«Хоббитов видели?» - если вам задают такой вопрос, то с большой долей вероятности, вы только что вернулись из новой Зеландии.
С вершины Treble Cone
Пока в северном полушарии полным ходом идут новогодние каникулы, в Австралии лето и Январь с 35 градусной жарой. Межсезонье: время парафинить лыжи и писать долгие рассказы про новые места и новые опыты.
В этом году, я наконец-то добрался до места, где вы рано или поздно окажетесь, если живете в Австралии и катаетесь на лыжах - до Новой Зеландии.
Один мой товарищ предложил съездить вместе туда и поучиться 5 дней в местной лыжной школе.
С технической точки зрения слетать в страну овец из страны кенгуру достаточно легко, приблизительно как из Москвы в Сочи – три с половиной часа полету. Местные «аборигены» часто летают туда на выходные.
Коротко о содержании рассказа:
NZ – дорого или дешево?
SOFA SKI SCHOOL
TREBLE CONE
HELI SKI
CRAIGIEBURN (одно из любимых мест в НЗ Глена Плейка)
Транспорт
Страна сама по себе
Итог
Видео
Про деньги:
Давайте, начнем с самого интересного: подсчета расходов, чтобы у читателя сразу сложилась картинка про зажравшейся капиталистический запад.
Все цены в австралийских долларах 1AUD = 45RUB
Перелет из Мельбурна до Крайстчерча (Christchurch) jetstar – 390$
Аренда машины 9 дней JUCY – около 560$ (страховкой и бесплатным ски пассом на Treblecone 5 дней)
Sofa ski school 5 дней – 1100$
Heliski 7 runs – 1000$
Craigieburn ski pass 1 день – 70$
Домик без удобств на двоих – 6 ночей 420$
На еду ушло где-то 400 – 500$ (частично мы делили расходы на двоих)
Топливо – 350$
Итого около 4000$ за 10 дней на человека (180 000 рублей) подобная сумма может напугать даже избалованных Европой жителей столицы, но давайте по порядку все разберем и решим насколько же эти траты оправданны или нет?
SOFA SKI SCHOOL (кому надо можете прогуглить)
Линейка в Sofa ski school перед началом тренировок
Школа проводит тренировки на Treblecone в Новой Зеландии, но все инструктора родом из Австрии (или почти все), и таким образом зарабатывают на рульку с пивом в южном полушарии, пока в родных Альпах не выпадет снег, Директор и основатель школы Клаус.
К самой идее поучиться в лыжной школе я, по началу, отнесся достаточно скептически, отнюдь не потому, что умею все и стремиться больше не куда, но при всей моей скромности, на лыжах я уже больше 20 лет и показываю достаточно высокий уровень, скорость и сноровку на склоне (конечно же не идущие ни в какое сравнение со спортсменами), и как правило у меня проблема подобрать подходящих по уровню лыжников/ сноубордистов для совместного катания. Подобные опасения были у меня изначально: что в группе уровень будет средний и мне будет откровенно скучно, а тратить тысячу австралийских денег ради рутинных тренировок было жалко. От части, мои опасения оправдались, но ко всему по порядку.
так проходит аналитика после занятий
Школа называется софа, потому что, буквально, предполагает обучение на диване в домашней обстановке: много обучающих роликов, а процесс обучения снимается на камеру и по возвращению домой, вы можете еще раз все посмотреть на экране с комментариями тренера (смотрите видео – где то в середине ролика). До начала занятий нужно заполнить анкету – оценить свои лыжные способности, так сказать в «Боди Миллерах» по пятибалльной шкале и, по желанию, отправить свои хоум видео (те что на лыжах:). На основании этих данных Клаус распределяет людей по группам – в среднем от 2 до 4 человек плюс тренер.
мой тренер (в красном) с кем то из сборной Австрии
Изначально, мне досталась девочка-тренер – Nadja и группа из трех человек включая меня, почти сразу же откололся один и чуть позже второй, таким образом группа превратилась в частные уроки один на один: после первого ознакомительного спуска Клаус подозвал меня и сказал, что второй товарищ вряд ли будет поспевать за мной – и получится либо я его постоянно ждать буду, либо он не будет вовлечен в процесс тренировки полностью. Выбор у меня был – кататься с тренером один на один, но пол дня, либо в группе, но все время ждать. Тренировочный день это 5 – 6 часов с 9-10 утра обед и еще пара часов после обеда, те в принципе на свободное катание остается времени всего ничего. Я выбрал кататься до обеда один на один и после – свободное время. В первый же день – был разбор полетов по первым спускам – Клаус вместе с тренером на видео показал мои ошибки, объяснил, что и как нужно исправлять, определил цели которые нужно достичь за 5 дней.
