Эти майские восхождения и спуски с Эльбруса и Казбека были одними из самых тяжелых и близких к той грани риска, когда вернуться бывает уже невозможно
Ски-тур и бэккантри – это вертикаль пересечения фрирайда и альпинизма. Это новые возможности для зимних восхождений и летних спусков. Это удовольствие от движения вверх и скольжения вниз. Именно такова идея проекта «Бэккантри: от Фишта до Казбека» (http://kubanaride.livejournal.com/43803.html). Спуски на лыжах \ досках по маршрутам альпинистских восхождений от самых низких западных ледовых вершин Кавказа до самой высокой его вершины и самого восточного пятитысячника. На нагорье Лагонаки проект объединил альпинистов и фрирайдеров юга России для совместного обмена опытом и получением новых навыков и знаний (http://kubanaride.livejournal.com/45928.html, http://kubanaride.livejournal.com/46470.html). Восхождения и спуски с Абадзеша, Фишта и Оштена стали подготовкой к самой тяжелой части – Эльбрусу и Казбеку
Майские новости Приэльбрусья радовали весенними снегопадами, отсутствием льда над скалами Пастухова и огорчали метелями с нулевой видимостью. Канатки крутились, ратраки ездили, приюты \ гостиницы \ кафе работали, на Горе полно людей. Только мало кто сходил на вершину. Погоды выше 5000 м не было. Так не было, что впервые за всю историю фестиваля Elbrus Red Fox, финиш скоростного забега на Эльбрус был перенесен с Западной вершины на высоту 5200 м
Отсутствие погоды и тяжелые условия, возможно, стали причиной несколько трагичных случаев. Сначало в палатке в районе Бочек был найден умерший от сердечной недостаточности соло-восходитель, а через неделю – еще один. В районе скал Пастухова пропали двое восходителей.
Мы последовательно акклиматизировались на Чегете и ледниках Эльбруса.
Поднялись на приют, сходили по непогоде на скалы Пастухова.
Постоянно работали лопатами.
Это была отличная возможность протестировать новинку – первую отечественную лавинную лопату Vento, полученную для Краснодарской лавинной школы по грантовой программе Федерации альпинизма России. Лопата компактная, легко помещается в специальный внешний карман для лавинного снаряжения в рюкзаке для фрирайда\ски-тура. Еще и остается достаточное место для щупа.
На вес – легкая (620 г.). Исполнение очень радует аккуратностью и добротностью. Хорошие швы, крепкая и равномерная окраска. Телескопическая ручка при раскладывании не хлябает, сразу и прочно закрепляется в пазах. Ручка и упор ручки удобно лежат в руке как в перчатках, так и в варежках. Цвет приятный, заметный на снегу. Плоская форма ковша подходит для выведения стенок снежного шурфа, компрессионного теста, строительства пещеры, иглу. Ковш имеет уступ для ноги при копании очень жесткого снега. Конструкция очень многофункциональная.
Позволяет выполнять почти все известные строительные снежные операции и лавинные работы, а также страховку на снегу за счет четырех отверстий в совке для репшнура. Пригодится как в рюкзаке фрирайдера\альпиниста, так и для строительства кикера в бэккантри и в багажнике автолюбителя. Очевидное достоинство – стоимость. Чуть менее 1000 руб. Импортные аналоги – гораздо дороже. Отличное сочетание качества и цены.
В первую же ночь погодного окна мы рванули наверх. Шесть часов вверх до вершины
и семикилометровый спуск с седла до приюта. Застали все состояния снега: от фирна и льда до мягкой целины, корки и мокрого снега ниже 4000 м. Это было настоящее лыжное испытание на крепость ног и владение техникой в сложном снегу.
После такого приключения, в комфорте Баксанской долины, восхождение на Казбек казалось не сложным и быстрым. А зря… Как оказалось, Эльбрус был только подготовкой. Откушав во Владикавказе бесподобных осетинских пирогов,
переместились в Казбеги.
Границу прошли за 40 минут. Со стороны Грузии на въезд в Россию очередь стояла в три ряда и была длиной пару километров. Прогноз обещал три дня отличной погоды. Он нас обманул. Как и всех, кто так и не смог взойти на Казбек в течении почти 20 дней конца апреля и мая. Эту информацию нам сообщил смотритель Метеостанции, когда мы прибыли в ее мрачные и холодные стены.
Следующие три дня проходили по одному сценарию – в три утра мы вставали, выходили на восхождение, шли до падения видимости менее 10 м (длина связочной веревки) и замерзания навигатора.
Затем по едва читающимся следам и чутью возвращались назад. Несмотря на плоский свет, катание по ежедневно выпадавшим 15-20 см свежего снега было отличным.
