Решилась недавно на новый опыт для себя, а именно - взяла группу детей.
При попытке подготовиться я залезла в интернет, но при беглом поиске нашла только указания для занятий с совсем маленькими детьми — до 5 лет. Про детей постарше говорится, что они должны заниматься в спортивной секции, а там тренеры научат.
Но я уверена, что есть большое количество родителей, которым нравится кататься в «рекреационном» режиме туристов, и которые желают именно такого же режима катания для своих детей (а вовсе не спортивной карьеры). В этом случае важно как увлечь ребенка процессом катания, так и корректировать его технику, не перегружая и не надоедая упражнениями.
Примерно такие цели и ставит школа Snowpro. Ниже мои выводы от недельных занятий c группой детей от 7 до 9 лет.
Дети были с опытом катания и примерно одинаковые по уровню (что сильно облегчило мою работу). В технике обозначилось несколько общих характерных моментов: явное приплуживание, более или менее выраженное.
Причина ясна — начинают обучение с движения в плуге, и дети быстро привыкают к этому способу контроля скорости. Порой до такой степени, что они готовы преодолевать значительные расстояния в плуге, и даже крутые черные трассы.
И как только ноги выдерживают?... Отсутствие вертикальной работы, поворот за счет корпуса, задняя стойка… Говорят, это анатомично для маленьких детей, но в этом возрасте уже хотелось бы большей динамики.. В качестве основной цели я поставила перед собой задачу закрепления параллельного ведения лыж.
Вот мои топ10 упражнений, которые понравились и мне своей эффективностью, и детям. Конечно, можно давать свои аналогии и названия, но главное - суть-)
-
«Заметаем следы».
Идея — заставить приводить лыжи в параллельное ведение в конце поворота. У детей обычно проблема с тем, что они не отводят внутреннюю коленку к склону в нижней части дуги. Ставим задачу — след от внешней лыжи заметаем пяткой внутренней лыжи. Это приведет лыжи в параллельное ведение. Также можно напомнить, что для этого коленку надо направить вверх по склону (или наружу, как понятнее).
2. «Осыпаем инструктора снегом».
Зачастую плуг появляется из-за неспособности контролировать скорость за счет сброса пяток. Учим хоккейной остановке, обращая внимание на контр-вращение в корпусе. (Конечно, таких умных слов говорить не надо, достаточно аналогии тела лыжника с выжимаемым бельем, например). А потом, для закрепления навыка — встаем ниже по склону и... принимаем снежные шлейфы на себя! Дети в восторге от этого задания.
3. «Цапля».
Плуг со временем переходит в поворот из упора. То есть основную часть дуги дети ведут на параллельных, но заходят из плуга. У взрослых это лечится объяснением движения перецентровки - перемещению центра тяжести диагонально через лыжи вперед и внутрь следующего поворота. Кстати, на третий день я попыталась рассказать принцип детям — вроде даже поняли и пытались исполнять -). Но лучше дать упражнение «цапля», которое выполнить без перецентровки невозможно. Задача — во время ведения дуги поднимать пятку внутренней лыжи. Для начала можно попробовать поднимать пятку во время траверса и потом усложнять. Первому, у кого получится сделать оба поворота — приз конфетка. Кстати, у меня отлично работали призы в виде наклеек. А потом можно посчитать лучшего ученика за неделю.
4. «Варежка»Также их порадовало задание (на очередную наклейку) - кто сможет сделать больше сопряженных поворотов со своей варежкой, зажатой между ног. Только инструктору надо ехать последним и собирать все варежки. Это тоже приучает к параллельному ведению лыж и ставит в более узкую стойку.
5. «Йог на углях».
Это непростая и интересная задача, которая убирает излишнюю зажатость и статичность того самого полуплуга. Надо во время ведения плавного поворота большого радиуса несколько раз переступить с одной ноги на другую. Например, по пять раз в каждой дуге. На каждой ноге стоять не больше секунды. Попробуйте сами-)
6. «Все выше и выше».Это упражнение поможет поставить внутреннюю лыжу на кант и поработать над параллельностью голеней. Сразу после завершения поворота, во время траверса надо лесенкой зашагать на метр выше по склону. Пока ребенок не поставит внутреннюю лыжу на кант — этого не получится сделать. Сначала надо попробовать на месте (мои ученики очень не любили подниматься лесенкой вверх), потом делать в траверсе, потом просить подняться сразу после выхода из поворота.
7. «Ратрак».
Так мы называли обычное боковое соскальзывание. Навык, который у группы был практически не развит, и который они заменяли прямым спуском в плуге с расставленными на неимоверную ширину ногами -). Главное — приучить приседать для начала проскальзывания, то есть, дотронуться до ботинок.
8. «Показываем пальцем».
Это упражнение на отсутствие излишней ротации корпуса. Задача проста — надо пальцем внутренней руки показывать на следующий поворот. Тут важно чётко объяснить, какая рука должна показывать. Наклейка - самым догадливым-).
9. «Тянем Аню».Сначала мы на месте тренировали угловое положение: ребенок брал меня за палки, стоя боком ко мне, и должен был, закантовывая лыжи и упираясь, попытаться сдвинуть меня с места. В процессе я пыталась скорректировать их положение. Потом, на жестком ледяном склоне мы вспоминали, что в дуге нам надо «тянуть Аню» - и они чувствовали себя значительно уверенней.
10. «Человеческий слалом».Это был главный хит поездки. Ребятам очень понравилось, а меня порадовала польза от этого задания. Суть проста — дети едут по импровизированной трассе-змейке, где вешками являются остальные участники группы. Причем играть можно всей семьей, добавляя друзей. Идеальное количество участников — от 6 до 10, если больше — то будет слишком долгий период ожидания. Важно в первый момент просить оставлять достаточно места между участниками, не меньше восьми метров, ну и следить за безопасностью. На примере этого упражнения получилось показать, когда нужно делать укол. После того, как дети поняли основную идею, мы добавили приветствие друг друга ударом палки о палку стоящего человека. Ну и в свобожном катании делали укол именно этой палкой.
В заключение - пара заданий, которые детям категорически не понравились, а значит, это для них полезно :-).
1. «Вальс».Нужно на плоских лыжах сделать полный оборот вокруг своей оси. У них не развит навык раскантовки, вот и не получалось вращаться.2. «Свич». Как ни странно, при огромной любви к прыжкам детям совсем не понравилось кататься в обратной стойке — спиной вперед.
Спасибо детям и их родителям за терпение и огромный интресный опыт, Павлу Рычкову за несколько хороших фотографий ( а за плохие остальные фотографии прошу прощения у читателя, рук не хватало достать камеру, так что только принтскрины с нашлемки).
Много полезного, беруна вооружение )))