назначения. Наибольшее распространение этот вид транспорта получил в Европе. Именно в польском Гданьске ещё в 1664 году была построена первая подвесная грузовая канатная дорога, разработанная инженером Адамом Вейбе. Позже грузовые канатные дороги распространились по всему миру.
С годами канатные дороги и фуникулеры совершенствовались, и мысль о безопасной перевозке пассажиров перестала казаться утопичной.
Так, уже в 1873 году в Сан-Франциско появился первый в мире пассажирский трамвай на канатной тяге, дошедший с рядом изменений до наших дней и ставший одной из главной достопримечательностью города. К концу 19 века канатный транспорт, до той поры бывший сугубо грузовым и промышленным приложением, стал ещё и транспортом пассажирским.
Если фуникулёры и трамваи требовали постройки рельсового пути, то подвесные канатные дороги – только установки опор, двигателя, да нерастяжимого стального каната. Именно в таком транспорте нуждались состоятельные туристы, исследующие Альпы. Поэтому на рубеже 20 века канатный транспорт переживал настоящий бум развития. Ещё бы, ведь канатная дорога не только могла за считанные минуты доставить туристов к горным вершинам, но и обходилась значительно дешевле, чем строительство автомобильной трассы, или, тем более, железнодорожной ветки. Что-что, а уж деньги экономные европейцы умели считать испокон веков.
Дополнительный импульс развитию канатного транспорта придали любители горных лыж –модного увлечения среди представителей высших сословий. Вместе с тем, как этот вид спорта развивался и становился всё более и более демократичным, множились и совершенствовались и канатные дороги, поднимавшие лыжников. Пионером этого вида транспорта стала французская компания Poma, основанная в 1936 году инженером Жаном Помагальски. Именно Помагальски придумал и реализовал во французском Альп д' Юезе первый в мире буксировочный подъёмник, так называемый «бугель», являющийся наиболее популярным типом канатных дорог в мире и по сей день.
С ростом числа туристов, увеличивалось и число построенных «канаток», достигшее к середине 20 века нескольких тысяч в одной только Европе.
Наибольшее количество систем было построено на горнолыжных курортах, часть из них перевозили туристов к различным достопримечательностям, остальные дороги были грузовыми.
Во второй половине 20 века глобальный процесс урбанизации вынуждал проектировщиков городской инфраструктуры искать новые решения по оптимизации увеличившихся транспортных потоков. Увеличение числа маршрутов общественного транспорта, выделение специальных полос движения и другие организационные мероприятия далеко не всегда приводили к желаемому результату. К восьмидесятым годам стало очевидно, что общественный транспорт не справляется с пассажиропотоком современных мегаполисов.
Требовались новые, более эффективные решения – и тут инженеры вспомнили про канатные дороги.
Способность преодолевать водные преграды большой протяжённости, любой рельеф, низкие затраты на строительство и эксплуатацию, экологическая чистота, безопасность, скорость движения, значительная пропускная способность – эти факторы стали определяющими для возрастающей частоты использования канатного транспорта не только в качестве туристических развлечений, но и в дополнение к традиционным типам транспорта – автомобилям, железным дорогам, трамваям и т.д.
Использование отточенных на горнолыжных курортах технологий позволило создать надёжные системы транспорта, интегрированные в городскую среду. Экономическая эффективность канатного транспорта сразу пришлась по душе расчётливым европейским проектировщикам. Ещё бы! Использование канатной тяги подразумевало минимальные энерогозатраты, ведь тяговые электродвигатели располагались не в каждой единице подвижного состава, как у трамваев или троллейбусов, а только на базовой станции!
Ещё одним уникальным решением, впервые применённым именно в городских канатных дорогах, стала разработанная последователями Жана Помагальски интегральная система безопасности, подразумевающая возврат кабин на станцию в случае любой аварийной ситуации – например, отключения электроэнергии.
В конце 20 века компанией Poma были построены традиционные фуникулёры в Париже, Шэньчжэнь, Порто и других городах, задействованные, прежде всего, для подъёма туристов к расположенным на высоких холмах достопримечательностям.
Но почему бы не использовать аналогичные технологии для оптимизации транспортных потоков на плоскости? В последующие десятилетия полностью автоматические системы канатного «мини-метро» (их ещё называют APM – Automated People Mover) соединили терминалы аэропортов Цюриха, Детройта и других городов.
И, конечно же, канатные дороги! Именно «канатки» стали наиболее недорогим и эффективным способом перевозки пассажиров через водные преграды и территории с пересечённым рельефом.
