В альпинизме, туризме, спелеологии, как впрочем и во многих других видах экстрима, есть классификации маршрутов по трудности их прохождения. Это существенно облегчает выбор предстоящих маршрутов, их оценку, дает возможность лучше подготовиться. Да и в целом, создает понятийное поле, участники которого могут говорить на одном языке и понимать друг друга.
Фрирайд - относительно молодой вид деятельности (на порядок моложе названных выше видов активности), так что классификации фрирайд-спусков только начинают внедряться в сообщество. Но, процесс пошел и, совершенно очевидно, уже скоро это станет нормой. Как только критическая масса райдеров начнет использовать какую-либо систему - этого уже не остановить.
В бывшем СССР первым апологетом toponeige rating стал Виталий Рейдж (Алма-Ата). Он сделал грамотный перевод основных европейских фрирайд-классификаций и создал отличную компиляцию. Единственное, чего, на мой взгляд, ей не хватает - большей простоты формулировок и меньшего количества букв.
Надо отдать должное Рейджу, он активно предлагал "улучшать и дорабатывать". Так что, пользуясь этим предложением, мы немного поработали над формулировками и максимально упростили градации, для лучшего юзабилити классификации. Ниже - результат. Надеюсь, в ближайшем будущем до конца утрясем все формулировки и система заработает в полный рост.
Любой фрирайд-маршрут можно оценить по 4-м пунктам:
1) Общая трудность маршрута (F, PD, AD, D, TD, ED)
2) Техническая сложность спуска (1-5)
3) Риски (E1-E4)
4) Сложность подходов (I-VII)
Для наглядности мы решили ввести цветовое обозначение категорий.
Итак, пройдемся по каждому из пунктов.
Общая трудность маршрута (F-ED, 6 градаций)
F / Easy (facile) / Просто, менее 30° - легко, без препятствий, сужений и ключевых участков. Существенных рисков при падении нет. Техническая сложность спуска относится к 1-2.
PD /Slightly difficult (Peu Difficile) / Не сложно, 30° - обычные спуски, с небольшими крутыми участками, сужения если есть, то короткие и не очень крутые. Техническая сложность спуска 2-3.
AD / Somewhat difficult (Assez difficile) / Cредняя сложность, 35° - спуски средней крутизны, с короткими крутыми секциями, требующими внимательности, могут быть короткие и крутые сужения. Техническая сложность спуска 3-4. На подъём эти спуски могут примерно соответствовать 1А-1Б альп.
D / Difficult / Cложно, 40° - сложные линии, с препятствиями, которые требуют отличного владения снарядом. Ключевые участки часто узкие и крутые, но короткие повороты в большинстве случаев ещё возможны. На обледенелых склонах падения критичны. Техническая сложность спуска 4-5.2. На подъём эти спуски могут примерно соответствовать 2А-3А альп.
TD / Very difficult (Très Difficile) / Очень сложно, 45° - крутые спуски, с препятствиями, значимая часть линии - no fall zone. Часто это длинные и очень крутые кулуары. Частичная необходимость в поворотах прыжком и сползании (side slipping). Возможны участки с дюльфером. Жесткое падение со значимой вероятностью ведет к тяжелым последствиям. Техническая сложность спуска 5.3 и выше. На подъем эти спуски соответствуют по альпинистской классификации 3А-3Б и выше.
ED / Extremely difficult (Extrêmement difficile) / Экстремально, 50-55° - как и в TD, но сложнее, круче, масштабнее. Длительные секции, где возможны лишь повороты прыжком и сползание (side slipping). Почти всегда есть необходимость в дюльфере. Техническая сложность спуска 5.4 и выше. Любые падения - игры со смертью. На подъем эти спуски соответствуют по альпинистской классификации 4А-5А и выше.
При этом, общая трудность в первую очередь базируется на крутизне, протяженности и комплексности рельефа, то есть, неизменных величинах. Качество же снега (powder, корки, фирн, лед), освещенность и т.п. - это переменные составляющие, хотя для каждого конкретного маршрута они тоже являются стандартными. И чем более сложный маршрут, тем в большей мере это так (часто лишь конкретные снежные условия позволяют проехать тот или ной маршрут).
Техническая сложность спуска (1-5)
1 - Склоны для начинающих. До 25-30°. Больше открытые пространства или немного лесистая местность.
2 - Немного технических сложностей при основной простоте склона. Уклон до 35°. Неровности рельефа, лесистая местность, уклон добавляет риск.
3 - Начало альп-фрирайда: катание на технику, проходы, траверсы, длинные склоны по 35° и небольшие секции по 40-45°. Здесь же густой лес на выкате и сложные проходы в лесу.
4 - Узкие кулуары или сложные склоны. Длинные участки по 40°. Небольшие участки и проходы по 45-50°. Неровные ледники.
