Насколько мне известно, первый опыт хели-ски* в СССР был на Домбае. В России, в Красной Поляне, француз Марк Тестю создал компанию Yak&Yety. В разное время разными компаниями проводилось хели-ски в Хибинах, Приэльбрусье, Красной Поляне, Архызе, Северной Осетии, Алтае, Хамар-Дабане, Абхазии.
По разным причинам в конце нулевых годов хели-ски программы несколько сократились в объеме и количестве регионов. Но сейчас начался ренессанс хели-ски.
*Примечание: термин heliski пишется по русски двояко: и слитно, и через дефис. Наиболее упортребительно - через дефис.
Кто вы, господин хели-райдер?
Это простой русский супермен:- Ограничения по возрасту: с 4-х лет.
- Уровень катания: не ниже среднего.
- Опыт катания вне трасс: обязателен.
- Фанат фрирайда и острых ощущений.
- Готовность тратить от 50 000 рублей в день на полеты и катание.
Особенности российского хели-скиинга
состоят в том, что компании, занимающиеся хели-скиингом, не имеют своих вертолетов, а вертолетные компании не занимаются организацией хели-ски.Большую часть российского рынка «держат» две компании:
«Вертикальный мир» (Николай Веселовский, Игорь Ильиных). Занимаются хели-ски с 1991 года. Сотрудничают с HELiACTiON, Камчатские Авиалинии, с другими вертолетными компаниями. Вертолеты: Lama SA 315B, EUROCOPTER, Ми-8 МТВ. Регионы: Красная Поляна, Архыз, Камчатка. Гиды: Сергей Камбалов, Кирилл Анисимов, Николай Поляков, Марко Гайани, Йосси Линдблом, Максим Ануфриков и многие другие, не мене знаменитые.
Фото "Вертикальный мир"
«Хелиопро» (Максим Балаховский) с 2004 года. Преимущественно - Камчатка, Ми-8 МТВ.
Фото Хелиопро
Эти две компании не только занимают основную часть российского рынка хели-ски, но и активно организуют хели-скитуры по всему миру.
Недавно появилась новая хели-ски - компания «SOCHI-Heliski», созданная краснополянскими гидами - Максим Ануфриков, Александр Маврин, Владимир Силинский.
Они вновь открыли для хели-ски горы Абхазии, активно работают в горах, окружающих Красную Поляну и организуют хели-скипрограммы на Камчатке.
На самой Камчатке есть локальные компании, организующие хели-ски. С одной стороны, они местные, а локалы должны лучше всех знать свой регион. С другой стороны, они не прозрачны, гиды их никому не известны, руководство этих компаний предпочитает инкогнито. Скажу честно – когда речь идет о вертолетных полетах – достаточно рискованном деле, как-то лучше доверять людям, чьи имена на слуху. И я сознательно не упоминаю названия и сайты камчатских локалов.
На Камчатке также работают несколько иностранных компаний. Но они черпают свою клиентуру из числа иностранных райдеров, и ценообразование у них несколько иное.
Стоимость российского хели-скиинга
Хели-ски - удовольствие не для бедных. Хотя…Ностальгическое отступление
Помнится, в конце 80-х геофизики нашей экспедиции зимой делами то ли гравику, то ли магнитку в Ловозерских тундрах (аналог Хибин, горный массив, находящийся восточней Умбозера). Работа заключалась в том, что вертолет развозил операторов по точкам, потом перебрасывал их на другие. Ну я, естественно, не мог пропустить возможности задействовать вертушку вместо подъемника. Это было 4-6 спусков за день по целине с превышением 300 – 500 метров. Слов "хели-ски" и "фрирайд" тогда еще не было (по крайней мере, я ничего об этом не знал) и делал я это в рабочее время. Типа, мне еще и приплачивали за катание.
Времена меняются. Отдельные хели-программы теперь тянут на четверть миллиона рублей и выше, не считая перелетов в регион катания и личных прихотей. Потратить 500-700 000 рублей за одну поездку для фанатов хели-ски - не вопрос. Как и 1,5 - 2 лимона за сезон. Это те цифры, которые я слышал, но есть еще анлимитед...
Для «нищебродов» остаются только 1-2-х дневные программы. Стоимостью от 45 000 рублей.
Сводная таблица программ хелискиинга в России
Ну что, полетаем и катнем?