Вот и нашелся повод перечитать Хемингуэя. Можно создать иллюзию знания предмета с помощью экспертов, переворошив гору литературы. Хэмингуэй писал о том, что пережил сам, поэтому его хочется перечитывать снова и снова, даже зная наизусть.
Этот человек понимал толк в красивой и яркой жизни и умел писать о ней. Он дрался на ринге, сражался в двух мировых войнах и одной гражданской, охотился в саванне, жил на берегу океана. Он был не дурак поесть и выпить. И еще он ходил бэккантри и катался вне трасс в любимых австрийских Альпах, там, где ни подъемников, ни ратраков тогда еще не было.
Впервые он попал в Швейцарию, в Монтре, в 1922 году. Об этом написано в рассказе «Турист в Швейцарии»:
Нынче, как и тогда, отель Таубе находится в нескольких минутах ходьбы от железнодорожного вокзала Шрунс. Прибыв в конце декабря, Хемингуэи арендовали две комнаты. Одну – с видом на кирху, вторую – с видом на горы и сад в задней части дома, где Bumby будет играть в солнечную погоду. Три четверти века спустя отель Таубе по-прежнему соседствует с кирхой.
Оригинальная мемориальная доска в память пребывания Хемингуэя установлена слева от входа в отель. Пятиэтажное здание с лепниной было реконструировано после 1924 года, и владельцы признаются, что не знают, какие номера занимал Хэм. Однако столик, где он пил и играл в покер, по-прежнему стоит в углу старого, обшитого деревянными панелями, бара Таубе.
Они жили на 2 доллара в день, днем катались на лыжах, ночью играли в покер.
Молодой сорвиголова Хемингуэй часто совершал дерзкие вылазки в горах Монтафона. Хемингуэй был мятежником по духу: его турбулентные браки, увлечения, постоянное желание реализовать себя и его возможное самоубийство. Но в пустыне Монтафона он нашел утешение, дружбу и искренность. Это чувствуется в его строках. В своем коротком рассказе "Альпийская идиллия" Хемингуэй описывает ски-тур от Шрунса к Гальтюру:
Две зимы подряд Хем прожил с первой женой Хэдли и маленьким сыном Джоном в гостинице Таубе в Шрунсе. Здесь зимой 1924-25 г.г. он написал короткий рассказ «Снега Килиманджаро» и роман «И восходит солнце», который в 1926 году стал его первым реальным коммерческим успехом. Хемингуэй наслаждался спокойствием гор. Это было очень продуктивное время.
Хемингуэи брали уроки катания на лыжах у австрийского горнолыжного инструктора Ханнеса Шнайдера в отеле Post в Санкт Антоне.
Шнайдер заложил основы современной горнолыжной техники (спуск на параллельных лыжах, так называемый «арлбергский стиль») и методику обучения ей. В 1921-м он открыл свою знаменитую Skischule Arlberg, её учениками и стали супруги Хемингуэй.
В 1938-м Шнайдер эмигрировал в США, где также открыл горнолыжную школу в Нью-Хемпшире.
В эту зиму Хем впервые отрастил бороду, чтобы защитить свою кожу от солнца и снега. Подозрительные крестьяне выше Шрунса называли Хемингуэя за обгорелый нос и длинные волосы "Черный Христос", когда он проносился вечером на лыжах мимо их лесозаготовительных трасс.
Хемингуэй попытался привить Мёрфи собственные страсти: охоту, рыбную ловлю, горнолыжный спорт... Он уговорил их на несколько дорогостоящих путешествий – за которые, естественно, платили они. Джералд писал в дневнике:«Я был хуже всех. Эрнест делал остановки каждые 20 метров, чтобы убедиться, что я в порядке. Внизу он спросил меня, было ли мне страшно. Я признался, что было. И он сказал: «Теперь я знаю, что такое мужество». Я был по-детски польщён».
