Готов ли наш лыжник/сноубордист для катания в группе под руководством гида? О чем следует задуматься любителю внетрассового катания, подавая заявку в коммерческую группу? Какими навыками необходимо обладать? С этими и многими другими вопросами мы обратились к гиду-инструктору, двукратному призёру чемпионата России по фрирайду, прорайдеру Спорт-Марафона и основателю проекта «Фрирайд с гидами - freeski.ru» Славе Руничу.

СКИ.ру: Катание вне трасс становится все более популярным. Во многих регионах достаточно пары часов, чтобы девственная целина превратилась в бугрятник. Чтобы «не прощелкать» мгновения счастья, некоторые райдеры предпочитают заручиться поддержкой гида. Гид знает регион и сэкономит время на самостоятельное изучение обозначенных в брошюрах офф-пистов, проведет интересным маршрутом. Осталось только найти гида и выбрать регион. С чего начать райдеру? На что обратить внимание, заочно выбирая фрирайд-клуб?
Слава: Начать следует с подготовки. Правильно экипироваться, прочитать как можно больше материалов по технике, по безопасности во фрирайде. Посетить лекции, посвященные лавинам и поиску пострадавших. Пройти курсы по оказанию первой помощи и спасработам. Подготовиться физически. Хорошая физика, особенно на первых порах - подспорье, ведь ваша техника катания зачастую не готова к различному состоянию снега, который может встретиться вне трасс. А выбирать, с кем кататься из гидов, если ты не в тусовке и не в теме - сложно. В тусовке все знают, у кого хорошая репутация, кто в каком регионе работает и на чём специализируется. А так остается перерыть интернет, обратиться на специализированные форумы, и знающие люди подскажут. Приоритет выбора надо делать на гидах, которые не один год основную часть сезона находятся в одном регионе и одновременно имеют большой опыт работы в «больших» горах. Причём в различных горных системах.
СКИ.ру: Каждый регион для внетрассового катания особенный, и география твоих программ велика. Где бы ты посоветовал стартовать свою карьеру райдера начинающему любителю целины?
Слава: Да в прошлом сезоне у меня был рекорд, я посетил 8 спотов! Мне интересно расширять географию. Это расширяет кругозор, заставляет больше анализировать, продумывать маршруты, не оставаться на одном месте и постоянно прогрессировать. А начинать не важно где. Можно в любом месте. Главное - с кем. Важно иметь техническую базу. Уметь правильно кататься - это половина успеха. Да, почти все наши российские гиды учат и поправляют технику, но имея базу, будет легче. Первые шаги на лыжах и за пределы трасс важно сделать с правильными людьми. В первом случае это должен быть квалифицированный инструктор, а втором - профессиональный опытный гид.

СКИ.ру: Фрирайд считается экспертным уровнем катания. Однако с ростом популярности внетрассового катания и тенденций в горнолыжных технологиях, понижающих порог «входа в экспертность», растет число райдеров, не оладающих достаточным для различных снежных условий уровнем техники. Не редка ситуация, когда в одной группе могут оказаться райдеры очень разного уровня. Как формируются группы и каково число участников? Предъявляются ли к ним какие-либо требования? Как быть, если райдер не соответствует заявленным о себе навыкам?
Слава: Сейчас в большинстве случаев группа у меня лично формируются уже из «проверенных бойцов», с которыми я катался уже не раз. А вот когда проект начинался 15 лет назад, то основывался для предварительной оценки на анкете, которую заполнял потенциальный участник, а потом по факту тестового спуска я разделял по уровню на подгруппы, с которыми работал персонально гид. Бывало, что я работал с командой до 5 гидов. А бывало, что человек никак не вписывался ни в какую группу: такой низкий уровень техники был у него. Тогда отправлял к инструктору. Сейчас такого не бывает, чтобы обращались совсем «чайники». Видимо, люди стали больше понимать, что такое фрирайд. Трезво соизмеряют свои силы и более объективно оценивают своё умение. Бывает, что обращаются «тёмные лошадки», которые не знакомы мне или моим коллегам-гидам. Тогда заранее, в ходе переписки, примерно понимаешь опыт и уровень катания. И по факту на уже месте смотрю: либо они попадают в группу и катают вместе со всеми, либо придется их куда-то пристраивать. В Приэльбрусье отправляю на лекцию в противолавинную службу к Игорю Комарову или пристраиваю к другому гиду.

