В декабре 2004 года мой друг предложил поехать в Карелию покататься на снегоходах и рассказал о маршруте Северо-Западного бюро путешествий (СЗБП). Тогда мы отказались поехать по разным причинам: то путёвка дорогая, то дела. В декабре 2005 года Сергей снова предложил мне поехать в Карелию. Я согласился на путешествие.
Маршрут снегоходного тура "Снежные купола" на остров Кижи: Петрозаводск - Ивановские острова - Шардонские острова - деревня Южный Двор - остров Кижи - Гарницы (остров Большой Климецкий) - остров Кижи - Шардонские острова - Ивановские острова - Петрозаводск.
Продолжительность тура — 2 дня/1 ночь. Протяженность — 240 км. Максимальное кол-во человек в группе — 12.
Стоимость тура: 2 чел. на одном снегоходе – 7 500 руб./с человека или 1 чел. на снегоходе – 11 900 руб./с человека.
В стоимость путевки входит: встреча на ж/д вокзале, трансфер, аренда снегохода, бензин, полная экипировка (теплый ветрозащитный и водоотталкивающий комбинезон, снегоходный шлем с забралом из двойного пластикового стекла (поликарбоната) для предотвращения запотевания, чистый хлопчатобумажный подшлемник, высокие бахилы из синтетического материала с меховыми вкладышами, снегоходные перчатки или рукавицы), питание по программе, размещение в гостевом доме и баня, экскурсия по заповеднику Кижи, сауна в отеле "Прионежский" при обратном прибытии, сопровождение инструктором, страховка.
Программа 2-х дневного тура на снегоходах
1-й день
9.05 - Встреча на вокзале, трансфер до отеля "Прионежский"
9.20 — Завтрак в ресторане отеля
10.00 — Подбор экипировки, инструктаж по технике безопасности
11.00 — Выход на снегоходах по маршруту: Петрозаводская губа Онежского озера — Ивановские острова — Шардонские острова — губа Большое Онего — д. Южный Двор — остров Кижи — остров Большой Клименецкий (маршрут проложен по льду Онежского озера, лесным дорогам, 120 км). Обед — в пути.
17.00 — Прибытие в гостевой дом, размещение, русская баня, ужин.
2-й день
9.30 — Завтрак
10.00 — Экскурсия на снегоходах на о. Кижи
12.00 — Выход по маршруту: д.Оятевщина — д.Узкие Салми — губа Большое Онего — Ивановские острова — г.Петрозаводск (лед Онежского озера, лесные дороги, 150 км). Обед — в пути.
16.00 — Прибытие в Петрозаводск, сауна
17.30 — Ужин в отеле
18.15 — Трансфер на вокзал
День первый
10 февраля (пятница) в 18.15 мы с Сергеем на Ленинградском вокзале сели в вагон фирменного поезда "Карелия" (Москва-Петрозаводск). Поезд внешне выглядел скромно, но внутри вагона было комфортно. Этот новый вагон с биотуалетом был сделан недавно на Тверском вагоностроительном заводе.
В 9.00 поезд прибыл в столицу Карелии - город Петрозаводск, где я был последний раз аж в далёком декабре 1977 года, 28 лет и 2 месяца назад. :-)
Нас встретила представитель СЗБП, Джапаридзе Аня. Познакомились с молодой парой из Москвы, которая ехала в том же вагоне. Остальные участники тура приехали из Питера на поезде в 6.09 утра. Аня повела к такси, и мы поехали в завтракать согласно программе тура.
В кафе "Акварели" вкусно и плотно накормили. Московская пара, ехавшая с нами в поезде, не смогла съесть ползавтрака, так как, видимо, не читала программу тура и успела в поезде позавтракать :-)
После прогулки по набережной, в 10.30 мы попали на базу Северо-Западного Бюро Путешествий. Во дворе базы стояли снегоходы и какие-то ребята, которые оказались членами нашей группы.