На фотографии, сделанной во время этой поездки, они стоят в свитерах на зимнем солнце, загорелые и веселые. Их тела легко и нежно касаются друг друга. «Это было, - писал Дос Пассос в воспоминаниях, - наше последнее неомраченное совместное наслаждение».
Хемингуэй никогда не был счастливее, чем на природе. Он был страстным туристом и превосходным лыжником. Горные лыжи были в зачаточном состоянии, лыжники были вынуждены подниматься пешком. Поднимались пешком, катались на шатких деревянных лыжах, с ранцем на спине. Хижины на верху горы были предназначены для летних ночевок. Суеверные местные жители считали, что «иностранные дьяволы» по глупости бросают вызов высоким горным пикам.
Так как не существовало подъемников, Хемингуэй с друзьями сначала ехали на санях до Монтафона, к Партенен. Там они впятером поднимались на лыжах к Bielerhöhe на высоту 6 600 футов, к горной хижине Madlener Haus, которая все еще существует.
Герр Ленц, партнер по бизнесу Ханнеса Шнайдера, великого арльбергского лыжника, был безрассудным игроком и много проиграл в покер. Чтобы вернуть карточный долг Хемингуэю, он был вынужден вести писателя из Партенен под звездами вплоть до Madlenerhaus. Рано утром они взвалили на плечи лыжи и пакеты и отправились в темноте вверх, к сияющим снежникам.
Они вернулись и на следующую зиму, но это уже будет не идиллия, а "зимний ужас", когда Хемингуэй встретил Полину и его жизнь с Хедли превратилась в ад.
По легенде, именно в этом баре Хэм выиграл спор, что напишет самый трогательный рассказ на свете рассказ всего из 6 слов. Вот он: "For sale: Baby shoes, never used". По-русски еще короче: "Продаются детские ботиночки. Неношеные."
Silvretta славится своими лыжными возможностями, особенно бэккантри. Долина Монтафон по-прежнему остается одним из самых недооцененных лыжных регионов в Европе. Расположенный на границе Австрии и Швейцарии, он простирается более чем на 25 миль, предлагая 64 подъемника и 203 км трасс, больше, чем в Лез-Арке. А "крейсерской красноты" здесь больше, чем в Церматте.
Именно это побудило такого мужчину, как Хемингуэй, вернуться сюда обратно на вторую зиму. В Монтафоне он нашел подлинное счастье и вдохновение.
В последней главе «Праздник, который всегда с тобой» Хемингуэй прекрасно резюмировал: "Мы любили Форарльберг, и мы любили Шрунс."
Он пишет о символах меняющегося мира: На фотографии, сделанной в тот год возле Madlenerhaus с Дос Пассосом и Джеральдом Мерфи, Хем невероятно молодой, худой и загорелый. Воплощение силы и уверенности в себе. В письме, написанном спустя короткое время, он признался: "Мы только что совершили адский подъем на ледник на лыжах до 3200 метров. Такая метель, что я чуть не отморозил свой инструмент и вынужден был натирать его снегом. Боже, как было холодно. После я пробежал 5 миль вниз с ледника за 12 минут. Замечательная страна - Сильвретта".
Шрунс мал, Гальтюр того меньше. Расположенный в верховьях долины Пацнаун, Гальтюр с двенадцатого века гордится своей древней кирхой, десятком молочных ферм, безупречными гостиницами и сверкающими снежниками. В Гальтюре нет городской застройки, так как местные жители хранят воспоминания о лавинах, которые срываются с возвышающихся пиков и сносят дома.
Имеющиеся данные свидетельствуют, что Хемингуэй останавливался в Гальтюре в Hotel Rössle. Расположенный в центре Гальтюра, отель украшен выветренными шпоном. В ресторане Rössle, построенном в 1681 году, и сейчас подают оленину - Hirschfilet в Wacholderrahm - с прекрасными винами и богатыми десертами.