СКИ.ру:Бипер, щуп, лопата – три составляющие, известные каждому райдеру. Однако далеко не у каждого этот комплект именной, не говоря уж о том, что «в боевых условиях» мало кто всем этим пользовался. Какое снаряжение необходимо иметь при себе райдеру? Обеспечивает ли гид всем необходимым своих подопечных? Как проходит инструктаж? Проводишь ли ты теоретические и практические занятия для участников группы?
Слава: Необходимы фрирайдные лыжи, палки с широкими кольцами, вроде мелочь, но это важно, проваливающаяся палка очень затрудняет катание. Шлем и рюкзак. Это все обязательно. Лавинный комплект выдаем, если не хватает - у коллег перехватываю или в прокате приходиться брать. При недельной программе находим пару часов на практические занятия, бывает, что читаю лекцию. В Приэльбрусье отправляю в противолавиную службу на лекции Игоря Комарова.
СКИ.ру: Каждый, кто катается вне трасс, знает, что это потенциально опасно для жизни и здоровья. Чем руководствуется гид, выбирая маршрут для своей группы? Бывает ли прохождение маршрутов в лавиноопасных местах? Какова при этом степень ответственности гида и каждого участника?
Слава: Выбирается маршрут с наименьшей вероятностью лавиной опасности. По сложности маршрут выбирается по самому слабому участнику. Бывает, конечно, что маршрут проходит по лавиноопасному участку, который с большой вероятностью может сойти. Тогда гид провоцирует лавину, подрезая ее, старается разгрузить склон. Это высший пилотаж, он основан на многолетнем опыте. Я из топовых гидов знаю единицы, кто на это способен. Насчет ответственности - все прекрасно понимают, на что идут. На гиде лежит больше ответственности - ведь он выбирает маршрут и решает - ехать сейчас или нет по тому или иному склону. Профессиональный, опытный и уважающий себя гид никогда не будет поддаваться уговорам клиентов спуститься там или там. Ведь потом именно ему решать проблемы с возможным ЧП. Я даже в условиях не повышенной лавиной опасности не прислушиваюсь к мнению группы, т.к. ситуацию по снегу и его качеству лучше представляю, чем любой из участников. Мне часто начинают говорить - давай первыми мочканём в северный цирк! Я говорю: «пока ты там мачкнёшь и будешь выбираться оттуда, я лучше раскатаю ближайшие два маршрута на Чегете по югам, пока они целы и не подмокли из-за южной экспозиции». Очень многие, даже опытные райдеры, не учитывают экспозицию, не умеют читать рельеф и тем более читать комфортный снег. Это те изюминки, которые как раз отличают квалификацию гида от дилетантов.

СКИ.ру: Несмотря на заверения СМИ о том, что все хорошо, кризис по-прежнему крепко держит за карман. Многие любители внетрассового катания (ЛВК) с целью сэкономить выбирают Приэльбрусье. И дело не только в финансовой выгоде. Реклама и развивающаяся инфраструктура региона упрощают доступ к популярным фрирайдовым маршрутам, много где описанным в Интернете. Стоит ли полагаться на виртуальных проводников или все же обратиться за помощью к гиду?
Слава:Я категорически против катания без гидов даже для «опытных» туристов в этом регионе, не говоря уж о новичках, которые, слив информацию в интернете, основываясь на «путевоводителях», начинают сами катать вне трасс. Во-первых, они не оценивают вопрос лавиной опасности и наличие в тех или иных снежных условиях: ледяных кулуаров или открытых трещин. Во-вторых, один и тот же маршрут, даже на следующий день, может отличаться с точки зрения опасностей. Так же я категорически против катания по следам.
У меня на практике были такие персонажи, которые, покатавшись со мной, узнавали маршруты, а потом катались сами, выслеживая, кто поехал на определенный маршрут. И падали на хвост в пределах видимости. Вот такой у нас наглый народ, хотя это далеко не бедные люди. Логика таких людей, видимо, такая же, как в бизнесе, который они ведут: зачем платить, если можно не платить. Как говорится, наглость - второе счастье. А сейчас, с новыми технологиями, вообще можно записать все треки и катать по ним. Но потом, как ЧП - так начинаются звонки знакомым, друзьям и гидам.

Многие люди вообще не осознанно лезут вне трасс. Таких я каждый год встречаю в Приэльбрусье. С каждым годом из все больше. Да, здесь есть проблема и с информативностью. На Чегете - в особенности. Не зря говорят: "на Чегете нет трасс - есть только направления". Так три человека погибли в прошлом сезоне на дальних югах на Чегете. Люди просто не знали, куда ехать. Это проблема Чегета и очень жалко людей, которые туда попадают впервой и не знают, что их может ожидать.
Есть ещё один контингент, и почему-то в большей части это сноубордисты, которые достаточно уверено научившись, насмотревшись зажигательных фильмов, начинают ломиться вне трасс. Создают свои «банды» и катают. «Вожаки» берут своих друзей, а те - еще друзей, и те - друзей друзей, и т.д., и получается хаос в группах. В них нет четкой организации, порядка и соображений безопасности. Они вообще не знают, что есть участки, где надо ехать строго по одному. Это горы! И каждый необдуманный шаг и поступок может привести к трагедии. Таков пример семи сноубордистов, которые пошли в катастрофический снегопад на лавинный конус кулуара Погремушка. Там они решили попрыгать на вырытых самими трамплинах. Сошедшей лавиной все разом были погреблены под снегом.
Массовое паломничество вне трасс началось лет 8 назад. Сначала, встречая людей вне трасс, я подъезжал к ним и отправлял, по возможности, обратно. Если уже по траектории невозможно было вернуть, то брал якорем с собой в группу и спускал безвозмездно. Когда их стало так много и случаи ЧП увеличились, я перестал бороться с «ветряными мельницами». Если по пути встречаются катальщики без гидов, то подъезжаю и спрашиваю, «есть бипер или нет».
Если нет, почитаю нотацию из двух предложений. И скажу «езжайте по этим следам и в этом направлении». Если есть бипер, то спрашиваю, а щуп и лопата есть? И вот когда говорят - нет (т.е. люди, покупая бипер и не покупая другие две менее затратные вещи, думают, что они себя обезопасили), то разговор для меня окончен... Это потенциальный клиент МЧС...
СКИ.ру: Если турист заранее не побеспокоился о проверенной надежной компании для ВВВ внетрасового катания в Приэльбрусье, есть ли у него возможность определиться на местности? К кому бы ты порекомендовал обратиться с просьбой «Покатать по Чегету-Эльбрусу»?
Слава:Возможность есть, но далеко не факт, что он на месте впишется к топовому гиду, а не будет довольствоваться «вторым» сортом )... Рекомендации - это опытные и не первый сезон практикующие гиды, они у всех в тусовке на слуху - Кирилл Анисимов, Саша и Альберт Байдаевы, Света Кузнецова, Лиза Паль, Алексей Водалазкин, Паша Грудинин, Гена Хрячков.

