"Лыжи, которые сами везут..." Такое расхоже-рекламное понимание карвов — "приталенных лыж с новой геометрией" — едва ли передаст их сущность. Появившиеся в середине 90-х, эти лыжи породили иную систему отношений: человек-лыжи-снег. Они упростили эти отношения. И в этом надо глубже разобраться.
Под карвингом мы обычно подразумеваем крутые резаные повороты, которые, как оказалось, легче выполнять на лыжах с расширенными носком и пяткой. Но если эти лыжи только для такого карвинга, значит, они предназначены лишь для узкой группы горнолыжной элиты — отлично катающихся лыжников? Как выяснилось, нет. На карвах успешно обучают новичков, а сегодня на них уже катаются все — от мала до велика. И как всем катающимся, горы диктуют самые разнообразные способы спуска и формы поворотов, зависящие от мастерства и конкретных условий склона: длинные или короткие дуги, торможение, соскальзывание, параллельное ведение или плуг-упор, вертикальные движения разгрузки и амортизации ногами, прямые спуски и траверсы…
Короче, карвинг в современном, широком понимании-это езда на карвах. Однако все перечисленные, хорошо известные из классики технические приемы получают на них иную, специфическую, "карвовую" окраску, либо становятся второстепенными, а то и совсем не нужными. Главное же — они требуют для своего исполнения, как правило, иных сил и механизмов.
Давайте посмотрим, как это выглядит на конкретном примере. Возьмем основной поворот приподниманием (в классической школе мы его обозначали РСР — разгибание, сгибание, разгибание). Что делает "классик"? При входе в поворот разгружает лыжи, приподнимает носок одной, чтобы перенести опору на другую (будущую внешнюю), загружает ее, кантует, прогибая ноги внутрь поворота, и активно вращает лыжи бедрами, помогая вращением (или контрвращением) корпуса. Если лыжник начинающий, он еще использует плуг или упор для получения дополнительного импульса к повороту. При всех условиях, вращающие и облегчающие вращение движения составляют основу такого поворота.
Что делает начинающий карвер? Он сменяет одним «педалирующим» движением одну опорную лыжу на другую (разгрузка в конце поворота внешней лыжи и загрузка внутренней) и закантовывает новую внешнюю лыжу движением голеней (а иногда и бедер) внутрь поворота. Все. Остальные импульсы для начала и продолжения поворота наложены в самой геометрии его лыж.
Очевидна экономия сил и энергии лыжника. Очевидна и простота обучения на таких лыжах. Появилась реальная возможность учить новичков сразу параллельным поворотам. В современных школах людей, впервые вставших на лыжи, за одну неделю превращают в умеющих лыжников. А более опытные осваивают езду на карвах за 1-2 дня.
Разумеется, потребуется еще немалое время, чтобы они в совершенстве овладели этим достаточно тонким инструментом, научились спортивному карвингу, стали со своими карвами "на ты" во всех сложных ситуациях, возникающих на склоне. Ведь, как известно, совершенству нет предела. Но путь к нему на приталенных лыжах становится короче и интересней.
Юрий Ценин
Отрывок из книги "Горные лыжи без инструктора"