Хемингуэй провел только две зимы в Форарльберге. Во вторую зиму случился его роман с лучшей подругой его жены - Полиной Пфайффер.
С именем Хемингуэя связан еще один американский горнолыжный курорт. 20 сентября 1949 года он уехал в местечко Сан-Вэлли близ крохотного городка Кетчум, штат Айдахо, где давно хотел побывать. Эти места называли американской Швейцарией: красивые виды, в лесах много дичи, прекрасные условия для горнолыжного спорта.
В 30-е годы Сан-Вэлли начинал превращаться в модный курорт, строились отели, клиентов нужно было завлекать. Живший там журналист из «Сан» Джин ван Гилдер, знакомый Хемингуэя, договорился с администрацией отеля «Сан-Вэлли», что писатель с подругой будет жить там бесплатно, делая рекламу для туристов, и получит разрешение на покупку спиртного («сухой закон» отменили в 1933-м, но в отдельных штатах оставались ограничения для «неместных»).
Об этом можно прочесть в книге Аарона Эдварда Хотчнера «Папа Хемингуэй»:
Взволнованный голос оператора сообщил, что со мной желает говорить сам Дэррил Занук со студии «XX век — Фокс». Его желание осуществилось. «Хелло, Эрнест, — сказал он (сразу ясно, что это Голливуд — он назвал меня Эрнест, а ведь мы с ним виделись всего один раз, когда я поменял свой рассказ на его деньги). — Эрнест, у нас тут совещание, весь день мы спорим, пытаясь справиться с некой проблемой, и только ты нам в состоянии помочь. Мы сделали действительно классный фильм по твоему классному рассказу „Короткая жизнь Фрэнсиса Макомбера“ и готовы пустить его в прокат, но нам кажется, что это название для фильма слишком длинно. Будем тебе очень благодарны, если ты придумаешь что-нибудь покороче, что-то такое, что бы привлекало глаз, вызывало мгновенную дрожь и у женщин, и у мужчин, и заставило их бежать скорее в кассы за билетами».
Я попросил Занука не класть трубку и дать мне слегка подумать. Хозяин магазина смешал для меня коктейль. Попросив оператора нас не разъединять, так как у меня идет активный мыслительный процесс, я пил коктейль и напряженно думал. Наконец, когда я уже почувствовал, что мой интеллектуальный уровень от столь интенсивной умственной работы упал на три пункта, я взял трубку и сказал, что, кажется, знаю, что им нужно. «Итак, вы хотите что-то короткое и волнующее, такое, что привлечет и мужчин, и женщин, да? Ну что ж, записывай: F как в слове FOX, U как в слове Universal, С — как Culver City, K как в слове RKO. Это соответствует всем вашим требованиям! Никто не устоит против столь сексуального символа!»
Осенью 1958 года Эрнест решил вернуться в Америку, в те места на Дальнем Западе, где не был более десяти лет. Хемингуэи собирались обосноваться в штате Айдахо, в небольшом местечке Кетчум, в миле от лыжного курорта Сан-Вэлли. Это была тихая деревушка всего с семьюстами сорока шестью жителями.
В Кортине д Ампеццо Эрнест Хемингуэй в 1923 году прожил зиму со своей супругой в отеле Bellevue Cortina d'Ampezzo. Элегантное здание, построенное в традиционном альпийском стиле, и сейчас возвышается над модными бутиками и антикварными магазинчиками на популярной Corso Italia, рядом с лыжными подъемниками. Отель, открытый в 1904 году, является исторической достопримечательностью курорта.
Лучший горнолыжный курорт Италии Кортина д Ампеццо или, как её называют, «Королева Альп», сказочный городок в окружении розовых гор, связан со многими знаменитостями.