Инструкторы поинтересовались нашими антропометрическими данными и выдали мне и Королёву положенный комплект соответствующих размеров: комбинезон со светоотражающими элементами, подшлемник, шлем, бахилы. Я приехал в собственном комбинезоне горнолыжника-сноубордиста и хотел в нём покататься. Но передумал, одев вместо него специальный тёплый и лёгкий комбинезон финского производства фирмы "MP-ASU", да и захотелось протестировать этот костюм в действии. Не пожалел, что надел такой комбинезон, и после двухдневного тура понял, что костюм классный. Я внимательно рассмотрел комбинезон и прочитал, что это костюм для езды на мотоцикле и машинах с открытым верхом. В костюме горнолыжника я мог бы слегка замёрзнуть. А мотошлемы с двойным забралом против запотевания стекол были фирмы "ZEUS" (Зевс).
В полной экипировке мы выглядели, как лётчики боевых самолётов-истребителей или как инопланетяне. А если снять шлемы, то как бойцы спецназа или каскадёры-камикадзе из-за чёрного костюма и чёрных подшлемников.
Перед инструктажем прогулялись внутри большого гаража, где стояли крутые машины. Перед инструктажем по технике безопасности инструкторы СЗБП выкатили снегоходы на лёд Онежского озера, а мы пешком пошли к месту старта.
Ещё на форуме сайта СЗБП я узнал, что формируются две группы, первая из молодых и более физически крепких людей, а вторая из остальных участников. Первая группа едет с более высокой скоростью, а вторая группа догоняет эту на месте остановок, что в действительности так и было. Меня и Королёва отправили в первую группу инструктора Сливы Андрея. Наша группа состояла из 8-ми участников: четверо из Питера (две молодые пары) и четверо из Москвы (я, Королёв и молодая пара). Во второй группе были иностранцы с инструктором Максимом.
Каждый инструктор в своей группе рассказывал кратко о строении машины, об органах управления. Показывал, как правильно заводить, водить, останавливать машину.
Затем были правила вождения:
Ещё в декабре при получении на руки путёвки мы прочитали про технику безопасности и правила вождения, так что повторили.
На базе СЗБП Аня, разговаривая с инструктором Андреем, показала на один ярко-красный красавец-снегоход Polaris Wide Trak LX 500 стоимостью 10200$ с номером 13 и сказала нам, что мы будем кататься на нём. У остальных участников тура были такие же снегоходы, как у нас, и других моделей 2002-2003 года, в основном, серии Sport Touring 550.
Инструктор Слива Андрей еще на базе сказал, что мы (я и Королёв) будем ездить за пятым снегоходом. В нашей команде из 8 человек не все катались вдвоём на одном снегоходе. На первом снегоходе впереди команды ехал сам инструктор, на втором - одна девушка из Питера, на третьем - парень из Питера, на четвёртом - молодая пара из Питера, на пятом - молодая пара из Москвы, и на шестом под № 13 - мы.
К снегоходам инструкторов были прицеплены грузовые прицепы на лыжах. Прицепы были передвижными камерами хранения, в них были сумки с нашими личными вещами.
В группе 2 впереди ехал первый инструктор Максим, затем скандинавцы, а в конце - второй инструктор с прицепом. Иностранцы почему-то предпочли с собой брать свои сумки и рюкзачки вместо того, чтобы их класть в грузовой прицеп, который за ними всё равно ехал в одной колонне. А у нас в группе № 1, у кого были снегоходы "Polaris Wide Trak LX 500", в заднем багажном отсеке стояло по 1-2 канистры бензина на обратный путь.
В 11.15 группа 1 отправилась в путешествие по Карелии, а следом группа 2. Мы не ожидали, что будем двигаться с такой большой скоростью 55-80 км в час, если на спидометре стрелка держалась в зоне "30-40". Потом поняли, что скорость "30-40" была указана в милях. На спидометре каждого снегохода можно увидеть две шкалы показателей скорости: внешняя с более крупными цифрами означает скорость в милях, а внутренняя шкала с мелкими цифрами - скорость в километрах. 1 миля равна 1,852 км. По Онежскому озеру мы ездили в среднем со скоростью 55-80 км в час (или 30-40 миль в час), иногда достигая 85 км в час, а в лесу скорость была поменьше - 40-60 км в час (или 25-35 миль в час).