Основная моя проблема – неуверенное положение верхней части туловища и работа рук: часто заваливаюсь на внутреннею ногу, когда ложусь на кант и разгружаю внешнюю, что приводит к меньшему усилию, передаваемому на лыжи, плюс скручивание корпуса и рук в повороте, которое уменьшает стабильность. Последующие пять дней это было основное, над чем я работал. Учитывая достаточно большой мой стаж катания и то что привычки эти укоренились достаточно глубоко, поправить это оказалось не так легко. Делали упражнения чтобы четко зафиксировать руки и корпус, правильно загружать лыжи в нужное время и этап поворота, помимо трассового катания – были тренировки на неподготовленных склонах – снежный день был всего один и, как водится, паудер продержался пару часов – не больше, так что это был скорее могул, чем фрирайд.
Будующие чемпионы:)
Подводя итоги занятий, скажу, что остался доволен тренером и результатами тренировок. После небольших улучшений в технике, я более уверенно чувствую себя на разбитом снегу и пухляке, снова полюбил короткие повороты, трачу меньше энергии напрасно. Индивидуальная схема занятий это и плюс, и минус. Успеваешь сделать гораздо больше, но нет соревновательного элемента и как то не так весело без команды.
Про Новую Зеландию и TREBLE CONE.
по дороге в горы
Последние три года я живу в Австралии, и во многом эти страны похожи – как братья, старший с кенгуру, младший без. Да, в Новой Зеландии нет и никогда не было кенгуру.. И поверьте мне, это очень хорошо для путешественников – кенгуру и прочие сумчатые, явно обделенные интеллектом и инстинктом самосохранения – это огромная проблема на австралийских дорогах – они тысячами гибнут под колесами каждый год вызывая аварии и стесняя движение по дорогам, в Новой Зеландии с этим проще – здесь миллионы овец, но все они пасутся с оградой. А кенгурушку можно и в зоопарке посмотреть. Климат здесь менее жаркий нежели в Австралии, где даже зимой можно сгореть и вспотеть.
шоссе через долину к горам
Природа это, пожалуй, одно из самых больших богатств этой страны: ее здесь очень много, а людей и городов мало. Такие горы только здесь: в долине всегда весна и природа цветет, а горы покрыты снегом и льдом, что создает чарующую взор двухцветную картину.
TREBLE CONE находится на южном острове (южном – значит более холодном и снежном), ближайший городок – Wanaka, где мы и остановились в самом простом и с минимальными удобствами месте. Небольшой отдельный вагончик-домик, все удобства: душ, туалет, кухня, стирка в отдельном комплексе через улицу. Дешево и не очень удобно, в следующем году я предпочту более комфортные условия проживания. Сама гора в 20 – 25 минутах езды, большую часть которой занимает подъем на вершину (внизу ведь вечная весна).
панорама Treble Cone
700 метров вертикального подъема, 4 км – самый длинный спуск, и всего два с половиной подъемника, количество трасс тоже не велико, зато обширная зона внетрассовго катания. Гора по большей своей части предназначена для подготовленных лыжников, любителей фрирайда и скитура. Семьям с детьми и начинающим здесь, на мой взгляд, делать нечего, для этого есть место по соседству – CORDONA, более пригодное для отпускного катания.
На самом верху
Мне за 5 дней катания, гора не надоела, и даже осталась пара тройка мест, куда я так и не добрался, тут надо учитывать, что половину времени я отдавал тренировкам. Как уже сказано выше, основное зачем едут на TREBLE CONE – это фрирайд и скитур, либо спортивные тренировки. Несмотря на всего 2 подъемника – их хватает с полной. Большую очередь, я наблюдал только на самый первый подъем в паудер день.
немного ски тура
Снега в августе было достаточно, снегопад был всего раз за 5 дней (что уже неплохо).
Не рассчитывайте на обилие ресторанов и кафе на горе – все очень по простому – столовая и пара кафе, весь Апрески – в WANAKA.
В сорока минутах езды от WANAKA есть Queenstown, который стоит посетить на пол дня или на один вечер – вполне достаточно. Городок напоминает европейские курорты. Здесь больше жилья, магазинов и ресторанов и озеро.
вид по дороге от Wanaka до Queenstown
Новая Зеландия, как и Австралия – страны с высоким уровнем жизни и значит высокими ценами на услуги и товары, Новая Зеландия, чуть-чуть по-дешевле, но в целом цены кусаются: бензин по 2$ за литр, пиво в баре около 8$ и выше, чтобы купить поесть в супермаркете, придется раскошелиться минимум долларов на 60 – 70 на двоих/троих и так далее. Овец здесь больше чем людей, крупных городов, особенно на южном острове, меньше чем пальцев на руке, зато много озер, долин, перевалов и гор поэтому не рассчитывайте на сервис и развитую инфраструктуру по всему маршруту.
