Решил коротенько написать про поездку на Эльбрус.
Цель была одна — покататься. Цель достигнута, но кое о чём хотелось бы знать заранее, потому адресуюсь больше к новичкам. Самое главное — собственно катание, поэтому первое, про что расскажу:
Трасса
Разумеется, есть фрирайдеры, уходящие далеко-далеко в стороны, но у нас такой цели не было. Я читал перед поездкой форум https://ski.ru, хорошо запало в голову: "правее приюта одни трещины", "как мы доставали нашего гида", "30 минут в мокрой лавине" и другие столь же жизнерадостные отзывы.
Мы никак не выпендривались, просто поднимались до Приюта (я ниже напишу, как) и ехали вниз. В результате, к официальным 6 добавлялось ещё почти 2 км от Приюта до бочек.
Цвет трассе я присваиваю по финской системе, основываясь на градусах уклона. Уклон определил сейчас по GPS nmea-логу одного спуска (без траверсов, просто поездка вниз).
Кусок Приют-Бочки проходится по или рядом со следом ратрака, уклон чистый синий, иногда сине-зелёный, с одной небольшой полочкой, которую легко проехать на скорости. Гладкие, широченные поля доставляют огромное удовольствие и кончаются, не успев начаться :-)
Если на этих полях накроет облако или сильный снег, надо быть очень внимательным, чтоб не уйти в сторону (трещины, да и попасть можно на маршрут, с которого не выйти на основную трассу). GPS вполне поможет сползти в крайнем случае, точность на этих открытых участках более чем достаточная.
Бочки-Мир. Опустившись метров на 30 ниже бочек видим раздвоение ратрачного следа: справа он идёт вдоль обрыва (скорее всего, так вы и ехали вверх), а слева — нормальный широкий склон. Справа не очень приятно: узко, круто, одна сторона камни, другая - обрыв. Слева гораздо лучше: уклон тут становится поболее, мне показалось, до 40% (22 градуса). В середине длинная полка, которую не смог проехать с первого раза до конца.
После полки не успеваешь заметить, как оказываешься у станции. Опытные бойцы сворачивают на какие-то тропы ещё до Мира, но мы едем стандартно: Мир-Кругозор. Сначала нас пугают маленьким, но узким чёрным куском с камнями посередине. Это, наверное, самое сложное место всей трассы. Но после этого короткого спуска всё опять надолго синеет. Мы едем по широким полям, можем даже выбрать один из трёх вариантов, которые сойдутся в один у опоры канатки. Можем, двигаясь по правому краю, заглянуть в пещеру. Шикарный кусок!
Но всё когда-то кончается и вот мы у развилки: основная трасса становится очень узкой и идёт прямо, но налево — накатанная колея, в конце которой видно, как она сливается с основной трассой уже после Кругозора. Лёгких путей не ищем, едем по узости, ругаясь на валяющиеся под ногами живые препятствия. Нашли, где падать!
Поворот, и вот мы у Кругозора. Можно отдохнуть за столами, погреться на солнце. И вперёд, наш ждёт кусок Кругозор-Азау. На верхних трассах толп нет, а вот после Кругозора хорошо виден уровень подготовки трасс. А готовят их на 2 балла по 10-ти бальной системе.
Сначала узкий проезд, в одном месте даже со знаком "ехать только по прямой", потом приятный синий кусок, плавно переходящий в неплохую крутизну. Если бы ратракчики не таксовали бы от Мира, а работали тут, это был бы честный красный кусок. Но с учётом нарытых бугров и соскобленного до льда склона, получается чёрный.
Перепад на этом чёрном отрезке метров 200. А проблемой становятся, вместо классово чуждых нам сидящих на склоне бордеров, братья-лыжники, которые тупо стоят десятками на склоне и с ужасом смотрят вниз по 10 минут. Справедливости ради надо сказать, что сидящих посреди склона бордеров на Эльбрусе почти и нет. А вот летающие ломы есть. Единство и борьба...