Здесь отдыхали Одри Хепберн, Кларк Гейбл, Ингрид Бергман и Бриджит Бардо, Марчелло Мастроянни, Роджер Мур и прочие голливудские и итальянские кинозвезды. Здесь катались на лыжах Фрэнк Синатра и Элвис Пресли. В отеле Cristallo подолгу жили Владимир Набоков и Артур Рубинштейн, шикарные номера до сих пор носят их имена. В числе «звездных» гостей города были Джордж Клуни, Киану Ривз, Лиз Тейлор, Мадонна с семейством и Моника Белуччи.
Кортина нередко становилась съемочной площадкой: «Розовая пантера» с участием Питера Селлерса и Клаудии Кардинале, «Любовники» с Марчелло Мастроянни и «Только для твоих глаз» с легендарным Роджером Муром в роли агента 007.
Здесь снимались «Скалолаз» с Сильвестром Сталлоне и «Экспресс фон Райана» с Фрэнком Синатра.
Кортину часто сравнивают с швейцарским Санкт-Моритцем. Вплоть до начала 1970–х годов горные лыжи не были модным занятием и в Швейцарии звезды просто отдыхали зимой – в Санкт–Морице и Гштате. Они там катались на санях, гуляли по окрестностям, дышали горным воздухом.
Здесь всегда любила бывать британская королевская семья.
Когда-то принц Чарльз и принцесса Диана ставили сыновей Уильяма и Гарри на лыжи в австрийском Лехе.
Позже Уильям с подругой, а потом и женой Кэйт Миддлтон предпочли швейцарские курорты Ароза, Клостерс, Церматт.
Канцлер Германии Ангела Меркель тоже катается на горных лыжах в Швейцарии, на курорте Энгандин.
А её соотечественник Михаэль Шумахер регулярно вывозил семью во французские Альпы, где у него было собственное шале на курорте Мерибель. В старинном отеле Waldhaus в Санкт-Морице среди постояльцев были такие достойные люди, как Томас Манн, Рабиндранат Тагор.
В австрийском Лехе был замечен испанский король Хуан Карлос. Среди хобби короля - парусный спорт и лыжи. В 1972 в рамках Олимпийских игр Хуан Карлос принимал участие в состязании яхт класса Дракон, но не занял призового места. Летом члены королевской семьи отдыхают в своей резиденции на острове Майорка, в летнем дворце Маривент, а зимой катаются на горных лыжах на испанских курортах Бакера-берет и Канданчу, где монарх однажды сломал ногу.
Австрийский Обертауэрн в 1965 году стал съемочной площадкой для фильма «Help!» и записи видео для сингла «Tiket To Ride» с участием знаменитой ливерпульской четверки: Джона Леннона, Джорджа Харрисона, Пола Маккартни, Ринго Старра).
Группа «The Beatles» приехала в Австрию на съёмки нескольких сцен к фильму "HELP!" Поклонники Битлз повалили в Зальцбург со всей Европы и оккупировали подступы к отелю Oesterreichischer Hof, который в настоящее время носит название Hotel Sacher Salzburg.
Но в гостинице Битлы дали лишь короткую невразумительную пресс-конференцию и отправились дальше, в Обертауэрн, который в то время был крошечной горной деревушкой. Там еще не было легендарных вечеринок, обогреваемых креселок и никто никогда не слышал об апре-ски. После катания на лыжах молодые люди собирались у костра и коротали время под австрийские народные песни под гитару.
Это сегодня Обертауэрн, с его 100 км трасс, 26 подъёмниками и растянувшейся на 1700 м вдоль перевала цепочкой гостиниц, считается одним из лучших горнолыжных курортов Австрии. А 50 лет назад выбор продюсерами фильма конкретного места съёмок был не случаен: Обертауэрн был глухой деревней, труднодоступной для истеричных фанаток. Поэтому Джон, Пол, Джордж и Ринго спокойно заняли свои комнаты в отеле «Эдельвейс» – с 501 по 507.