Christchurch – столица южного острова и крупнейший город на нем, в 2010 – 2011 пережил серию крупных землетрясений и был частично разрушен, поэтому центр города представляет собой удручающую картинку – пустыри посреди центра и полуразрушенные дома. Город стоит посетить, чтобы посмотреть на залив с вершины холма и окунуть ноги в океане
инсталяция, посвещенная жертвам земелетресения 2011 года - 40 пустых стульев Christchurch
Christchurch - центр города
Christchurch - пляж
HELISKI
На 6 день у меня был первый в жизни опыт HELI SKI. В Новой Зеландии покататься с вертолетом можно за сравнительно бюджетные деньги (сравнивая со всем остальным миром). Здесь эта индустрия поставлена на поток и существует множество больших и малых операторов. От Sofa была скидка около 20% на день катания с Harris Mountains Heli-Ski, одна из самых крупных и массовых фирм на острове.
1000 NZ$ за 7 подъемов.
вид на кулуар
На один вертолет было несколько групп – все от нашей школы с гидами и тренерами, в зависимости от уровня катания. На сайте компании вы можете пройти экспресс тест, чтобы оценить вашу пригодности для хели ски с этим оператором. По моему опыту (единичному) не стоит ехать только совсем начинающим, кто еще толком не перешел на параллельные лыжи и ни разу в жизни не катался в глубоком снегу/ льду, или тот, у кого слабое здоровье и он/она не выдержит день катания. По моим оценкам, то место куда нас забрасывали, а это не так далеко от TREBLE CONE и Remarkables пригодно для катания и не сильно сложнее синих – красных трасс. В день нашего катания свежего снега не было, покрытие было частично из твердого наста, местами льда и неглубокого паудера, со средним уклоном. Даже будучи в самой подготовленной группе по их шкале, ничего опасного или требующего усилий нам не попалось.
посадка
Из-за массовости бизнеса, компания старается максимально ограничить риски, с большой вероятностью крутяка не будет – потому что там велик шанс схода лавин. Скалы и обрывы если и будут, то гид настойчиво посоветует туда не соваться. В целом больше всего раздражал рваный темп спуска – постоянные остановки и ожидания остальных – у нас всего было 5 человек в команде – трое лыжников (я, пожилая дама на пин креплениях, которые отстегивались каждый второй проезд и товарищ, потративший, с его слов, на хели ски столько денег что можно купить однушку в москве, но так и не научившийся ехать в хорошем темпе) гид (человек опытный, но уже в возрасте) и тренер от школы. В итоге, гид постоянно останавливался и мы ждали всех отстающих. Понравился простор и ощущение больших безграничных гор, понравились полеты на вертолете, все эти высадки и посадки.
Моя оценка 3 из 5, ожидал большего и от гор, и от самого себя: постоянно заваливался на пустом месте, и был слишком напряжен и пере концентрирован, ехать в чужом темпе было не привычно.
Знакомый говорил мне, что нужно найти хорошего гида по знакомству, с которым можно будет проехать на «все деньги» и хорошую компанию уверенных лыжников/сноубордистов. Надеюсь в следующем году повезет больше.
CRAIGIEBURN
вид на Craigieburn с парковки
Крайний день катания был в очень особенном месте – в так называемом club ski field – это не горнолыжный курорт в привычном его понимании, место больше напоминает горы в том виде в каком они были на заре становления спорта в советском союзе – команда единомышленников, которые собственными силами поставили базу, натянули бугель, никаких тебе ski patrol и лежаков для загара. Все по суровому, по спартански.
внутри базы - построена любителями-энтузиастами
Craigieburn
В НЗ таких мест много, и как я понял, Craigieburn один из самых хардкорных. Рельеф очень крутой и в тени сплошной лед, злобные кулуары с ощетинившимися скалами, широкий простор для фрирайда или ски тура, но только если вы уверенны в своих силах. Даже дорога до базы выглядит диковато и не очень гостеприимно – узкая гравийка с крутыми подъемами и ручьями прямо через дорогу (без цепей я бы туда не поехал даже на 4х4).
На счет цепей это они погорячились, без них не заедешь
И самое главное развлечение избалованным лыжникам – это бугель или nutcracker, как его называют здесь. Я очень хорошо припоминаю из моего детства; металлические крюки обвязанные вокруг куртки, специальные перчатки, чтобы цепляться за трос и боль в руках после подъема. В Craigieburn система бугелей не такая удобная как была у меня в далеком сибирском городке 20 лет назад: крюк крепится к поясу намертво и нужно всю дорогу держать его рукой, а подъем, надо сказать, не маленький, так что чувство дискомфорта и усталость быстро вытеснили ностальгию. Людей на горе мало и четко понятно, что почти все они местные или не первые раз, потому что бугеля у них свои – на альпинисткой подвязки – что в разы удобнее прокатной тяжелой сбруи.