Но крутизна кончается и дальше опять синяя трасса. Казалось бы, лети себе, как вверху. Но, во-первых, бугры, а во вторых на выкате, в нижней части, работает бугель для чайников, идущих на склон даже не глядя вверх. Хорошо катающиеся бордеры мстят чайникам, пролетая на приличной скорости между зацепившимися за бугель лыжниками (бордеров на бугель не пускают). Я видел, как с бугеля от страха свалилось сразу 2 человека. Сразу возникает желание вломить такому мастеру.
Итого получается: вся трасса синяя, кроме двух кусков: первый кусок сразу после Мира, второй - между Кругозором и Азау.
Вот про трек и всё, картинка уклона прилагается, прошу только, не путайте градусы и проценты!
Когда я ехал в отпуск, была мысль хотя бы один день потратить на Чегет. Но, поговорив с соседями, я отказался, после фразы "на Чегете или фрирайд, или бугры".
Виды
Когда я читаю: высота Эльбруса 5642м, голова сама вычисляет квадратные корни и из глубины выплывает: "Линия горизонта километрах в 300". Это значит, что должно быть видно Каспийское, Чёрное море и берег турецкий. Но ратрак возит до 4100, а подниматься на вершину целая история (зимой — совсем не для новичков история, даже в мае на седловине может быть до -50!)
Потому, начиная снизу, расскажу, что видно вдаль.
От Кругозора вид вершины ещё не найти, а вниз - панорама Баксанского ущелья до первого крутого поворота. Думаю, разговор километрах о 15 от наблюдателя.
От Мира уже видно обе вершины, но окружающие пики всё ещё выше нас.
И, наконец, Приют-11. Великолепный вид на хребет, загораживающий от нас Грузию, но большая часть пиков слишком близко. Зато с правой стороны (запад) глаз почти не видит препятствий и скользит над горами. Ориентиров для сравнения нету, так что масштаб оценить я не смог. Но видно очень далеко. Эээх, попасть бы на вершину!
Подъёмники
С подъёмниками ситуация жуткая.
1. Креселка на Гара-баши (от Мира). Ничего сказать не могу, с ней были какие-то проблемы.
2. Новая, французская канатка Азау-Кругозор: официально должна включаться в 8 утра, реально раньше 9:30 её не заводят, а пару раз включали уже ближе к 10. Иногда умудряются включить креселку, но не открыть кассы. Но сама по себе хороша: уютные кабины на 8 человек, отсутствие очереди. Нам с ней везло, но позже она сломалась и ребята провисели 7 часов в этих кабинах. Недели через две её починили, сейчас, вроде, опять работает. На проход электронный билет. Одноразовые часто забирает себе контролёр, сам пихает в щель абонемент. "Маленькие хитрости".
Работала с номинальной производительностью 480 человек в час, в реальности, днём заполнялась всего треть. А проектная мощность - 2400 человек в час. Всё по-взрослому.
3. Старая маятниковая канатка Азау-Кругозор: начинает работать ещё до 8 утра, а вот кассы открываются в 8. Как пройти - догадайтесь сами :-) После 8 утра очередь на час-полтора, с включением французской канатки чуть легчает. Производительность прикиньте сами: примерно каждые 10 минут приходит вагон и берёт 26 человек. Нам особо поездить тут не удалось, вагон с горнолыжниками врезался в стену, поломав им руки-ноги, после чего дорогу прикрыли на несколько дней. Авария с этой канаткой происходит не первый раз, говорят, были и смертельные случаи.
4. Старая (и единственная) канатка Кругозор-Мир: Канатка имени Легендарной Очереди. ТТХ ровно как у её нижнего брата, опора, правда, одна, а не две. Очередь тут стоит до закрытия. Производительность, как и у п.3, около 130 человек в час. Катастрофически мало.
Отстояли час? - "Ну, это нормально", - усмехнётся старожил.
Отстояли два? - "Да, пальтошников понаехало сегодня".
Еле вытерпели три? - "Это ещё что, я однажды 4.5 тут прожил", - молвит добродушный бородач. "И тусовка отличная!", - добавит восторженный парень лет 17.