Через 45 минут первая остановка в районе Ивановских островов. Многие стали фотографировать (по правилам безопасности на ходу запрещено фотографировать и снимать на видео).
В этот день погода была просто чудесной, небо чисто голубым. Незабываемое зрелище кататься по льду замёрзшего Онежского озера. Толщина льда достаточная, даже видели, как далеко от нас микроавтобусы УАЗ "Буханка" проезжали по озеру. Отдохнув 5 минут, двинулись дальше.
Через 40 минут в 12.30 вторая остановка "Острова Шардонские". Мне это место маршрута очень понравилось, природа необычная и красивая.
Как говорится, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Словами не передать ту красоту, что я увидел на Шардонских островах.
На фото можно увидеть чистый белый снег в районе выхода из залива между Шардонскими островами в открытое Онежское озеро. И вскоре по этому снегу мы поедем, оставив снегоходный след.
Вторая остановка была более продолжительной, надо было подождать группу 2. И вот в 12:40 появился снегоход с прицепом инструктора Максима.
Через полминуты появились остальные члены группы № 2, иностранцы-скандинавы. По их восторженным лицам было видно, что им очень понравилось кататься на снегоходах.
Какая красота, когда снегоходы едут с включенными фарами. Свет на машинах обязательно надо включать. Он бывает ближний и дальный (более яркий). По количеству фар инструктор определяет, все ли едут в колонне и нет ли сбившихся с пути.
Через 45 минут третья остановка в деревне Южный двор. В старину деревня называлась Вёгорукса (15-ый век). Главная достопримечательность деревни – Никольская церковь с внушительной звонницей, видной с озера за много километров.
Рядом с церковью в деревне Южный двор на природе в 13:45 был обед. Обед состоял из горячего чая и питательных бутербродов (хлеб с копченой колбасой и мясными нарезками), шоколада и прочих закусок (филе из красной рыбы, паштеты, шпроты). Все продукты были в нашем снегоходе с № 13 под сидением. Интересно, правда? :-)
У инструктора был большой термос с горячей водой. Он разливал воду в пластиковые стаканчики с чайными пакетиками. Мы впервые в жизни попробовали вкусный Карельский бальзам, который Андрей подливал в чай. Больше не положено по правилам безопасности, за рулём пьянство не приветствуется. :-)
После обеда многие разбежались гулять по деревне Южный двор. Я зашёл внутрь церкви и поднялся наверх, на звонницу, сфотографировал панораму деревни и карельский лес, припорошенный снегом.
В 14.00 с 30-минутным опозданием в деревню Южный двор прибыла группа 2 из иностранцев. Для них передали еду и сладости в виде кексов и пирожных, карельский бальзам. Организаторы тура стараются соблюдать чистоту, все отходы собирали в один мусорный пакет, который возили с собой.
В 14.15 мы поехали дальше кататься в красивом живописном лесу. Проехали участок лесозаготовки. Мне больше понравилось ездить по лесу, чем по пустынному ледяному озеру. Поскольку при езде в лесу вся энергия мощного снегохода передаётся на меня через руки, и появляется ощущение, будто снегоход и моё тело слились в одно единое целое.
У одной участницы снегоход заводился с трудом, с помощью троса. Инструктор Андрей поднял капот снегохода Polaris Edge Touring. Было интересно посмотреть на моторный отсек. Андрей залил в бачок машинное масло.
Далее было техническое обслуживание снегохода (одной московской пары) Polaris Wide Track XL. У него одно колесико болталось. Инструктор Андрей затянул гайку, закрепив хорошо колесико.
В 16.05 мы были уже на территории острова Кижи и достигли цели экскурсии. Не стали останавливаться у деревянных церквей, оставив осмотр достопримечательностей на второй день тура.
