Карнавалы и тирольские изготовители масок
Роскошное маскарадное шествие в Имсте заряжает воодушевлением и радостью жизни по всему городу на многие месяцы. 900 мужчин – так как только они, кто же ещё в Тироле – активно принимают в этом участие. Они скачут, прыгают, танцуют, шумят и музицируют на спектакле, который тянется через весь город и никого не оставляет равнодушным. Фигуры одеты в дорогостоящие костюмы; маскарадные одеяния, парики, маски, перчатки и шляпы покрывают все без исключения участки кожи.
Вместе со звоном воскресного полуденного колокола формируется уникальное шествие. Так называемые шпритцеры, закнеры икюбелемайен с брызгалками, круглыми мешками и кисточками из девичьих пудрениц начинают оттеснять публику, освобождая место для других масок. Лохматые ведьмы носят развевающиеся широкие юбки и косы, над головами они держат метёлки и сопровождают свой танец пронзительным воем. Затем появляются Роллер и Шеллер с высокими головными уборами, главные фигуры карнавального оживления. Они танцуют друг с другом „Gang’l“, при этом ритмично звенят большие бубны. Когда раздаётся этот „G’schall“, а к нему ещё добавляется серебристый звон колокольчиков Роллера, все замирают и в карнавальном движении возникает тот самый священный момент.
Взгляд обязательно задерживается на масках, впечатляюще выразительных художественных шедеврах. Они просто прекрасны: зрелая, характерная мужественность Шеллера, с более тёмной кожей, бородой и кустистыми бровями, и светлая, юная миловидность с подчёркнуто женственным изображением глаз, розовыми щёчками и улыбающимся ртом Роллера резко отличаются друг от друга. Эта игра масок, часто интерпретирующаяся как противопоставление старой зимы и молодой весны, берёт начало, в первую очередь, в игривости эпохи барокко и в маскарадах, устраивавшихся церковью и знатью. Постепенно их переняли горожане и крестьяне.
Нигде больше к ним не относятся с таким трепетом и страстью, как в Тироле, будь это ряженые шествия между Инсбруком и Халлем или шествие шляйхеров в Тэльфсе, волочение бревна в Фиссе, шествие толстяков в Аксамсе или Нассерайтское шествие с бубнами. В каждом есть своя собственная последовательность, своё особенное изображение испытания силы и буйства и к тому же свои типичные фигуры. Маски и тщательно изготовленные костюмы носят все.
Впрочем, если присмотреться, то за каждой маской можно разглядеть женщину. Не только потому, что женщины отделывают и подгоняют мужчинам костюмы по размеру: в Нассерайте даже маски вырезаются женщиной. Ирен Кармен, которой сегодня 71 год, когда-то училась на швею, но отец приобщил её к вырезанию сувениров, например, фигурок серн и оленей, показав ей все приёмы и способы резьбы по дереву. Первая фигурка получилась у Ирен настолько удачной, что она с радостью принялась за новое дело. Позднее она самостоятельно приобщилась к вырезанию масок. Сегодня её изделия висят в Карнавальном музее в Нассерайте и с гордостью носятся во время фашинга.
Источник: austria.info
Комментировать