бугель
В итоге: гора интересная и красивая, но ехать сюда стоит с полными силами и готовым к суровому подъемнику. Не смотря, на отсутствие сервиса день катания недешев – 70- NZD, плюс придется купить перчатку (трос кстати не промасленный а покрыт пластиком и лишь слегка пачкает одежду).
Транспорт.
наша машинка, у этой фирмы у всех такая жгучая раскарасска
Отдельно стоит рассказать про способы передвижения. Общественный транспорт здесь развит слабо, так что лучший и зачастую единственный способ — это прокатный авто. Мы прилетали в Крайстчерч и до Ванаки нам было около 4 -5 часов езды через остров. Сразу в Аэропорту мы взяли мини кемпер у JUCY – новозеландская компания, крайне популярная как на родине так и в Австралии.
Они предлагают одни из самых дешевых цен – наш кемпер на основе TOYOTA Estima, был по акции самым дешевым вариантом что мы нашли на тот момент. У них же можно взять и надо взять цепи. Помимо этого за неделю аренды авто мы получили ски пасс на 5 дней на TREBLE CONE на одного человека. Сама машина хоть и потрепанная (дешевизна получилась из за того что мы выбрали авто с солидным пробегом) но оказалась надежной и крайне практичной. Бывалые советуют не брать полную страховку и выбирать минимальный тариф, ибо если что то случится страховая и так найдет способ вас обобрать, но это на ваше усмотрение.
Буквально пару слов о снаряге.
Брал с собой две пары лыж:
Rocker2 108x 186, которые в поездки получили апгрейд крепов до 13Guardian, по той причине что предыдущие десятки от SCOTT(Salomon) развалились в труху.
165 SL FIS от того же Salomon.
Не пожалел, что взял две пары, хоть и пришлось их потаскать, тренировки на трассе и внетрасс однозначно лучше всего делать на жестких цепких лыжах, а толстые (мой тренер называл их лажами для ленивых, а она на минуточку, все время катала на FIS GS в том числе и в паудере) давали возможность повеселиться вволю.
Ботинки Salomon QST Pro 130 были только что купленные и доставили мне много проблем, подогнать и привыкнуть получилось только под самый конец. Ботинки оставили смешанные ощущения у меня, с одной стороны они легкие и подходят для ходьбы, с другой по сравнению, с моими предыдущими X-MAX 120, эти 130 куда более мягкие и у них куда меньше контроля. Гибридные ботинки в итоге не универсальные, а скорее модель для ски тура. А на фрирайд я в следующем году куплю себе 130 гоночные, чтобы наверняка. Пин крепления для ски тура также вызвали у меня вопросы в плане надежности, после того как я увидел как с ними намучалась женщина из хелиски тура.
Поводя Итог.
Скажу что доволен поездкой и не жалею солидной потраченной суммы, все стоило того.
В НЗ можно слетать и дешевле, если без занятий с тренерами и вертолетов. Для австралийцев это выгодная альтернатива сверх дорогим местным курортам. Если вы летите из далека, то это место чтобы насладиться необыкновенной красотой гор, причудливым климатом и летом продлить себе сезон еще на недельку или две.
Спасибо за внимание, буду рад ответить на ваши вопросы или учесть замечания или критику.
пс. ссылки на видео
https://1drv.ms/v/s!Ag0yO8F6u8FNqeRCiMhRjJZS4oYXEA
HELISKI
https://1drv.ms/v/s!Ag0yO8F6u8FNqqI1u7ECi8Gsi6B86w
OVERALL VIDEO
«Хоббитов видели?» TREBLE CONE, NZ
- 45
- 7
- 7
подскажите пожалуйста, открывается ли ссылка на видео?
У меня открываются обе, сначала просит зайти под учётной записью, закрываем окно и все хорошо, малость подтормаживает, но это могут быть проблемы с интернетом и т.п.
- 25
- 4
- 4
Не сразу поняла, при чем там напалм ) Скажите, а Клаус из Софы на канале в ютуб в последних роликах и старых (в кепке и белых штанах) - это один и тот же человек? Мы как-то обсуждали.. Такое впечатление, что разные.
- 2
Готовясь к поездке в НЗ, я переписывался с человеком, уехавшим туда на ПМЖ. "Учти - снег тут говно" - написал он мне кратко и это сразу врезалось в память. Я насмотрелся роликов по новозеландский павдер и про поезд, разбивающий толщу снега и тут на те! На самом деле, да, павдер можно катать вне трасс только в сам снегопад, снег мокрый, поскольку вокруг океан, и задувается он мгновенно, превращаясь в стиральную доску. Спасатели с удивлением смотрели на наши лыжи с талией больше 120.
И не спрашивайте, видел ли я хоббитов или киви, нет, не видел. Хотя, маори видел, это, видимо, и есть хоббиты)))