Музыканты на лыжах: Paul McCartney и George Harrison (в середине) с их дублерами Herbert Lürzer (слева) и Gerhard Krings (справа). Photo: Tourismusverband Obertauern
The Beatles и их дублеры, слева на право: Hans Pretschner, Ringo Starr, Herbert Lürzer, Paul McCartney, John Lennon, Frank Bogensperger, George Harrison и Gerhard Krings. Photo: Tourismusverband Obertauern
Кататься на лыжах никто из Битлов не умел. Единственный, кто хоть раз стоял на лыжах – Джон Леннон, бравший пару уроков в Санкт-Морице. Но этого было мало, поэтому были найдены 4 двойника.
По сценарию (которого никто не видел) действие должно было происходить в Швейцарии, возле горного озера, и на железнодорожном вокзале. В Obertauern все это было. Перед съемкой артисты и их дублеры собрались для знакомства в отеле. Музыканты настроили инструменты и сыграли спонтанно несколько песен. Пол Маккартни спросил слушателей - возможно, им это нравится?
«Поль предлагал мне свой личный номер телефона, но я не взял. И никто не взял. Мы не просили автографы, мы не были фанатами. Что выглядит огромной ошибкой сейчас, - говорит Люрцер. - Мы вообще не поняли, что за музыку они играли».
Зато эти деревенские парни умели кататься на лыжах, в отличие от ливерпульской четверки. В первый день съемок звезды из Ливерпуля встретились со своими двойниками на подъемнике Kirchbühel.
Длинноволосые парики, темные костюмы и густой грим создавали разительное сходство – есть легенда, что невеста Ринго Старра по ошибке поцеловала его двойника. Херберт Люрцер вспоминает, что британцы были просты в общении и довольно симпатичны, но вот девушки, которые с ними приехали, ни ему, ни другим мужчинам деревни не понравились.
Впрочем, длинные волосы Битлов также вызывали негативные эмоции.
Таким образом Херберт Люрцер и стал Полом Маккартни. Если присмотреться к старым фотографиям, можно уловить определённое сходство. Сейчас семья Люрцер владеет в Обертауэрне отелями, рестранами, барами и клубами. В том числе, и отелем «Эдельвейс».
Несмотря на отдаленность, в Обертауэрн все-таки проникли папарацци, была сделана серия фото. Ходили слухи о концертах, которых не было. Был единственный раз, когда Битлз вышли на сцену. 18 марта в баре Schistall отеля «Мariettа» была вечеринка в честь дня рождения одного из помощников режиссёра. Там же были музыканты и их дублеры. Бар был набит битком, шум стоял неимоверный, даже директор отеля не мог навести порядок. Внезапно Битлз поднялись на сцену и начали играть от всей души. Порванные струны в пианино и проломленный барабан остались на память о том концерте.
В отеле «Эдельвейс» до сих пор можно пожить в «комнатах Битлз». Ещё одним местом памяти о легендарной группе стал Битлз-бар в отеле «Зеекархаус». Битлы покинули Обертауэрн 21 марта 1965 года. Переночевав в Зальцбурге, они вернулись обратно в Лондон.
В Северном полушарии, кроме Сан-Вэлли, есть еще одна «лыжная площадка Голливуда» - курорт Аспен.
Там когда-то каталась семья Кеннеди, там отдыхает Арнольд Шварценеггер, Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс с детьми, а также многие звезды.
В январе 2014 Кэтрин Зета-Джонс и Майкл Дуглас были в Канаде, где катались со своими детьми Диланом (13) и Кэрис (10) на курорте Вистлер. 69-летний Майкл разместил в сети Facebook фото, где он изображен на лыжах на вершине склона, с 44-летней женой и двумя детьми.
Источники:
dw.com
stalkinghemingway.wordpress.com
seniorsskiing.com/skiing-literature-hemingway-voralberg-1920s/
dailymail.co.uk
anemina.com
До кучи - Иоанн Павел Второй... Начал в юношестве в Польше, катался чуть не до самого конца в Италии
Ну и Лени Рифеншталь