Наиболее выдающиеся примеры – системы канатного метро в колумбийском Медельине и бразильском Рио-де-Жанейро. В первом случае, канатные дороги интегрированы в систему обычного метро, во втором – в систему пригородных поездов. В обоих городах канатные дороги проложены над густо населенными территориями, и соединяют транспортные артерии мегаполисов с удаленными от центра районами.
Статистика канатного метро впечатляет. Например, в Медельине им пользуется более миллиона пассажиров в месяц (при этом максимальная расчётная пропускная способность системы – 1 500 000 человек в месяц). Ещё бы, ведь канатное метро позволяет добраться до точки назначения в несколько раз быстрее, чем на автомобиле или других видах общественного транспорта. При этом количество выбросов углекислого газа в городе сократилось на 17 400 тонн!
Но и это ещё не всё. Строительство канатного метро не только способствовало созданию рабочих мест для разработки, строительства, эксплуатации и технического обслуживания системы, но и стимулировало экономическое и социальное развитие удаленных районов. Положительным оказалось и влияние на экономический сектор: ежегодная выручка только от продажи билетов на канатное метро в Медельине составляет свыше 34-х миллионов долларов США в год.
Немаловажно, что при этом расходы на строительство канатной дороги примерно равны стоимости покупки количества автобусов, необходимых для обеспечения такого же пассажиропотока. Эксплуатационные расходы на перевозку 1 пассажира по канатной дороге в два раза меньше, чем при использовании автомобильного транспорта.
Ещё одним выдающимся примером использования канатной дороги в качестве городского транспорта считается «воздушный трамвай» Roosevelt Island Tramway в Нью-Йорке, линия которого проходит над проливом Ист-Ривер вдоль моста Куинсборо, и соединяет остров Рузвельта с Манхэттеном. Длина канатной дороги составляет 960 метров. Время в пути – не более трёх минут. Каждая кабина может перевозить до 110 пассажиров, при этом общая пропускная способность канатной дороги составляет до 1500 человек в час в одном направлении.
Эта канатная дорога, построенная в 2010 году, считается одной из самых совершенных и безопасных в мире. Например, в целях соблюдения требований, предъявляемых к городским пассажирским перевозкам, расстояние между несущими канатами, по которым движутся кабины, было увеличено до четырех метров. Это решение обеспечило исключительную устойчивость кабин при любой силе ветра. Даже во время урагана Айрин система продолжала свою работу с перерывом всего на несколько часов, в то время как движение всех прочих видов общественного транспорта (самолётов, поездов метро, автобусов) было остановлено на весь уик-энд.
А что в России? К 1985 году в СССР было построено свыше тысячи канатных дорог различного назначения, но ни одна из них не была системой городского транспорта. Ситуация изменилась лишь спустя 27 лет, в феврале 2012 года, когда между Нижним Новгородом и Бором, расположенным на другом берегу Волги, протянулась линия новейшей канатной дороги, разработанная и построенная французской компанией Poma совместо с российско-французской группой компаний "Горимпекс".
Этот объект стал первым в России примером применения канатной дороги в качестве городского (точнее, междугородного) транспорта. Данная канатная дорога длиной 3700 метров, оснащённая 8-местными кабинами и обеспечивающая пропускную способность 2000 человек в час, вошла в книги рекордов России и Европы как пассажирская дорога с самым большим пролётом (870 м) над судоходной рекой. Для этого высоту опор пришлось увеличить до 85 метров.
Канатная дорога Нижний Новгород-Бор быстро стала популярным городским транспортом. Ещё бы, ведь благодаря ей время в пути для жителей Бора, работающих в Нижнем, сократилось до 12 с половиной минут – против часа по глухим пробкам. Более того, канатная дорога стала любимым аттракционом для туристов, став одной из ключевых достопримечательностей Нижнего Новгорода – наряду с Кремлем и Чкаловской лестницей. В год «канатка» перевозит свыше двух миллионов пассажиров, что обеспечивает серьезный экономический эффект.
Подведём итог. Системы канатного транспорта обеспечивают характеристики, недоступные всем прочим видам транспорта: могут располагаться над густонаселенными районами, пересекать водные преграды, они комфортны, безопасны и экологичны. В условиях развитой городской инфраструктуры, «канатки» – идеальное дополнение к традиционным типам общественного транспорта, позволяющее более эффективно распределить пассажиропоток и разгрузить автомобильные магистрали.
А для пассажира это не только способ существенно сэкономить время и деньги, но и возможность насладиться видами с высоты птичьего полёта.
Текст: Артём Ачкасов. Фото компаний Poma, ГК "Горимпекс", а также из книги The Renaissane Of The Cableway.