В 17.30 баня была готова. Сначала ушли париться две питерские девушки, а потом я с питерскими парнями попарился. Московская пара отказалась париться в бане. В предбаннике бани гостевого дома я заметил прочную шкуру убитого лося. Хорошо попарился, попив пива "Золотая бочка" с ребятами. В гостевом доме перед баней дают простыни и полотенца.
Пока парились, а другие наши ребята смотрели зимнюю Олимпиаду "Турин 2006" по телевизору, инструктор Андрей на нашем снегоходе Polaris Wide Track XL с ездил в деревню Еглово и приехал с прицепом с нашими личными вещами. Иностранцы из группы 2 ночевали в другом месте, в деревне Еглово (12 км к северу от острова Кижи). После бани - ужин.
В большой комнате в гостевом доме было два стола. За одним столом сидели мы , за другим - участники снегоходного тура турфирмы "Стелла", конкурента Северо-Западного Бюро Путешествий. Вначале мы не понимали, кто такие новенькие ребята в сине-чёрных комбинезонах с надписями "Деревня Александровка" и "Стелла", которые прибыли на снегоходах Bombardier Ski Doo Gtx 550 канадской фирмы Bombardier.
Первым современным снегоходом принято считать модель Bombardier – Ski-Doo, появившуюся на свет в 1959 году. Это была легкая, компактная и маневренная конструкция с одной гусеницей, двумя рулевыми лыжами, передним расположением двигателя и сиденьем над туннелем гусеничного привода. Согласно легенде, название Ski-Doo появилось в результате полиграфической ошибки. В рекламные плакаты закралась опечатка – Ski-Dog потерял свой "хвостик", превратившись в Ski-Doo, и производители смирились с этой утратой. А так бы и по сей день "Снежные собаки" бороздили мировые просторы. В лидирующую мировую четверку производителей снегоходов помимо Ski-Doo и Arctic-Cat входят Polaris и Yamaha. Со снегоходными конструкциями экспериментировали и другие мотоциклетные компании – Suzuki, Honda и даже Harley-Davidson. Они то сажали водителя не над гусеницей, а перед ней (на манер картинга), то удваивали гусеницу. Удержаться в снежной колее изобретательности хватило лишь у Yamaha. Снегоходы Yamaha по-прежнему отличаются агрессивными мотоциклетными амбициями, что позволяет именовать их сноумотобайками.
Я потом узнал, что у ребят маршрут снегоходного тура фирмы "Стелла" такой:
Туда: Турцентр "Деревня Александровка" (г.Петрозаводск) - оз. Кончезеро – пос. Янишполе – д.Горка – о.Сярь – д.Узкая Салма – д.Липовицы – д.Васильево – о.Кижи – д.Гарницы
Обратно: Деревня Гарницы - о.Кижи – д.Узкая Салма - пос. Янишполе – оз. Кончезеро - турцентр "Деревня Александровка" (г.Петрозаводск).
Ребята из турфирмы "Деревня Александровка" появлялись в нашем гостевом доме только во время ужина и завтрака на следующий день, а ночевали в другом месте.
Наш инструктор закончил техосмотр всех снегоходов, укрыл их защитными чехлами и сел ужинать. Андрей рассказал, что снегоходный след на льду Онежского озера держится в течение трёх часов. И этого времени достаточно, чтобы участнику тура, сбившемуся с дороги, не потеряться. Ещё узнали, что инструктор контролирует группу по количеству фар.
Ночевали мы на втором этаже гостевого дома. Там 4 комнаты: три двухместные и одна четырёхместная. В каждой комнате хорошие кровати с полумягкими современными матрасами, видимо заботятся о гостях. Я вначале не мог заснуть, было жарко (очень хорошо топили) и рука болела. Но всю ночь я хорошо спал. :-) Так кончился первый день снегоходного тура.
День второй
Утром в 9 часов я проснулся и увидел, что в комнате никого нет. Королёв Сергей ушёл на прогулку. Больше спать мне не хотелось. Посмотрел в окно, на улице шёл снег, инструктор Андрей проводил техническое обслуживание, наливал масло в снегоходы и заводил их.