СКИ.ру: Чего стоит опасаться ЛВК, начинающему свою фрирайд-карьеру в Приэльбрусье? Какие «подснежные камни» могут ожидать лыжника/сноубордиста при выборе случайных попутчиков для прохождения внетрассового маршрута?
Слава:Лавин, резких изменений погоды, плохую видимость, недостаток своего технического и физического уровня. А еще опасаться лже-«проводников», которые за стопкой коньяка пообещают райские кущи...Запомните! Со случайными и малознакомыми людьми вне трасс не ходят!..
СКИ.ру:Споры о том, что лучше: Приэльбрусье или Альпы - не перестают будоражить общественность. На своем личном опыте, как бы ты охарактеризовал Приэльбрусье как регион для внетрасового катания? Корректно ли вообще такое сравнение? Как не ошибиться в ожиданиях тем, кто решил посетить этот район впервые?
Слава:В С точки зрения внетрассового катания - это уникальный район. Несмотря на малое количество канаток, вы можете кататься неделю, не повторив ни один маршрут. Споры, в основном, в «трассовом» сообществе. Тут, конечно, несмотря на более внушительный бюджет, Альпы выигрывают. Сейчас очень много людей, которые до этого катались только в Альпах или в Андорре, начинают присматриваться к нашим курортам. И достаточно многие не готовы увидеть, что на Эльбрусе реально две с половиной трассы, а на Чегете их априори нет. Я уж не говорю о тех сопутствующих сервису вещах, как единый скипасс, скибас, апрески-развлечения. Слава Богу, хоть с физической безопасностью стало лучше. Федеральные власти навели порядок после КТО (ВВВ контр терротистическая операция).
СКИ.ру: Зима в этом году началась неожиданно, и многие, кто болеет снегом, уже нервно ерзают в офисном кресле, мониторя погодные сайты. В Интернете сложилось устоявшееся мнение о том, что гид «знает места, где снег». Так ли это?
Слава:В том и заключается умение гида - найти снег, даже если его нет, как бы ни парадоксально это звучало. У меня всегда находятся заначки в родном Приэльбрусье, если даже давно не было свежего снега. И еще, все свои выездные программы я стараюсь делать под снег, основываясь на прогнозе, который реально становится объективным минимум за неделю. Вот в этом и заключается секрет древней балкарской поговорки «Рунич приехал - снег пошёл» )))
СКИ.ру: Фрирайд – как известно, это комплекс мероприятий ) Группы разношёрстные, а участники как правило - веселые и находчивые! Можешь ли поделиться курьезными историями со своими учениками в Приэльбрусье?
Слава:Кстати, далеко не все веселые и находчивые бывают. Бывают и тихони, из которых и слова не вытащишь, а бывают и такие, с которыми, как нянька, возишься... А часто бывает, что участники, до проезда не знакомые, так сплачиваются, что потом вместе катают и приезжают к тебе в следующий раз готовой группой. А бывает, так сдруживаются и начинают плотно общаться, что совместные дела в работе намечаются. В бизнесе сотрудничают. А бывают, и семейные союзы образуются!ВВВ
А смешных фраз вспомнилось две. Одна на Чегете - «приезжает один альпийский катальщик впервые на Чегет, поднимается на верхнюю очередь и задает вопрос... а трассы где тут вообще?..» Другой случай был на Эльбрусе. Поднимается группа экскурсантов, видимо, к санаторию с Кавказских Минеральных Вод, и задает вопрос «....а подскажите пожалуйста, а Эверест где тут? Пожалуйста, покажите, где вершина?»
Ски.ру: И в завершение, Слава, что бы ты пожелал/порекомендовал любителям внетрассового катания, решившим провести свой отпуск в Приэльбрусье? Где можно найти план программ клуба «фрирайд с гидами»? Как попасть в ваш клуб?
Слава:Пожелал бы В комфортного и безопасного катания, а следить за моими поездками и планами можно в фейсбуке и на моем сайте http://freeski.ru/. Попасть в клуб просто: надо катнуть вместе! :)