Неделю назад закончился кубок Хибин по Фрирайду. Уже утихли первые страсти, погасли жаркие споры. И теперь мне бы хотелось поделиться своими впечатлениями и комментариями.
Результаты финала были вывешены.
Начну с самооправдания в ответ на часто задаваемый мне вопрос «Зачем ты приехала сюда?».
Фрирайдная общественность уверена, что это соревнования не моего уровня и участвовать мне в них не пристало.
В ответ хочу привести два момента.
- Мне сложно найти соревнования по «моему статусу», их немного.
Но иногда я участвую в соревнованиях, где я рассчитываю на успех – например Sheregirls или Khibiny Cup. При этом напрасно окружающие полагают, что это легкий успех – ответственности (а соответственно и нервов) на таких соревнованиях гораздо больше! Вот только представьте себе – что я не выиграла бы в Хибинах, сколько было бы шума!
- Фрирайд – это по сути не соревновательная дисциплина. Я имею в виду, что соревнования по фрирайду для меня – это попытка бороться не с окружающими меня девушками, а соревнование с самой собой, со своим выбором линии. Это борьба со склоном. И тут важно, чтобы предлагаемый организаторами склон соответствовал уровню, а не соперницы были сильные. Что касается склона – но тут в Хибинских соревнованиях никак проблем нет, склоны для обоих заездов были интересные, и была возможность проявить себя.
Обе трассы – это обратная сторона Кукисвумчорра, от триангулы налево (riders left). Ближайший цирк был финальным, а левее него «полуфинальный» — для первого заезда.
(Кстати – надо уже договориться о терминах-) Раньше в Хибинах всегда было по три заезда, квалификация, полуфинал, финал. Теперь организаторы приходят к формату международных соревнований, где всё проходит в два этапа – и возникает путаница, как называть первый день).
Оба цирка начинаются с самого интересного участка с резким перепадом, надувами и дропами. После этого крутой склон продолжается еще метров 300, и на нем есть еще несколько вариантов проявить себя. В итоге идет выполаживание, обычно с расколбашенным снегом – где главная задача состоит лишь в том, чтобы на ослабевших ногах выжить и доехать до конца.
Мне нравятся подобные склоны, в таких условиях не боишься рисковать и дропать – потому что есть возможность остановиться после падения в случае неудачи, крутизна склона не запредельная.
Выбор линии был обусловлен моими тренировочными целями. Передо мной сейчас стоит основная задача – освоить даблдропы. (Отдельный вопрос – почему именно даблы. Дело в том, что при взгляде на амплитуду прыжков Жаклин Паасо понятно, что никогда СТОЛЬКО прыгать не буду. И остается два варианта поразить судей – трюки на рельефе или даблы. Отрабатывать первое в конце сезона я не решилась, а вот над даблами хотелось поработать.)
При этом все, кто когда-нибудь принимал участие в соревнованиях, понимают, как сильно мешает волнение перед стартом. Определенный элемент может получаться десятки раз при обычном катании, но на стартах падаешь при выполнении простейших вещей… Поэтому старты в Хибинах для меня были отличным вариантом – от результата никак не зависит мой финальный рейтинг, но это соревнования!
На полуфинале я выбрала даже не двойной, а «полуторный» прыжок-) Первый дропчик был минимален, но ко второму уже набрались хорошие хода, и я была немного удивлена амплитуде полета. Но еще больше я была удивлена, что на подъезде увидела след, идущий точно по планируемой мною траектории – как оказалась, Саша Архиреев (2 место) сделал это до меня.
На финале на меня начало давить волнение… Появились позорные мысли отказаться от очередного дабла – «а вдруг упаду…» Но ситуацию спас разговор с Катей Маевской, которая была сразу за мной в первом заезде с минимальным отрывом. Отдельный дроп хорошего размера был только в единственном варианте (я, кстати, удивлена, что так никто его и не прыгнул). И я спросила у Кати – будет ли она его прыгать, потому что иметь две одинаковые лини глупо (а также, учитывая возможную предрасположенность судей к локалам – невыгодно для меня-)))… Когда она ответила, что собирается – я стала искать варианты и нашла таки свой дабл. Он не выглядел простым, но наверняка должен был красиво смотреться на фото… Ну, я подумала, что хоть фото хорошее получится, если не будет выигрыша…
В итоге оказалось, что первое приземление далеко не такое мягкое, как я ожидала… А приземлять еще надо было в траверс – потому что выезд на второй очень близко и резко вправо… Ну, колбаснуло меня там немного, хотя я рада, что устояла.
В итоге – я довольна не только результатом как таковым (его можно было достигнуть и более расслабленным проездом), но и самим выступлением. И второе гораздо более значимо – очень не хотелось слабо проехать перед друзьями – а ведь Хибинский кубок на две трети состоит из друзей из знакомых!
В заключение хотелось бы высказать несколько комментариев и пожеланий к организаторам.
Во-первых, надо продолжать поддерживать новый международный статус этих соревнований! Надеюсь, что в следующем году приедет наблюдатель от FWQ, что поможет окончательному утверждению этих соревнований в сетке международных квалификационных стартов.
Настоятельно рекомендую райдерам нашей необъятной обратить внимание на кубок, потому что он перерос старый масштаб междусобойчика и перешел в разряд интересных зрелищных соревнований с серьезной конкуренцией, по крайней мере в мужской категории – достаточно посмотреть финальные протоколы. Очень хотелось бы в следующем году видеть здесь кавказских райдеров – мне кажется, что участие здесь не менее интересно, чем организация собственного локального контеста.
Во-вторых, надеюсь, что в следующем году ситуация со спонсорами сложится не хуже, чем в этом. Хотелось бы привлечь бригаду профессиональных судей… Хотя это не избавит от споров о судействе – они так же неизбежны, как восход солнца…
Хотелось бы иметь открывающего перед стартами – это необходимо как для райдеров, так и для судей. В целом пока радует стоимость стартового взноса (в аналогичных европейских соревнованиях взнос от 100 евро). Также приятно, что решался вопрос со страховкой. В целом надо быть более требовательными к обязательной экипировке райдеров (напоминаю, что у стартующего должна быть и защита спины и рюкзак с щупом и лопатой – это общее требование FWQ).
Очень приятно существование официального фотографа соревнований – это Сергей Шестихин, отличный фотограф и райдер, спасибо ему за труд, благодаря этому мы можем наслаждаться картинками. А также радует наличие команды видео-операторов, с нетерпением ждем финального ролика! А затея с вертолетиком вообще выше всяких похвал!
Спасибо организаторам, и до встречи в следующем году!
Ання Ханкевич (Columbia, Volkl, Julbo)