Многие встали до 10 утра. На завтрак подавали пшёную кашу, бутерброды и чай. На завтрак приехали туристы из турфирмы "Деревня Александровка". В 10.40 стали одеваться в обратный путь и выходить во двор. В 10.45 из деревни Еглово, где ночевала группа иностранцев - № 2, приехал инструктор Максим, забрал у нас грузовой прицеп с личными вещами и уехал обратно. В 10.50 отправились к острову Кижи, помахав на прощание рукой деду, хозяину гостевого дома.
В 11.15 утра мы въехали на территорию заповедника Кижи, известного на весь мир тем, что все церкви построены без гвоздя. Это была первая остановка.
В программе тура должно быть посещение музея "Кижи", но он почему-то не работал. Видимо на зиму был закрыт. Пришлось нам слушать историю о Кижи из уст инструктора Андрея, да и самим прогуляться вокруг музея. А иностранцы предпочли группой фотографироваться у забора на фоне двух церквей: 9-главой зимней Покровской церкви и 22-главой Преображенской церкви.
В 2006 году знаменитому карельскому музею-заповеднику "Кижи" исполняется 40 лет. Его первым памятником стал Дом крестьянина Ошевнева, с которого и началось создание историко-архитектурной композиции под открытым небом.
После прогулки надеялись, что музей откроют для посещения. Но поняли, что никакого музея не видать, и мне пришлось совать свой фотоаппарат в щель забора и фотографировать внутренний двор карельского музея-заповедника "Кижи".
Оказывается, у карельского музея-заповедника "Кижи" два входа. На левой табличке написано "Здесь на Кижском погосте похоронен выдающийся русский сказитель, родоначальник Рябининской этнической традиции Рябинин Трофим Григорьевич (1801-1885)", а на правой табличке - "Здесь у стен кижского погоста 1 июля 1771 года отряд карателей подавил пушечным огнём восстание приписных крестьян солонецких петровских заводов."
В 11.40 поехали дальше и поднялись на высокий холм, с которого был хорошо виден музей Кижи. Это была вторая остановка. На холме стояла Часовня Спаса Нерукотворного, построенная во второй половине XVII века и перевезенная из деревни Вигово Медвежьегорского района. Материал: сосна. Отреставрирована в 1968-1969 году по проекту А.В.Ополовникова.
Многие из группы 2 сумели на снегоходах подняться на холм, где стоит Часовня Спаса Нерукотворного. Только у одной питерской пары снегоход застрял в глубоком снегу, и она не смогла самостоятельно выбраться из снежного плена. Тогда инструктор Андрей на своей Ямахе поехал вниз, быстро и легко вызволил снегоход питерцев из снега, да и сам продемонстрировал своё мастерство вождения.
Инструктор Андрей сказал, что пора заводить моторы и будем спускаться вниз по склону холма прямо по глубокому снегу. Такой экстрим мы получили при спуске вниз, одно удовольствие.
После острова Кижи въехали в Карельский лес и долго катались. Много удовольствия получил от катания по лесу с виражами, подъёмами и перепадами.
В этом году в Карелии выпало много снегу. Он такой чистый и белый, что приятно прыгнуть в снежный сугроб и поваляться, что я сделал. Многие ребята тоже валялись на снегу. :-)
В первый день во время скоростной езды по льду Онежского озера Королёв Сергей заметил, что у меня выпало что-то белое. Потом выяснили, что у меня на ходу отлетела правая деталь забрала шлема. И инструктор Слива Андрей открутил у меня забрало, а мне дал свои солнцезащитные мотоциклетные очки, а сам 2 дня катался без очков. Мне было жутко неудобно перед ним....
И вот инструктор на второй день езды во время третьей остановки нам всем закрепил болты крепления забрала снегоходного шлема.
В час дня мы выехали из леса на берег Онежского озера недалеко от деревни Узкие Салмы. И недалеко от берега на льду сделали четвёртую остановку. В этом месте Андрей предложил желающим просто покататься где-угодно, особенно тем девушкам, которые сидели сзади парней и не пробовали или мало пробовали ездить на снегоходах.