Было холодно, почти закончились продукты, иссякли грузинские валютные запасы для оплаты приюта. За четыре дня пребывания на Казбеке мы так и не увидели его вершину. Поэтому загадали, что если мы будем уходить и вершина откроется – мы возвращаемся. Собрались, простились с Давидом, смотрителем приюта, и поехали вниз по леднику. Спустились с ледника, обернулись бросит прощальный взгляд на приют и… увидели вершину. Но тут же ее опять заволокло тучами и пошел мокрый снег. Это бы знак. Вновь налепили камуса и пошли обратно на приют. За спиной таяли мечты о Тбилиси, шашлыках, вине, комфорте гостиницы.
Первая звездная ночь, красивый рассвет.
Но выше 4500 м – опять метель. Группа из Запорожья, которую мы обогнали при выходе на плато, поворачивает назад. Мы привычно идем по навигатору. У бергшрунда снимаем лыжи и со страховкой перелазим через трещину. Без лыж сразу начинаем проваливаться по колено и выше. Следующие 400 вертикальных метров поочередно тропим, местами роем траншею. Выходим на перемычку. Обещанного описанием отдыха не получилось – очень сильный ветер. Прямо на перемычке пару раз чуть было не порхнули в трещины, прикрытые застругами. Тропим вершинный взлет.
На скалах наросли снежные кораллы
***
Выходим на купол вершины и ветер чуть стихает. Пара фотографий – и торопимся вниз.
На удивление спуск на лыжах был гораздо приятнее, чем на Эльбрусе. Мягкий снег, ниже 4000 м – влажный.
Только на траверсе к Метеостанции поцарапали скользяк.
На приюте нас встречают как героев. Давид ставит чай, сообщает в информационный центр в Казбеги о нашем успехе. Говорит, что это сигнал для групп внизу, что взойти на Гору можно и пора подниматься наверх. Впервые этой ночью мы спим до рассвета. А потом – спуск вниз по отличному подмороженному ровному склону ледника Гергети.
И далее, по осыпи, траве и цветущим первоцветам – к простым земным деревенским радостям. Горячему грузинскому лавашу, красному сухому, белым простыням и мягким кроватям
Чтобы не стоять в очереди на границе, выезжать решили рано утром. С рассветом тронулись в путь. В полдень уже были в Приэльбрусье. И уже тут из сообщения МЧС Осетии, узнали, что через пару часов после нашего отъезда, в результате обвала Девдоракского ледника на Казбеке, на Военно-грузинскую дорогу сошел сель и перекрыл долину Терека. Высота селя – 20 метров, ширина – 400 м. В завале пропали без вести семь человек...
Что тут можно сказать ? Что нам повезло, а кому-то нет ? Что есть вероятность погибнуть уже спустившись с Горы ? Что человек смертен, причем часто внезапно ? В завершении проекта, размышляя о наших приключениях, разбирая сложившиеся обстоятельства и их итог, анализируя причинно-следственные связи, пришел к выводу, что в жизни фрирайдера\восходителя всегда есть риск, который неразрывно связан с горными путешествиями, приключениями. Этот риск порожден вызовом, который бросают нам Горы. Вызов нашим возможностям, слабостям, страху. Вызов в вопросе «Смогу ли я сделать это ?». У каждого свой вызов и свой уровень риска. Мы можем управлять известными нам рисками: анализировать их, готовиться к ним, тренироваться, правильно подбирать снаряжение, выбирать благоприятную погоду и маршрут, делегировать риск путешествуя с гидом. Но всегда есть риски, где мы не властны, либо о которых мы даже не догадываемся. Например, внезапное обрушение ледопада и сход селя на дорогу. Горы, как и море, это стихия. Мы можем только принять существование такого стихийного риска и подчиниться судьбе. Единственный выход избежать всех рисков – остаться дома. Но много ли стоит такая жизнь ? Возможно, что верно утверждение: «Не важно сколько дней в твой жизни, важно – сколько жизни в твоих днях»…
Поэтому мы вновь возвращаемся в Горы, принимаем новый вызов и идем навстречу своей судьбе. Новые восхождения, спуски, вершины, маршруты. Дальше, выше, круче…
Горы зовут и впереди летние восхождения на Фишт, Эльбрус, Казбек, скальные маршруты Гуамки и Индюка.
Храбовченко Владимир (при поддержке Pieps, Gore-tex, RMGA, Альпиндустрия)
P.S. За консультациями по вопросам состояния маршрутов восхождения на вершины Лагонакского нагорья, Эльбруса и Казбека, выбора снаряжения, цен и контактов проживания, транспорта и т.п. – пишите в личку, а также в Facebook (Vladimir Khrabovchenko), Вконтакте (Храбовченко Владимир), Livejournal (kubanaride)