5 - Очень сложные и комплексные склоны 45-50° и более.
5.1 - Длинные участки по 45° (500 м. и более), или более короткие, но при этом крутые участки (50°) со сложным комплексным рельефом. Эта категория включает сложные гребни и большие альпийские склоны со скалами.
5.2 - Продолжительный уклон в 50° (200 м. и более), или очень длинный склон 45-50°.
5.3 - Уклон склона начинается от 50° (300 м. и более). Ключевые участки короткие, но очень сложные (side slipping, повороты прыжком, прыжки со скал, дюльферы).
5.4 - Экстремальные спуски даже в нормальных условиях. 50-55°+
5.5 - Участки с уклоном под 60°. Огромные стены, сераки, трещины. Неоднородная поверхность. Весь комплекс проблем.
Риски (E1-E4)
Е1 - Определенных сложностей склон не представляет. Опасности могут представлять лишь отдельные деревья и камни.
Е2 - На линии падения небольшие скалы или ледовые трещины, повышающие риск увечий. Узкие кулуары с риском удара о стены тоже попадают в эту категорию.
Е3 - Маршрут проходит над скалами или в узком кулуаре, с потенциальной опасностью удара о препятствие, потерей контроля и серьезным падением. Травмы гарантированы, возможна смерть.
Е4 - Узкие крутые кулуары, а также большие скальные / ледовые стены. Падение без возможности задержаться. Смерть весьма вероятна.
Сложность подходов (I-VII)
I - Доступ с подъёмника или с дороги - 1-3 часа подхода. (Кировск, Чегет).
II - Подходы и спуск занимают около 1 светового дня (Каракол, Эльбрус).
III - Сложные однодневные маршруты, или простые 2-х дневные. Часто с приличным набором высоты и длиной трека (Туюксу, Местия, Исландия).
IV - Многодневки (Центральный Тянь-Шань, простые арктические районы).
V - Сложные многодневки (Гренландия, ЗФИ, Антарктида).
VI - Экспедиции. Высота, лазанье с веревкой, прохождение ледопадов (пики Ленина, Коммунизма, Корженевской, Денали и т.д.).
VII - Смерть возможна уже на подходе. Техническое лазанье, высота, и прочие радости (Гималаи, Эверест).
Формат записи
Полный вариант записи: [TD, 5.2, E3, 55°, 300 м, II]
Сначала стоит общая трудность маршута (TD, то есть "очень сложно"), затем техническая сложность спуска с точки зрения катания (5.2, катание на "орехи"), затем риски (Е3, можно убиться) и характеристики ключевого участка (55°, 300 м, круто). Завершает все сложность подходов (II, то есть, однодневный маршрут).
Если нет достоверных данных по крутизне спуска и протяженности ключевого участка, то запись производится в упрощенном виде: [TD, 5.2, E3, II]
В примере выше - самый сложный на данный момент маршрут в районе Туюксу, - спуск с п. Комсомол, 4376 м. (он же Нурсултан).
Близкие, но все же уступающие по уровню линии - на п.Орджоникидзе, п.Партизан и некоторых соседних вершинах.
Для примера, недавний мой маршрут "по Лапе", на пике Молодежном это [D, 5.1, E3, 50°, 50 м, III]. Шансы повредиться на нем сопоставимы, но технически он заметно проще (D вместо TD и 5.1 вместо 5.2). Оно и понятно, крутизна маршрутов совершенно различна.
Ещё один пример, - Центральный кулуар Игл Туюксу, это честная [D+, 5.2, E2, 50°, 200 м, III]. Относительно безопасно, но к уровню катания требования высокие:
D (сложно, 40°) - сложные линии, с препятствиями, которые требуют отличного владения лыжами. Ключевые участки часто узкие и крутые, но короткие повороты часто еще возможны. На обледенелых склонах падения критичны. Техническая сложность спуска 4.2.-5.2. На подъем эти спуски могут примерно соответствовать 2А-3А альп.
Если говорить про район Туюксу, то средневзвешенный бодрый маршрут, это [AD-D, 4, E2-3, III], то есть, имеющий общую трудность маршрута от "средняя" до "сложно" (крутизна 35-40°), с технической сложностью характеризуемой как"Узкие кулуары или сложные склоны. Длинные участки по 40°. Небольшие участки и проходы по 45-50°. Неровные ледники." Риски довольно значительны. Но разница между Е2 и Е3 собственно и определяет, куда стоит соваться, а куда нет. Подходы же таковы, что за день из Алма-Аты сложно добраться до маршрута, катнуть его и спуститься. Это удается лишь немногим. Обычный формат это вылазка с ночевкой, поэтому III.
В общем виде система сформулирована. Дело за дальнейшей шлифовкой нюансов и, собственно говоря, внедрением в жизнь.
"Мы начали. Теперь ваша очередь")).
Надеемся на вашу поддержку, камрады.