Кто-то из нас попросил инструктора Андрея ещё раз показать своё мастерство вождения, что он сделал с удовольствием, взяв снегоход одного нашего участника.
Я передал управление снегоходом Сергею, ему нравится гоняться с большой скоростью по пустынному Онежскому озеру. Пока сидел на заднем месте, у меня руки во время езды по озеру на ветру мёрзли, так как у нашей модели снегохода "Polaris Wide Trak XL" нет задних ручек с прогревом. У других участников были обогреваемые ручки для задних пассажиров. В первый день Королёв ругался на слишком горячие передние ручки, так как он не взял на базе СЗБП специальные тёплые толстые перчатки, потом мы научились управлять температурой обогрева ручек руля.
В два часа дня была пятая остановка на Шардонских островах. Я почему-то замёрз, потому что целый час ехал на ветру на большой скорости (40-50 миль в час). Хотелось попить чаю для сугрева. Это только одному Королёву было тепло, так как он ехал за рулём, его обогревал мотор и от ветра защищало лобовое стекло. :-)
Во время езды по льду Онежского озера в голове появлялась ассоциация с автомобильным ралли "Париж-Дакар" по пустыне. Полная аналогия, только вместо песка снег. Я Королёву говорил: "Хорошо было бы, если бы с вертолёта снимали нас на видео на память, было бы круто". Может быть когда-то организаторы снегоходного тура за дополнительную плату сделают видеосъёмку с вертолёта.
Инструктор Андрей взял наш снегоход и припарковал рядом со снегоходом московской пары. И мы устроили обед из горячего чая, бутербродов и прочих закусок (то же самое, что и в первый день).
На второй день погода была пасмурной, но это не помешало любоваться зимней красотой на Шардонских островах.
В 14.03 показалась группа 2. Мы отдали продукты на обед, а сами поехали дальше кататься. Группа 2 потом поедет спокойным темпом обратно домой на базу СЗБП. А мы поехали смотреть Ивановский маяк, который стоит на одноимённых островах.
На Ивановских островах были через 45 минут. Инструктор первым взобрался на берег одного острова и стал ездить между деревьями, стоявшие совсем близко друг от друга. Я даже удивился этому. Обычно мы ездили по более свободной трассе, а тут требовалось маневрировать между деревьями. Кое как припарковался последним. Ребята выскочили из машин и побежали смотреть Ивановский маяк. Это была последняя шестая остановка.
В 15.00 отправились с неохотой домой на базу СЗБП. На тот раз ехали по другой трассе, неровной из-за торосов. Торосы образуются, когда мощные ветры ломают лёд. Инструктор постоянно поднимал руку вверх, и нам приходилось снижать скорость, и проезжать неровности со скрежетом в зубах. :-)
В 15.30 мы были на базе СЗБП, на полчаса раньше графика. А могли бы ещё покататься, благо бензина в баке чуть-чуть оставалось. Свои снегоходы мы самостоятельно припарковали на базе.
По программе тура была сауна, в которую я вначале не хотел пойти, желания не было. Инструктор Андрей говорил: "Давай иди, там классно, тебе понравится". И действительно финская сауна VIP-класса в японском стиле закрытого клуба "Николаевские отели" очень понравилась. Сауна довольно большая, долго парились и купались в бассейне.
За это время дважды звонил телефон: волновались, чего это мы так долго, 1 час 20 минут, купаемся в сауне, пора на ужин в ресторане. Оделись и нас повели через черный ход в ресторан закрытого клуба "Николаевские отели".
Перед ужином инструктор Слива Андрей вручил каждому участнику снегоходного тура сертификат об активном отдыхе в Карелии и железную сувенирную кружку с чехлом из натуральной кожи.
В 19.00 на поезде "Карелия" поехали в Москву. Пили из чай из новых кружек и вспоминали, как классно отдохнули два выходных февральских дня.
Автор: Добрынин Сергей |