Вы видите, что на лестнице стоит 20 человек, знаете, что в вагон влезает 26. Но приходит кабина и за дверью скрывается только половина лестницы? "Культурная традиция". Зато можно дать в репу воон тому мужику, который нагло пытается впереться без очереди. Это такая молодецкая забава, скрашивающая стояние. Только смотрите, чтоб он был не местный.
5. Ратраки от Мира до Приюта. Ну тут всё просто: в крохотную клетушку, друг другу на уши, набивают 13 человек, собирают по 400р с носа, и 20 минут везут вверх. Что делать, оно того стоит. Если 13 человек не набралось - придётся подождать 15-20 минут. Норма прибыли есть норма прибыли.
Быт
Жили мы в отеле «Чыран Азау», больших нареканий к отелю и питанию в нём нет. Разве что высушить всю одежду было тяжеловато, непонятно, что мешает сушилки поставить в номер? Им цена-то — 300 р. штука. Большой плюс, что отель расположен в 30 метрах от старой канатки, нужно только по лестнице подняться. Тот, кто видел туалеты на горе, со смехом смотрит фильмы ужасов. Лучше уж к себе забежать, особенно девушкам. Ну и перекусить в номере тоже можно.
А почему перекус надо делать в номере? В отеле у нас был только завтрак и ужин. С обедом же есть неудобства. На поляне куча кафешек, но найти хорошую мы не смогли. Заказывали хычины без мяса (гадость), с мясом (выплюнь бяку! и мяса не нашли), супы (не впечатлили) и шашлык (про шашлык отдельно). Могу сказать только, что в той же Болгарии съедобной была еда во всех кафешках.
Всё кроме шашлыка нашли непригодным в пищу. Шашлык пригоден к употреблению, но обычно минимум 1 кусок на шампуре прожевать просто нельзя, его сразу на выброс. Остальные кусочки как повезёт. Энтузиазма не вызывает, но есть можно.
Из питья брали только глинтвейн в одной кафешке, название которой забыл.
Вечерние удовольствия нас волновали мало, мы развлекались в гостинице в узком кругу. И, разумеется, девушки были проинструктированы, что это — Кавказ. Косметику надо оставить ещё в Москве, вместе с короткими юбками.
Выводы
Основными минусами Эльбруса являются плохие канатки, единственность трассы и её плохая подготовка. Я, благодаря форуму ski.ru, это знал, и ехал за компанию, ради хороших людей. У меня не было выбора, «я готов хошь к пчёлам в улей, лишь бы только в колехтиф».
Но если выбор у вас есть — подумайте очень хорошо! Эльбрус — это не место, где хорошо и много катаются люди, это скорее курорт в алкогольно-тусовочном его понимании. Тут к вечеру пьяны даже спасатели.
Помните: один подъём от Азау до Приюта — это 2-3 часа. А один спуск с Приюта-11, даже если очень тормозить и долго всё рассматривать — чуть более часа. Если же активно кататься, то меньше 20 минут. А укатывать собственную тушку на участке Кругозор-Азау быстро надоедает.
Слишком хорошо мы все поняли, что нам во много просто повезло. Да и то, это относительное повезло, эльбрусское, например: ночью был снег, утром прекрасная погода и почти пусто на подъёмниках (20 минут на Кругозоре и всё). Мы очень радовались, а потом оказалось, что попал в аварию автобус на дороге в Азау, всё перегородил.
Я в следующий раз туда собираюсь только после того, как французскую канатку достроят до Приюта-11 (хотя 2000 человек в час, спускающиеся с приюта...), и после того, как разметят ещё 2-3 трассы.
Тему фрирайда с гидами не затрагивал, ввиду своей неопытности.
Впервые опубликовано в ЖЖ автора
Даты поездки: март 2008
Автор: jerom |
Мы никак не выпендривались
Значит не зря материалы здеся лежат и пишутся\обсуждаются - кое-кому помогают! Ай хорошо!
А так - хароший отчет Фотки красивые!